Открытый урок по теме "М.Горький "Макар Чудра""
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Яковлева  Лариса Алексеевна

Понимание понятия "счастья" Горьким и героями его рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 с.Инзер

муниципального района Белорецкий район

Республики Башкортостан

                                                                                                                                                                                                                 

Открытый урок по учебному предмету

«Литература»

11  класс

Счастье в понимании Горького и героев рассказа  «Макар Чудра». Специфика романтического рассказа.

Подготовила учитель высшей квалификационной категории

Яковлева Л.А.

2019 - 2020 учебный год

Тема: Счастье в понимании Горького и героев рассказа  «Макар Чудра».

Цель: сформировать понятие романтизма в литературе, умение формулировать тему урока на основе анализа художественного произведения, подняв тему счастья, свободы, смысла и цели жизни, истинных и ложных ценностей человека;

Продолжить развитие  умения анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания, грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

развивать умение учащихся вести дискуссию;

воспитывать самостоятельность мышления;

Воспитательные:  

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Воспитывать нравственные качества, гуманность, интерес к чтению художественной литературы. Формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение;

Тип урока: урок художественного восприятия; урок - исследование

Методы и приёмы: работа с текстом, эвристическая беседа

Оформление: доска

  1. Портрет Горького
  2. «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее..»
  3. Место для темы
  4. Таблички: человек, смысл жизни, пейзаж, свобода, счастье, любовь
  5. Цицерон Марк Туллий «Счастливее всех тот, кто зависит только от себя».
  6. Платон «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
  7. Две линии понимания счастья.

МАГНИТЫ

Организационный момент (ход урока)

  1. Организационный момент.

     Вы на пороге взрослой жизни. А на взрослого человека жизнь в обществе накладывает определённые обязанности. Переходя из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знаете ли вы о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Надеюсь, что вы проверяете свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Только от самого человека зависит, как он проживёт свою жизнь - обыденно, неинтересно или ярко, возвышенно, красиво.

2.  Определение темы урока

А) Первый рассказ, который написал Горький, был «Макар Чудра». Поэтому наш урок будет связан,  конечно, с этим рассказом.  Но это не просто будет урок знакомства с содержанием и героями. Сегодня мы будем говорить о некоторых понятиях, важных, как для героев рассказа, так и для автора и  каждого из нас. Тему урока мы сформулируем,  анализируя  рассказ.

Б)  Продолжите фразу «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее..» Подберите существительное, которое, на ваш взгляд могло бы завершить данное предложение. (Ответы: жизнь…..) Я согласна с  вами, на самом деле в жизни много есть интересного. Но вот Горький считает, и он об этом пишет 24 ноября 1899 года художнику Репину «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — всё. Он создал даже бога. Искусство же есть только одно из высоких проявлений его творческого духа, и поэтому оно лишь часть человека. Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность — вместе с ним тоже будет развиваться, — вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа».

ЗАПИСЬ : ЧЕЛОВЕК

-Это высказывание чем является по отношению к Горькому? (Его жизненной позицией) смыслом жизни

ЗАПИСЬ : СМЫСЛ  ЖИЗНИ

В) С чего начинается рассказ? ( Ответы)

Давайте прочитаем описание пейзажа.

Чтение учениками

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…

- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)

Пейзаж подготавливает нас к необыкновенному сюжету с трагической развязкой. Живой ветер, мгла вздрагивала, волны бьют грудь цыгана… Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась.

ЗАПИСЬ: ПЕЙЗАЖ
Г) Далее – не менее романтический образ Макара Чудры.

-Каким показан Макар?

На доске – Макар – «счастливый , блаженный».( с греческого)

Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря. 

-Какую формулу жизни выводит Макар Чудра?

Макар пытается в своих суждениях стать выше проблем действительности. Однако идеалы его неопределённы и противоречивы. Он не знает, не видит выхода для человека-раба. Макар Чудра выводит свою формулу жизни, согласно которой просто наслаждаться жизнью и свободой, в этом и есть смысл жизни.

ЗАПИСЬ: СВОБОДА

Д) ПЕСНЯ ИЗ ФИЛЬМА - ПЕСНЯ ЦЫГАН.      ВРЕМЯ!!!!!

- О чем поет актриса в фильме «Табор уходит в небо», снятом по рассказу «Макар Чудра»? ( Ответы: о свободе, любви.)

 

ЗАПИСЬ: ЛЮБОВЬ

Как вы догадались? Ассоциация: походка, взгляд, цыгане.

Мне кажется, не случайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, у цыган свой мир, свои традиции

Человек. Пейзаж. Свобода. Смысл жизни. Любовь. Для  чего человеку  свобода? Каким человек чувствует себя на лоне природы? Ради чего поиск смысла жизни? Зачем человеку любовь? (ОТВЕТЫ)

ЗАПИСЬ: СЧАСТЬЕ

3. ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.

УЧИТЕЛЬ ФОРМУЛИРУЕТ ЦЕЛИ УРОКА.

4. Перед вами тетради. Напишите: Счастье - это…(1 минута). Читаем.

5.  Я попросила двух учениц найти стихотворения о счастье. Послушайте,

Два ученика читают стихотворения

6. Перед вами два высказывания .

Цицерон Марк Туллий «Счастливее всех тот, кто зависит только от себя».

Платон «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».

- Чьё высказывание больше подходит для наших героев? (Цицерон)

7. Продолжим анализ дальше.

Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель. Но именно благодаря "слушателю" мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.

8. О великой силе свободной личности и повествует Макар Чудра в своей легенде о красавице Радде и Лойко Зобаре. Образы этих героев исключительны и романтичны.

Попробуем выяснить, какими были Лойко и Радда (Ребята говорят № страницы и зачитывают описание внешности героев (стр.152 и стр.151 и про Радду – стр.151)

- Что главное в их жизни? (свобода)

_ Такая свобода, что любить – не покоряясь? Такое возможно? Ведь люди знают, что любить – это жертвовать собой.

И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.

    В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». 

9. Рассмотрите иллюстрацию «Лойко и Радда» .Художник В.Макеев

Какие чувства героев удалось передать художнику?

10.

-Почему Лойко Зобар и Рада, исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, погибают? 

(Лойко и Радда не могут стать рабами своего чувства. Герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле)

Радда умирает со словами: «Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!...» Почему она вела себя именно так, если знала, что её ожидает? – стр. 158 (читают дети «Она любила свою волю больше меня…

Радда хотела утвердить своё право на свободу.

Почему убийство Радды, совершенное Лойко Зобаром, не вызывает ужаса, а поражает величием красоты чувств? 

Убив Радду, Лойко Зобар оправдал надежды гордой девушки и развеял неосознанную, смутную тревогу цыган: «Стыдно было чего-то, и жалко и грустно».

11. Расссмотрите иллюстрацию «Смерть Лойко и Радды».  Художник В.Макеев

-Почему выражения лиц и позы цыган, изображённых на иллюстрации, лишены чувств и динамики?

Стр.159 – найдите слова Горького, которые помогут понять это состояние героев. («А мы смотрели…)

12.

-Когда вы прочитали этот рассказ, какое чувство или мысли у вас появились? А не появился ли вопрос: А может такое быть?

Здесь, ребята, Горький обращается к романтизму, литературному течению конца 18-начала 19 века. К середине романтизм уходит с литературной арены, приходит реализм, критический реализм. И вот, казалось бы, никогда уже его не будет, но он вновь появляется в творчестве М Горького, в его ранних произведениях.

См. слайд о романтизме

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят свободу. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумомПейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя.

13. Почувствовали вы возвышенный стиль? В чём он виден?

Рассказ Горького позволяет нас задуматься о своей жизни и сделать правильный выбор.

Мы мало говорили сегодня о языке произведения, о его художественных достоинствах. Но, как мне кажется, язык произведения никого не оставил равнодушным. Возьмём, к примеру,стр.158. Посмотрите, какие обороты речи использует Горький, чтобы вызвать у нас чувство сострадания, боли за унижение Лойко: «…и он зашатался, как сломанное дерево, и пал на землю, рыдая и смеясь», или «Кто это любит слушать, как стонет, разрываясь от горя, человеческое сердце?»

Я очень хотела бы, чтобы вы прочитали ещё немало произведений Горького. Они по-иному заставят взглянуть на жизнь, мир, который вас окружает, а значит, помогут лучше сориентироваться в жизни при любых трудностях.

14. Рефлексия.

15. Д/з «Старуха Изергиль»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...