Статья "Гуманизм и революция в романе «Разгром»"
статья по литературе (10, 11 класс)

Галимзянов Ильяс Рамисович

Литературные произведения, посвящённые событиям гражданской войны 1920-х годов, остаются востребованными и интересными для современного поколения, потому что эта война оставила большой след в истории всей России. В литературе о Гражданской войне особое место занимала героика. На первом месте была идея о славе для победителей и позоре для побеждённых. Те, кто был на стороне красных, большевиков, кто воевал за них – были героями. Одним из известнейших романов, посвящённых данной теме, является произведение Александра Александровича Фадеева «Разгром», в котором отражена тема гуманизма и гражданской войны. В данной статье будет рассмотрена тема гуманизма и революции в романе "Разгром".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanizm_i_revolyutsiya_v_romane_razgrom.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманизм и революция в романе «Разгром»

Литературные произведения, посвящённые событиям гражданской войны 1920-х годов, остаются востребованными и интересными для современного поколения, потому что эта война оставила большой след в истории всей России. В литературе о Гражданской войне особое место занимала героика. На первом месте была идея о славе для победителей и позоре для побеждённых. Те, кто был на стороне красных, большевиков, кто воевал за них – были героями.

Одним из известнейших романов, посвящённых данной теме, является произведение Александра Александровича Фадеева «Разгром», в котором отражена тема гуманизма и гражданской войны. Рассмотрим это произведение подробнее.  

Тему своего романа «Разгром» А.А. Фадеев обозначил так: «...в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей» [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].

Как пишет Ю. Андреев, со второй половины 20-х годов «концепция героического характера становится основной в эстетике советской литературы (всей, но прежде всего посвящённой революции)» [Андреев, Ю.А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30-е гг.)].

Эта идея устанавливается в двух главных проявлениях: демонстрация и анализирование готового, сложившегося характера зрелого и опытного революционера, и формирование революционно настроенного характера персонажа – динамика от первоначального состояния, когда человек ещё имеет возможность передумать и свернуть в любую другую сторону, до осознанного, обдуманного устремления к победе. Первый принцип нашёл воплощение в Левинсоне А. Фадеева, а второй – в образе Павки Корчагина, описанного Н. Островским.

В описанной случае историко-литературная последовательность согласуется с логикой теории литературы: более конкретный и детализированный, более длительный по времени и выраженный в качественных переменах, характер Корчагина был придуман и описан позже Левинсона. Время между созданием этих героев помогло создателю Н. Островскому передать пафос времени ничуть не менее убедительно и целостно, но с более развёрнутой историчностью, конкретностью и акцентированию внимания на деталях [Андреев, Ю.А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30-е гг.)].  

В «Разгроме» Александр Фадеев верно отразил основные типы нравственности человека в переходную эпоху – от капитализма к социализму: мораль главных героев произведения – Мечика, Левинсона и Морозки – захватывает и совершенно противоположные взгляды, и мораль, развивающуюся [Андреев, Ю.А. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30-е гг.)]. Все эти персонажи исключительно своеобразны, но тем не менее являют собой квинтэссенцию общественно типичных моральных качеств. Тот факт, что среди огромной вариации человеческих типов, среди множества знакомых ему людей, молодой А. Фадеев смог разглядеть и выделить главные, являющиеся наиболее характерными с точки зрения воюющей идеологии черты, доказывает наличие его политической зоркости.

Роман «Разгром» наполнен психологизмом: очень сложно найти в нём страницу, на которой не показывалось бы душевное состояние персонажа, не объяснялись его поступки и проступки или его мысли и идеи о происходящем вокруг.

В произведении А.А. Фадеева «Разгром» на первый взгляд можно найти несколько примеров гуманизма в поступках или настроениях героев. И первым на ум скорее всего придёт Левинсон, поскольку автор сначала рисует читателю этого персонажа как исключительно правильного, не сомневающегося в своих решениях, уверенного в себе и искренне переживающего за свой отряд. Левинсон может вставать на чужое место и помогать человеку в каждом случае индивидуально. Но знакомясь с этим персонажем дальше, мы уже не можем его назвать примером гуманности, гуманизма.

В романе есть два эпизода, которые показывают другую сторону личности Левинсона – это сцена с экспроприацией свиньи у корейца и отравление Фролова. Эти небольшие фрагменты произведения очень сильно меняют отношение читателя к герою. Левинсон, олицетворяющий прежде идеального командира, уже не совсем является таковым. Да, мы понимаем, что обоих этих случаях у него не было другого выбора («Левинсон, чувствуя за собой полтораста голодных ртов и жалея корейца, пытался доказать ему, что иначе поступить не может» [Фадеев, А.А. Разгром. Вступит. статья И. Дубровиной. Рис. О. Верейского]), да и он сам практически презирает себя в момент принятия этих решений: «Стреляйте, все равно, – махнул Левинсон и сморщился, словно стрелять должны были в него. Кореец тоже сморщился и заплакал. Вдруг он упал на колени и, ерзая в траве бородой, стал целовать Левинсону ноги, но тот даже не поднял его – он боялся, что, сделав это, не выдержит и отменит свое приказание» [Фадеев, А.А. Разгром. Вступит. статья И. Дубровиной. Рис. О. Верейского].

Исследователи творчества Фадеева тоже обращают внимание на «псевдогуманизм» Левинсона: «Как можно говорить о «социалистическом гуманизме» Левинсона, отобравшего последнюю свинью у корейского крестьянина, жестоко поступившего с раненым Фроловым? Как можно считать Левинсона классическим образцом коммуниста-организатора, достойным подражания? Кого можно воспитать на таких примерах гуманизма? Ответ однозначен: только жестоких сталинистов, для которых человек гроша ломаного не стоит», и в этом автор цитируемой заметки видит "социальное зло фадеевщины"» [Лебедев, Н.А. Писатели 20-30 гг. XX века].

В «Разгроме» отравление умирающего Фролова также показано не как добродетельный, нравственный подвиг Левинсона и Сташинского, а скорее, как преступление, убийство (хоть и вынужденное с благородной целью), которого стыдятся герои.

Известный литературовед Б.М. Сарнов, объясняя этот эпизод, оправдывает Фадеева и обвиняет критику в неправильном истолковании, навязывании этой точки зрения читателям: «Фадеев правильно оценил экстремальную, чудовищную, нечеловеческую ситуацию, к которой можно отнестись по-разному. Можно вместе с Мечиком ужаснуться поступку Левинсона и Сташинского. Можно попытаться оправдать его, как крайнюю меру, вынужденную чрезвычайными обстоятельствами. Но вряд ли можно представить этот поступок как некий нравственный подвиг. Однако на протяжении многих лет и даже десятилетий литературная критика прославляла поступок Левинсона и Сташинского как акт подлинного гуманизма. А в том, что Мечик ужаснулся решению... видела подтверждение закономерности его будущего предательства» [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].

В романе позиция Фадеева относительно гуманизма «проявилась в том, что он, как справедливо писал И. Жуков, дал понять, что у его героя нет и не может быть абсолютных оправданий в своих действиях и самое страшное, нет иного выхода» [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].

Обратившись к структуре романа, мы можем заметить, что каждая из глав не только показывает какое-либо действие, но и включает полное психологическое раскрытие и глубокую характеристику действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы». 

Фадеев как приверженец, последователь Льва Николаевича Толстого, изучает характеры во всех сложных и иногда компрометирующих обстоятельствах. Писатель старается проникнуть в самые потаённые уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев, создавая все новые психологические портреты [Пивович, В.А. Тема революции и гражданской войны в прозе 1920-х гг. (на примере романа А.А. Фадеева «Разгром»)].

Рядовые товарищи Левинсона, выступающие образцом героизма, – это Морозка, бывший ординарец, который простился с отрядом как солдат, совершивший героический поступок. Он, не задумываясь, пожертвовал своей жизнью, чтобы предупредить истощённый отряд о засаде. Гончаренко-подрывник, знающий свое дело, проницательный и надежный красноармеец [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"]. Эти люди знали свою внутреннюю силу, убежденность и, «обремененные повседневной, мелочной суетой, чувствовали слабость свою... как бы передоверили самую важную свою заботу более сильным, вроде Левинсона, Бакланова, Дубова, обязав их думать о ней больше, чем о том, что им тоже нужно есть и спать, поручив им напоминать об этом остальным» [Фадеев, А.А. Разгром. Вступит. статья И. Дубровиной. Рис. О. Верейского].

Чтобы лучше выделить, подчеркнуть героическое, Фадеев создал антигероических персонажей, это образы таких людей, как Мечик, Чиж. Они начитаны, эрудированы, «чистенькие», но всегда готовые «отвиливать от дневальства, от кухни», предать в бою, сбежать, отступить. Мечику в отряде горько, ему мерзко, противно, одиноко, он отдален от сотоварищей культурой, к которой приобщился во время учёбы в гимназии, и своим социальным происхождением [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].

«Ведь я ни с кем, ни с кем здесь не могу сойтись, ни от кого не вижу поддержки, а разве я виноват в этом? Я ко всем подходил с открытой душой, но всегда натыкался на грубость, насмешки, издевательства...» [Фадеев, А.А. Разгром. Вступит. статья И. Дубровиной. Рис. О. Верейского], – говорит Мечик Левинсону.

В отряд Мечик вступил из-за своих возвышенных, мечтательных представлений о революционной борьбе, о партизанах. Эти заблуждения также отстраняют Мечика от остальных. Он разочаровывается, безнадёжность и уныние настигают его, и при первой возможности дезертировать Мечик это и делает, хотя этот поступок кажется ему тягостным, поскольку «несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе» [Фадеев, А.А. Разгром. Вступит. статья И. Дубровиной. Рис. О. Верейского], и не из-за того (это Фадеев подчеркивает), что погибли люди из отряда.

Чеснокова отмечает, что «мораль Мечика не совпадает с партизанской моралью, потому что Мечик старается придерживаться христианских истин, такие, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего» [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].

Мечик пытается противостоять умышленному отравлению Фролова, убийству крестьянина в «жилетке», воровству в отряде, всякому насилию, хамству и грубости. Мечик не чувствует классовой неприязни, он видит и жалеет страдающего человека. Война – неправильное, неестественное состояние, и Мечик понимает это: «Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью» [Фадеев, А.А. Разгром. Вступит. статья И. Дубровиной. Рис. О. Верейского]. Однако на войне установить иной порядок можно только не щадя никого. В этом состоит героизм беспощадной борьбы. А отобранную свинью Мечик ел вместе со всеми, потому что, как и любой человек, хотел есть.

Роман «Разгром» описывает страшные события поражения партизанского отряда противником, превосходящим силой и количеством. Такие события ранят души людей и приносят смерть. У всех персонажей этого произведения судьба сложилась трагично. Лучшие борцы за идею, за революцию погибают с чувством исполненного долга, не боясь принести в жертву что угодно, даже собственную жизнь. Фролов, всё понимая, принимает яд, Морозка в свои последние минуты думает только о том, чтобы предупредить отряд о враге, Метелица умирает героем, Бакланов встречает смерть в последнем порыве, умирает и Дубов [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].    

Трагическое в этом романе то, что умирают в неравносильном противостоянии лучшие люди, самые «преданные идее». Левинсон страдает от осознания того, сколько погибло бойцов во время полного поражения и преследования отряда, «он морщится, темнеет лицом при виде смерти, но для Левинсона менее трагично то, что от голода погибнет кореец с семьей или какой-нибудь казак» [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"]. Обстоятельства принуждают его не думать о таких «мелочах».

Трагическое и в количестве погибших, раненых, обездоленных людях во время Гражданской войны. Из отряда, описываемого в романе, погибает большинство солдат, живыми остаётся только девятнадцать человек: «Всякий раз, как Левинсону удавалось забыться, он начинал снов растерянно оглядываться и, вспомнив, что Бакланова нет, снова начинал плакать. Так выехали они из леса – все девятнадцать» [Фадеев, А.А. Разгром. Вступит. статья И. Дубровиной. Рис. О. Верейского]. Левинсон выжил, он предан своему делу, назначению и идее до конца [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].

Трагическое и то, что Левинсону не удалось сохранить отряд, разрушились его счастливые надежды и мечты на будущее. Герои Фадеева – преданные революции бойцы, которые страдают ради светлого будущего, их цели высоки, бескорыстны, их поступки (в большинстве своём) прекрасны, заставляют читателей проникнуться к ним симпатией, состраданием, они могут быть образцом для подражания [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].  

Произведение А.А. Фадеева «Разгром» до сих пор популярно и многочитаемо. Роман не только интересен, но и помогает формированию гуманизма, патриотизма у молодёжи, «воспитывает чувство долга, любви к ближнему, политическую зоркость, учит молодых находить свое место и призвание в любых жизненных обстоятельствах, способность принимать верное решение, которое не противоречит общечеловеческим моральным ценностям» [Чеснокова, И.К. Проблема гуманизма в романе Александра Фадеева "Разгром"].  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-диспут "Кто он, Павел Мечик?" (по роману А.А.Фадеева "Разгром")

Диспут по роману "Разгром" требует от учащихся аргументированного ответа: Павел Мечик - "себялюбивый эгоист" или "юный романтик, растерявший свои идеалы"?...

Статья "Интеллигенция и революция в романе Б.Пастернака "Доктор Живаго"

Б. Пастернак в своем романе стремился  осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая «отшатнулась...

"Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром"

Рекомендации по ходу урока "Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром". Работа с текстом....

«Всё лишнее – за борт!» (тема интеллигенции и революции в романе «Разгром»)

Цель урока:проследить за особенностями раскрытия одного из основных вопросов романа;выработка умений анализировать произведение; выделять главное развитие связной монологической речи;воспитание творче...

К уроку литературы "Роман А.Фадеева "Разгром".

индивидуальные карточки для проверки знаний....

А. А. Фадеев. Роман "Разгром". Сопровождение к урокам

Материал презентации можно использовать в процессе изучения романа "Разгром".  В презентации  рассматривается история написания романа "Разгром", проблематика романа, сюжет и композиция, гер...