Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).
материал по литературе (11 класс) по теме

 

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих

последующих десятилетий.

Новокрестьянские поэты , выходцы из деревни: Николай  Клюев ( 1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей  Клычков ( 1889-1937), Александ Ширяевец (1887-1924),  Петр Орешин ( 1887-1938) – пришли в поэзию с другими темами , идеями, 

 

интонациями, мелодиями. Они развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в ней. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novokrestyanskie_poety_09.01.2013.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока ( 2 урока) : Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

Цель урока: дать понятие о новокрестьянской поэзии, показать её духовные  и поэтические истоки, обзорно рассмотреть творчество Н.Клюева, П.Орешина, С.Клычкова, А.Ширяевца ;с помощью сохранившихся отзывов  о поэтах определить их своеобразие и место, занимаемое ими в русской поэзии 20 века; проследить политическую ситуацию в стране, обусловившую репрессии по отношению к ним советской власти; показать уникальность новокрестянских поэтов, принадлежащих Серебряному веку русской литературы.

Оборудование урока: портреты поэтов, презентация « Новокрестьянские поэты».

Методические приёмы : лекция с элементами беседы, сообщения учащихся.

Ход  урока.

1.        Лекция учителя.

Поэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих
последующих десятилетий.

Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, ещё фольклорные  традиции. Всплеск интереса к этой  теме в своё время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения « народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова, которые делали зарисовки деревенских пейзажей в лубочно-патриархальном стиле, не развивая крестьянской поэзии. В центре творчества « крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье.

Новокрестьянские поэты , выходцы из деревни: Николай  Клюев ( 1884-1937), Сергей Есенин (1885-1925), Сергей  Клычков ( 1889-1937), Александ Ширяевец (1887-1924),  Петр Орешин ( 1887-1938) – пришли в поэзию с другими темами , идеями,  
интонациями, мелодиями. Они развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в ней. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у других поэтов, они не выпустили. Сергей Городецкий ( акмеист) предпринял попытку создать группу « Краса», куда, кроме Есенина, Клюева, Ширяевца, Клычкова, намерены были войти писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Для большинства «новокрестьян» само слово « коллектив» являлось лишь ненавистным штампом, словесным клише. Их больше связывало личное общение, переписка и общие поэтические акции. Поэтому о новокрестьянских поэтах, как указывает в своём исследовании С.Семенова, « правильнее было бы говорить как о целой поэтической плеяде, выразившей с учётом индивидуальных мирочувсвий иное, чем у пролетарских поэтов, видение устройств народного бытия, его высших ценностей и идеалов – другое ощущение и понимание русской идеи».Поэтому группа « Краса»( да и другие , организованные позже), быстро распалась, но сам факт её свидетельствовал о том, что новокрестьянскую поэзию всерьёз и на равных восприняли многие истинно талантливые представители русской творческой  интеллигенции .Что объединяло поэтов и  художника Н. Рериха? Они считали, что народ должен помнить свои корни, черпать силы из исконно многовековой национальной культуры и истории Отечества, не забывать героев былин, защитников земли Русской, помнить мудрые народные сказки, а после революции , когда разрушался самобытный национальный уклад, поэты и художник заговорили о той духовности, которая держалась на христианской вере.

Известно, что революцию крестьянские поэты восприняли с энтузиазмом, посвятив ей свое творчество. Но в послереволюционное время их поэзия оказалась на положении второстепенной. Да и отношение к революционным   преобразованиям в стране со
временем вызвало у поэтов ощущение трагедии русской деревни, русского крестьянства.  Пролетарская поэзия была объявлена самой передовой,самой революционной .Став после революции организатором литературного процесса, партия большевиков стремилась к тому, чтобы творчество поэтов было максимально приближено к массам. Самым важным условием формирования новых литературных произведений, который выдвигался и поддерживался партийной печатью, был принцип « одухотворения» революционной борьбы. Поэты революции являются неуловимыми критиками всего старого и зовут вперед, к борьбе за светлое будущее. Началось прославление стального , железного как символа будущей мощи и силы страны.
Крестьянские поэты, изначально воспевавшие неразрывную связь человека с миром живой природы, воспротивились культу стали и железа. Они увидели в наступлении паровоза, «чугунки» угрозу не только природе, но и нравственным, эстетическим ценностям крестьянской  жизни. Одним  из самых ярких и трагических свидетельств такого сопротивления стал знаменитый  есенинский «Сорокоуст». Навсегда в истории поэзии останется поэтический образ красногривого  жеребёнка, отчаянно пытающегося обогнать паровоз.

Н.Клюеву, С.Клычкову, П.Орешину суждено было стать современниками и свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По-разному они переживали эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.

Чтобы  в мир поэзии новокрестьянских поэтов глубже проникнуть, давайте прежде  обратимся к творчеству художников, близких по мироощущению, по духу, по идеям и темам  к новокрестьянским поэтам и попытаемся приобщиться к духовному миру  наших предков.

2.        Смотрим презентацию, по её ходу идет  короткий рассказ учителя о художниках.

А. Рассказ о Н.Рерихе. В природе, в родной земле, её истории мастер видит источник духовных сил народа. Первобытная Русь, языческий мир – эта тема надолго определила не только репертуар, но и стилистику, характер эффектов, заимствованных у тех времен.

Б.Рассказ о В.Васнецове. Глубоко верующий Васнецов, любивший патриархальный быт и уклад своей страны, не принял новый социалистический строй, хотя и не покинул Родину. Художник продолжал создавать полотна на  былинные сюжеты, но теперь гораздо интенсивней использовал багряно-красный цвет, окрашивая им и полыхающее сказочное небо, и изрыгаемое чудовищем пламя, и объёмную красную юбку полуобнажённой Бабы-яги, держащей под мышкой невинного ребёнка в белой рубахе

( « Баба-яга». 1917 г.)

В.Рассказ об А.Рябушкине. Талантливый художник рано ушел из жизни. Но и в его полотне « Хоровод»( 1904) чувствуется тревога, вызванная новыми веяниями времени : в хоровод девушек врывается беззаботно парень. Хоровод ( карагод,  круг, улица)- древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. На картине девушки в недоумении замерли от вольности парня, старушка смотрит с негодованием, так как нарушен ритуал.У картины есть ещё одно название « Втёрся парень в хоровод, ну старуха охать…».

Г. Рассказ об И.Билибине. У каждого, кто рассматривает иллюстрации Ивана Билибина, на лице появляется  добрая улыбка, навеянная воспоминаниями из детства от встречи с таинственным и чудесным миром сказки. И.Билибин- русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусств», автор иллюстраций к русским народным сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

         Волшебные иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина остаются в памяти навсегда у каждого, кто хоть раз держал в руках книгу с его работами. Иван Царевич и Серый Волк, Марья Моревна, Баба Яга в ступе, Алёнушка, князь Гвидон и Царевна-Лебедь
излучают магическую силу и гордую красоту русского фольклора. Сказки с иллюстрациями этого великого художника с юных лет воспитывают в ребенке любовь к прекрасному. Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А.С.Пушкина, а также в работах над театральными постановками.

Путешествуя по заданию этнографического отделения Русского музея по старым русским городам северных губерний (Вологодской, Олонецкой, Архангельской), был поражен открывшимся для него заново древнерусскому искусству : « Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! Вернуть!» ( И.Билибин).

Во время революции 1905 г создаёт революционные карикатуры. После  Октябрьской революции покидает Россию. Только в 1936 г возвращается на Родину. Умер 7 февраля 1942 г в блокадном Ленинграде от голода,  закончив  работать над  иллюстрациями к
былине,  посвященной русскому богатырю Дюку Степановичу ( 1941 г). В своих «Автобиографических записках» художница Анна Остроумова-Лебедева пишет: «Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш замечательный график и стилист. Ни один из художников не сумел так почувствовать и воспринять русское народное искусство, которое широко распространялось и цвело среди нашего народа. Иван Яковлевич его любил, изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. Подробностей его смерти не знаю, только слышала, что последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой»…

3.        Итак, подведем итог: что объединяет новокрестьянских поэтов  и художников-современников поэтов?

1.Любовь к малой Родине.

2.Следование вековым народным обычаям и нравственным традициям.

3.Использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований.

4.Обращение к фольклорным сюжетам и образам; введение в поэтический обиход поэтами народных песен и частушек.

5.Отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

4.Влияние на новокрестьянских поэтов символистов: А.Белого и А.Блока (см презентацию). Переписка А.Блока с Н.Клюевым. «Клюев – большое событие в моей…жизни». А.Блок. 1911 г.

5.Идейные противники новокрестьянских поэтов - пролетарские поэты (см презентацию). « Старые реакционные писатели типа Клычкова и Клюева к крестьянским  писателям Советского Союза не имеют никакого отношения». Журнал «На подъёме» 1929 г.

« Любовь к природе в творчестве этих писателей – только антитеза ненависти к городу, фабрике, машине, пролетариату, а синтез- это власть кулачья, построенная  на богом данной природе»,- доносил в 1930 г. бдительный О.Бескин. Отличие жизненных позиций. Роль Калинина.

6. Трагические судьбы новокрестьянских  поэтов.

Судьба Н.Клюева. Сообщение учащегося (учебник «Русская литература 20 века. 1 часть» под редакцией В.П.Журавлева. М. « Просвещение». 2010 г).

 Чтение стихотворений  « Изба- святилище земли», «Голос народа», « Рождество избы».

Беседа после чтения стихотворений по вопросам.

1.Каково настроение стихотворений?

2. Какие образы создает поэт?

 3. Какие тропы и стилистические фигуры использует?

 4. Какова лексика стихотворений?

 5. Какие ассоциации вызывают у вас стихотворения « Изба- святилище земли» и « Рождество избы»? Почему поэт называет стихотворение « Рождество избы»?

 Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения проходит через многие стихотворения Клюева (см презентацию). Песенная, фольклорная стихия (не случайно и Клюев, и Есенин многие свои стихи называют песнями). Оба сначала овладели приёмами стилизации « под фольклор», а затем осваивают формы фольклорного поэтического мышления, создавая оригинальные произведения, близкие фольклорным не только по форме, но и  по существу мысли, образа, идеи. Общим для них был и интерес к героическим страницам русской истории, легендарным образам богатырей и подвижников.

Клюеву и Есенину  был дан поэтический дар создания живописных картин русской природы. В их песенных стихах органично сочетались психологическое состояние человека и эмоциональный настрой пейзажа. Клюев же не только мастерски живописует родной северный пейзаж. Он, как потомок неистовых проповедников, негодующе обличает тех, кто рожден с холодным, равнодушным сердцем, а  потому враждебен природе:

В хвойный ладан дохнул папиросой

И плевком незабудку обжёг,

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох…

…Заломило черёмуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный  рай.

После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим « мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» поэт обращается ко временам  Андрея Рублёва, но ритмы, фразы современной ему России врываются в
произведение, сменяясь видениями лирического героя, образами внеисторического времени. С болью поэт пишет о современных ему событиях- об утрате мастеровитости, крестьянских  ценностей. О распаде русской деревни:

Не стало кружевницы Прони,

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутеменки…

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орёт-

Хозяев новых обиход.

В годы « великого перелома» эта поэма не могла быть напечатана.

« Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском»,- писал Н.Клюев.

Видя с какой неуёмной ретивостью новые власти отторгают от народа многовековую культуру, поэт пророчески предупреждал:

«Направляя жало пулемёта на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить художественный голод дремучей, черносошной России… А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь самоцветной кровью под стальным глазом пулемёта»

( « Последний Лель»).

Через 20 лет после революции поэт скажет на следствии:« Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси… Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причём это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей… Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я и был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское насаждение».

Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 г.

Судьба С.Клычкова. Сообщение учащегося ( учебник « Русская литература 20 века.1 часть»  под редакцией В.П.Журавлева. М, «Просвещение».2010г).

Клычкова небезосновательно называют предшественником Есенина. По своей ясности и безмятежности ранняя лирика Клычкова напоминает произведения календарной обрядовой лирики. Так же как и в народной лирической песне, высшим идеалом красоты у поэта является природа. Поэтизация  сельской природы, труда крестьянина, народных праздневств – наиболее характерная черта поэзии  Клычкова. Праздник и труд у него не противопоставлены, а продолжают друг друга, чем успешней труд, тем радостней праздник. Наиболее последовательно эта мысль выражена в сборнике  «Кольцо Лады» (1913 г). В этой книге два главных героя - Дед и Лада. Дед- собирательный образ труженика, хранителя мудрости, трудового и нравственного опыта предков. Лада- образ, пришедший из языческих славянских мифов, девушка-невеста, девушка-мечта.

Выразительное чтение стихотворений. « Дедова пахота», « Лада купается», « Дед отборонил», « Лада в саду», « Лада в хороводе», « Дед с покоса».

Беседа по вопросам после чтения стихотворений.

1.Как создается настроение стихотворений?

2.Какие образы создает поэт?

3. Какая лексика используется в стихотворениях?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

5. Какие ассоциации вызывают стихотворения?

Судьба Петра Орешина. Сообщение учащегося ( учебник « Русская литература 20 века. 1 ч.» под редакцией В.П.Журавлёва. М. «Просвещение». 2010 г). В первой книге стихов «Зарево» (1918 г) нашли отражения те же  темы и образы, свойственные стихам
С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова, но если у собратьев по « крестьянской купнице» почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах крестьянской жизни:

А сердце всё изранено,

Всё кровью истекло,

Проклятое, болезное,

Голодно село.

Характерная для «новокрестьянской» литературы поэтизация народной жизни присуща и творчеству Петра Орешина. Но это особая поэтизация. Орешин эстетизирует  хлебородную мощь земли. Исследователи  уже давно заметили особое значение эпитета « ржаной» в его художественной  системе:

О, край родной,

Как ты чудесен:

Ржаная степь, ржаной народ,

Ржаное солнце, и от песен

Землёй и рожью отдаёт.

Рожь, жито в русском языке, русской поэзии издавна ассоциировались с жизнью. Это слово становится в стихах Орешина символом грубоватой простоты и силы, непрерывности крестьянской жизни. « Ржаное солнце» - это сразу и сила, и тепло, и свет.

Выразительное чтение стихотворения « О, край родной», « Страда».

    Страда.

Рожь густая недожата,

Осыпается зерно.

Глянешь в небо, через хаты,

Небо в землю влюблено.

Зной палит. В крови ладони.

Рожь, как камень, под серпом.

Руки жнут, а сердце стонет,

Сердце сохнет об одном.

Думы, думы, тяжко с вами,

Серп не держится в руках.

Мил лежит под образами,

Точно колос на полях.

Рожь густая, — не одюжишь

Ни косою, ни серпом.

И поплачешь и потужишь

Над несвязанным снопом.

Беседа по вопросам после  выразительного чтению стихотворений.

1.Каким чувством пронизаны стихотворения?

2.Какие образы создает поэт?

3. Что общего в поэзии Н.Клюева,  С.Клычкова  и П.Орешина  и в чем  вы видите различие?

4. Какие ассоциации у вас вызывают стихи П.Орешина?

5.Каково значение эпитета «ржаной» в  поэтическом мире поэта?

Лирический герой предстает одиноким мечтателем, иногда принимающим облик странника, инока, пастуха-певца, грезящего « наяву али во сне». Он черпает радость только в общении с природой. Клычков был далек от политики, от общественной жизни.  Поздняя лирика становится более конкретной, освобождается от условности и сказочности.

Только в стихотворении  « Предчувствие» отражается тревога за судьбу России(1917 г).

 Та же Русь без конца и без края,

И над нею дымок голубой-

Что же я не пою, не рыдаю

Над людьми, над собой, над судьбой?

И мне мнится: в предутрии пламя

Пред бедою затеплила даль

И сгустила туман над полями

Небывалая в мире печаль.

После революции не пожелавший подчиниться « требованиям времени»  ( отказаться от крестьянских мотивов в поэзии) Сергей Клычков оказался под беспощадным обстрелом рапповской критики. « В гостях у журавлей» был последним оригинальным
поэтическим сборником поэта. Клычков вынужден был заняться переводами ( эпические переложения народов СССР). Это не спасло поэта: в июле 1937 г.С.А.Клычков был арестован и вскоре расстрелян.

Судьба Александра Ширяевца (Абрамов). Сообщение учащегося.

В истории русской поэзии первой четверти ХХ века  поэт А.В.Ширяевец  (1887  -  1924)  был самобытной и незаурядной творческой личностью, его талант был ярок и  многогранен.  Он писал стихи,  песни, поэмы, прозу, драматургию, произведения
для детей  и  литературно-критические статьи.  «Поэт милостью божьей» «волжский гусляр», «певец волжского раздолья», «волжский соловей» - так называли Александра Ширяевца его современники. «Баюном Жигулей и Волги» нарек его, своего любимого
друга, Сергей Есенин. Биография  А.В.Ширяевца еще  не написана.  Поэтому здесь  использованы воспоминания современников,  исследования творческой биографии поэта, архивные материалы .

Малая родина Александра,село  Ширяево,  раскинулось  на  берегу  Волги.  Место  красивое,  запоминающееся. Дома  построены  у расширяющегося  устья    Ширяевского  оврага,  который  извилистой  лентой    тянется  на  территории  Самарской  Луки.  Здесь  можно  встретить    скалы  и  каменистые  степи,  родники    и    поляны,  березовые  и  сосновые  леса.  По  обеим  сторонам    оврага  (буерака)    к  Волге  спускаются    две  горы:  Попова  и  Монастырская.  Склоны  гор  заросли  лесом.  С  их  вершин    хорошо  просматривается    широкая  долина  «междугорья»  с  поселком.    И  открывается    во  всем  величии    речная  гладь  Волги.

В  междугорье  залегло    -

В  Жигулях  наше  село.

Рядом  Волга…  Плещет,  льнет,

Про  бывалое  поет…

Начиная с самых ранних стихотворений поэт склоняется к народно-песенному творчеству. «Волжские» произведения, посвящённые родному Ширяеву и Волге выполнены в плясовом стиле, в них ярко выражен безудержный темперамент поэта, лихость, «разинщина».
Восточные темы («Пески», «Голодная степь») выдержаны в сдержанном тоне, этим произведениям свойственна «созерцательная отстранённость».

В 1912 году начинается переписка Ширяевца с Н. Клюевым, которая оказала существенное влияние на творчество начинающего поэт. В № 1 журнала «Друг народа» в 1915 году одновременно были напечатаны стихотворения: «Узоры» Сергея Есенина и
«Хоровод» Александра Ширяевца. После публикации Есенин шлёт последнему в Ташкент письмо: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны… Со стихами моими вы ещё познакомитесь. Они тоже близ вашего духа…»

Таким образом, ещё не будучи лично знакомым с другими «новокрестьянскими
поэтами», Ширяевец уже становится заметным членом  группировки новокрестьянских поэтов.

После издания в 1915—1917 годах четырёх сборников поэзии литературный критик В. Ходасевич упрекнул поэта в том, что тот воспевает народ, которого «скоро не будет»: «…быт наших стихов уже почти кончен, возврата к нему не будет. Прощайтесь-ка с ним — да и в дорогу!». В ответном письме Александр Ширяевец ответил:

«И что прекраснее: прежний Чурила в шёлковых лапоточках с припевками да присказками, или нынешнего дня Чурила, в
американских щиблетах, с Карлом Марксом или «Летописью» в руках захлёбывающийся от открывающихся там истин?.. Ей-богу,
прежний мне милее!.. Ведь не так-то легко расстаться с тем, чем жили мы несколько веков! Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно «лозунгами»…
Может быть, чушь несу я страшную, это всё потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житьё на свете?..

В 1924 году появляется одно из последних стихотворений поэта, в которой он в очередной раз подчёркивает своё несогласие с современностью, свою любовь не к фабричной «считающейся с Карлом Марксом, Руси», а к

Руси деревенской, земледельческой.

Никогда старина не загаснет:

Слишком русское сердце моё…

Позабуду ли песни на Клязьме!

Как я мчался с тяжелым копьём…

Вечевые прибойные клики!

Ветер Волхова вздул паруса!

То палач я, то нищий калика

То с булатом в разбойных лесах…

Не припомню, какого я роду,

Своего я не помню села…

Ускакал я в бывалые годы,

Старь родная меня занесла.

(Выразительное чтение стихотворений А.Ширяевца.)

Александр Ширяевец . Стихи.

                     Скрипка

  Пела скрипка, и чудился раненый

   Белый лебедь... алела волна...

   И мерещился взгляд затуманенный

   Свет- Царевны в плену колдуна...

 "Не печалься, тюрьму опрокину я!

   Ты недаром меня столько ждешь!"

   Но звенела тоска лебединая:

   "Не найдешь... Без Царевны умрешь..."(Александр Ширяевец .Стихи, 1914 г.)

Скитница

  Унывно-ласковые взоры -

               Родник нездешней красоты...

              Уста - раскольничьи затворы,

               В снах - заповедные скиты...

              Уйдешь из мира, примешь схиму,

              Схоронишь девичью красу...

              И узришь крылья серафима

               Ты в смольной келье и в лесу...

                И не уронишь наземь четки,

                Не побледнеешь у ворот,

                Когда невесело на лодке

               Жених твой мимо проплывет.   (Александр Ширяевец - стихи, 1915-1920?)

Беседа по вопросам после чтения стихотворений.

  1. Какие образы создает поэт?
  2. Каким настроением пронизаны его стихотворения?
  3. К каким фольклорным , библейским образам обращается поэт?
  4.  Какова лексика стихотворений?
  5. Как вы понимаете слова А.Ширяевца: «… не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житьё на свете?» ?

Подведём итоги.

Поддержав изначально революцию, обещавшую рай на земле крестьянам, новокрестьянские поэты оказались «лишними» после революции. Исчезли их иллюзии, вера в большевисткие преобразования. Они стали объектами постоянных нападок, ядовитых « разоблачений» со стороны критиков и идеологов, претендовавших на выражение « передовой», пролетарской позиции. И тогда в их  стихах зазвучали мотивы не просто трагедии революционного распятия России, но и вины растоптавшего её непутёвого, разгульного, поддавшегося на подмены и соблазны дьявольских козней её сына – её собственного народа.

По мнению А.Михайлова, « общественная дисгармония, к которой привела революция, явилась отражением целого клубка противоречий: идейных, социальных, экономических и других. Однако в задачу советских идеологов входило представить новое государственное устройство как единственно правильное, поэтому они стремились во что бы то ни стало перекодировать механизм национальной памяти. Чтобы предать прошлое забвению, носителей родовой памяти уничтожали. Погибли все новокрестьянские поэты- хранители национальных святынь».

Только А.Ширяевец, рано ушедший из жизни (1924), и С.Есенин (1925) не дожили до времён массовых репрессий, поглотивших их единомышленников.

Прошло время, и поэзия  некогда вычеркнутых из литературы  новокрестьянских поэтов вернулась к читателю, к народу.

Новокрестьяская поэзия с полным правом может считаться неотъемлемой частью творческого наследия русского Серебряного века. Крестьянская духовная нива оказалась значительно плодороднее, чем пролетарская идеологическая почва, на яркие творческие личности. Пролетарская поэзия не выдвинула по-настоящему крупных мастеров слова, а крестьянская раскрыла « первоклассный талант Клычкова- поэта и прозаика, замечательное дарование Орешина и Ширяевца…А два поэта- Клюев  и Есенин , будучи духовными и творческими лидерами « крестьянской купницы» и выразив точнее и совершеннее своих собратьев её устремления, встали в ряд классиков русской литературы» ( С.Семенова).

Закончить урок хочется стихами поэтов, звучащих ,как  прежде,  так и в наше время удивительно свежо, проникновенно, безыскусно и очень искренно. Тревога за судьбу красоты в живом мире в душе человека актуальна и сейчас. Нам ещё предстоит открыть художественный мир этих поэтов.

Сергей Клычков .

Среди людей мне страшно жить.

* * *

Среди людей мне страшно жить,

              Мне, как ребенку среди ночи,

              Так хочется порой смежить

               Души наплаканные очи.

               Как на покойницу убор,

             Легла на землю тень от плахи.

            - Ты слышишь, что бормочет бор?

            - Скажи, о чём щебечут птахи?

           На всех, на всем я чую кровь,

          В крови уста, цветы, ресницы.

          О, где ты, мать людей, - Любовь?

          Иль детям о тебе лишь снится?

           Спаси, помилуй, пожалей,

           И не для казни и расплаты

           Сойди и свет среди полей

            Пролей на пажити и хаты.

            Родимый край угрюм и пуст,

           Не видно рыбаря над брегом.

           И лишь улыбка чистых уст

          Плывет спасительным ковчегом. (Сергей Клычков .Стихи, 1922)

Николай Клюев.

Обозвал тишину глухоманью,

Надругался над белым « молчи»,

У креста простодушною данью

Не поставил сладимой свечи.

В хвойный ладан дохнул папиросой

И плевком незабудку обжёг,-

Зарябило слезинками плёсо,

Сединою заиндевел мох.

Светлый отрок- лесное молчанье,

Помолясь на заплаканный крест,

Закатилось в глухое скитанье

До святых, незапятнанных мест.

Заломила черёмуха руки,

К норке путает след горностай…

Сын железа и каменной скуки

Попирает берестяный рай. ( 1914 и 1916)

Домашнее задание.

  1. Анализ стихотворения Н.Клюева ( по выбору).
  2. Прочитать стихотворения С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца.
  3. Наизусть ( по выбору): С.Клычков «Лель цветами всё поле украсил», « Леший»;

                                       Н.Клюев « Изба- святилище земли» ( Из цикла « Поэту Сергею Есенину», отрывок), « Пусть я в лаптях».

Использованная литература.

  1. « Поурочные разработки по русской литературе». Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва.М. «Вако» .2010.
  2. « Поэзия Серебряного века. Антология».М. « Эксмо». 2010.
  3. « Русская литература 20 века. 11 класс». Авторы : Л.А.Смирнов, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др. М. « Просвещение». 2011
  4. «Мастера русской живописи». Авторы: М. Алленов, Е.Алленова и др.М. « Белый город». 2008.
  5. Интернет. Википедия.
  6. « Васнецов». М. «Директ-медия».2010. Автор текста: С.Королева.
  7. «Рерих». М. «Директ-медия». 2010. Автор текста: Н. Башкова.