"Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Радион Лидия Артёмовна

Рекомендации по ходу урока "Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром". Работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metelica.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева «Разгром».

Цель урока: Обобщение знаний по системе образов в романе. Формирование аналитических навыков, развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока

  1. Сегодня мы будем говорить о тех образах, которые несут основную идейную нагрузку романа: Мечик и Морозка. Постараемся сами сформулировать тему урока.
  2. Вспомним, к какому социальному слою относим мы Морозку (выходец из народа) и Мечика (интеллигенция).

Таким образом формируем тему народ и интеллигенция в романе Фадеева «Разгром».

Прежде чем говорить об этих образах давайте вспомним те общие вопросы, касающиеся основной направленности и содержания романа. Детям раздаются карточки, где даны факты, которые верно отражают суть произведения или истории написания романа.

  1. Для Фадеева как пролетарского писателя очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане.

- Как называется в литературе прием противопоставления. (антитеза)

- Давайте выявим уровни этого противопоставления. Если речь идет о гражданской войне. Борются белые с красными – внешний уровень. Если есть внешний уровень, следовательно должен быть и внутренний, то есть касающийся поведения человека, его внутренней сути. Добро – зло, любовь – ненависть, анархия – дисциплина. В романе эти атрибуты морали противопоставляются. Этот контраст мы проследим на раскрытии образов Морозки и Мечика.

 4.Сопоставительный анализ героев.

Рассказ учащегося о Морозке, его пути в революцию.

- Как относится Морозка к поручению Левинсона в начале романа?

- Какой еще факт подтверждает недисциплинированность Морозки. Вспомним, какой поступок совершает Морозка по пути в штаб (ворует на бахче дыни).

- Как вы думаете, почему герой себя так ведет, в чем причина?(Он привык быть предоставлен сам себе, никогда не старался задуматься над своими поступками, он даже не считал это за воровство, так как в ребячестве не раз с мальчишками приходилось лазить в чужие огороды. Это было для героя обыкновенным привычным явлением.

- Какое солбытие заставило его взглянуть на жизнь по-другому?(Суд)

Обратимся к сцене суда. Стр. 30-32. Судя по этому отрывку мы можем сказать о том, что в Морозке проснулось сознание содеянного. Приводим ключевые слова, подтверждающие это. Таким образом, суд стал первой вехой осознания себя.

Конечно, сразу человек от стихийных, необдуманных своих поступков не избавится, это трудный процесс, процесс времени. Но тем не менее это с Морозкой происходит.

- Приведем пример повышения сознательности , чувства ответственности. (Сцена у парома гл.8)

- Как вы думаете, почему этот процесс становления дисциплинированного бойца происходит?

-Что мы знаем о взаимоотношениях Морозки в отряде? К каким людям его всегда тянуло?(Морозку любили, уважали за смелость, все любовались его удалью, лихостью. (Гл. 12. Эти раздумья – подтвержденье тому, что герой еще и еще раз задумывается о своем назначении. Кто я? С кем я? Герой задумывается о своей значимости в этой жизни.

В главе «Груз» читаем стр.199 «благодаря ежедневному… до слов праздным мыслям». Таким образом, под влиянием старших храбрых товарищей происходит это становление.

Дальнейшие события романа еще раз подтверждают проявление ответственности за судьбу своих товарищей и отряда. Читаем: «Он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя кроме возможности еще предупредить их об опасности. Ради отряда он жертвует жизнью.

Здесь мы видим его преданность общему делу, душевную стойкость, что, собственно и определяет высокую душевную человеческую ценность героя.

Переходим к анализу поступков другого героя – Мечика.

- Когда впервые мы знакомимся с ним? (В перестрелке, по пути в отряд Шандыбы его спасает Морозка и привозит в отряд Левинсона)

- Как отнесся к нему сам Морозка? Читаем 1 гл. Ищем ключевое сово «Чистенькое лицо». А « читсеньких» Морозка не любил.

Насколько дальше оправдается это мнение мы увидим  в продолжении романа.

- Как другие бойцы оценили Мечика? (Смеялись, подшучивали).

Как Мечик ведет себя в отряде? (С первых дней ему одиноко).

Зачитываю несколько строк. Ребята должны ответить, почему Мечику одиноко? Что в натуре героя хочет подчеркнуть автор?

«Ему, наивного чувства, с которым он шел в отряд». Или «самым тяжелым, самым горьким для Мечика было чувствовать себя одиноким после того, как и его кровь осталась где-то на ячменном поле».

- Чем озабочен Мечик? Что его волнует прежде всего? (Он озабочен собой, своими чувствами, они ему важнее всего)

- Разве вспоминал и взвешивал свои ранения Морозка? Задумывался, жалел свои чувства и себя?

Таким образом, с первых страниц Фадеев подчеркивает индивидуализм Мечика, который проявится в большей степени в дальнейшем.

Приводим примеры. Вывод. На протяжении всего романа автор показывает, что герой не в состоянии сжиться в этой среде мужиков, «угольного племени». Этот мир чужд и враждебен ему. ( Анализ эпизода с корейцем, Фроловым.

Итак, личные качества: индивидуализм, чувственность, обидчивость мешают Мечику вжиться в эту суровую жизнь.

- Как вы думаете, в чем еще причина? Давайте вспомним, до того как Мечик попал в отряд, как он себе представлял большевиков и свою революционную деятельность. Стр.12.

Итак, он представлял свою деятельность романтической, воображал себя героем, но столкнулся с жестокой неожиданной для него реальностью. Воображение борьбы, которую он себе представлял резко расходилось с действительностью, реальностью. Жестокие картины войны шокируют его. Этот человек отстранен от общего дела, ему не понять цели своего пребывания  в отряде. Все, что здесь делается, для Мечика чуждо, враждебно и неправильно. Если Левинсон, Бакланов, Морозка, Метелица понимают цель своей борьбы за правое дело, то Мечик от этого далек. У героя говорящая фамилия, от слова мечется. Во время гражданской войны многие люди не видели правильного пути , и им приходилось переходить то на сторону белых, то к красным, это было большой человеческой трагедией.

Индивидуализм Мечика раскрывается в сцене дозора гл.19, стр145-149. В этом поступке найдите авторскую оценку Мечику. Почему все происходит именно так? Потому что больше всех Мечик любит себя.

Итог: два героя, поставленные в одинаковые условия. Один жертвует собой, другой спасает себя.

Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы.

Мечик – романтик, переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладающий четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места.

  1. Творческое задание: составление синквейна. Проверка .

Читаем слова на доске. «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметаетсяч революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

В этих словах Фадеев выразил идею своего произведения. Как вы думаете, удалось ли автору ее осуществить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....

Статья "Интеллигенция и революция в романе Б.Пастернака "Доктор Живаго"

Б. Пастернак в своем романе стремился  осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая «отшатнулась...

«Всё лишнее – за борт!» (тема интеллигенции и революции в романе «Разгром»)

Цель урока:проследить за особенностями раскрытия одного из основных вопросов романа;выработка умений анализировать произведение; выделять главное развитие связной монологической речи;воспитание творче...

Литературная гостиная «Роман Прокопьевич Ругин-поэт народа ханты»

Мероприятие, посвященное творчеству хантыйского поэта Романа Прокопьевича Ругина....

Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Мировое значение творчества Л.Толстого.

конспект по литературе на тему:"Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Ми...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». В единстве народа – сила России.

Конспект урока обощения по изучению романа М.Шолохова "Тихий Дон...