Анализ лирического произведения как один из способов приобщения к чтению
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Мухина Анастасия Владимировна

Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке

Колридж 

      Анализ поэтического текста –  очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Конечно, это можно оправдать ограниченным количеством часов, отводимых программой на изучение теории литературы и теории поэтической речи в частности. Однако существуют и другие причины. Прежде всего – нехватка методических пособий, да и те, что имеются, представляют собой пространные трактаты для узких специалистов, либо набор схем, буквальное следование которым может высушить даже самые пронзительные лирические тексты.

     Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, использованные поэтом, или ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать "живое" звучание стиха, глубже постичь его особенности.

     Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение"надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

       Хочу представить на ваш суд некоторые мои наработки, материал которых является не только результатом моей собственной деятельности, но и поиском соответствующих данных в интернете.

       Таким образом, получилась статья, включающая в себя дидактические материалы по анализу поэтического текста, тренировочные упражнения для отработки навыка определения изобразительно-выразительных средств языка лирического произведения, таблицы, предназначенные для сравнительной характеристики стихотворений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mini-sayt_muhina_av.rar1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Анализ лирического произведения как один из способов приобщения к чтению

Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке

Колридж

       Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, использованные поэтом, или ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать "живое" звучание стиха, глубже постичь его особенности.

         Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение"надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью".

        Современная теория стиха находится в стадии большого оживления и вместе с тем – в процессе брожения. Насчитывается более 2000 работ по стиху. Большая часть их вышла в последние десятилетия. В них много противоречий, изысканий в чрезвычайно узких областях знаний.

       Анализ стихотворения – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

      Хотя жесткого алгоритма анализа нет, но существуют некоторые общие принципы и приемы, знание которых помогает в исследовании произведения. Анализ стихотворения должен показать, как глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы; видеть, какими средствами они создаются). Читательское восприятие проверяется анализом. Анализ предполагает рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нем сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Важно понять метрику, ритм, строфу, рифмы, ассонансы, аллитерации. Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта,  литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания.

      Перед учеником стоит сложная задача – написать о том, как он понимает и воспринимает стихотворный текст. Для более глубокой оценки лирического произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа стихотворения. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали стихотворение не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное? Универсального "ключа" к любому стихотворению нет, и каждый лирический текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать стихотворение – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт – учитель, поэт – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора стихотворения.

     Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Роль учителя в таких ситуациях сложная.

       Во время разбора стихотворного текста используются традиционные приемы: выразительное чтение произведения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное - привлечь к работе детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определенная схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема анализа полезна еще и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями. Ответы на поставленные вопросы: Почему ты такой увидел героиню произведения? Что тебе помогло понять чувства лирического героя? Как изображает автор внутренний мир героя? – и есть толкование стихотворного текста в единстве формы и содержания.

      Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать стихотворные тексты, многие составные части анализа стихотворения для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с поэтическим текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение, поэтому целесообразно чаще задавать вопрос: ЗАЧЕМ?ПОЧЕМУ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом стихотворения, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

      Цель поэзии – не "приемы", не"способы", а познание мира и человека в нем.Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством знающего учителя не игнорировать механизм постижения поэтического текста.

     Для обучения анализу лирического произведения можно использовать различные таблицы, логические схемы, заранее составленные традиционные планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить планы и таблицы  самостоятельно.

Дидактические материалы по анализу поэтического текста

Слагаемые анализа поэтического текста

1. Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.

2. Предварительные сведения.

Продолжить анализ можно в такой последовательности:

- время создания стихотворения;

- чем вызвано его появление на свет;

- кому или какому событию посвящено;

- с какими событиями в жизни поэта связано.

3. Смысл заглавия.

Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана. Можно говорить также о прозрачности или завуалированности заглавия.

4. Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения.

(Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.)

5. Виды лирики.

Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.

Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.

6. Тема стихотворения.

В переводе с греческого "тема" означает то, что "положено в основу". В. И. Даль определил тему как "положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют".

Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда –невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.

7. Образный строй произведения.

Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.

"Образ – это целостная картина человеческой жизни". (Тимофеев).

"В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин"образ-переживание", который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души" (Лисовский).

8. Идея произведения.

Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта "тянется к перу, перо – к бумаге".

Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика..., протест...,отрицание..., утверждение... и др.

Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания.

9. Пафос стихотворения

Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает стихотворение; сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой произведения; важнейшее условие воздействия на читателя.

В произведениях может быть героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и другие виды пафоса.

10. Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ, "композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи".

Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в поэтическом тексте они слабо просматриваются, либо совсем не просматриваются. Практикуемое иногда составление плана стихотворения не целесообразно. Вряд ли следует планировать лирическое произведение. Рыбникова писала:"Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе". Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям.

11. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие;

один из способов раскрытия авторского сознания; художественный "двойник" поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.

12. Звуковой строй стихотворения.

Говоря о нём, надо рассматривать фонику(аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение строфы, стихотворный размер, рифма).

13. Словесное строение текста.

Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.

Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.

Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры: повторы ("истина в вине"), удвоение ("мечты, мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора, градация ("не час, не день, не год уйдёт"),параллелизм, эллипсис ("мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги"),инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.

Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении. Это эпитет, сравнение ("под ним Казбек, как грань алмаза"), гипербола ("в сто сорок солнц..."), литота ("ниже тоненькой былиночки надо голову клонить"), ирония ("отколе, умная, бредёшь ты , голова?), аллегория("проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?), олицетворение ("я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство"), метафора ("Ах, увял головы моей куст"), метонимия (суд идёт), синекдоха("...девичий стан..."), перифраз (Ключ Касталии – Кастальский ключ).

Анализ тропа мало плодотворен, если он рассматривается изолированно. Троп понятен только в общей системе речи, в соотнесённости с идеей текста.

Можно говорить о "тучках небесных", выписывать эпитеты: "вечные странники", "степью лазурною", "цепью жемчужною", но если мы не откроем горького авторского чувства изгнанника, наш разбор не достигнет цели.

На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет. В тропах – позиция автора.

Тимофеев:

"Сам по себе троп художественно нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох, не зная, к чему он относится, какой характер обрисовывает...Нам надо не только констатировать наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их появления, о каких особенностях авторской речи они говорят, какие моменты подчёркивают...".

14. Ассоциативный фон.

В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения.

 

Еще один вариант традиционного плана анализа:

План анализа стихотворения

1. Историко-биографический материал

(Требует знания даты написания стихотворения, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания лирического произведения)

2. Место стихотворения в творчестве поэта

(При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника)

3. Ведущая тема

Темы составляют основу любого произведения. Существует тематическая классификация лирики/любовная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии, тема природы.

4. Лирический сюжет

Лирический сюжет связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы становятся импульсом к лирическому переживанию

5. Композиция

Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль,отметить композиционную стройность стихотворения. Принцип композиционного членения подскажут строфы

6. Лирический герой

При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать“двойником” автора.

7. Жанр стихотворения. Сонет, послание, исповедь, песня, элегия, романс, дума

8. Строфа. Двустишие, трехстишие, четырехстишие т. д.

9. Изобразительные средства

(Тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, стилистические фигуры)

10. Поэтический синтаксис (инверсия, повторы, анафора, эпифора, лейтмотив, рефрен, бессоюзие, перенос фраз)

11. Звукопись (звуковые повторы, ассонанс, аллитерация

12. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий)

13. Ритм и рифма (перекрестная, кольцевая, смежная)

Связное высказывание можно составить по предложенному плану. Речевые опоры помогут оформить размышления учащихся.

Пункты плана

Примерные речевые конструкции

1. Автор и название стихотворения

2. Тема стихотворения (О чем стихотворение?)

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении … (автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

3. Настроение стихотворения

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Как выражается настроение?

А) композиция

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

(Размер, ритм, длина строк, аллитерация, ассонанс, наличие или отсутствие рифмы)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Строки рисуют…

Мне видится…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

5. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

6. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? (Идея стихотворения)

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

7. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

Также можно использовать универсальные таблицы, которые позволять анализировать разные уровни стихотворения: синтаксический,  грамматический, фонетический, лексический:

Что?                      

Где?

Для чего?

 

Например, разбор синтаксического уровня:

Что?

Где?

Для чего?

10 знаков восклицания

По всему тексту

В средине стихотворной строки (это не обращение!)

Выражение радости, восторга, восхищения.

Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха, делает вдох!

Один знак вопроса

В последней строфе

Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой»

Многоточие

Стихотворение заканчивается им

Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.

Можно составить общую таблицу:

Фонетический уровень

Лексический уровень

Грамматический уровень

Синтаксический уровень

Можно использовать следующую таблицу для разбора тематического, образного ряда стихотворного текста, для разбора основных мотивов.

Темы и мотивы

Художественные приемы

Примеры

Представляю пример еще одной интересной схемы, основанной на разборе каждой строфы.

Композиция

Динамичность (глаголы)

Образность

Звукопись

1 строфа. Противопоставление сосен и елей листьям.

Торчат, спят, не желтеет

Тощая зелень, как иглы ежа, не свежа

С-с-с-с-з-ч-с-з-ш-с-с-щ-з-ж-ж-с-ж

2 строфа. Листья летом.

Цветём, блестим, гостим, играли, купались

Лёгкое племя, краткое время + олицетворения.

Л-л-м-м-л-м-р-р-л-л-м-р

3 строфа. Перемены с приходом осени.

Отпели, отцвели, побледнели, ушли, висеть, желтеть, не лучше ль…улететь

Олицетворения, даром висеть.

Пт-тп-цв-цв-бл-шл-чт-лт

4 строфа. Мечта о полёте.

Сорвите, сорвите, умчите, ждать не хотим, летите, летим

Буйные ветры, с докучных ветвей + олицетворения.

О-у-е-ес-о-е-е-с-о-е-с-о-и-е-с-о-у-е-е-с… далее ассонанс

Тренировочные упражнения для отработки навыка

определения изобразительно-выразительных средств

языка лирического произведения

  1.  Тест , определяющий значения тропов

Метафора – это:
– постепенное усиление;
– расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– притворство, насмешка;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства.

Литота – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.

Олицетворение – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– притворство, насмешка.

Гипербола – это:
– употребление слов в перносном значении;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения;
– расположение членов в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– иносказательное изображение.

Эпитет – это:
– противопоставление понятий, мыслей, образов;
– употребление название одного предмета вместо другого предмета;
– художественное, образное выражение;
– одушевление неживых существ.

Метонимия – это:
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– иносказательное изображение

Сравнение – это:
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака;
– противопоставление понятий, мыслей, образов;

  1. Определить, какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов.

1. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

  1. эпитет
  2. олицетворение
  3. антитеза
  4. сравнение

2. Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол.
Звеневший под дугой.
(Н. Рубцов)

  1. сравнение
  2. эпитет
  3. анафора
  4. олицетворение

3. Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов)

  1. олицетворение
  2. эпифора
  3. сравнение
  4. гипербола

4. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю.
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех , забывших радость свою
(А. Блок)

  1. Сравнение
  2. Литота
  3. Синекдоха
  4. Анафора

5. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
(М. Лермонтов)

  1. оксюморон
  2. метонимия
  3. метафора
  4. ирония

6. Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет)

  1. сравнение
  2. эпифора
  3. Эпитет
  4. антитеза

7. Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи
Чайки кричали “ Чьи вы?”
Мы отвечали: “ Ничьи!”
(Н. Асеев)

  1. параллелизм
  2. метонимия
  3. эпифора
  4. метафора

8. “Не станет нас!”. А миру хоть бы что.
“Исчезнет след!”. А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, – а миру хоть бы что!
(О Хайям)

  1. эпитет
  2. парцелляция
  3. эпифора
  4. градация

3.Работа по вариантам.

1-й вариант: подобрать общеязыковые эпитеты.

Мороз, море, ночь, луна, месяц, лес, сад, лук, девица, слезы, тишина, волк, лебедь, степь, друг, заря, конь, лето, Москва, парус, дисциплина, земля, береза, Дон.

Ответы: белая, темная, тихий, широкое, белокаменная, железная, трескучий, ясный, темный, зеленый, мертвая, верный, белый, горькие, красная, широкая, двурогая, дремучий, кудрявая, сырая. Алая, серый, синее, красное.

2-й вариант: подобрать газетные эпитеты.

Режим, неплатежи, прогноз, поражение, победа, борьба, Грузия, сумма, бой, протест, аплодисменты.

Ответы: солнечная, ожесточенные, прогнивший, неутешительный, блистательная, астрономическая, бурные, хронические, героическая, решительный, сокрушительное.

4.Работа в  группах. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.

1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила – там и слабость, где слабость – сила, радость – горе, легкость – трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов)
2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна – смотря по настроению.
(А. П. Чехов)
3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель?
(И. А. Бунин)
4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность – трудом, скуку – радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо.
(А. П. Чехов)

5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
(М. Ю. Лермонтов)

5.Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.

1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)

2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
(Ф. И. Тютчев)

6. Найти соответствия. Как называется данный прием?

1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Солнце русской поэзии
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Голубая планета
7. Потомок викингов отважных
8. Белые воротнички
9. Прикованный к скале титан
10. Бессмертный творец “Илиады”

А. Земля
Б. Зима
В. Прометей
Г. Швед
Д. Сабля
Е. Животные
Ж. Пушкин
З. Гомер
И. Конторские служащие
К. Юность

7. Найди соответствия

Карточка 1.

1. В лесу раздавался топор дровосека (Н.Некрасов).

2. Скоро масленицы бойкой

     Закипит широкий пир (П.Вяземский).

3. «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» (Н.Гоголь).

4. И золотеющая осень слезами плачет на песок (С.Есенин).

5. «О своей любви можно рассказать любимой, женщине,  другу,  на суде,

     В пьяной компании, цветам, Богу (Н.Гумилев).

а) зевгма,

 б) риторическое восклицание,

 в) метонимия,

 г) эпитет,

д) олицетворение.

Карточка 2.

1.Золотолиственная грусть

    Пришла в кленовую дубраву.

   И тянет к югу дикий гусь,

   И росы холодят отаву (А.Струк).

2. Лед, не окрепший на речке студеной,

    Словно как тающий сахар лежит (Н.Некрасов).

3.  Швед, русский, колет, рубит, режет.

     Бой барабанный, крики, скрежет… (А.Пушкин).

4.  Однако несколько творений он  из опалы исключил:

     Певца Гяура и Жуана (т.е. Байрона)

     Да с ним еще два-три романа  (А.Пушкин).

  5. Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г.Державин)

     а) перифраз,

     б) синекдоха,

     в) эпитет,

     г) антитеза,

    д) сравнение.

Карточка 3.
1. Чем глубже лето – тем

                 Пышнее сад;

     Клонится до земли живой венец.

     И царь плодов – кудрявый

                                    Виноград –

    Явился наконец (В. Инбер).

2.  «Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится,

      что и месяц заслушался его посреди неба…» (Н.Гоголь).

3. С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего (Г. Успенский).

4. Белей, чем горы снеговые,

    Идут на запад облака… (М.Лермонтов)

5. Город грабил,

                               греб,

                                        грабастил… (В.Маяковский)

а) градация  

б) парцелляция

в) перифраз

г) сравнение

д) олицетворение

Карточка 4.

1.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов).

2. Я три тарелки съел (И.Крылов).

3. Под полозьями поле скрипит,

     Под дугой колокольчик звенит (Я. Полонский).

4. И невозможное возможно,

     Дорога долгая легка (А.Блок).

5. Когда тебя любят, не сомневаешься нив чем.

     Когда любишь сам, во всем сомневаешься (Коллет).

а) оксюморон  

б) метонимия

в) антитеза

г)  литота  

д) параллелизм

Карточка 5.

1.Пуще всего береги копейку (Н. Гоголь).

2. Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом  (М.Лермонтов).

3. Завыл, запел, взлетел под небо камень,

    И заволокся дымом весь карьер (Н. Заболоцкий).

4. Жить надо дольше.  И чаще (К. Сломиньский).

5. Полночь в мое городское окно

     Входит с ночными дарами (А.Твардовский).

а) градация  

б) парцелляция

в) эпитет

г) олицетворение

д)  синекдоха

Карточка 6.

1.И очи синие бездонные

   Цветут на дальнем берегу (А.Блок).

2. Где начинается тщеславие, там кончается разум (М.Эбнер-Эшенбах).

3. У меня не живут цветы,

     Красотой их на миг я обманут,

     Постоят день, другой и завянут

    У меня не живут цветы  (Н. Гумилев).

4. Полны добра перед итогом года,

    Как яблоки антоновские, дни (А.Твардовский)

5. Луна захохотала, как клоун (С.Есенин).

а)  олицетворение  

б)  метафора

в)  сравнение

г)  эпифора

д)  антитеза

Карточка 7.

1.Чьи-то руки

    Напружили,

    Точно луки,

    Тополя  (Волошин).

2. Теперь родных ножон, избитых на войне

    Лишен героя спутник бедный (М.Лермонтов).

3. И меркнет звезд алмазный трепет

    В безбольном холоде зари (М. Волошин).

4.  Ковши круговые, запенясь шипят (А.Пушкин).

5. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти

     к значительному лицу (Н.Гоголь).

а) синекдоха

б) метафора

в) перифраз

г) сравнение

д) метонимия

Карточка 8.

1.За море Черное, за море Белое

   В черные ночи и белые дни… (А.Блок)

2. Принес – и ослабел, и лег

    Под сводом шалаша на лыки,

    И умер бедный раб у ног

    Непобедимого владыки  (А.Пушкин).

3. Жеребец под ним сверкает

     Белым рафинадом (Э.Багрицкий).

4. Усложнять просто, упрощать сложно («Закон Мейера»).

5. Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках  (Л. Кумор).

а) градация  

б) парцелляция

в) оксюморон

г) сравнение

д) антитеза

Ответы к карточкам
К1                1-в  2-г  3-б  4-д  5-а

К2                1-в  2-д  3-б  4-а  5-г

К3                1-в  2-д  3-б  4-г  5-а

К4                1- г  2- б  3-д  4-а  5-в

К5                1-д  2-в  3-а  4-б  5-г

К6                1-б  2-д  3-г  4-в  5-а

К7                1-г  2-в  3-б  4-д  5-а

К8                1-д  2-а  3-г  4-в  5-б

Таблицы, предназначенные для сравнительной

характеристики стихотворений.

1 стихотворение

Линия сравнения

2 стихотворения

Тема

Идея

Настроение

Жанр

Образный ряд

Композиция

Лирический герой

Звукопись

Синтаксис

Тропы

Грамматика

Личные впечатления от стихотворения

       

         Пользуясь таблицами, схемами и планами, не надо забывать и о читательской интуиции и чутье, чтобы полностью не "поверять алгеброй гармонию".

«От нашей читательской работы- восприятия (увидеть внутренним взором всё, что нарисовал автор) зависит всё», - отмечает В.А.Лазарева.

       Всё значимо в произведении, всё обдумано. И чем больше мы сумеем увидеть, тем лучше поймем творение, хотя всегда останется что-то недосказанное, поэтому не раз возвращаемся мы к уже вроде прочитанным и понятым стихотворениям...