Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 11 класса по программе Агеносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-11-liter-agenosov.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 11-Б класса
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Практическая часть программы.
- Программно-методическое обеспечение.
- Обязательные результаты обучения.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по литературе для 10-11 классов образовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (М.: Дрофа, 2006).
Выбор программы мотивирован тем, что она
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Важнейшим принципом построения курса литературы для XI класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX века – это советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).
Программа В.В. Агеносова, А.А. Архангельского интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятых большинством ученых «укрупненной» периодизации: рубеж веков (1890-1917), 1920-е годы, 30-е – середина 50-х, 50-90 годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события, сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.
Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).
Программа рассчитана на 1 учебный год, 105 часов (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Разделы | Кол-во часов по разделам |
1. | Вводные уроки | 2 |
2. | Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века | 35 |
3. | Литературный процесс 1920-х годов | 21 |
4. | Литературный процесс 30-50-х годов | 27 |
5. | Литературный процесс 50-80-х годов | 13 |
6. | Современная литературная ситуация | 5 |
7. | Резервные уроки | 2 |
Итого: | 105 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Раздел (часы) | Тема (часы) | Дата | ||||
1 четверть. Сентябрь. | ||||||||
1-2 3 4-6 7 8 9-12 13 | Вводные уроки Русская литература ХХ века Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века Традиции и искания в литературе начала ХХ века Проза А.И. Куприна Проза Л.Н. Андреева Письменная работа по творчеству А.И. Куприна и Л.Н. Андреева Творчество И.А. Бунина Письменная работа по творчеству И.А. Бунина | 2 35
| 2 1 3 1 1 4 1 | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. 5 н. | ||||
Октябрь. | ||||||||
14-18 19-20 21 22 23-24 25 26-27 | Проза и драматургия М. Горького Сочинение по творчеству М. Горького «Серебряный век» русской поэзии Символизм и русские поэты-символисты Поэзия В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского Письменный анализ стихотворения Поэзия А.А. Блока | 5 2 1 1 2 1 2 | 6 н. 7 н. 8 н. 9 н. | |||||
П четверть. Ноябрь. | ||||||||
28-29 30 31-32 33-34 35 36-37 | Поэзия А.А. Блока. Новые направления в русской поэзии Акмеизм. Лирика Н.С. Гумилёва Футуризм. Творчество поэтов-футуристов Новокрестьянские поэты Повторение и обобщение. Литература рубежа веков | 2 1 2 2 1 2 | 10 н. 11 н. 12 н. 13 н. | |||||
Декабрь. | ||||||||
38-41 42 43 44-47 48 49 | Литературный процесс 1920-х годов Поэзия С.А. Есенина Письменная работа по творчеству С.А. Есенина Октябрьская революция и литературный процесс Поэзия В.В. Маяковского Письм. работа по творчеству В.В. Маяковского Эмигрантская литература | 21 | 4 1 1 4 1 1 | 14 н. 15 н. 16 н. 17 н. | ||||
Ш четверть. Январь. | ||||||||
50-51 52-54 55 56-58 | Жанр антиутопии. Е. Замятин «Мы» Поэзия А.А. Ахматовой Осип Мандельштам Лирика М.И. Цветаевой | 2 3 1 3 | 18 н. 19 н. 20 н. | |||||
Февраль. | ||||||||
59-60 61-66 67-68 69-70 | Литературный процесс 30-50-х годов Историческая проза А.Н. Толстого Творчество М.А. Шолохова, «Тихий Дон» Сочинение по творчеству М.А. Шолохова Творчество М.А. Булгакова | 27 | 2 6 2 2 | 21-22 н. 23 н. 24 н. | ||||
Март. | ||||||||
71-74 75 76-77 78-79 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Проза В.В. Набокова Поэзия и проза Б.Л. Пастернака Проза А.П. Платонова | 4 1 2 2 | 25 н. 26 н. 27 н. | |||||
1У четверть. Апрель. | ||||||||
80-81 82-84 85
86 87-88 89-90 91 92-93 | Литература периода Великой Отечественной войны Поэзия А.Т. Твардовского Письменная работа по литературе ВОв Литературный процесс 50-80-х годов Литература «оттепели» Послевоенная проза о Великой Отечеств. войне «Деревенская» и «городская» проза Авторская песня Проза В.М. Шукшина | 13 | 2 3 1 1 2 2 1 2 | 28 н. 29 н. 30 н. 31 н. | ||||
Май. | ||||||||
94-97 98 99-102 103 104-105 | Проза А.И. Солженицына Письменная работа по творчеству А. Солженицына Современная литературная ситуация Новейшая русская проза и поэзия Современная литературная ситуация: реальность и перспективы Резервные уроки | 5 2 | 4 1 4 1 2 | 32-33 н. 34 н. 35 н. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Классное сочинение | 2 |
Письменные работы (ответ на вопрос, тест и др.) | 7 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений под ред. В.В. Агеносова. Базовый уровень. 2006 год
- «Литература ХХ века» 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2-х ч. Под ред. В.В. Агеносова. М., Дрофа, 2010
- Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе ученик должен знать / понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / М.: Вентана-Граф, 2007
- Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. В 2-х частях / М.: ВАКО, 2002
- Литература: Современная русская литература: 1970–1990-е годы: Книга для учителя / М.: Изд-во Первое сентября, 2002
- Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература XIX-XX веков. Тесты и контрольные вопросы / М.: Интеллект-Центр, 2006
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах /М.: Айрис-пресс, 2002
- Роговер Е.С. Русская литература ХХ века / Паритет, 2000
- Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005
- Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Державина до Ходасевича: комментарий поэтических текстов /М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005
- Тестовые задания по русской литературе. 10-11 класс. В 3-х частях. Сост. А.Б. Малюшкин / М.: ТЦ Сфера, 2005
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Примерные темы рефератов и проектов
- Утопия и антиутопия в русской литературе рубежа XIX-XX веков.
- Образ нежелательного будущего в произведениях русских писателей 20-х годов XX века.
- Тема будущего в современной русской литературе.
- Представление о будущем героев повести А.П. Платонова «Котлован».
- Размышление о будущем цивилизации в произведениях братьев Стругацких.
- Реальное и фантастическое в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день…».
- Анализ самостоятельно прочитанного произведения
- Е.И. Замятин. «Мы».
- А.И. Куприн. «Жидкое солнце».
- В.Я. Брюсов. «Республика Южного Креста».
- В. Хлебников. «Кол из будущего».
- А.П. Платонов. «Потомки солнца», «Чевенгур», «Котлован».
- В. Набоков. «Приглашение на казнь».
- И. Ефремов. «Час быка».
- А. и Б. Стругацкие. «Град обреченный», «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Хищные вещи века».
- А.М. Адамович. «Последняя пастораль».
- А. Кабаков. «Невозвращенец».
- В.Н. Войнович. «Москва 2042».
- И.И. Шкляревский. «Летописец реки».
- Ч. Айтматов. «И дольше века длится день…».
- Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны».