"Русская словесность" Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Суслова Марина Валентиновна

 

Предлагаемая программа  представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определённой системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка.  В программу вошёл ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. На уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы. Кроме известных учащимся понятий, в программу включён ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях. Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идёт о произведении словесности. Каждый  раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работ над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_slovesnost_8kl.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»

рАССМОТРЕНО

Руководитель  МО учителей русского языка и литературы

________________ Петреченко И. С.

Протокол № 1 от

«____»________________2012 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ № 45  г. Белгорода»

_________________ Шамрай В. М.


«____»_________________2012 г.

Утверждаю

 Директор МОУ «СОШ № 45 г. Белгорода»        __________________Бугаёва Л. И.


Приказ № 295  от « 1 »  09  2012 г.

Рабочая программа

        (с элементами краеведения)

Название учебного предмета – русская словесность

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет,  - Суслова Марина Валентиновна,

учитель высшей квалификационной категории

Класс (параллель), в котором изучается учебный курс – 8 … класс

Год составления программы – 2012 г.

        

                                                                                                                                                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                   педагогического совета школы

                                                                                                                                                                   протокол № 1

                                                                                                                                                               от «30» августа 2012 года

        

2. Пояснительная записка

        Предлагаемая программа  представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определённой системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка.  В программу вошёл ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. На уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы. Кроме известных учащимся понятий, в программу включён ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях. Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идёт о произведении словесности. Каждый  раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работ над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др.

С 2001 года МБОУ СОШ № 45 является экспериментальной площадкой краеведческой направленности. В связи с этим на уроках учащимся предоставляется возможность познакомиться с наследием писателей и поэтов Белгородчины, при составлении программы был использован дидактический материал краеведческой направленности.

Практическое освоение словесности обусловлено следующими задачами:

- совершенствовать читательские умения: в ходе аналитической деятельности школьники учатся выявлять художественные особенности произведений,

- научить самостоятельно подбирать яркие языковые средства для выражения собственных мыслей при составлении текстов разного вида.

В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов. Таким образом, изучение базовых понятий, основ русской словесности в 7-9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания. Творческое овладение  богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Для реализации программы используется учебное пособие для 8 класса, которое является частью комплекта пособий для 5-11 классов по русской словесности: Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 9-е изд., стереотип.– М.:Дрофа,2009. – 318 с.

         Программой предусмотрено 35 часов  в год (1 час в неделю). Формы организации учебного процесса как традиционные (лекция, практикум), так и нетрадиционные (исследование, урок-концерт).

3. Содержание программы учебного курса

Средства языка художественной словесности

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов – тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

(Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.)

Словесные средства выражения комического

        Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» фамилий и имён, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

(Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях)

            Качество текста и художественность произведения

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.

Богатство лексики и ёмкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

(Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.)

Произведение словесности. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включённом в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображённый средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

 Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика – участника или свидетеля событий. Сказ.

( Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства её выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героев. Создание собственного произведения, употребление в нём различных средств словесного выражения идеи. Сочинение- рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.)

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мыслей и чувств автора.  Значение соотношения ритма и синтаксиса.

Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мыслей автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, моноритм.

( Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа- переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение – анализ отдельного стихотворения)

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

        Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

        Выражение отношения автора к изображаемому в  выборе жанра.

        Характеры героев, изображённые посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

        Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

        Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

        (Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать её в чтении по ролям и в режиссёрском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идей. Сочинение-рассуждение об идейнее-художестенном своеобразии драматического произведения.)

Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности – закон её развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

        Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях Древней русской литературы, словесности нового времени.

        Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

        Влияние народной словесности на литературу. Значение использования жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

        ( Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию  в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использований традиций)

4. Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

План

Факт

Краеведение

Подготовка к ЕГЭ

Гл.1 Средства языка художественной словесности

1

Многообразие языковых средств. Лексическое значение слова и семантика. Изобразительные и выразительные возможности языка

1

01.09

Своеобразие языковых  и лексических средств в произведениях писателей-белгородцев.

В8

2

Семантика фонетических средств языка. Интонация. Элементы интонации: ударение, пауза, мелодика. Аллитерация и ассонанс

1

08.09

А1

3

Семантика словообразования. Семантика приставок и суффиксов. Семантика сложения слов.

1

15.09

Особенности словообразования в стихах Т. И. Олейниковой,  белгородской поэтессы. Сборники стихов «Глоток воды», «Прошедшее время».

В1

4

Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы.

1

22.09

Лексика и семантика стихотворений В. Михалёва в сборниках «Хлебоцветье», «Земля моя», «Свет-берёза» и др.

В7-В8, А30

5

Архаизмы и историзмы. Славянизмы. Неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы.

1

29.09

6

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия и синекдоха.

1

06.10

Стихи И. Чернухина в  сб. «Лицом к свету», «Верность», «Берег памяти» и др.

В8

7

Семантика средств синтаксиса. Семантика типов предложений. Период.

1

13.10

6

Поэтические фигуры: инверсия, антитеза, оксюморон, повтор, умолчание, эллипсис.

1

20.10

В8

Гл.2 Словесные средства выражения комического

7

Комическое как средство выражения оценки явления. Значение комического. Несоответствие как основа комического. Юмор и сатира.

1

27.10

Юмор и сатира в произведениях белгородского писателя Е. Ф. Дубравного.

9

Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур алогизм, «перевёртыш».

1

10.11

Языковые средства создания комического в рассказах Ю. И. Макарова «Ровеньские залепухи».

10

Несоответствие стилистической окраски высказывания предмету изображения. Гипербола. Фантастика.

1

17.11

В8

11

Ирония. Речь героя. «Говорящие» фамилии и имена.

1

24.11

«Подозрительный чай: Забавные эпизоды из жизни творческих людей» В. Е. Молчанова.

12

Пословицы и афоризмы. Пародийные афоризмы. Эпиграмма.

1

01.12

Лирические миниатюры и эпиграммы Ю. К. Шкуты.

Гл.3 Качества текста и художественность произведения словесности

13

Текст и его признаки. Что такое текст. Признаки текста.

1

08.12

А29

14

Содержание, тема и идея текста. Содержание и форма. Тема. Идея.

1

15.12

А6

15

Основные требования к тексту: правильность, точность, последовательность, непротиворечивость, соответствие стиля-функции. Язык и мысль.

1

22.12

А6

16

Художественность произведения. Главное свойство художественного произведения. Соответствие языка художественной задаче. Ёмкость художественного слова. Открытие нового.

1

29.12

17

Композиция словесного выражения. Великие художественные произведения.

1

19.01

Гл.4. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

18

Слово в эпическом произведении. Описание в эпическом произведении. Повествование в эпическом произведении. Изображение письменной речи героев.

1

26.01

Статьи о писателях-белгородцах писателя-краеведа Б. И. Осыкова.

А29

19

Диалог. Монолог. Несобственно-прямая речь.

1

02.02

20

Литературный герой, характер, образ, типический герой.

1

09.02

21

Сюжет и композиция как средство выражения идеи

1

16.02

22

Рассказчик и автор в эпическом произведении. Повествование от лица рассказчика – свидетеля событий, участника событий. Авторское повествование. Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.

1

22.02

Трилогия О. Е. Кириллова «Сыны Белгородчины». Авторское повествование. Точка зрения рассказчика и автора.

Гл.5 Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

23

Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слов в лирике. Сверхзначение слова.

1

02.03

А11

24

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Роль стиха. Ритм и гармония. Перенос.

1

09.03

25

Звуковая организация стихотворной речи. Роль рифмы в стихах. Звукопись.

1

16.03

26

Стихотворные забавы. Монорим. Акростих. Фигурные стихи. Палиндром

1

23.03

Гл.6  Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

27

Слово в драматическом произведении. Диалог в эпическом и драматическом произведениях. Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

1

06.04

Повесть Н. Г. Овчаровой «Не осенний мелкий дождичек». Диалог как средство выражения авторской точки зрения.

28

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Точка зрения автора в трагедии, в комедии.

1

13.04

29

Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Характеры героев драматического произведения. Характер как обобщение жизненных явлений.

1

20.04

30

Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт в пьесе. Композиция пьесы. Подтекст.

1

27.04

Гл.7 Взаимосвязи произведений словесности

31

Взаимовлияние произведений словесности- закон её развития. Сокровищница художественных достижений словесности

1

04.05

32

Воздействие Библии на русскую литературу. Библия и летопись. Притча о блудном сыне и русская «Повесть о Горе и Злочастии».  Влияние притчи о блудном сыне на новую русскую литературу

1

11.05

«Сказ про то, как верхососенские шиши шведа били» В. У. Калуцкого. Сказы и притчи в литературе белгородских авторов.

33

Мифологические образы в русской литературе. Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина

1

18.05

34

Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии XX века.

1

25.05

35

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности. Сказочный сюжет в эпосе и лирике. Переосмысление сюжетов и образов фольклора. Использование стиля народной поэзии.

1

30.05

Сказки В. Я. Ерошенко, писателя, педагога, путешественника, эсперантиста.

5. Формы и средства контроля

  1. Создание собственных произведений
  2. Редактирование и совершенствование текста.
  3. Сочинение - рассуждение.
  4. Анализ текста.

6. Перечень учебно-методической литературы

  1. Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 318 с.
  2. Стихи и проза писателей-белгородцев.
  3. Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для уч-ся 4-х классов / Сост. Н. Г. Овчарова, Б. И. Осыков. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1977. - 77 с.: ил.
  4. В. С. Буханов. Раздолье: Стихи. - Воронеж: Центр.-Чернозем. rн. изд-во, 1972. - 96 с.: ил.
  5. Е. Ф. Дубравный. Анютины встречи. - Белгород, 1991. - 32 с.
  6. Е. Ф. Дубравный. Смерть шампиньона. - Белгород: Везелица, 1992. - 143 с.
  7. Е. Ф. Дубравный. Грустное эхо: Стихи. - Белгород: Изд-во В.М. Шаповалова, 1995. - 72 с.
  8. Е. Ф. Дубравный. Египетские этюды. - Белгород: Изд-во В.М. Шаповалова, 1995. - 31 с.
  9. Е. Ф. Дубравный. Птицеслов: Стихи. - Белгород: Изд. дом "В. Шаповалов", 1998. - 64 с.
  10. Е. Ф. Дубравный. "Звездопад" над Белогорьем: Встречи со знаменитыми людьми России. - Белгород: Истоки. - 2001. - 226 с.
  11.  Е. Ф. Дубравный. Музыкальный птицеслов: Песни на стихи Евгения Дубравного. - Белгород, 2001. - 91 с.
  12.  В. Е. Молчанов. Подозрительный чай: Забавные эпизоды из жизни творческих людей / [Худож. В. Колесник]. - Белгород: Крестьянское дело, 1999. - 128 с.
  13.  В. Е. Молчанов.  Другие времена: Стихи. Переводы / [Худож. Н.А.Аргунова, В.П.Легеза; Фото А. Черноморцева] - Белгород: Крестьянское дело, 2000. - 112 с.
  14. В. Е. Молчанов. Приятного аппетита: Литературные байки / [Худож. В. Колесник]. - Белгород: Крестьянское дело, 2002.- 128 с.
  15. Музыкант, путешественник, поэт, педагог. 1890-1990: К 100-летию со дня рождения Василия Яковлевича Ерошенко / Авт.-сост. Б.И. Осыков. - Белгород, 1989. - 48 с.
  16. Собрание сочинений. Т. 3. / В.М. Шаповалов. - Белгород: Изд. дом "Шаповалов", 2000. - 512 с.
  17. По всей линии фронта: повести рассказы / В.М. Шаповалов. - Белгород: Изд. дом "В. Шаповалов", 2003. - 475 с.
  18. О. Е. Кириллов. Сыны Белгородины.- Ст. Оскол,2002.-432 с.
  19. Н. Г. Овчарова.  Кукушкин лен: Роман. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1978. - 372 с.: ил.
  20. Н. Г. Овчарова.  Не осенний мелкий дождичек: Повесть. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1981. - 320 с.
  21. И. А. Чернухин. Поздний дождь: Стихи. - Белгород: Везелица, 1994. - 142 с.
  22. И. А. Чернухин. Земное время. - Белгород: Крестьянское дело, 1999. - 172 с.

      25. С. В. Постолов. Ромашка в сентябре: Стих / Предисл. Н. Дроздовой. - Белгород: Крестьянское дело, 2001. - 104 с.: ил.

      26. М. С. Борисенко. "Вечер-чародей" // Капели клавесинный звон: Стихи и проза. - Белгород, 1995. - 72-75.

      27. Ю. И. Макаров. Ровеньские залепухи: Рассказы. - Белгород: Крестьянское дело, 1997. - 88 с.

      28. Ерошенко В.Я. Цветок справедливости: сказка. - Белгород: Везелица, 1992.- 15 с.

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

  1. мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);
  2. наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
  3.  плакаты со справочными материалами;
  4. библиотека с электронной и печатной картотекой;
  5. каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.

Дополнительная информация

В сети Интернет имеются ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения русской словесности.

Приведем некоторые ссылки:

http://profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе

http://edu.tsu.ru/ -Образовательный портал ТГУ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.auditorium.ru/aud/index.php -социально-гуманитарное и политологическое образование

Иван Сергеевич Тургенев http://www.turgenev.org.ru/

Искусство метафоры http://metaphor.narod.ru/

К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала ХХ вв. на уроках литературы http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/3/

Кафедра русской литературы Тартуского университета http://www.ruthenia.ru/

Мир слова русского http://www.rusword.com.ua/rus/index.php

Платоновская энциклопедия http://students.washington.edu/krylovd/APindex.html

Словарь литературоведческих терминов http://slovar.by.ru/dict.htm

Стихи.ру http://www.stihi.ru/

Вавилон (Современная русская литература) http://www.vavilon.ru/

Владимир Маяковский http://mayakovsky.narod.ru/

История литературы Древней Руси http://ppf.asf.ru/drl/

Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.pushkin.ru/

Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/

Словесность http://www.litera.ru/slova/

Русский фольклор в современных записях http://www.folk.ru/

Каталог. Историко-литературное издание http://litcatalog.al.ru/

Макондо – мир Габриэля Гарсиа Маркеса http://macondo.h1.ru/index.php

Заветный список http://zs.phil.pfu.edu.ru/

Русский переплет http://www.pereplet.ru/

Классика.Ru http://www.klassika.ru/

М.А. Булгаков http://www.bulgakov.km.ru/

Древнерусская литература http://old-russian.chat.ru/

Русский фольклор http://rusfolk.chat.ru/ 

Приют спокойствия, трудов и вдохновения http://www.libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

Роль портрета в художественном произведении http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...