Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Цели:

 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.

2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, последовательность в изложении.

3. Воспитывать патриотические чувства, интерес к эпистолярному жанру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urok3.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Учимся писать письма».   5 класс

Цели:

 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.

2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, последовательность в изложении.

3. Воспитывать патриотические чувства, интерес к эпистолярному жанру.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, толковый словарь.

                                              Ход урока.

I. Организационный момент. (Приветствие, настрой.)

 - Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений – мы вместе проведём урок!

II.  Формирование темы урока.

Читаю отрывки текстов.

  1. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков.»   (А.П.Чехов. «Ванька». Письмо Ваньки дедушке.)
  2. «Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле,

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.»

            (А.С.Пушкин.  «Евгений  Онегин»)

 - Что я прочитала? (Письма.)

 - О чём мы сегодня будем говорить?

                             1

 - Наш урок будет посвящён древнему, благородному искусству – умению писать письма. Запишите тему урока.

 - Исходя из темы, какой цели мы должны достичь на занятии? (Сегодня на уроке мы узнаем, как и когда появилось письмо, познакомимся с его структурой и основными правилами переписки.)

III. Беседа по теме урока. Роль письма в современном мире.

 - Итак, письмо представляет собой эпистолярный жанр. Что означает слово «эпистолярный»? А что такое письмо? Поможет вам разобраться в этих терминах словарь русского языка С.И.Ожегова. (Записать определения в тетрадь.)

 - У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже берём мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта  и оперативнее, и удобнее. Но письмо, мне кажется, согретое теплом родных рук, наполненное душевным светом, всегда приятно получить.

?  А как считаете вы? Нужны ли в век новейших информационных технологий письма? Почему люди хранят письма годами?

Задание. Рассмотрим  примеры писем  (презентация)   (письмо интернетовское и традиционное может содержать один и тот же текст, но отличается способом письма: человеческий почерк и компьютерный шрифт со всевозможными смайликами.)

:) или : -) – улыбнулся

; - ) – подмигнул

: - / - я серьёзен   и т. д.

? В чём плюсы и минусы предложенных для анализа форм общения?

Учитель.1) Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS , но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.2) А.С.Пушкин – основоположник русского литературного языка, многое сделал для того, чтобы наш язык стал языком эпистолярной культуры. Его письма – образец словесного искусства. Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает.(Отрывок из письма М.Горького к сыну.) 3) А как ждали писем с фронта от своих мужей, сыновей, дочерей… Солдаты, сидя на привале, писали письма – треугольники домой своим жёнам, детям, родителям. Письма, которые одинаково ждали как солдаты, так и те, кого они защищали, придавали силы в трудные годы войны. В нашем музее села хранятся такие письма – треугольники. (слайд). Эти письма дают возможность окунуться в историческое прошлое нашей страны, почувствовать неразрывную связь поколений.

   Пример письма. «Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому. Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца…  Даша, родная. Береги наших детишек. Тебе , Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всём. Ты же в доме за старшего. Целую вас крепко, мои родные. Предстоит нам жаркий бой. Передавай мой привет всем родным. Ваш муж и отец. Михаил Яцков. 19 ноября 1943 года.»

 - Сделайте выводы.                                                                                                      

IV. Из истории письма.  Беседа по теме урока.

Вопросы. 

1) Для чего нужны письма? ( Письмо стало необходимым тогда, когда общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи стало невозможным.)

2) А как раньше люди обменивались сообщениями? (Индивидуальное задание)

Ученик. Люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали  то или иное значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени вождя… Очень интересно предание о «письме», которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться перед ним. Перенесёмся на несколько тысяч лет назад.

Сценка. (Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.)

Скиф. Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и 5 стрел.

Царь. Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?

 Скиф. Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)

Царь. Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства, и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу.

Горий. Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам , в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».(Оба недоумённо поглядели на предметы и ушли.)

Ученик. Вот вам послание  от древнего американского народа, от племени инков, - нити разных цветов. По цвету узнавали, прежде всего, о чём идет речь. Нить желтого цвета означает золото, белого – серебро, красного – воинов, чёрного – беда. А количество узелков на нити говорило о количестве предметов.

Ученик. А у славян было тоже узелковое письмо.(Показать узелки.)Но владели им избранные люди – волхвы – кудесники. Получалось громоздко. Когда люди поняли, что обмениваться предметами – посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать на камнях, скале, на доске.

Ученик. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». Найдено 12 берестяных листов, принадлежавших мальчику Онфиму. На одном из них надпись: «Поклон от Онфима ко Даниле» Видимо, это письмо к другу.(слайды)

Учитель. Современные формы и правила переписки сложились 180 лет назад. Пришли они из Англии. Рассмотрим их подробно.

V.Знакомство с оформлением писем.

Разыгрывается ситуация   «Получение письма». Адресат целый класс.

? Кто из вас, ребята, писал или получал письма? Написав письмо, вы вкладываете его в конверт. Что чётко и грамотно должно быть написано на конверте? (Адрес.)

? От слова АДРЕС образовалось новое слово АДРЕСАТ. Кто это? (Человек, который получит письмо.)

? А как можно назвать человека, который написал письмо? (Адресант.)

(На доске и в тетрадях ученики записывают слова:

Адресат – получатель,

Адресант – отправитель.)

 ? Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

                                  Правило 1. (слайд)

Полученное письмо может распечатать только его адресат. Нельзя читать чужие письма.

? Будем ли  отвечать?

                                        Правило 2. (слайд)

   Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3 – 5 дней после получения и в вежливой форме.

? Какие письменные принадлежности нужно приготовить? (Выбрать из канцелярских принадлежностей, выставленных на отдельном столике, те, которые нужны.)

                                       Правило 3.(слайд)

  Бумага и конверт должны быть в безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений. Дата ставится в правом верхнем углу. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складываем послание текстом внутрь.

? С чего начинать письмо?

  Пишут письма только в хорошем настроении. Учитывая, кто адресат, выбирают тон письма. Он может быть почтительным…(к бабушке, учителю), шуточным…(к приятелю, к самому близкому человеку – маме). Не   допустима фамильярность. Подумайте, о чём вы напишете, какой эпизод из своей жизни приведёте в письме.

                                     Правило 4.(слайд)

  В письме выделяются 4 обязательные части:

  1. Приветствие с обращением.
  2. «Приступ» (причина написания письма)
  3. Основной текст.
  4. Заключительная формула вежливости.

Задание. Учитель раздает заготовки писем.

  1. Найдите приветствие, «приступ», основную часть, прощание.
  2. Найдите ошибки (орфографические , пунктуационные, речевые)и исправьте их.

Текст.                              Здравствуй, мая дарагая мамочка!

  Я очень соскучился , поэтому решыл написать тебе письмо. Вот уже вторую ниделю я в гастях у тёти вали. Хочу рассказать тебе, как я правел вчерашний день. Рано утром мы с ребятами пошли на рыбалку. Я поймал трёх карасиков и ещё две рыбки. Незнаю, как они называются. Тётя Валя рада была моему улову и сварила вкусную уху. Мы ели её и сожалели, что тебя нет с нами. Досвидания мамочка. Нежно целую. Любящий тебя сын володя.

  1. Работа над отдельными частями письма.

Учитель. А сейчас поговорим о каждой части письма и научимся правильно её оформлять.

 - Как обратиться к адресату, на Вы или ты? От чего это зависит?

Слайд. Обращение – это слова, которыми один человек называет другого человека, обращаясь к нему.

  1. Официальное обращение:

Уважаемый Сергей Петрович!

  1. Интимное обращение:

Любимая мамочка!

  1. Доверительное обращение:

Дорогая моя бабушка Аня!

  1. Шуточное обращение:

Привет, ленка – пенка!

 - Ребята, а какие вы используете обращения в письме к своим близким? Запишите в тетрадь.

Слайд. «Приступ»

   В «приступе» описывается причина написания письма.

Я очень скучаю…   Мне необходим твой совет… Получила от тебя письмо…

Здание . Приведите примеры «приступов».

Слайд. Прощание – это слова, которые один человек говорит или пишет другому, расставаясь с ним.

Прощай(те) – вежливое слово. Употребляется при расставании надолго или навсегда.

До свидания – вежливое слово, которое употребляется при расставании.

                                      Схема прощания

До свидания                                                    Целую

Прощайте                          Х                             Обнимаю

До встречи                                                        Нежно целую

Пока                                                                     Крепко обнимаю

Задание. Составить и записать в тетради прощания, используя разные слова схемы.

Слайд.                Основное содержание письма.

Сообщение о новостях

Опишу вам, как я отдыхаю в деревне. Живём мы с бабушкой хорошо, дружно. Я ей помогаю по хозяйству. В свободное время хожу с ребятами в лес.

Вопросы адресату

Как вы живёте? Как ваше здоровье? Есть ли новости?

Благодарность

Спасибо за…

Просьба. Приветы.

Пишите чаще. Передавайте привет..

  1. Работа по таблице.
  2. Разбор примеров.

Письмо 1.

Здравствуй, Света!

  Я живу хорошо. А как ты? Отметки у меня хорошие. А какие у тебя? Здоровье у меня тоже хорошее. А как здоровье у тебя? Напиши, какая у вас погода. Ну, всё, писать больше нечего. До свидания.

Письмо 2.

Здравствуйте, Валентина Ивановна!

  Получила вчера письмо от Вас. Большое спасибо. Спешу ответить. Вот уже месяц мы живём в Ставрополе. Город мне очень понравился. Он огромный, просторный. Тут много памятников и красивых зданий. В школу мне ходить близко. Она большая. Но наша мне всё равно больше нравится. В неё всё кажется своим. Ребята здесь неплохие. Но лучше нашего 5Б на свете нет. Я сильно скучаю. До свидания. Мама и папа передают Вам привет. Света.

 - Анализ писем.

VI Закрепление изученного.

Задание 1.   Блиц – опрос.

 - Что такое письмо?

 - Назовите основные части письма.

 - В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… (дата)

 - Обращение обычно пишут… (в середине первой строки)

 - В конце письма следует…

 - Поля оставлять (можно, нужно, не обязательно?)

 - Почерк должен быть…

 - Писать карандашом…(можно, нельзя?)

 - Бумага должна быть…

 - Какие правила следует помнить, если вы переписываетесь с девочкой ( мальчиком) из другого государства? (Письмо должно быть составлено на языке адресата.)

Задание 2. Расшифруйте слово ПИСЬМО,  последовательно используя другие слова, начинающиеся имеющимися в нем буквами:

П (переписка, поздравление)

И (искренность, информация)

С (совет, секрет)

Ь

М (мысли, монолог)

О (обращение, откровенность)

  1. Творческая работа

Групповая работа: написание писем. Ситуации:

 - Из летнего лагеря маме.

 - Бабушке, живущей в другой местности.

 - Заболевшему учителю.

(Чтение работ)

VII Подведение итогов  урока. Выставление оценок.

Рефлексия. Закончите фразу: «Сегодня на уроке я…»

VIII Обобщение.

  Учитель. В одной компании было проведено исследование, которое показало, что тратится уйма времени впустую, читая «неэффективно» написанные письма. Основные проблемы – плохо составленные тексты, ошибки, в письме трудно найти важную информацию. Из – за этого компания теряет миллиарды долларов. Это материальная сторона проблемы. Научиться писать можно. Проблемы неумения грамотно писать при желании можно преодолеть. Но есть в нашу «бесписьменную» эпоху ещё одна важная проблема – духовная. Бесспорно, что в 21 веке мы не можем отказаться от телефона, Интернета. Нелепо было бы перечеркнуть плоды цивилизации и вернуться к голубиной почте. Но всё – таки почаще вспоминайте близких, пишите им письма, которые они, наверняка, будут бережно хранить годы и которые будут давать душевные силы в трудные времена. Пишите письма, ребята! Письма, как и рукописи, не горят!

 - Как мало всё же человеку надо!

Одно письмо. Всего – то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно…

Зажглись руин весёлые костры,

И всё вокруг вишнёво – золотое…

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно – хмельное!

Я теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звёзды, море и Памир.

Твоё письмо, в котором целый мир.

Как много всё же надо человеку.

                                Э.Асадов.

Д./з.: составить памятку «Как написать письмо»

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Конспекты уроков: Литература, окружающий мир, математика, изо, технология письмо, физкультура

Здесь предложенны мои технологические карты по всем предметам во время прохождения практики...

Открытый урок по теме "Учимся писать письмо"

Материал поможет подготовить обучающихся к письменной части экзамена по английскому языку...

конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс

В данном конспекте урока представлена  методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...

Конспект урока литературы "Письма из прошлого"

Урок   «Письма из прошлого»  посвящён 70-летию Великой Победы – победы советского народа над фашистской Германией, над коричневой чумой. Основной вопрос урока, в чем ж...

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...