Урок "Любовь сильнее смерти"(По жизни и творчеству И.С.Тургенева)
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Рыбникова Ирина Александровна

Урок литературы в 10 классе "Любовь сильнее смерти"  поможет учащимся восстановить основные этапы жизни и творчества И .Тургенева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_zhizni_i_tvorchestvu_turgenenva.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы  в  10-ом классе:

«ЛЮБОВЬ сильнее смерти»

Цели урока:

Познавательные –расширить знания уч-ся по творчеству И.С.Тургенева, раскрыть красоту духовного мира влюбленного;

развивающие - развивать навыки выразительного чтения наизусть, умение аргументировать свою точку зрения;

воспитательные - воспитывать в себе человека, умеющего любить.  

Оборудование: компьютер,экран, проектор, запись: пьеса Э. Морриконе из х/ф «Профессионал»; инструментальная пьеса «Рассказы о любви» А. Вентуры, «Серенада» Шуберта, «Маленькая малышка» Вангелиса; пьеса «Ромео и Джульетта» Нино Рота.

Предварительное задание:

Старшеклассникам предлагается ответить на вопросы:

По какому признаку двое возлюбленных выбирают друг друга из десятков и сотен людей: по зову разума, души или тела?

С какими понятиями ассоциируется у. вас слово «любовь»? Создайте ассоциативную цепочку.

Создайте список качеств, которые вы хотели бы увидеть в своих возлюбленных.

Звучит инструментальная пьеса «Ромео и Джульетта»   Нино Рота.

I.  Учитель объявляет тему урока и его эпиграф:        

                       Я у тебя учусь и верить и любить.

                       И чудный гимн любви —

                       один из гимнов рая —

                       В слова стараюсь перелить.

                       С. Надсон

Учитель: Как много сказано и написано о любви! Наш «великий и могучий» русский язык способен выразить все — даже само существование духа, саму сущность любви, в которой целиком отражается человек со всеми своими страстями. Вероятно, поэтому, всякое сильное переживание обязательно ищет выхода в слове.

Русская литература всегда шла под знаком любви. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Толстого, Бунина, Набокова и многих других писателей. Не был исключением и Иван Сергеевич Тургенев.

Звучит вальс Штрауса (фрагмент).

2-й ведущий:  XIX  век. Салоны великосветских красавиц. Благородные кавалеры, дамы с оголенными плечами, сверкающие бриллиантами, мимолетные взгляды, «нечаянные» касания рук,  блеск глаз... Представляете, как под звуки салонной музыки произносили «люблю»? Это там, в XIX веке, ради любви и чести погибали: достаточно было неосторожного слова, нескромного взгляда и – дуэль. Тогда любовь звучала с пылкой силой,  она была реальностью жизни. А есть ли любовь сейчас, и что она значит вас, людей третьего тысячелетия?

Ответы ребят.

II. Учитель: Давайте вместе построим «словесную цепочку», первым словом в которой будет слово «любовь»,  а последующими – понятия, с  которыми у вас любовь ассоциируется.

Ребята  продолжают        «словесную цепочку»: любовь – свидание – встреча – поцелуй и т.д.  Желательно, чтобы последним было слово «жизнь». Глядя на написанное, дети определяют, что любовь – это жизнь, без этого  чувства нет настоящей жизни. Может быть и другой вывод, исходя из слов, представленных в «словесной цепочке». Но задача учителя подвести ребят к мысли, что любовь необусловлена: один человек любит другого вне зависимости от его внешности, поступков; она уникальна:        направлена к душе человека и основана на уважении; она вечна: любовь проходит через всю нашу жизнь (любовь к родителям, друзьям, любимым).

На экране вы видите ромашку.Середина цветка- это вы, а лепестки- ваши ипостаси.Без лепестков-ипостасей вы просто не сможете жить.И счастлив человек только тогда , когда он любит и любим во всех ипостасях.

1-й  в е д у щ и й: Замечательно,  что любовь для вас не миф, а реальность. Что может быть прекраснее любви! Все влюбленные немного похожи, независимо от того, в каком веке они  живут. Любовь «вырывает» человека  из повседневности и полностью подчиняет себе. И тогда все в  одночасье становится с ног на голову, и сойти с ума оказывается просто и радостно. Это может продолжаться всего несколько минут, а может несколько лет или всю жизнь — не важно. Для того, чтобы любовь была бессмертной, ей не надо быть вечной — ей достаточно одного мгновения.

Звучит музыка Э. Морриконе из х/ф «Профессионал». На фоне музыки ученик декламирует отрывок из стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Стой!»

           III.  Как часто личный опыт художника становится предметом высокого искусства. Вот и   эти прекрасные строки из стихотворения в прозе «Стой!» родились из пережитого чувства к женщине.

     2-й  в е д у щ и й: Каким же был человек, сумевший с такой пылкой страстью передать свои чувства к любимой? Перед вами портрет Ивана Сергеевича  Тургенева (показывает портрет писателя работы Репина или Перова). Вглядитесь внимательно в это лицо, глаза, во весь внешний облик писателя .

Вот что говорили о Тургеневе его современники.

        Он был одним из замечательнейших писателей

и в то же время самым прямым, самым искренним и самым честным человеком, каких только можно встретить.

Был хорош собой: благородная осанка, милая улыбка, грива седых волос, откинутых назад над прекрасной формы лбом, и глаза — умные, пронзительные, честные, глаза очень хорошего человека.

       

1-й в е д у щ и й: Тургенев изъездил весь свет, знал всех великих людей своего времени, прочитал все, что только в силах прочитать человек и говорил на всех языках Европы так же свободно, как и на своем родном.

Его любимым писателем был немецкий философ Артур Шопенгауэр, а из всемирно известных литературных героев Тургенев выше всех ценил Дон Кихота.

Истинно русский писатель, он большую часть жизни прожил за границей. Но и вдали продолжал любить Россию, как любят ее на чужбине: какою-то жгучею, мучительною любовью. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись», — часто повторял Иван Сергеевич.

Он без разбора жертвовал всем нищим: достаточно было носить имя русского, чтобы быть принятым в его доме, чтобы найти его кошелек открытым и слышать из его уст ласковое слово. Если б возможно было составить список деньгам, которые Тургенев раздал в своей жизни тем, кто к нему обращался, сложилась бы сумма большая той, какую он прожил. Нравственная доблесть его превышала все его недостатки.

          2-й в е д у щ и й: Любовь, поклонение женщине наполнили всю его жизнь и в очень значительной степени творчество. Это был истинный певец чистой и благородной любви. Образами героев своих произведений он довольно откровенно рассказал нам о тайных муках своего сердца.

 На фоне музыки ученик декламирует отрывок из поэмы И. С. Тургенева «Андрей».

Чтец:              Сначала самого любовь должна

Расти неслышно, как во сне глубоком

Дитя растет...

Огласка ей вредна:

Как юный гриб, открытый зорким оком,

Замрет, завянет, пропадет она...

Потом вы можете ее с потоком

Сравнить, с огнем, и с лавой, и с грозой...

…Но первый страх и трепет сердца.

Его внезапный, первое страдание.

Отрадно грустное, как первый звук

Печальной песни, первое желание,

Когда в огне нежданных слез и мук

С  испугом просыпается сознание

И вся душа заражена тоской...

Как все это прекрасно, боже мой!

Учитель:    Первый трепет сердца... Первое страдание... Первая любовь в поэме Тургенева «Андрей»... Давайте еще раз, но очень внимательно, посмотрим на этот отрывок из поэмы Ивана Сергеевича  и ответим словами автора, какая же она первая любовь.

Ребятам читают на экране текст поэмы Тургенева «Андрей». Они находят слова,определяющиепонятие«любовь»:
-- неслышная, прекрасная, бешеная, огненная, грозовая (как молния);
-- разрушающая, сметающая все на своем пути, мучительная, желанная, ---------приятная, нежданная, трепетная, отрадная, горькая, внезапная.

1-й  в е д у щ и й:    Итак, первая любовь — она и скрытная, и трепетная, и мучительная, но всегда прекрасная. Вы словно пробуждаетесь: смотрите на себя как бы со стороны, стремитесь быть  рядом с любимым, ищите свое отражение в его глазах — и земля уплывает из-под ног.

Именно эти блаженно-мучительные и высокие чувства испытает пятнадцатилетний  Тургенев «на даче против Нескучного», а будучи уже зрелым человеком и известным писателем, вспомнит о них в одном из

лучших своих произведений — повести «Первая любовь». Душевное

переживание  героя, место действия, события — все соответствовало действительным фактам из жизни Ивана Сергеевича.

Необычно бережно повествует писатель о необъяснимых словами «безымянных ощущениях».

 

2-й в е д у щ и й: Прообразом Зинаиды Засекиной была девятнадцатилетняя княжна Екатерина Шаховская, племянница известного в начале XIX века драматурга. Она была возлюбленной Тургенева, и именно ее черты характера и внешности мы видим в героине повести.

Учитель:Давайте посмотрим , какие качества   вы хотели бы видеть в своих любимых.(Было проведено анкетирование)

На первом месте умение любить, 2) честность, 3) доброта, 4) внешность,                                   5) общительность, чувство юмора, ответственность

 Какие же из них совпадают с чертами возлюбленной Владимира?

                                                  Ответы  ребят.

1-ый ведущий.Мы говорили,что повесть «Первая любовь» во многом автобиографична. В судьбе Владимира так же, как и в судьбе самого Тургенева, первая любовь была безответной, неразделенной — ему предпочли другого. И то, что «другим» окажется отец, отложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь писателя, на его отношения с женщинами.

Вспомните сцену, где отец ударяет Зинаиду хлыстом по обнаженной руке, а она целует рубец, оставшийся от удара? Сын видит это и убегает на берег реки, где горько плачет. Обожая Зинаиду, он не сдвинулся с места, чтобы помочь ей. И вот это уже вполне Тургенев, будущий знаменитый писатель, который сам о себе говорил: «Мужество — не моя добродетель».

Вскоре после этих событий Иван Сергеевич уезжает в Берлин, где основательно снимается науками: изучает историю греческой литературы, латинскую и греческую грамматику, философию Гегеля и нету него на душе ничего, кроме молодости и порыва все взять, не упустить, узнать.

На родину он вернулся нарядным и блестящим юношей. Любил фартить –   носил лорнет, хотя зрение у него было прекрасное, щеголял разноцветными сюртуками и жилетами. Любил поболтать, пустить пыль в глаза, прихвастнуть. Внешний его облик был весьма обманчив. Многие в этом высоком,  красивом, изысканно одетом юноше не могли угадать поэта и философа и принимали его за светского барчука.

Тургенев жил зимой в Москве, а летом — в родовом имении Спасском        и со своей матушкой Варварой Петровной. Несмотря на их очень сложные отношения, уживались  они прилично. Мать была счастлива, что сын вернулся, и закармливала его крыжовенным вареньем и сладостями.  А он
ходил на охоту и валялся на огромном диване с книгою в руках. Вот
среди этой сытой широкой барской жизни вновь появляются дела любовные.

2-й  в е д у щ и й:    Страстные чувства пробудила в писателе Авдотья Ермолаевна Иванова — скромная белошвейка, тихая блондинка, работавшая в доме матери «по вольному найму»..

Результат этой  недолгой любви — рождение единственной дочери Ивана Сергеевича Полины и написанная Тургеневым поэма «Параша», в героине которой угадывается образ орловской Дунечки — Авдотьи Ермолаевны Ивановой.Долгое время девочка жила в имении Тургеневых , в Спасском.В1850году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж ,к Полине Виардо, где она получила прекрасное образование- точь-в- точь история странной Аси.

1-й ведущий: А Тургенева ждали новые встречи, новые романы.  В его жизни появилась Татьяна Бакунина, очень красивая и умная женщина, которая была старше писателя на три  года. Она с первой встречи увлеклась Иваном Сергеевичем и пронесла свою любовь к нему через всю жизнь.

Юлия Вревская — дочь генерала П. П. Варнаховского, знавшая Айвазовского, Полонского, Виктора Гюго (назвавшего ее «Русской розой'»}, тоже была неравнодушна к Тургеневу и, казалось, он ей отвечал взаимностью. Но не сложилось.В 1877 году баронесса выехала на Балканы в действующую армию добровольно в качестве сестры милосердия. В следующем году умерла там от тифа в госпитале и была похоронена  в Болгарии.Тургенев так писал о последнем периоде и жизни Вревской:…

Ученица читает стихотворение в прозе.

Надо сказать, что в отношениях с женщинами Тургенев как бы играет собственную пьесу. «Святая дружба», «вечная любовь», «небеса любви» — до чего все это похоже на то, как впоследствии будут любить прелестные обитательницы «дворянских гнезд» и их утонченные кавалеры Много поэзии, много фантазии. Можно даже не видеть реального человека, ставшего поводом для «высших ощущений». «Мечтательное счастье» куда совершеннее реального. Стремиться к идеалу, создав свой мир. никогда не достигая этого идеала, лелея в душе лишь прекрасный при зрак — этого достаточно, это и есть само счастье. Везде у Тургенева «игра души с самой собой», везде — переписка с любимыми, которая  как искра долго не гаснет, но и не переходит в бурное пламя. Beзде поиск  идеала, жажда искусить судьбу, но и не обжечься, и как можно перейти к ... воспоминаниям. Справедливо говорят, что с ранних лет Тургенев невзлюбил «основы» — брак, семью, дом, и что детские и юношеские переживания в родительском доме навсегда отв

ратили его от таких основ. Ни одна из любимых им женщин не станет его женой.

Во всех противоречиях его облика есть одна горестно-мудрая, но последовательная черта — одиночество, «не семейственность».    Во всех романах Тургенева герои влюбляются с юношеской страстью, но не женятся.  Тургенев — певец не плотской любви, а чистой, самоотверженной, которая может ограничиться взглядами и намеками, но которая нередко сильнее смерти. Так он понимал любовь, поэтому ему не   надо было женить своих героев.

2-й  в е д у щ и й: Тургеневская героини влюбляет сразу и любит только один раз, и это уже на всю жизнь. Для нее жизнь и смерть — понятия равнозначные –   это один из любимейших мотивов тургеневской музы. Любовь у писателя стихийная роковая   сила, которая мучает, истязает, губит...

Как вы думаете, ребята, кому из героев Тургенева любовь приносит счастье? Можете назвать хотя бы одного?

Ответы ребят.

1-й ведущий: Любовь приносит невыносимые страдания Асе, убивает Веру в «Фаусте», заключает в монастырь Лизу из «Дворянского гнезда», заставляет страдать Евгения Базарова... Но, несмотря на все муки любви, без нее неинтересен мир, тускла и уныла жизнь.

Тургенев умел любить глубоко и самоотверженно, не мыслил себя вне любви. Самые прекрасные минуты его жизни связаны с женской любовью:

«Счастье — это когда встретишься глазами с ней, с женщиной, которую любишь, и поймешь, что и она тебя любит!»

Звучит романс «Утро туманное», сл. И. С. Тургенева, муз. Ю. Абаза (в исполнении Галиевой М.).

2-й  в е д у щ и й: Бывают стихи-пророчества. Одно из них — стихотворение Тургенева «В дороге». Сейчас вы слышали романс «Утро туманное», написанный на это стихотворение композитором Юлией Абаза. Этот романс был необычайно популярен в конце XIX столетия. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо.

Звучит «Серенада» Шуберта

«Самая гениальная женщина нашего времени»— так называла Полипу Виардо Жорж Санд. И это не преувеличение: великая женщина, великая певица. Ею восхищалась вся Европа, в России ее просто боготворили. Полине посвящали стихи Плещеев, Бенедиктов, Григорьев.

С Тургеневым она встретилась в ноябре 1843 года в доме Демидова в Петербурге. Полина вспоминала с милой улыбкой: «Мне его представили со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».

Действительно, поначалу будущий русский классик для нее почти ничего не значил. Тургенев же влюбился практически с первого взгляда, и для него началось время одновременно сладостное и нелегкое.

Трудность положения Ивана Сергеевича заключалась в неравенстве .сил. Он влюблен... — она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих ею восхищавшихся. Муж в счет не шел. Луи Виардо — безмолвная фигура, «полезное домашнее животное» — так называла его Полина. Муж знаменитости должен быть терпелив и покорен, подавать утром кофе в постель, собирать статьи и рецензии о творчестве и ничему не препятствовать.

Учитель: Ах, эти странности любви... За что люди любят друг друга, по какому признаку выбирают одного из десятков и сотен людей?По зову разума, души или тела?-на этот вопрос вы отвечали на одном из уроков.По зову души считают большинство из-вас,1/4 часть –по зову души и тела, и столько же считают по зову души, тела и разума.

2-й ведущий:

Что же руководило чувствами Ивана Сергеевича? Несомненно, прежде всего, зов души. Любила ли Виардо Тургенева, мы так и не узнаем. На  этот счет единого мнения нет. В изяществе, уме, красоте Ивана Сергеевича было много привлекательного. Конечно, ей это ей нравилось. Но еще нравилась его любовь к ней. Но она «не болела» им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась, не страдала, не пролила той  «крови сердца», которую требует любовь.

Мы  хорошо знакомы с творчеством Тургенева, и уже   можем ответить на вопрос, почему этот певец любви, всегда описывает ее какими-то меланхоличными красками, почему он не верит, что любовь может принести человеку счастье.  

Любовь в понимании писателя – это рок и всегда трагедия,

а брак и семью Тургенев не признавал. Роман с Полиной Виардо, длившийся 40 лет, так и не закончился соединением уз.  Ее замужество не оставляло ему никакой надежды на собственное личное счастье, и вся жизнь Ивана Сергеевича прошла у чужого очага семейства Виардо. Он остро чувствовал свою бездомность и одиночесво.

 «Куда мне деться? Что предпринять?  Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой сухой ветке. Оставаться тошно …. а куда полететь?»-писал  Иван Сергеевич.

             1-й   в е д у щ и й: Изредка Тургенев приезжал в Россию и старался подольше остаться у себя в Спасском. Молодые и интересные  женщины гостили в его доме, затевались общие литературные проекты, начинались усовершенствования по усадьбе. Но достаточно было малейшего подозрения там, в Париже, довольно было одного письма оттуда – и все завязавшиеся связи мгновенно разрывались, Тургенев бросал все и летел туда, где была Виардо.  Ее власть над ним была огромна. Он как

бы находился в тихом заколдованном оцепенении, а над всей его жизнью бодрствовали  черные и, наверное, действительно магнетические глаза Полины. Свое «рабство» Иван Сергеевич нес покорно, но не безропотно – горькие жалобы вырывались у него:«У меня есть близкие друзья, люди, которых я люблю и которыми любим; но не все, что мне дорого и близко, также близко и  интересно для них, не все, что волнует меня, одинаково волнует и их..   Отсюда понятно, что наступают для меня довольно продолжительные Периоды отчуждения и одиночества».      

  Это постоянное сознание своего одиночества сквозило и в его стихотворениях в прозе, с предельной искренностью выразивших его душевное настроение в последние годи жизни.

На фоне пьесы  Вангелиса  «Морская малышка»  ученик декламирует стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Мне жаль…»

2-й  в е д у щ и й: Судьба подарила ему еще одно увлечение, отчаянноe, страстное, возвышенное, смелое, которое окрасило вечерний час его жизни.

В свой последний приезд в Россию Иван Сергеевич познакомится с необычайно красивой женщиной Марией Гавриловной Савиной, и волна давно забытых или впервые испытанных чувств захлестнет его. Разница лет между ними огромна; ей двадцать пять, ему шестьдесят два. Но это придаст еще большую пронзительность чувствам Тургенева, он был m Марии  Гавриловны без ума.

11   Их роман мог бы окончиться браком, если бы не болезнь писателя. Именно в это время  Тургенев иступил в последний, самый страшный и мучительный год своей жизни: у него начался рак спинного мозга. Его мучили нечеловеческие  боли, по 12 стаканов в день он выпивал бессмысленных отваров и микстур, а в промежутках ему колят морфий. Ходить он не может,  лежать тоже, и жизнь его проходит в кресле. Надежд нет, но нет и озлобления. Скорее смирение. Муки и безнадежность смиряли его.

Звучит  пьеса Э. Морриконе из х/ф «Профессионал».

 1-й  в е д у щ и й:   Всю жизнь Тургенев стремился к счастью. Любил и был любимым. Привязанность к Виардо не делала его сердце нечувствительным к женскому обаянию. В его жизни было много увлечений женщинами, но лишь одна была рядом с ним  в то последнее лето, и   именно к ней, к Полине Виардо, обращены эти слова Ивана Сергеевича  Гургенева.

Ученик декламирует стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Когда  меня не будет...»

2-й в е д у щ и й:    Умер Тургенев 3 сентября 1883 года во Франции. Незадолго до смерти он высказал пожелание быть похороненным в Петербурге, на Волховом кладбище, рядом с Белинским. Последняя воля писателя была выполнена.

Звучат «Времена года (Осень)» А. Вивальди.

1-й ведущий: Великое художественное наследие оставил нам Иван Сергеевич Тургенев. Читая и перечитывая его произведения, испытываешь истинное наслаждение от красоты русского языка, восхищаешься- «тургеневскими девушками», которые немногим отличаются друг от друга, и все, несомненно, содержатся в пушкинской Татьяне. В каждой из них заложена огромная нравственная сила, доброта и умение любить глубоко и самоотверженно.

2-й ведущий: Для каждого человека любовь имеет свое определение — это видно и из сегодняшнего разговора с вами. Когда мы ее ожидаем, она - предвкушение, когда мы любимы, она — счастье, когда мы расстаемся с близкими людьми, она — горе, страдание и одиночество. Но за расставанием приходит ожидание новой любви, новой встречи и все повторяется по кругу.

IV. Учитель: Мы желаем, чтобы в вашей жизни  любовь определялась только понятиями; счастье, уважение, радость, доверие.Учитель читает «Балладу о прокуренном вагоне».

V. Этот урок, ребята, пусть вдохновит вас на написание сочинения по творчеству И.С.Тургенева. Выбор темы остается за вами:

1.Женские образы в творчестве И.С.Тургенева.

2.Тема любви в творчестве И.С.Тургенева.

3.В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой?

4.Объяснение Базарова с Одинцовой. ( Анализ эпизода из 18 главы романа «Отцы и дети».)

5.Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из 25 главы романа «Отцы и дети».)

VI. Все, кто готовил вместе этот урок и кто принимал активное участие на уроке, заслуживают самой высокой оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вся моя биография -- в моих сочинениях". Жизнь и творчество И. С.Тургенева.Урок по модульной технологии.

Технологическая карта урока помогает обучающемуся самостоятельно организовать работу по биографии Тургенева И.С....

Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева

Автор: Юлаева И.А.Тэги: Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева...

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново

Презентация, в которой собран материал для уроков, посвящённых биографии писателя....

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...