«Герои–романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий

«романтизм», «романтический герой»;

развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;

воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8rrnn.docx9.53 КБ
Файл olimpiada_7_klass8n6.docx5.97 КБ
Файл literat_test_s_-shchedr.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8-м классе «Герои–романтики в рассказе М.Горького "Макар Чудра"»

Цель:

формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;

развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;

воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Тип урока: урок художественного восприятия.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

- Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.)

Обратимся к эпиграфу. В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.

В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

Вообще – отсутствие, каких – нибудь ограничений, стеснений в чём – нибудь. С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

- Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм).

- Действительно слово свобода начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

- Почему? (Речь идет о внутренней свободе)

- Давайте вспомним, когда в русской литературе появился романтизм?

(XVIII в. → В.А.Жуковский)

III. Усвоение новых знаний.

Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.

В записи звучит шум моря, учитель читает текст.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…

- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)

- Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами.

Вспомните, романтический герой, как правило, не искал счастья, в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Познакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.

Биография

Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отец его, Максим Саватеевич Пешков, был столяром – краснодеревщиком, в 1872 году он умер от холеры. В 1878 году Пешков потерял и мать – Варвару Васильевну Каширину.

Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения. Почти единственным светлым явлением в раннем детстве Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Она познакомила Алешу с чудесными творениями народной поэзии.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…»

С этого времени началась жизнь Алексея Максимовича «в людях». Он был мальчиком в обувном магазине, потом прислуживал у чертежника, а от него сбежал на Волгу и нанялся младшим посудником на пароход. Здесь Алеша был под началом у пароходного повара Михаила Акимовича Смурого. Он пробудил в мальчике интерес к литературе. Кем только не был Пешков в последующие годы: и учеником в иконописной мастерской, и десятником на нижегородской ярмарке, и статистом в театре, и торговцем квасом, и пекарем, и грузчиком, и садовником, и хористом. Обилие горестных впечатлений с одной стороны, а с другой – влияние хороших людей и знакомство с произведениями великих писателей – вот что определяло настроение мальчика и подростка Алеши Пешкова.

В 1884 году Алексей уехал в Казань. Он надеялся подготовиться и поступить в университет. Но его надежды рухнули. Жизнь заставила юношу пройти совсем иной курс обучения, неизмеримо более трудный и тяжёлый.

Конец 80-х годов Пешков провёл в странствиях. Скитания эти были вызваны, как вспоминал Алексей Максимович, «не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». Он побывал в Нижнем Поволжье и на Украине, в Бессарабии и Крыму, на Кубани и Кавказе.

В 1891 году он снова предпринял путешествия по Руси. Странствия дали ему богатейшие запасы жизненных впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве. Посмотрите, как испещрена карта странствий Горького. Какой огромный маршрут он проделал пешком. (Работаем с картой)

В ноябре этого же года Горький пришёл в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра».

Это первое печатное произведение автора. Подписано оно было псевдонимом – М. Горький, который остался за ним на всю жизнь.

- А герой Горького готов обойти весь мир в поисках счастья, он вечно следует за его ускользающей тенью. Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создаёт самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление называют неоромантизмом, т.е. новым романтизмом.

Запишите определение понятия в тетрадь.

- Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?

Анализ текста.

- Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра - романтический герой? (Ответы учащихся).

- Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

- Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (К уроку профессиональным художником нарисованы портреты Рады и Лойко)

- Назовите основные черты их характера. (Лойко - свобода и независимость; Радда - гордость).

- Как в иллюстрации к рассказу художнику удалось подчеркнуть основные черты романтических героев?

- А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; Радда – скрипка).

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.

- Итак, вспомните фабулу рассказа - перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С.Ожегова.

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- А теперь давайте вернемся к эпиграфу:

СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

- Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее?

Познакомимся с ней поближе. (Монолог может прочитать заранее подготовленная ученица. Я исполняла его сама, накинув цветной платок).

Радда, дочь Данилы солдата.

Говорят, красива я очень. И словами–то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому.

Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…

- Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?

Монолог Лойко (звучит в аудиозаписи)

- Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)

- А Лойко предчувствовал собственную смерть?

- Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод: Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

- Как, по-вашему, совместимы ли понятия любовь и свобода? (Ученики пишут сочинение-миниатюру).

Чтение нескольких сочинений.

IV. Подведение итогов

Задача: систематизировать новые для учащихся знания.

- Что такое неоромантизм?

- Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

- А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».



Предварительный просмотр:

7 класс

1.  Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI–VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению учёных, это название связано с тем, что:

(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу;  

(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу;  

(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб;  

(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам;  

(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!

        Обоснуйте свой ответ.

2. Какие глаголы могут иметь только формы прошедшего времени среднего рода единственного числа  и 3 лица единственного числа настоящего времени?

3.  Какие из данных слов являются однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

        Широкополый, длиннополый, разнополый, полярный,  полевой, полный, подпольный, полый, заполнение, полюс, половик, поленница, половник.

4. Отметьте все верные утверждения о фамилиях, использующихся в русском литературном языке:

1) все фамилии русского происхождения склоняются;

2) никакие иноязычные фамилии не склоняются;

3) фамилии украинского происхождения на –ко не склоняются;

4) есть такие фамилии, которые склоняются, относясь к лицу

мужского пола, и не склоняются, относясь к лицу женского пола.

(А) 1;  (Б) 3, 4;  (В) 1, 3, 4;  (Г) 2, 3;  (Д) 1, 2.

Обоснуйте свой ответ.

5.  Поставьте ударение в словах.

        Средства,  договор,  шофер,  столяр,   начал,  начала,  красивее,  партер,  досуг,  мельком,  мелочный,  обеспечение,  ходатайствовать, языковое явление, выборы,  гравер,  памятуя, перчить,  планер,  цемент.

6.  Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных букв в данных словах.

Разжечь, разжижить, расшатать, расшевелить, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.

7. Какие прилагательные (они должны быть общими для каждой группы слов) могут превратить следующие слова во фразеологизмы:

        а) век, середина, правило;  б) суп, шут, чучело.

  1. Прочитайте внимательно стихотворение Ф.Кривина “Оркестр” и попытайтесь ответить, в чём здесь состоит игра слов.

У скрипки не хватает настроения,

А у кларнета – вдохновения,

Рояль сегодня что-то не звучит,

Не до игры расстроенной гитаре…

И только барабан восторженно стучит,

Поскольку он всегда в ударе.

9.  Исправьте речевые ошибки, если они есть.

  1. В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян, белок, львов и других хищников.
  2. Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра.
  3. Мы заранее предвидели все трудности похода.
  4. Новые туфли оказались ей немного великоваты.

10.В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхаузена расставье пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Лунные жит…ли выр…стают прямо на д…ревьях.  Эти д…ревья очень красивые у них ярко-пунцовые ветви.

На ветвях р…стут огромные …рехи с необыкновенно крепкой ск…рлупой.

Когда …рехи созр…вают их ост…рожно сн…мают с деревьев и кладут на хр…нение в погр…б.

Ч…ть только царю Луны понадобя(т, ть)ся новые люди он пр…казывает бросить эти …рехи в к…пящ…ю воду. Чере… час …рехи лопаю(т, ть)ся и из них выскакивают совсем готовые лунные люди. Этим  людям (не)пр…ходи(т,ть)ся учи(т,ть)ся. Они сразу р…ждаются взрослыми и уже знают своё р…м…сло. Из одного …реха выскакивает трубочист из другого – ш…рман(?)щик из третьего – м…рожен(?)щик из четвёртого – с…лдат из пятого – пов…р из шестого – п…ртной.



Предварительный просмотр:

                                       Вариант 1

     1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения    2.По щучьему велению, по моему хотению

3.С помощью волшебника      4.Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

1. В котелке         2. В пригоршне     3.В кокосовой скорлупке     4.В чане.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»    2.«Московские ведомости»    3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4.       Как генералы отыскали на острове мужика?

1. По следам, оставленным на песке   2. По звукам балалайки   3. По запаху мякинного хлеба    4. По его крикам.

5.       Кем этот мужик работал в Петербурге?

1. Поваром   2. Кузнецом    3. Маляром   4 Извозчиком.

6.       Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

1. Маленькой пенсией    2. Обилием мужиков    3.Отсутствием жены

4. Отсутствием детей.

7.       Кого звал помещик в гости?

1. Медведя  2. Губернатора   3. Генералов-соседей   4. Судью

8.       Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным удобным»?

1. На четвереньках   2. В карете   3. Верхом на лошади    4. В телеге.

9.       В каком виде два генерала прибыли на остров?

1. В мундирах   2. В ночных рубашках    3. В шубах и валенках    4. Раздетые.

10.       Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.

11.   Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1. Все время спать    2. Научиться работать    3. Найти мужика     4. Поймать зверя.

12.       Из чего мужик сделал силки для птиц?

1. Из собственных волос   2. Из собственной рубахи   3. Из собственных лаптей  4. Из лески.

                                        Вариант 2

1.       Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров  3.Их спасли случайно 4. Мужик построил корабль.

2.       С кем помещик охотился на зайцев?

1. С волком   2. С медведем  3. С лисой    4.  С кабаном

3.       Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1. Колбасой  2. Пряниками  3. Вареньем  4. Ягодами и грибами.

4.       Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1. Надел тулуп  2. Сидел на печи  3. Оброс волосами   4.Беспробудно пил.

5.       Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1. Губернское начальство  2. Сам помещик   3. Соседи   4. Царь.

6.       На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1. На Подьяческой  2. На Фонтанке  3. На Литейной  4. На Невском.

7.       Какой из двух генералов был поумнее?

1. Тот, кто был учителем каллиграфии  2. Тот, кто был учителем географии  3. Тот, кто был учителем логики    4. Тот, кто вообще не был учителем.

8.       Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1. Высекли     2. Напоили    3. Откормили    4. Отпустили поплавать.

9.       Как генералы мужика при себе удерживали?

1. Цепью приковали   2. Веревочкой привязали  3. Смирительную рубашку надели .  4. Он остался сам.        

10.       Чем генералы наградили мужика?

1. Бутылкой пива    2. Медалью    3. Плетьми   4. Рюмкой водки и пятаком.

11.       Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1. В некотором царстве         2. В Орловской губернии   3. В приволжских степях  4. За границей.

12.       Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1. Вперед   2. Старайся   3. Долой  4. Даешь.