«Всё лишнее – за борт!» (тема интеллигенции и революции в романе «Разгром»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Нешта Роза Газизовна

Цель урока:

  1. проследить за особенностями раскрытия одного из основных вопросов романа;
  2. выработка умений анализировать произведение; выделять главное развитие связной монологической речи;
  3. воспитание творческого читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_lishnee.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе

«Всё лишнее – за борт!»

(тема интеллигенции и революции в романе «Разгром»)

Цель урока:

  1. проследить за особенностями раскрытия одного из основных вопросов романа;
  2. выработка умений анализировать произведение; выделять главное развитие связной монологической речи;
  3. воспитание творческого читателя.

Оборудование:

  1. Выставка книг:

        А.Фадеев «Разгром»;                    К.Федин «Города и годы»;

        И.Эренбург «День второй»;                Б.Левин «Юноша»;

        Ю.Олеша «Зависть»

2. Словарь: Метаморфоза, «Гнилой интеллигент», «Твердокаменные большевики»

Метаморфоза  – коренное изменение чего-либо, кого-либо; превращение. Например: из шута → в великого человека.

        

             Варя

Морозка                  Мечик

        Видеть всё так, как оно есть, - для того, чтобы изменять то, что есть…

                                                А.Фадеев

        Что там ни говори, а из всех известных нам соцреалистов совесть проснулась только у одного Фадеева

Бенедикт Сарнов

Ход урока

  1. Оргмомент (створки на доске закрыты)

Вежливый поклон

Старт

  1. 1. Слово учителя.

Пять человек летели через океан на воздушном шаре. Начался шторм. Оболочка аэростата дала течь. Шар стал стремительно опускаться. Вот уже брошен за борт последний мешок балласта.

Как быть дальше?

И тут за борт полетело всё: золото, хлеб, питьевая вода, ружьё. В последний момент терпящие бедствие перерезали верёвки и выбросили в океан саму корзину аэростата. Их жизнь была спасена. Но какой ценой! Герои знаменитого романа Жюля Верна оказались на необитаемом острове. Всё нужно было начинать сначала. Как Робинзону Крузо.

Примерно то же происходило с российскими интеллигентами после шторма, разразившегося в октябре 1917 года.

Объявляю тему урока!

Сначала выбросили уважение к частной собственности.

Тогда казалось, что это балласт.

Затем за борт полетели:

- чистая литературная речь;

- привычные культурные навыки (мелкие издержки культурного воспитания).

Но вскоре пришлось отрывать от себя «предметы первой необходимости»: жалость, сочувствие, доброту, человечность.

В это время интеллигенты российские ещё не знали, что вождь революции считает их говном.

Обгаживанию интеллигента, не умеющего преодолеть свою интеллигентскую сущность и потому обреченного на гибель, были посвящены самые разные книги: «Разгром» А.Фадеева, «Города и годы» К.Федина, «День второй» И.Эренбурга, «Юноша» Бориса Левина, «Зависть» Юрия Олеши.

Но почти все авторы книг делали это как-то неуверенно.

Только один из перечисленных авторов справился с поставленной задачей – А.Фадеев.

Автор «Разгрома», похоже, был искренен в своём отвращении к интеллигентам. Он, судя по всему, действительно верил, что интеллигент по самой сути неизмеримо хуже и гаже «чистого пролетариата»?

- Убедимся в этом, вчитываясь в страницы произведения.

  1. Анализ текста художественного произведения. Беседа.

- Зачитайте мысли Морозки о Мечике (гл. Пути-дороги стр.345)

- Как вы думаете, эти слова принадлежат только Морозке? (+ автору)

На протяжении романа интеллигентская неполноценность исследована автором обстоятельно и всесторонне.

?    - В чем же конкретно она проявляется?

  1. Прежде всего в том, что он недостаточно грязен!

В самом прямом, буквальном смысле этого слова.

Недостаточно грязен физически (гл. Мечик стр.272).

Этим неприязненным мыслям Морозки можно было не придавать значения. Если бы в конце не выяснилось, что классовое чутьё и на этот раз Морозку не подвело.

2) Второй, уже более важный признак человеческой неполноценности Мечика состоит в том, что он чист не только физически, но и морально (гл. Мечик, Один, Враги стр. 276, 277):

- хранит фотографию любимой под подушкой;

!   - он не может преодолеть своего отвращения к той простоте нравов, которая свойственна его новым товарищам.

             Варя

Морозка                  Мечик

     3) Третий признак неполноценности Мечика ещё более опасен для дела пролетариата. Он состоит в том, что он сочувствует чужому горю и не умеет примириться с жестокостью. Жалость разрывает его сердце (гл. «Страда» стр.340).

!    Презрительное отношение автора к интеллигентской слабости Мечика выразилось в последней фразе автора.

      Эпизод с корейцем и его свиньёй далеко не последнее испытание на прочность, которого так и не сумел выдержать Мечик. Этот эпизод – ступень к следующему более драматическому (Фролов гл. «Страда» стр. 342-345).

      Роль любовного Δ в романе.

Метаморфоза с Морозкой. Варя – душевное обновление.

??   «Что в нем хорошего нашла моя дура?»

*      Обратить внимание на конец романа (гл. Девятнадцать стр. 403 и т.д.).

      Вывод!!!

      Как заметил в одном из своих выступлений сам Фадеев, этот персонаж «весьма морален» с точки зрения десяти заповедей: он «искренен», не «прелюбодействует», «не крадет», «не ругается».

      К партизанам Мечик пришёл с романтическим желанием борьбы и подвигов.

      Тем не менее партизанская карьера кончилась гнусным предательством и бегством.

      Односторонность изображения.

      К.Паустовский эксперимент с фотографиями Чехова (купец).

      А.Фадеев – выкорчевывание из себя интеллигента.

        Эпиграмма:

        Проснулась совесть и

                        раздался выстрел.

        Естественный конец

                        соцреалиста.

        

        К эпиграфу урока.        

?    - Почему так высказался литературовед?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Статья "Интеллигенция и революция в романе Б.Пастернака "Доктор Живаго"

Б. Пастернак в своем романе стремился  осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая «отшатнулась...

тест "найди лишнее слово" к теме "Одежда"

занимательный тест-разминка...

А. А. Фадеев. Роман "Разгром". Сопровождение к урокам

Материал презентации можно использовать в процессе изучения романа "Разгром".  В презентации  рассматривается история написания романа "Разгром", проблематика романа, сюжет и композиция, гер...

Игра "Лишнее слово " по теме"Транспорт"

Игра "Лишнее слово " по теме"Транспорт"...

Статья "Гуманизм и революция в романе «Разгром»"

Литературные произведения, посвящённые событиям гражданской войны 1920-х годов, остаются востребованными и интересными для современного поколения, потому что эта война оставила большой след в истории ...