Мастерская "Послушайте!"
методическая разработка (литература, 7 класс) на тему

Ефремова Татьяна Олеговна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poslushayte_masterskaya._7-y_klass.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon poslushayte2.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачётная работа обучающейся на  курсах повышения квалификации по программе «Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая мастерская» (СПбГУПМ,2001-2002 у. г.) Ефремовой Татьяны Олеговны.

Мастерская по творчеству В. Маяковского. Стихотворение «Послушайте!». 7-й класс( Программа по литературе для 5-9 классов среденй школы. Под ред.  члена- корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана –СПб, СпецЛит, 2000).

Мастерская проведена в 7 «Б» классе школы № 357 Московского района г. СПБ в 2002 году.

Пояснительная записка.

Мастерская проводится на начальном этапе изучения творчества В.Маяковского и предполагает «открытие» учащимися для себя этого поэта, ознакомление их с особенностями  его мировосприятия и поэтического стиля.

Мастерская создаёт условия для свободного вхождения в художественный мир Маяковского – яркий, своеобразный, сложный, часто не принимаемый неподготовленным читателем.

Непосредственно участвуя в увлекательном процессе создания поэтического текста, проживая и творчески переосмысливая каждую его строку, проигрывая ситуацию обращения лирического героя к слушателям, ученики 7-го класса не только становятся соавторами Маяковского, сопричастными его судьбе, - они заново открывают для себя мир и человека, испытывая иногда настоящее потрясение от буквально обрушивающихся на них вопросов.

Поэтому эту мастерскую можно рассматривать и как мастерскую ценностных ориентаций, способствующей формированию  мировоззрения школьников.

Кроме того, предложенная мастерская решает и другие воспитательные задачи, с которыми успешно справляются все мастерские: развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка, воспитание толерантности, чувства ответственности за свой выбор в этом мире  и т. д.

Всё это позволяет использовать эту мастерскую в учебно – воспитательном процессе.

Таким образом, ГЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ нашей мастерской является первоначальное знакомство с поэтом – Маяковским, особенностями его мироощущения и творческой манеры.

Мы ставили перед собой следующие цели:

  1. образовательные: совершенствование умения читать, воспринимать и интерпретировать лирическое произведение, а также создавать свой художественный текст ( мини – сочинение);
  2. развивающие: обогащение словарного запаса, развитие языкового чутья, образно – ассоциативного мышления и художественной интуиции, чувства ритма и стиля; артистических и иных творческих способностей; развитие эстетических и коммуникативных умений.
  3. Воспитательные: воспитание умения работать в группе, толерантности т чувства «локтя»; самоформирование мировоззрения и творческой индивидуальности, а также воспитание чувства ответственности за свой выбор в этом мире.

Ход мастерской.

I этап.

  1. Индукция.

-Послушайте! – обращается мастер к присутствующим. –Изобразите «беззвёздную муку». (Любым удобным для вас способом).

Индуктор обращает участников мастерской к самим себе, побуждает к внутреннему диалогу.

Задание вызывает замешательство, недоумение, иногда – раздражение своей неопределённостью и даже загадочностью. Оно «опрокидывает» сложившиеся  стереотипы:

        Многие изображают звёзды, а «беззвёздную муку»? Пробовал ли кто? Что такое «беззвёздная мука»? Как её изобразить? Зачем?

Поиск решения этой проблемы – это и есть та «беззвёздная мука», которую переживает сейчас каждый участник мастерской.

        Как выполнить задание? Может, отказаться?

Участники выведены из состояния «покоя», творческая мысль разбужена.

Долго размышлять не приходится: через 5-7 минут «беззвёздная мука» каждого должна быть «явлена миру» – «творческий продукт» афиширован.

При этом индуктор организует деятельность учащихся в направлении, «заданном» Маяковским.

Преодоление «беззвёздной муки» становится содержанием мастерской и выводит участников не только к пониманию творчества Маяковского, оно становится актом самопознания, способом постижения Бытия…

Поэтому выбранный индуктор не только психологически оправдан, он методически и даже философски обоснован; индуктор мотивирует дальнейшую деятельность участников мастерской.

  1. Создание индивидуального творческого продукта.
  2. Социализация.

Афиширование (вывешивание работ, проигрывание мизансцен и т. д.)

Участникам мастерской предлагается ознакомиться с работой каждого. На этом этапе учащиеся вступают в диалог с другими, соотнося свой личный опыт с опытом других.

Как у других? Справились ли они с заданием? Что изобразили? Почему не так, как я? Поймут меня? А я – смогу понять других? Смог ли я донести до других то, что хотел?

Подобные вопросы так или иначе встают перед участниками в процессе социализации. Рефлексия побуждает к самокоррекции.

Мастер просит «отозваться» на понравившиеся работы и предлагает объединиться в группы по 5-7 человек, давая возможность высказаться, поделиться впечатлениями.

Между тем «беззвёздная мука» продолжается. А хочется Света… Подсознание уже шлёт информационный запрос, во всяком случае уже есть готовность к получению новой информации.

II этап.

  1. Обращение к новой информации и её обработка.

Мастер не спешит «освободить» участников от «муки». Путь к Свету каждый должен отыскать сам.

Следующее задание – шаг к этому.

Деконструкция / Реконструкция.

Каждой группе предлагается листок с фрагментом «стихотворения». «стихотворение» разделено на строки. Собственно, это и текстом назвать нельзя: знаки препинания не расставлены, границы предложениё не обозначены. Учащимся предлагается реконструировать художественный текст.

Здесь могут возникнуть вопросы литературоведческого и лингвистического характера:

Разве это стихотворение? что вообще считать стихотворением? Как найти начало/конец предложения? Какой знака поставить и где? Где сделать паузу? Зачем?

Идёт работа над формальной и содержательной стороной стихотворения (ученики на практике убеждаются в их неразрывном единстве и взаимосвязи).

Здесь может возникнуть потребность в справочных материалах (по теории стиха, лингвистике). Предусмотрительный мастер позаботится об этом заранее, и информацию (доступную!) предоставит.

Если запроса не последует, порадуемся за наших  талантливых учеников: в каждом «скрыт» Поэт. Но это позже, а сейчас необходимо не только «воссоздать» стихотворение, но и «подготовить» его «к печати», а затем и «напечатать» (листочки с текстовыми фрагментами разрезаются, каждая часть наклеивается на листы картона, чтобы текст имел «вид стхотворения»).

  1. Социализация.

Афиширование.

Опять – вопросы и «открытия»; саморефлексия и самокоррекция.

Что другая группа «прочитала» не так, как наша? Почему? Кто прав?

Возникает потребность узнать, «как у автора?».

Информационный запрос поступил, и мастер предоставляет необходимую информацию, раздавая листочки с «правильным» текстом, называя автора.

  1. Обработка новой информации. Создание «творческого продукта».
  1. Подготовьте стихотворение к представлению другим группам.

Как?

Решает каждая группа самостоятельно.

Здесь идёт работа по осмыслению содержания и формы стихотворения (интерпретация художественного текста), по развитию речи (выразительное чтение).

  1. Социализация. Предъявление «творческого продукта».

Группы выступают, предъявляя своё прочтение стихотворения.

-Какие остались вопросы у вас? –спрашивает мастер.

Все вопросы записываются на доску. (см. приложение).

  1. Деконструкция / Реконструкция.

Варианты.

8.1. Участники пишут ответ на один из них (индивидуально).

( в том случае, если стихотворение давалось в полном объёме) – см. приложение.

Если же это был фрагмент, мастерская продолжается.

  1. Мастер обращает внимание участников, что стихотворение не закончено (если ещё не догадались; скорее всего, как заканчивается оно, уже хотят все) и предлагает закончить его каждому самостоятельно  - здесь и сейчас. На это отводится 10 минут.

Создание «творческого продукта».

  1. Социализация.

Афиширование, саморефлексия и самокоррекция.

-Как у автора?

Мастер читает вслух стихотворение, ученики следят по книгам.

  1. Создание «творческого продукта» - итог мастерской творческого письма.

-Просмотрите ещё раз все свои записи, текст стихотворения и выберите 3-4 слова, которые вам кажутся наиболее важными, интересными, которые притягивают ваше внимание и запишите их на чистом листе бумаги.

  1. Выберите одно из этих слов. Выбранное вами слово – заголовок будущего текста. Напишите его здесь и сейчас. Вариант: создание иллюстрации к любому фрагменту текста.

На это отводится 10 минут.

  1. Социализация.
  2. Общая рефлексия.

Мастер предлагает начать её словами «Послушайте!».

Каждый делится тем, что пережил, чему научился. О чём задумался – своими впечатлениями, чувствами, мыслями.



Предварительный просмотр:

Зачётная работа обучающейся на  курсах повышения квалификации по программе «Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая мастерская» (СПбГУПМ,2001-2002 у. г.) Ефремовой Татьяны Олеговны.

Мастерская по творчеству В. Маяковского. Стихотворение «Послушайте!». 7-й класс( Программа по литературе для 5-9 классов среденй школы. Под ред.  члена- корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана –СПб, СпецЛит, 2000).

Мастерская проведена в 7 «Б» классе школы № 357 Московского района г. СПБ в 2002 году.

Пояснительная записка.

Мастерская проводится на начальном этапе изучения творчества В.Маяковского и предполагает «открытие» учащимися для себя этого поэта, ознакомление их с особенностями  его мировосприятия и поэтического стиля.

Мастерская создаёт условия для свободного вхождения в художественный мир Маяковского – яркий, своеобразный, сложный, часто не принимаемый неподготовленным читателем.

Непосредственно участвуя в увлекательном процессе создания поэтического текста, проживая и творчески переосмысливая каждую его строку, проигрывая ситуацию обращения лирического героя к слушателям, ученики 7-го класса не только становятся соавторами Маяковского, сопричастными его судьбе, - они заново открывают для себя мир и человека, испытывая иногда настоящее потрясение от буквально обрушивающихся на них вопросов.

Поэтому эту мастерскую можно рассматривать и как мастерскую ценностных ориентаций, способствующей формированию  мировоззрения школьников.

Кроме того, предложенная мастерская решает и другие воспитательные задачи, с которыми успешно справляются все мастерские: развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка, воспитание толерантности, чувства ответственности за свой выбор в этом мире  и т. д.

Всё это позволяет использовать эту мастерскую в учебно – воспитательном процессе.

Таким образом, ГЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ нашей мастерской является первоначальное знакомство с поэтом – Маяковским, особенностями его мироощущения и творческой манеры.

Мы ставили перед собой следующие цели:

  1. образовательные: совершенствование умения читать, воспринимать и интерпретировать лирическое произведение, а также создавать свой художественный текст ( мини – сочинение);
  2. развивающие: обогащение словарного запаса, развитие языкового чутья, образно – ассоциативного мышления и художественной интуиции, чувства ритма и стиля; артистических и иных творческих способностей; развитие эстетических и коммуникативных умений.
  3. Воспитательные: воспитание умения работать в группе, толерантности т чувства «локтя»; самоформирование мировоззрения и творческой индивидуальности, а также воспитание чувства ответственности за свой выбор в этом мире.

Ход мастерской.

I этап.

  1. Индукция.

-Послушайте! – обращается мастер к присутствующим. –Изобразите «беззвёздную муку». (Любым удобным для вас способом).

Индуктор обращает участников мастерской к самим себе, побуждает к внутреннему диалогу.

Задание вызывает замешательство, недоумение, иногда – раздражение своей неопределённостью и даже загадочностью. Оно «опрокидывает» сложившиеся  стереотипы:

        Многие изображают звёзды, а «беззвёздную муку»? Пробовал ли кто? Что такое «беззвёздная мука»? Как её изобразить? Зачем?

Поиск решения этой проблемы – это и есть та «беззвёздная мука», которую переживает сейчас каждый участник мастерской.

        Как выполнить задание? Может, отказаться?

Участники выведены из состояния «покоя», творческая мысль разбужена.

Долго размышлять не приходится: через 5-7 минут «беззвёздная мука» каждого должна быть «явлена миру» – «творческий продукт» афиширован.

При этом индуктор организует деятельность учащихся в направлении, «заданном» Маяковским.

Преодоление «беззвёздной муки» становится содержанием мастерской и выводит участников не только к пониманию творчества Маяковского, оно становится актом самопознания, способом постижения Бытия…

Поэтому выбранный индуктор не только психологически оправдан, он методически и даже философски обоснован; индуктор мотивирует дальнейшую деятельность участников мастерской.

  1. Создание индивидуального творческого продукта.
  2. Социализация.

Афиширование (вывешивание работ, проигрывание мизансцен и т. д.)

Участникам мастерской предлагается ознакомиться с работой каждого. На этом этапе учащиеся вступают в диалог с другими, соотнося свой личный опыт с опытом других.

Как у других? Справились ли они с заданием? Что изобразили? Почему не так, как я? Поймут меня? А я – смогу понять других? Смог ли я донести до других то, что хотел?

Подобные вопросы так или иначе встают перед участниками в процессе социализации. Рефлексия побуждает к самокоррекции.

Мастер просит «отозваться» на понравившиеся работы и предлагает объединиться в группы по 5-7 человек, давая возможность высказаться, поделиться впечатлениями.

Между тем «беззвёздная мука» продолжается. А хочется Света… Подсознание уже шлёт информационный запрос, во всяком случае уже есть готовность к получению новой информации.

II этап.

  1. Обращение к новой информации и её обработка.

Мастер не спешит «освободить» участников от «муки». Путь к Свету каждый должен отыскать сам.

Следующее задание – шаг к этому.

Деконструкция / Реконструкция.

Каждой группе предлагается листок с фрагментом «стихотворения». «стихотворение» разделено на строки. Собственно, это и текстом назвать нельзя: знаки препинания не расставлены, границы предложениё не обозначены. Учащимся предлагается реконструировать художественный текст.

Здесь могут возникнуть вопросы литературоведческого и лингвистического характера:

Разве это стихотворение? что вообще считать стихотворением? Как найти начало/конец предложения? Какой знака поставить и где? Где сделать паузу? Зачем?

Идёт работа над формальной и содержательной стороной стихотворения (ученики на практике убеждаются в их неразрывном единстве и взаимосвязи).

Здесь может возникнуть потребность в справочных материалах (по теории стиха, лингвистике). Предусмотрительный мастер позаботится об этом заранее, и информацию (доступную!) предоставит.

Если запроса не последует, порадуемся за наших  талантливых учеников: в каждом «скрыт» Поэт. Но это позже, а сейчас необходимо не только «воссоздать» стихотворение, но и «подготовить» его «к печати», а затем и «напечатать» (листочки с текстовыми фрагментами разрезаются, каждая часть наклеивается на листы картона, чтобы текст имел «вид стхотворения»).

  1. Социализация.

Афиширование.

Опять – вопросы и «открытия»; саморефлексия и самокоррекция.

Что другая группа «прочитала» не так, как наша? Почему? Кто прав?

Возникает потребность узнать, «как у автора?».

Информационный запрос поступил, и мастер предоставляет необходимую информацию, раздавая листочки с «правильным» текстом, называя автора.

  1. Обработка новой информации. Создание «творческого продукта».
  1. Подготовьте стихотворение к представлению другим группам.

Как?

Решает каждая группа самостоятельно.

Здесь идёт работа по осмыслению содержания и формы стихотворения (интерпретация художественного текста), по развитию речи (выразительное чтение).

  1. Социализация. Предъявление «творческого продукта».

Группы выступают, предъявляя своё прочтение стихотворения.

-Какие остались вопросы у вас? –спрашивает мастер.

Все вопросы записываются на доску. (см. приложение).

  1. Деконструкция / Реконструкция.

Варианты.

8.1. Участники пишут ответ на один из них (индивидуально).

( в том случае, если стихотворение давалось в полном объёме) – см. приложение.

Если же это был фрагмент, мастерская продолжается.

  1. Мастер обращает внимание участников, что стихотворение не закончено (если ещё не догадались; скорее всего, как заканчивается оно, уже хотят все) и предлагает закончить его каждому самостоятельно  - здесь и сейчас. На это отводится 10 минут.

Создание «творческого продукта».

  1. Социализация.

Афиширование, саморефлексия и самокоррекция.

-Как у автора?

Мастер читает вслух стихотворение, ученики следят по книгам.

  1. Создание «творческого продукта» - итог мастерской творческого письма.

-Просмотрите ещё раз все свои записи, текст стихотворения и выберите 3-4 слова, которые вам кажутся наиболее важными, интересными, которые притягивают ваше внимание и запишите их на чистом листе бумаги.

  1. Выберите одно из этих слов. Выбранное вами слово – заголовок будущего текста. Напишите его здесь и сейчас. Вариант: создание иллюстрации к любому фрагменту текста.

На это отводится 10 минут.

  1. Социализация.
  2. Общая рефлексия.

Мастер предлагает начать её словами «Послушайте!».

Каждый делится тем, что пережил, чему научился. О чём задумался – своими впечатлениями, чувствами, мыслями.