Конспект урока литературы "Письма из прошлого"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Иванова Надежда Александровна

Урок   «Письма из прошлого»  посвящён 70-летию Великой Победы – победы советского народа над фашистской Германией, над коричневой чумой. Основной вопрос урока, в чем же загадочность русского характера, что позволило одержать победу в Великой Отечественной войне. Письма, иногда последние письма, настенные записки героев гестаповских тюрем, письма – завещания тех, кто  выбрал смерть ради жизни других, помогут нам  услышать голоса известных и неизвестных героев, мужественных солдат и хрупких девушек, закаленных бойцов и никогда ранее не державших в руках оружие людей.  Письма станут связующей ниточкой тех  сороковых  и  наших лет  нового тысячелетия.  Читайте их бережно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема урока: «Письма из прошлого…»

Цель урока:

  • Ученик, мотивированный на написание письма;
  • Ученик, понимающий, какую роль играли письма в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  • создать условия для овладения обучающимися знаниями, умениями по написанию письма;
  • сформировать понятия: письмо-завещание, письмо-информация, письмо-отношение;
  • показать роль писем в годы Великой Отечественной войны, представить формы существования писем в годы войны;
  • воспитывать ответственных граждан Российской Федерации, умеющих сопереживать, любить, дарить теплоту сердца, выражать чувства в форме письма.

Ход урока.

I этап урока- мотивационный: подготовка к восприятию темы.

  1.  Чтение учителем наизусть стихотворения К.Симонова «Жди меня»

                                         Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

                                                    Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

 Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

 Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

                                                    Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И сними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

                                                                                         1941

- Сегодняшний урок  «Письма из прошлого» мы посвящаем 70-летию Великой Победы – победы советского народа над фашистской Германией, над коричневой чумой.

Мы будем  прочитывать то, что  поможет найти ответ на вопрос, в чем же загадочность русского характера, что позволило одержать победу в Великой Отечественной войне.

Письма, иногда последние письма, настенные записки героев гестаповских тюрем, письма – завещания тех, кто  выбрал смерть ради жизни других, помогут нам  услышать голоса известных и неизвестных героев, мужественных солдат и хрупких девушек, закаленных бойцов и никогда ранее не державших в руках оружие людей.

 Письма станут связующей ниточкой тех  сороковых  и  наших лет  нового тысячелетия.

 Читайте их бережно.

  1. Рассказ о письмах с фронта

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Кому неизвестно, сколько радости, счастья приносят письма родных, получаемые на фронте, и с каким нетерпением и тревогой ожидаются письма с фронта. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции – конвертов, открыток, бумаги. Солдаты, примостившись кто как мог, положив листок бумаги на пенек, вещмешок или спину товарища, сосредоточенно, как бы оставаясь один на один со своими мыслями, и в то же время торопливо пишут письма домой, а чуть поодаль прикреплен на сосне почтовый ящик…

Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких – в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта – в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.

Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы.

Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны кандидата искусствоведения С.П.Яркова:

«Мы, восемнадцатилетние, были неженатыми, но нам приходилось наблюдать за отцами семейств, когда в письме из дома кто-то из них находил нарисованное цветным карандашом неумелой ручонкой сына или дочки солнце. Надо было видеть лицо и глаза обладателя такого послания! Переживания, которые солдат не мог скрыть от своих товарищей, не поделиться с ними, были настолько сильными, что захватывали всех и оставались в памяти надолго. Такие моменты стоили многих политбесед, ибо затрагивали самые сокровенные струны человека, порождая возвышенные чувства любви и ненависти. И эти чувства, имеющие тончайшие индивидуальные оттенки, в сумме составляли общие и далеко не абстрактные для нас понятия  патриотизма и любви к Родине».

II  этап урока- изучение документов.

  1. Чтение солдатских писем

1 ученик.

«Последнее письмо Зои Космодемьянской матери – Л.Т.Космодемьянской».

«Дорогая мама!

Как ты сейчас поживаешь, как себя чувствуешь, не больна ли? Мама, если есть возможность, напиши хоть несколько строчек.

 Вернусь с задания, так приеду навестить домой.

                                                  Твоя Зоя.

17 ноября 1941 года»

Зоя Космодемьянская!

Это имя — легенда. Первым о ней рассказал корреспондент газеты «Правда» Петр Лидов. Его очерк «Таня» был опубликован в газете 27 января 1942 года. А теперь пусть заговорят документы. Вот что записано в «Акте о зверствах гитлеровцев и героической гибели 3. А. Космодемьянской», составленном Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков:

«Акт 1942 г. 25 января в д. Петрищево Грибцовского сельсовета Верейского района Московской области.

Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе председателя Грибцовского сельсовета т. Березина Михаила Ивановича, секретаря Струковой Клавдии Прокофьевны, колхозников-очевидцев колхоза «8 Марта» Кулика Василия Александровича и Ворониной Евдокии Петровны, составили настоящий акт в нижеследующем:

В период оккупации Верейского района немецкими солдатами в д. Петрищево была повешена девушка, назвавшая себя Таней. После оказалось, что это была девушка-партизанка из Москвы Зоя Анатольевна Космодемьянская, 1923 года рождения. Немецкие солдаты поймали ее в то время, когда она выполняла боевое задание — поджигала конюшню, в которой находились более 300 лошадей. Немецкий часовой обхватил ее сзади, и она не

успела выстрелить.

Ее повели в дом Седовой Марии Ивановны, раздели и начали допрос. Но получить какие-либо сведения от нее не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, ее повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала «нет», «не знаю». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить ее ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала 200 ударов. Она не кричала и даже не произнесла ни одного стона. И после этой пытки снова отвечала: «Нет! Не скажу! Не знаю!» Ее вывели из дома Ворониной, она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом Кулика. Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она просила пить, немец поднес ей зажженную лампу, и кто-то провел по ее спине пилой.

Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки ее были связаны, ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу, и водил ее до тех пор, пока не замерзал сам. Часовые менялись через пятнадцать минут. И так продолжали ее водить по улице целую ночь.

Утром построили виселицу, собрали население и публично повесили. Но и над повешенной продолжали издеваться. Ей отрезали левую грудь, ноги изрезали ножами. Когда наши войска погнали немцев от Москвы, они поспешили снять тело Зои и схоронить за деревней. Ночью спилили виселицу, как бы желая этим скрыть следы своего преступления.

Повесили ее в первых числах декабря 1941 г.  На что и составлен настоящий акт. Подпись комиссии.

Печать Грибцовского сельсовета». (ЦГАОР СССР, ф. 7021, оп. 31, д. 1064, лл. 150, 150 об.)

Вот уже более 50 лет в деревню Петрищево, «к Зое», приходят люди со всех концов земли поклониться ей. Она стоит гордая, вечно живая.

Останки Зои захоронены на Новодевичьем кладбище.

Записная книжка и последнее письмо к матери Л. Т. Космодемьянской хранятся в Центральном архиве ЦК ВЛКСМ.

2 ученик.

На всех этих фронтах сражались и воины-наровчатцы, проявляя мужество и отвагу. Около четырёх тысяч наших земляков удостоены высоких правительственных наград, 12 человек стали Героями Советского Союза. Это: Бородин Николай Иванович, Ширяев Павел Николаевич, Сорокин Павел Васильевич, Спирин Пётр Петрович, Матюшкин Василий Ефимович, Тремасов Дмитрий Егорович, Плешаков Александр Яковлевич, Харитошкин Василий Иванович, Сарычев Фёдор Кузьмич, Милюков  Александр Иванович, Милованов Андрей Алексеевич, Черябкин Пётр Лаврентьевич.

В Наровчатском краеведческом музее бережно хранится письмо, написанное 23 июня 1941 года, на второй день войны. Его адресует в Наровчат из далекого города Елабуги рядовой Советской Армии Потапов. Письмо кажется немного официальным и патриотичным, но в тоже время почти в каждой строчке чувствуется забота и тревога о родных, безызвестность ближайшего будущего.

«…Добрый день, многоуважаемая Васена!

Шлю свой горячий сердечный привет, крепко целую, жму руки Васене, Коле, Лизе. Васена, я в начале своего письма предупреждаю и крепко предупреждаю: не вздумай заболеть от расстройства, после того как ты слушала по радио речь о нападении на наши границы провокаторов сволочей - фашистов. Васена, перед тобой стоит ответственная задача - воспитывать сына Колю и дочь Лизу, как бы это не было тяжело для тебя.

Васена, я вынужден тебя предупредить, что обязан перед страной защищать границы родины, а поэтому вернусь или нет не знаю, а ты не вздумай, что сделать, заболеть и не оставь детей без надзора. Васена, я тебя прошу сердечно, не сомневайся, будь горда, что мне придется защищать Отечество. Я уже 18.05.1941 г. здесь принял присягу, да хотя бы и не принял, как гражданин обязан до последней капли крови защищать Родину.

Коля, Лиза учитесь, старайтесь, слушайтесь мать, как можно серьезно, не капризничайте, ей теперь и так тяжело. Ну а ты, Васена, меньше плачь и расстраивайся, ведь ты этим не поможешь, а только больше для себя боли и для ребят. Васена, не волнуйся, ведь я в почетной армии нашей страны, и ты этим гордись. У нас 22 июня была проведена маевка, все мы были в лесу и весь комсостав с семьями, проводили весело выходной день, а в 7 часов вечера были нарушены наши границы сволочами. Васена, мы находимся в Елабуге, если перебросят, дам телеграмму, что выехал из Елабуги по назначению. А на это письмо не давай ответа, так как не знаю, буду я здесь или нет. Васена, прошу спокойствия.

С приветом, крепко целую  Васену, Колю, Лизу и жму крепко руки. Всем передавай привет.

Ваш папа».

3 ученик.

Несмотря на краткость, сухость изложения, письма военных лет очень трогательные. Недаром их изучением занимаются многие историки и литературоведы, их публикуют, им посвящают целые серии книг.

Вот, к примеру, письмо военврача III ранга Софьи Лалаян от 17 мая 1942 года, которое было опубликовано в журнале «Советский музей».

«Здравствуй сестренка!

Склонилась ночь над строгою Невою. Фашисты хотели сломить наш город Ленинград. Не выйдет! Нет! Не будет им добычи, не разгромить наших прекрасных фабрик и дворцов, не осквернить им ленинградского величия, творения наших дедов и отцов!

Вспомни, сестра, известные слова Александра Невского: «Тот, кто с мечом придет на нашу землю, от меча и погибнет».

Терпели много, пройдет и эта буря. Настанет час, и мы опять соберемся в нашей семье, в уютном теплом уголке. Пока руки действуют, ноги целы, глаза видят, мы обязаны служить нашей славной Родине. Мы для Родины существуем, и до конца своей жизни будем служить ей. Мы многим обязаны ей».

4 ученик.

Воспоминания о войне одни из самых тяжелых. В наровчатском музее хранится военный билет, награды и удостоверения Остапчук Александра Васильевича.

Александр Васильевич прошел огневые версты, начиная со 2 июля 1941 года по 1 марта 1945 года. В боях за город Хемницы (Германия) в марте 1945 года был тяжело ранен в обе ноги. Затем эвакогоспиталь города Котовска Тамбовской области. Ратные подвиги лейтенанта Остапчук были отмечены неоднократно боевыми наградами: орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За трудовое отличие и трудовую доблесть». Куда только не бросала судьба Александра Васильевича в суровые сороковые годы. Но, несмотря на это в передышке между боями он писал письма своим родным и любимой жене на Родину в Наровчат, на тихую улицу им. Куйбышева.

Письмо от 21.08.1942 года.

«Здравствуй, Шуренок и мама!

Письма от вас получаю аккуратно. Живу я пока ничего. На днях получил от командования благодарность за участие в борьбе против фашистов. Мой взвод уничтожил несколько дзотов вместе с пулеметами и фашистами и в дальнейшем думаю еще лучше бить проклятых детоубийц, которые поругают нашу Родину. Да, Шуренок, многое приходится переживать здесь, но ничего не попишешь, на юге еще жарче, там гады сконцентрировали все свои силы и стараются захватить наши богатства. Опасность серьезная, но все же я думаю и убежден, что эта опасность опрокинется на голову фашистских гадов. Шура, вместе с твоим письмом, в один день я получил письмо от Александры Васильевны Корнеевой, которая пишет о своем горе, но что же делать, таких людей теперь много и будет еще больше, без этого война не бывает. Шуренок, насчет аттестата я чего-то тебя не понял, получила ты его или нет. Деньги тратьте на питание, я пришлю еще, но только сейчас задержали, ты же сама должна понимать почему, все же находимся на передовой.

К гулу орудий и мин я уже привык, а трескотня пулеметов и автоматов считается детскими игрушками, хотя от них гибнет больше людей. На днях над нашей землянкой пролетал разведывательный самолет, его бойцы подбили, вспыхнуло пламя, я так и думал, что сейчас рухнет он на землю, но сволочь гулял и улетел на свою территорию. Самолеты противника посещают нас ежедневно и сбрасывают «подарки» килограмм по 500. Но эффекта от их бомбежек почти нет.

Шуренок, я очень рад, что Геночка чувствует себя хорошо, пусть растет и будет здоровеньким, крепко его целую. Пиши письмо подробнее, ведь для меня здесь, живущего в сопках и болотах, ничего больше невидящего, интересно каждое живое слово. Ну пока, до свидания. Крепко целую тебя, Шуренок.

от Саши».

Александр Васильевич встретил волнующий День Победы в госпитале, где находился вплоть до августа 1945 года. А дома его уже с нетерпением ждали родные. И наконец-то долгожданная встреча: слезы, радость, воспоминания, тысячи вопросов, суета и хлопоты мирного времени, мечты. В 1950 году исполнилась заветная мечта Александра Васильевича, после окончания Московского государственного института он получил профессию – педагог. До сих пор, хотя Александра Васильевича давно уже нет среди нас, память о нем хранят его бывшие ученики.

  1. Беседа.

Выскажите свои мысли, опишите чувства, возникшие после прочтения писем.

В чём сходство прочитанных писем? В чём их различие?

Что объединяет авторов  писем? (чувство долга перед погибшими однополчанами и их родными, ответственность за сохранение памяти о них, беспокойство о близких людях)

3 этап урока – слово учителя.

Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии.

В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.

Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.

От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты.
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.

Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета…

Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.

Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.

Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:
Ты – жив! О том наверняка
Никто другой уж не напишет.

В канун Дня победы люди с особым чувством ожидали писем.

- Мы читаем «строки, опаленные войной», мы читаем последние письма. Иногда они написаны не на бумаге. Иногда это настенные надписи в гестаповских застенках, или записки из фашистского  концлагеря, или надписи на нарах фашистских казематов.

Чтение учителем стихотворения

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

 На конверте в углу номер почты стоит полевой.

 Это в сорок втором мой отец написал моей маме

 Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

 Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

 Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

 Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Я читаю письмо, и как будто все ближе и ближе

 Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

 Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу

 Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,

 Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

 Я читаю письмо и уверен, что если придется,

 Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.  

                                                               Андрей Дементьев «Письмо отца».

4 этап урока - Домашнее задание будет не совсем обычным: «Письмо неизвестному солдату»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

План-конспект открытого занятия "Наследие прошлых поколений"

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.«НАСЛЕДИЕ ПРОШЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ». Цели и задачи:Знакомство с глубинами истории и развитием кружевоплетения.(Мероприятие проходит в просторном кабинете и оформлен...

Конспект урока по литературе 9 кл "Встреча с прошлым"(по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Урок проводился в 9 классе при изучении темы"Творчество Н.В.Гоголя"...

Конспект занятия с членами замещающих семей на тему:"Прошлое-настоящее-будущее"

Данный коспект занятия может использоваться так в группойой (подгрупповой), так и в индивидуальной работе с членами замещающих семей такими специалистами, так психолог и социальный педагог. Этот матер...

План-конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое"

План-конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое"...

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Экскурсия в историю создания авторской песни...