Презентация "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Куадже Ася Шумафовна

Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева. 

 Золотой век — первый период расцвета русской литературы. В этот период русские писатели перешли от классицизма к романтизму.

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении литературных направлений.

Эффективно обеспечить работу "механизма" понимания текста и получить при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала к конспекту добавляю "опорный сигнал" - презентацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_zolotoy_vek.pptx2.16 МБ
Файл literaturnye_napravleniya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г . Майкоп, 2013 Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич

Слайд 2

Золотой век русской поэзии – первая треть XIX века Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева.

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин "Золотой век русской поэзии" характеризуется всплеском его творческой активности. Александр Сергеевич был романтичен, написанные им поэтические поэмы существенно повлияли на русскую и мировую культуру. Произведения Пушкина стали классическими в нашей стране и во всех странах мира. Имя Пушкина знакомо каждому человеку, не зависимо от его возраста, происхождения и литературных предпочтений. Его роман в стихах " Евгений Онегин " был назван энциклопедией русской жизни (Белинский). Реализм в "Евгении Онегине", приобретает всеобъемлющий характер: судьба современного молодого человека совмещена здесь с богатством картин русской жизни и удивительным по полноте выражением духовного опыта нации. Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

Слайд 4

Лермонтов Михаил Юрьевич Многие поэты и писатели считали А.С.Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был Лермонтов Михаил Юрьевич . Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ -характерные черты героя Лермонтова, выражаются в лирике, в поэмах "Демон" и "Мцыри". Роман «Герой нашего времени»- Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра.

Слайд 5

Лев Николаевич Толстой « Война и мир » В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до солдат, все возрасты и все темпераменты на пространстве целого царствования АлександраI . « Анна Каренина » Этот роман является уже переходом к третьему периоду литературной деятельности Толстого.

Слайд 6

Федор Михайлович Достоевский Повести, романы: "Бедные люди" (1846, роман), "Двойник" (1846, повесть), " Прохарчин " (1846, повесть), "Слабое сердце" (1848, повесть), "Чужая жена" (1848, повесть), "Роман в 9 письмах" (1847, повесть), "Хозяйка" (1847, повесть), "Ревнивый муж" (1848, повесть), "Честный вор", (1848, повесть вышла под заглавием "Рассказы бывалого человека"), "Елка и Свадьба" (1848, повесть), "Белые ночи" (1848, повесть), " Неточка Незванова " (1849, повесть), "Дядюшкин сон" (1859, повесть), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859, повесть), "Униженные и оскорбленные" (1861, роман), "Записки из Мертвого дома" (1861- 1862), "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), "Записки из подполья" (1864), "Преступление и наказание" (1866, роман), " Идиот " (1868, роман), "Бесы" (1871 - 1872, роман), "Подросток" (1875, роман), "Дневник писателя" (1877), "Братья Карамазовы" (1879 - 1880, роман), "Мальчик у Христа на елке", "Кроткая", "Сон смешного человека".

Слайд 7

Иван Сергеевич Тургенев Русский писатель , поэт , переводчик ; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности ( 1860 ). Считается одним из классиков мировой литературы Псевдонимы:- - - въ ; —е—; И.С.Т.; И.Т.; Л.; Недобобов , Иеремия; Т.; Т…; Т. Л.; Т……в; *** « Записки охотника», повесть « Муму », роман «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» роман «Новь»

Слайд 8

Александр Иванович Куприн Повести и романы 1892 — « Впотьмах » 1896 — « Молох » 1897 — « Прапорщик армейский » 1898 — « Олеся » 1900 — « На переломе » (Кадеты) 1905 — « Поединок » 1907 — « Гамбринус » 1908 — « Суламифь » 1909—1915 — « Яма » 1911 — « Гранатовый браслет » 1913 — « Жидкое солнце » 1917 — « Звезда Соломона » 1928 — « Купол св. Исаакия Далматского » 1929 — « Колесо времени » 1928—1932 — « Юнкера » 1933 — « Жанета »

Слайд 9

Николай Семенович Лесков Русский писатель, публицист Псевдонимы:М . Стебницкий “Житие одной бабы” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865), “Воительница” (1866), “ Котин доилец и Платонида ” (1867). Романы “Обойденные” (1865), “На ножах” (1872), хроника “Соборяне” (1872). Повести“Запечатленный ангел” и “Очарованный странник”

Слайд 10

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Псевдоним -Н. Щедрин), прозаик. «История одного города» - вершина его сатирического искусства. «Господа Головлевы» «Пошехонские рассказы» «Современная идиллия»

Слайд 11

Федор Иванович Тютчев Русский поэт , дипломат , консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года «Фонтан», «Чародейкою зимою», «Я помню время золотое…» »Цицерон», «Летний вечер», «Так здесь-то суждено», «Первый лист», «Предопределение», «В деревне», «Вечер», «Видение», «Пророчество» и другие.

Слайд 12

Афанасий Афанасьевич Фет Русский поэт - лирик , переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской АН ( 1886 ). Основное содержание его поэзии — любовь и природа Самый яркий пример — стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» .

Слайд 13

Иван Андреевич Крылов Русский поэт, баснописец , переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии ( 1811 ), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности ( 1841 ). «Оракул», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей»и другие. И.А.Крылов написал 208 басен.

Слайд 14

Александр Петрович Сумароков Русский поэт, писатель и драматург XVIII в . Стихи (19) «Другим печальный стих рождает стихотворство» О благородстве Станс «Страдай, прискорбный дух! Терзайся, грудь моя!» Эпиграмма Эпитафия «Тщетно я скрываю сердца скорби люты» Эпитафия Сонет «Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю» Эпитафия «Уже восходит солнце, стада идут в луга» Баллад «Мучительная мысль, престань меня терзати » «Негде, в маленьком леску» «Благополучны дни» Овца Ворона и Лиса

Слайд 15

Константин Николаевич Батюшков Русский поэт , предшественник Пушкина Главные темы в поэзии Батюшкова-дружба и любовь. Стихотворение «Послание к стихам моим» — первое выступление Батюшкова в печати. «Опыты в стихах и прозе» «Вакханка» ( 1815 ) «К Дашкову» ( 1813 ) «Умирающий Тасс » ( 1817 )

Слайд 16

Антон Антонович Дельвиг Русский поэт, издатель, друг и одноклассник А.С. Пушкина . А. С. ПУШКИНУ (Любовь летит — лови, лови!..) Анахорет по принужденью... В альбом А. Н. Вульф В АЛЬБОМ Б. (Давно бы несколько стихов...) ВДОХНОВЕНИЕ (В друзьях обман, в любви разуверенье...) ДВЕ ЗВЕЗДОЧКИ (Со мною мать прощалася ...) ДИФИРАМБ (И болтливую любовь...) Друзья За что, за что ты отравила... К А. С. Пушкину К Амуру К ДИОНУ. (Для наслаждений любви...) К ДРУЗЬЯМ (Я редко пел, но весело, друзья!..) К ЛИЛЕТЕ (В объятиях неясных любви...) Луна ЛЮБОВЬ (Что есть любовь?..) Малороссийская песня Моя хижина На смерть Державина Первая встреча ПЕСНЯ. (Мы бтебя любили!..) Песня (Наяву и в сладком сне...) Пушкину

Слайд 17

Николай Михайлович Карамзин Выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма , прозванный русским Стерном «Евгений и Юлия», повесть ( 1789 ) «Письма русского путешественника» ( 1791 - 1792 ) « Бедная Лиза », повесть ( 1792 ) «Наталья, боярская дочь», повесть ( 1792 ) «Прекрасная царевна и счастливый карла» ( 1792 ) « Сиерра-Морена » , повесть ( 1793 ) «Остров Борнгольм » ( 1793 ) «Юлия» ( 1796 ) «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода » , повесть ( 1802 ) «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ( 1802 ) «Чувствительный и холодный» ( 1803 ) «Рыцарь нашего времени» ( 1803 ) «Осень»

Слайд 18

Владимир Григорьевич Бенедиктов Русский поэт и переводчик «Воспоминание» «К женщине» «Кокетка» «Молитва» «Москва» Переводил произведения И. В. Гёте , Шиллера , Байрона , Шекспира , Виктора Гюго , Огюста Барбье , Теофиля Готье и других зарубежных поэтов. Поэмы Адама Мицкевича « Гражина » и «Конрад Валленрод »

Слайд 19

Использованный материал stihi-rus.ru/1/ Benediktov ru.wikipedia.org/wiki/ Поэты_пушкинс natlib.udm.ru/century.htm ru.wikipedia.org/wiki/ Лермонтов



Предварительный просмотр:

                                                                                      ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

                                                                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                                                                        Куадже Ася Шумафовна

Литературные направления (теоретический материал)

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.

Основные черты литературных направлений:

  1. объединяют писателей определенной исторической эпохи;
  2. представляют особый тип героя;
  3. выражают определенное мировоззрение;
  4. выбирают характерные темы и сюжеты;
  5. используют характерные художественные приемы;
  6. работают в определенных жанрах;
  7. выделяются стилем художественной речи;
  8. выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.

Классицизм

Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Отличительные черты:

  1. значительность тем и сюжетов;
  2. нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;
  3. надуманные образы, схематические характеры;
  4. назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;
  5. использование языка, мало понятного простому народу;
  6. обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
  7. общенациональная, гражданская направленность;
  8. установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);
  9. подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).

Представители классицизма

Западноевропейская литература:

  1. П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;
  2. Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;
  3. Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;
  4. Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;
  5. Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;
  6. Ж. Лафонтен – «Басни».

Русская литература

  1. М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;
  2. Г. Державин – ода «Фелица»;
  3. А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;
  4. Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;
  5. Д.Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».

Сентиментализм

Направление в литературе и искусстве второй  половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой  природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.

Отличительные черты:        

  1. раскрытие человеческой психологии;
  2. высшей ценностью провозглашается чувство;
  3. интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;
  4. идеализация действительности, субъективное изображение мира;
  5. идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;
  6. произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.

Представители сентиментализма

Западноевропейская литература

  1. С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;
  2. Ж. Ж. Руссо – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;
  3. И.В. Гете – роман « страдания молодого Вертера».

Русская литература

  1. В. Жуковский – ранние стихи;
  2. Н. Карамзин – повести «Бедная Лиза» - вершина русского сентиментализма, «Остров Борнгольм»;
  3. И. Богданович – поэма «Душенька»;
  4. А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Романтизм

Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.

Отличительные черты:

  1. необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;
  2. неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;
  3. стремление к идеалу, совершенству;
  4. сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;
  5. изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);
  6. контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

Представители романтизма

Западноевропейская литература

  1. Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;
  2. И.В. Гете – драма «Эгмонт»;
  3. И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;
  4. Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;
  5. П. Мериме – новелла «Кармен»;
  6. В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;
  7. В. Скотт – исторический роман «Айвенго».

Русская литература

  1. В. Жуковский – баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь», «Ивиковы журавли»; сказка «Ундина»;
  2. К. Рылеев – поэмы «Войнаровский», «Наливайко»;
  3. А. Пушкин – поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»;
  4. М. Лермонтов –  «Мцыри»;
  5. Н. Гоголь – повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  6. М. Горький – рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».

Реализм

Направление в искусстве и литературе 19 – 20 веков, в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни (без прикрас и фантазий). Наибольшего развития реализм достиг в 19 веке.

Отличительные черты:

  1. в основе произведения лежит конфликт: герой – общество; 
  2. типичные литературные персонажи;
  3. типичные приемы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер);
  4. изображение определенной исторической эпохи, реальных событий;
  5. изображение событий и героев в развитии;
  6. все персонажи изображаются не отвлеченно, а во взаимодействии с окружающим миром.

Представители реализма

Русская литература

  1. А. Грибоедов – комедия в стихах «Горе от ума»;
  2. А. Пушкин – маленькие трагедии «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»; «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман; (Слайд 3)
  3. М. Лермонтов – роман «Герой нашего времени»; (Слайд 4)
  4. Н. Гоголь – поэма «Мертвые души»;
  5. И. Тургенев – романы «Отцы и дети», «Накануне», «Дым», «Рудин», «Новь»; (Слайд 7)
  6. Л. Толстой – рассказы «После бала», «Севастопольские рассказы»; роман «Воскресенье»; (Слайд 5)
  7. Ф. Достоевский – романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» (Слайд 6).

Использованная литература

  1. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Золотой век русской литературы (урок – обобщение в 9 классе по литературе 18 – 19 веков)

Приступив к изучению литературы в 9 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о т...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...


 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Чтобы проявить у учащихся интерес к теоретическому материалу на данном уроке, предлагаю еще и презентацию "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы".
Уважаемые коллеги! Подскажите, пожалуйста,как заинтересовать детей во время подачи теоретического материала.

 Андрей Андрианович Канев

поддерживаю Вас! Удачи! Хорошие работы!!!!

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо!

Пластун Наталья Анатольевна

У Вас очень красивые и красочные презентации, думаю это уже как то привлечет внимание учащихся при объяснении материала. Проявить интерес к уроку у учащихся можно создавая флипчарты на интерактивной доске, а может и привлекая ребят в ходе изучения материала. Ведь не зря старая мудрость гасит, что "Скажи мне, и я забуду Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда" удачи Вам!!!

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо!

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

Куадже Ася Шумафовна

Елена Михайловна! Я Вас поддержу! Удачи в конкурсе!

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо! И Вам удачи!

Удачи в конкурсе!

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо!

Григорян Олеся Викторовна

Отлично! Эти имена дети должны знать! Удачи Вам в работе и конкурсе. Высший балл!

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо!

Яковлева Маргарита Сергеевна

С литературными направлениями у наших деток не совсем хорошо,так что материал необходимый для уроков литературы. Спасибо, Ася Шумафовна!

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо, Маргарита Сергеевна!

Данилова Светлана Васильевна

Жаль я не учитель, материал хороший. Голосую

Куадже Ася Шумафовна

Спасибо!

Ася Шумафовна!Ваша работа бесценна!Спасибо!Присоединяюсь и с удовольствием отдаю и свой голос!Загляните и ко мне в гости!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316