Любовная лирика С.Есенина
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Косьянова Татьяна Александровна

Урок литературы в 11 классе

 

Цели урока:

показать динамику развития любовной лирики Есенина.

Задачи:

- на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками духовного становления личности поэта;

формирование духовных, нравственных качеств, умений правильно, объективно оценивать духовный и душевный мир человека, женщины, умений анализировать свои чувства и быть самокритичным;

развитие креативного мышления, формирование умений анализировать и высказывать собственное мнение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubovnaya_lirika_esenina.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

ТЕМА: «Любовная лирика С.А.Есенина»

Домашнее задание к уроку:

1 .Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза»

и Есенина «Пороша» и «Береза» (можно по группам).

  1. Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).
  2. Прочитать цикл «Персидские мотивы», проследить динамику сюжета

Цели урока:

показать динамику развития любовной лирики Есенина.

Задачи:

на примере любовной лирики знакомство учащихся с новыми страничками

духовного становления личности поэта;

  1. формирование духовных, нравственных качеств, умений правильно, объективно
    оценивать духовный и душевный мир человека, женщины, умений анализировать
    свои чувства и быть самокритичным;
  2. развитие креативного мышления, формирование умений анализировать и
    высказывать собственное мнение.

Оборудование и оформление урока:

Выставка сборников стихов о любви, экран, проектор, электронные пособия со

звукозаписями стихов, романсов.

На доске записана тема урока,

на экране - эпиграф:

«Любовь к женщине-лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному...» На перемене перед началом урока звучат романсы на стихи Есенина.

Формы и методы:

лекция с элементами беседы; конспектирование доклада, выразительное чтение и

анализ стихотворений, постановка проблемных вопросов, организация дискуссии,

самостоятельная работа с текстом; прослушивание звукозаписей, просмотр

видеосюжетов.

Ход урока

I.        Проверка  домашнего задания

Сопоставляем стихотворения Тютчева, Фета, Есенина.

II.        Слово учителя

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых - в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа - олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка,! Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913-1915).

III.   Читаем стихотворения и комментируем их (в исполнении учителя либо учащегося /наизусть/)

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием,  а  земная   «девушка-природа»   стала  мечтой-воспоминанием,  почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Где-то за садом несмело,        

Там, где калина цветет, Нежная девушка в белом .   Нежную песню поет.

Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

Сыпь, гармоника. Скука... Скука...

Гармонист пальца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной. Излюбили тебя, измызгали -

Невтерпеж:. Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Или в морду хошь ?

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения - жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил ?

Разлюбил ли тебя не вчера?

(В зависимости от уровня подготовленности учащихся и их умений работать самостоятельно

«Персидские мотивы» (1924-1925) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия.

Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-
идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После
революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля»,
«Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная
Персия («Голубая родина Фирдуси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди
покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» - противовес «Москве
кабацкой»:        
Улеглась моя былая рана

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Никогда я не был на Босфоре, Ты меня не спрашивай о нем. Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

Воздух прозрачный и синий, Выйду в цветочные чащи, Путник, в лазурь уходящий, Ты не дойдешь до пустыни. Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».

Однако Персия в художественном воображении поэта лишь временный покой. Одна из тем цикла - ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая».

Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина (и там есть «песня соловьиная», «розу кличет соловей») - не более чем миф, греза. Постепенно наступает разочарование:

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем,

Нищий лишь просит участья...

Глупое сердце, не бейся.

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желанный

Больше искать не буду.

Глупое сердце, не бейся.

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет -динамику, развитие чувств и настроений лирического героя.

(По циклу «Персидские мотивы» в зависимости от уровня подготовленности учащихся и их умений работать самостоятельно в группе можно использовать технологию метода проектов. Поставив проблемный вопрос «Верно ли утверждение, что «Персидские мотивы» - противовес «Москве кабацкой»?», организовать работу в группах (предусмотреть участие в каждой группе ученика, выполнявшего домашнее задание по теме) с последующим представлением выразительного чтения, анализа лирического стихотворения, обоснования своего мнения.)

IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)

(полное прослушивание стихотворения либо в звукозаписи, либо в исполнении

учителя)

Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924-1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики - современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня. - Какова основная тема этого произведения?

(Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)

-Каковы особенности размерного строения поэмы? (Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:

Я стал не тем, Кем был тогда...

Простите мне... Я знаю: вы не та.) -Каким мы видим лирического героя в этом произведении?

(Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш / Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни - «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы - чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «Вразвороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.)

Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков... был /И что... сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состояние «тогда» - «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел -/ Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:

Любимая! Меня вы не любили.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий...

Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствия, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья я кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем...»).

Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска «новой жизни», «новой славы». В современных! общественных преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности - «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу /Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:

Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик...

-        Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?

  1. Как понимаете определение яростный?
  2. Какой смысл приобретает это слово в данном контексте?

, Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя:

Не мучил бы я вас, Как это было раньше...

Простите мне..., не решаясь вмешиваться в ее жизнь:

Живите так, Как вас ведет звезда...

Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы», 1924).

Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами.

Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:

Какая ночь! Я не могу. Не спится мне. Такая лунность

Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.        .

Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах не цветы -

На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, ая- другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

V.        Прослушивание романсов на стихи С. Есенина.

VI.        Домашнее задание

  1. Подготовить материал для практикума «Литературоведы о любовной лирике
    Есенина», сформулировать проблемные вопросы для дискуссии.
  2. Возможен доклад(ы) (индивидуальное задание): «Прототипы есенинской лирики»;
    «Сыновья и материнская любовь в творчестве поэта».

3.Читать поэму «Анна Снегина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"

Презентация к уроку "Любовная лирика С.Есенина"...

Презентация "Любовная лирика С. А. Есенина".

Презентация-сопровождение к уроку литературы в 11 классе....

Конспект урока по литературе на тему "Любовная лирика Сергея Есенина".

урок-исследование, призванный показать динамику в развитии  любовной темы в лирике С. Есенина, обозначить специфику поэтических образов; раскрыть красоту и искренность чувств....

Любовная лирика С.А. Есенина

Открытый урок по литературе в 11 классе...

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...