Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе для 11 класса по программе Агеносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-11-liter-agenosov.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

для 11-Б класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Практическая часть программы.
  5. Программно-методическое обеспечение.
  6. Обязательные результаты обучения.
  7. Список литературы для учителя.
  8. Список литературы для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по литературе для 10-11 классов образовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (М.: Дрофа, 2006).

Выбор программы мотивирован тем, что она

- соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального                                                                 

 самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

                      Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

                    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

         - выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

-  устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Важнейшим принципом построения курса литературы для XI класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX  века – это советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).

Программа В.В. Агеносова, А.А. Архангельского интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятых большинством ученых «укрупненной» периодизации: рубеж веков (1890-1917), 1920-е годы, 30-е – середина 50-х, 50-90 годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события, сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Программа рассчитана на 1 учебный год, 105 часов (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Вводные уроки

2

2.

Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века

35

3.

Литературный процесс 1920-х годов

21

4.

Литературный процесс 30-50-х годов

27

5.

Литературный процесс 50-80-х годов

13

6.

Современная литературная ситуация

5

7.

Резервные уроки

2

Итого:

105

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Раздел

(часы)

Тема

(часы)

Дата

1 четверть. Сентябрь.

1-2

3

4-6

7

8

9-12

13

Вводные уроки

Русская литература ХХ века

Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века

Традиции и искания в литературе начала ХХ века

Проза А.И. Куприна

Проза Л.Н. Андреева

Письменная работа по творчеству А.И. Куприна и Л.Н. Андреева

Творчество И.А. Бунина

Письменная работа по творчеству И.А. Бунина

2

35

 

2

1

3

1

1

4

1

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

5 н.

Октябрь.

14-18

19-20

21

22

23-24

25

26-27

Проза и драматургия М. Горького

Сочинение по творчеству М. Горького

«Серебряный век» русской поэзии

Символизм и русские поэты-символисты

Поэзия В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского

Письменный анализ стихотворения

Поэзия А.А. Блока

5

2

1

1

2

1

2

6 н.

7 н.

8 н.

9 н.

П четверть. Ноябрь.

28-29

30

31-32

33-34

35

36-37

Поэзия А.А. Блока.

Новые направления в русской поэзии

Акмеизм. Лирика Н.С. Гумилёва

Футуризм. Творчество поэтов-футуристов

Новокрестьянские поэты

Повторение и обобщение. Литература рубежа веков

2

1

2

2

1

2

10 н.

11 н.

12 н.

13 н.

Декабрь.

38-41

42

43

44-47

48

49

Литературный процесс 1920-х годов

Поэзия С.А. Есенина

Письменная работа по творчеству С.А. Есенина

Октябрьская революция и литературный процесс

Поэзия В.В. Маяковского

Письм. работа по творчеству В.В. Маяковского

Эмигрантская литература

21

4

1

1

4

1

1

14 н.

15 н.

16 н.

17 н.

Ш четверть. Январь.

50-51

52-54

55

56-58

Жанр антиутопии. Е. Замятин «Мы»

Поэзия А.А. Ахматовой

Осип Мандельштам

Лирика М.И. Цветаевой

2

3

1

3

18 н.

19 н.

20 н.

Февраль.

59-60

61-66

67-68

69-70

Литературный процесс 30-50-х годов

Историческая проза А.Н. Толстого

Творчество М.А. Шолохова, «Тихий Дон»

Сочинение по творчеству М.А. Шолохова

Творчество М.А. Булгакова

27

2

6

2

2

21-22 н.

23 н.

24 н.

Март.

71-74

75

76-77

78-79

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Проза В.В. Набокова

Поэзия и проза Б.Л. Пастернака

Проза А.П. Платонова

4

1

2

2

25 н.

26 н.

27 н.

1У четверть. Апрель.

 80-81

82-84

 85

 

86

87-88

89-90

91

92-93

Литература периода Великой Отечественной войны

Поэзия А.Т. Твардовского

Письменная работа по литературе ВОв

Литературный процесс 50-80-х годов

Литература «оттепели»

Послевоенная проза о Великой Отечеств. войне

«Деревенская» и «городская» проза

Авторская песня

Проза В.М. Шукшина

13

2

3

1

1

2

2

1

2

28 н.

29 н.

30 н.

31 н.

Май.

94-97

98

99-102

103

104-105

Проза А.И. Солженицына

Письменная работа по творчеству А. Солженицына

Современная литературная ситуация

Новейшая русская проза и поэзия

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы

Резервные уроки

5

2

4

1

4

1

2

32-33 н.

34 н.

35 н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Классное сочинение

2

Письменные работы (ответ на вопрос, тест и др.)

7

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательных

           учреждений под ред. В.В. Агеносова. Базовый уровень. 2006 год

  1.  «Литература ХХ века» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2-х ч.  Под ред. В.В. Агеносова. М., Дрофа, 2010
  2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе  ученик должен знать / понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  4. определять род и жанр произведения;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  6. выявлять авторскую позицию;
  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. участия в диалоге или дискуссии;
  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  5. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / М.: Вентана-Граф, 2007
  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. В 2-х частях / М.: ВАКО, 2002
  3. Литература: Современная русская литература: 1970–1990-е годы: Книга для учителя / М.: Изд-во Первое сентября, 2002
  4. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература XIX-XX веков. Тесты и контрольные вопросы / М.: Интеллект-Центр, 2006
  5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах /М.: Айрис-пресс, 2002
  6. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века / Паритет, 2000
  7. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005
  8. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Державина до Ходасевича: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005
  9. Тестовые задания по русской литературе. 10-11 класс. В 3-х частях. Сост. А.Б. Малюшкин / М.: ТЦ Сфера, 2005

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Примерные темы рефератов и проектов

  1. Утопия и антиутопия в русской литературе рубежа XIX-XX веков.
  2. Образ нежелательного будущего в произведениях русских писателей 20-х годов XX века.
  3. Тема будущего в современной русской литературе.
  4. Представление о будущем героев повести А.П. Платонова «Котлован».
  5. Размышление о будущем цивилизации  в произведениях братьев Стругацких.
  6. Реальное и фантастическое в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день…».
  7. Анализ самостоятельно прочитанного произведения
  1. Е.И. Замятин. «Мы».
  2. А.И. Куприн. «Жидкое солнце».
  3. В.Я. Брюсов. «Республика Южного Креста».
  4. В. Хлебников. «Кол из будущего».
  5. А.П. Платонов. «Потомки солнца», «Чевенгур», «Котлован».
  6. В. Набоков. «Приглашение на казнь».
  7. И. Ефремов. «Час быка».
  8. А. и Б. Стругацкие. «Град обреченный», «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Хищные вещи века».
  9. А.М. Адамович. «Последняя пастораль».
  10. А. Кабаков. «Невозвращенец».
  11. В.Н. Войнович. «Москва 2042».
  12. И.И. Шкляревский. «Летописец реки».
  13. Ч. Айтматов. «И дольше века длится день…».
  14. Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны».