Разработка урока с презентацией по теме: "Мифы народов мира"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме : « Мифы разных времен разных народов мира»
Цели урока:
- познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»;
- показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира;
- дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества.
Оборудование:
Сборники мифов; ксерокопии из энциклопедии в 2-ух томах. «Мифы народов мира» (М: «Советская энциклопедия», 1982); Мифологический словарь. Книга для учащихся. Изд. 5-е переработанное и дополненное
Словарная работа: миф, мифология.
План урока:
I.ОНУ
II.Проверка домашнего задания
III.Вступительное слово учителя
IV.Работа с терминами
V.Беседа и комментарии учителя
VI. Работа по карте.
VII. Мифы о сотворении мира.
VIII. Обобщение.
Заключение
Итог
Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 29.66 КБ |
Прзентация к уроку | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Литература
Винник Э.А.
Тема: « Мифы разных времен разных народов мира»
Цели урока:
- познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»;
- показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира;
- дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества.
Оборудование:
Сборники мифов; ксерокопии из энциклопедии в 2-ух томах. «Мифы народов мира» (М: «Советская энциклопедия», 1982); Мифологический словарь. Книга для учащихся. Изд. 5-е переработанное и дополненное
Словарная работа: миф, мифология.
План урока:
I.ОНУ
II.Проверка домашнего задания
III.Вступительное слово учителя
IV.Работа с терминами
V.Беседа и комментарии учителя
VI. Работа по карте.
VII. Мифы о сотворении мира.
VIII. Обобщение.
Заключение
Итог
Домашнее задание
Ход урока
I.ОНУ
II.Проверка домашнего задания
1.Проверка знания учащимися определений основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры; приведение примеров
2.Беседа по вопросам и заданиям 1-4 (с.7)
III.Вступительное слово учителя
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? (Атрибуты бога врачевания Эскулапа). Почему над Большим театром в Москве и театром драмы имени Пушкина в Санкт-Петербурге мчатся квадриги с бронзовым Аполлоном? (Аполлон- покровитель искусства). Почему портик Государственного Эрмитажа поддерживают могучие атланты? (Атланты – титаны, держащие на своих плечах небесный свод).
Почему мы говорим: « Фортуна от тебя отвернулась» (Фортуна – римская богиня счастья и удачи) или «Провалиться в тартарары» (Тартар -нижняя часть преисподней, ада).
Откуда в нашем языке название месяцев январь, март, май, июнь? (Напоминание о римских богах Янусе, Марсе, Майе, Юноне). Как появились обозначения таких, например, химических элементов, как гелий, уран, плутоний, планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и др.
Источник всего, о чем мы сейчас говорим, один – мифология.
IV.Работа с терминами
Мифы — устные предания о древних временах — родились в первобытную эпоху, на заре человечества. Древний человек жил в постоянном общении с природой. Отовсюду его подстерегала опасность: в лесу — дикие звери, с небес — молния, грозящая пожаром. Продолжительная засуха или проливные дожди губили посевы, грозя голодом… Человек пытался приручить стихии, а для этого нужно было их объяснить. Ему хотелось знать, как появилась земля и все, ее населяющее, почему день сменяет ночь, а на смену теплу приходит холод, откуда взялся огонь и почему люди смертны.
Объясняя мир вокруг себя, он опирался на собственный житейский опыт. Он считал, что природа — живое существо, а значит, у нее есть пора юности — весна, зрелости — лето, увядания — осень. Зимой природа замирает, умирает. Мир одет белым саваном. Так рождался миф.
Таким образом, миф — объяснение картины мира на основе имевшихся у человека знаний и опыта. Миф обычно имеет форму фантастического рассказа.
Научная ценность мифа утрачивалась по мере того, как человек постигал и осваивал мир, но его поэтическая сторона и сегодня не потеряла своей прелести.
Так, например, помните целебные свойства «мертвой» и «живой» воды? «Мертвая» — соединяет рассеченные части тела, героя, «живая» — возвращает ему жизнь. А в основе этого сказочного сюжета — миф, связанный с наблюдением за жизнью природы. Первые весенние дожди смывают остатки снега — соединяют рассеченное тело земли. Вторые — орошают землю — и на ней возрождается жизнь.
Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев.
Совокупность мифов называется мифологией. Своя мифология, так же как и своя история есть у любого народа- это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Существуют греческие, арабские, индийские, славянские и другие мифы.
Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались на столько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних дюдей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы.
V.Беседа и комментарии учителя
- Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, современных людей?
Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и за, вопросы границ возможностей человека. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.
- Можно ли назвать мифы сказками? Как вы думаете что общего между мифом и сказкой? А чем они различаются?
Сказка, как и миф, - произведение устного народного творчества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с установкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фантастическую, выдуманную реальность.
VI. Работа по карте.
Давайте посмотрим на географию основных мифологий мира.
(На доске развернутая карта мира, на которую учитель прикрепляет примеры различных (основных) мифологий мира).
- Для индейцев Северной Америки койот – священное животное. Благодаря ему луна и солнце освещают мир.
- Один – бог победы, верховный бог викингов. Он забирает к себе воинов, павших в битве.
- Греки именуют царя богов – Зевс. Римляне зовут его Юпитер.
- Луг – кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник.
- Ра – верховный бог Египта, бог солнца. Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму.
- Вишну – один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира.
- В Австралии Радужный змей – создал природу.
- На Руси – Сварог дал жизнь солнцу. (Даждьбогу), Перуну, Яриле.
- Вывод.
- Посмотрите, ребята, везде, на всех континентах, люди рассказывали предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира.
VII. Мифы о сотворении мира.
- Слово учителя.
Повсюду людей волновали одни и те же вопросы. Что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги? Многие мифы повествуют о том, что в самом начале мир представлял собой только безбрежную водную гладь. Так считали, например, жители Японии и Месопотамии. Другие народы полагали, что мир возник из пустоты: викинги думали, что он появился из ледяной бездны, греки утверждали, что из хаоса. В мифологиях разных народов, включая индийцев, финнов, китайцев, распространен образ мирового яйца, из которого возникла Вселенная или бог – творец.
- Беседа по вопросам.
- Вспомните, как повествуют о создании жизни на земле славянский “Народный миф о Солнце” и индийский миф “Творение”.
- Найдите общую черту в этих мифах. (Эти мифы объясняют, как зародилась жизнь на земле).
- Найдите основное отличие этих мифов. Как по-разному они смотрят на место человека в мире? (В индийском мифе человек – равноправное существо между всех живых существ. В славянском мифе – человек отмечен богом от всех живых существ, светом разума и способностью к речи.)
Защита проекта.
А сейчас нам представит свой проект …..Он расскажет нам ещё один славянский миф о творении “Сказание о Первоводе”.
(Ученик показывает свою собственную иллюстрацию к мифу, который он самостоятельно прочитал, а также делает сообщение о других поверьях славян, связанных с водой.)
Вывод: Вот ребята, мы познакомились с ещё одним мифом о творении. Так себе объясняли наши предки возникновение воды на Земле.
- Итак, давайте ещё раз повторим, о чем же рассказывают нам мифы о сотворении мира. (Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.)
Учитель: А сейчас, в подтверждении этих слов, следующий ученик ……….представит свой проект: “Миф о герое Кухулине”. Это герой кельтских мифов, он самый знаменитый герой ирландских саг.
А теперь послушаем защиту следующего проекта. Его представит ………“Миф о благородном боге Индре”. Индра – самый великодушный и почитаемый бог в древней Индии.
Вывод: Ребята, мы познакомились с еще двумя мифологическими героями: Отчаянным смельчаком и силачом героем Кухулином и великим и могучим богом Индрой.
Давайте посмотрим, что общего у этих двух героев мифов? Какими чертами наделены оба эти героя? (Сила, мужественностью, честь и благородство. Стремление помогать людям).
VIII. Обобщение.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами смогли “окунуться в безбрежное море”, “сокровищницы мировой культуры”. Мы говорили о мифологии, великом и прекрасном творении древних цивилизаций.
А сейчас, в заключении урока я хотела, чтобы вы ответили на некоторые вопросы (вопросы на доске)
- Из какого языка пришло слово миф? Что оно означает? (Слово “ миф” - греческое и означает “предание”, “сказание”).
- Кто был создателем мифов? (Создателем мифов были древние народы).
- О чем рассказывалось в мифах? (В мифах повествуется о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев).
- Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества? (Вопросы чести, долга, нравственности).
- Чем интересны мифы древних народов нам, современным людям? (Они рассказывают о том, как жили, во что верили, как понимали мир наши предки).
А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С. Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему уроку:
“Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны”.
- Как вы понимаете эти слова? (Читая мифы разных народов, мы глубже узнаем культуру и верования людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их нравы и обычаи, а понимание – это ключ к доверию)
- Заключение.
- Изображая своих богов и героев, древние люди воплощали в них самые лучшие и самые благородные качества человека.
- Положительные герои наделялись беззаветной отвагой, благородным мужеством, великой силой.
- Враги же – коварством, подлым вероломством, омерзительной жадностью.
- Но везде и всегда – Добро побеждает Зло. Честь и мужество одерживает верх над низостью и трусостью.
- Благородство и любовь всегда побеждает коварство и жадность. Эти непреложные истины доходят к нам через века. Прошли тысячи лет, многие древние цивилизации стерты с лица Земли, но Великие идеи Света, Добра и Чести и сегодня являются самыми актуальными, самыми современными!
X.Выставление оценок.
Домашнее задание:
1.Прочитать статью в учебнике «Мифы народов мира», знать основные понятия.
2. Написать сочинение – миниатюру на тему: “Какой герой мифологии кажется мне самым отважным и почему”.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эскулап - Бог врачевания
Квадриги с бронзовым Аполлоном над Большим театром
Аполлон - покровитель искусства
Могучие атланты, поддерживающие портик Государственного Эримитажа
Атланты- титаны, держащие на своих плечах небесный свод
Фортуна- римская богиня счастья и удачи
Один- бог победы, верховный бог викингов .
Греки именуют царя богов- Зевс Римляне зовут его- Юпитнр
Ра- верховный бог Египта, бог солнца Он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму
Вишну Один из трех богов в Индии. Стоит у колыбели мира
В Австралии Радужный змей- создал природу
Сварог был у славян богом Неба, отцом всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на внеклассном мероприятии «Народы мира встречают Новый год» (разработка для 7 класса «Коренные жители Северной Америки-индейцы»).
Эта разработка может быть использованна каквыступление класса на школьном мероприятии...
Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".
План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....
Методическая разработка к уроку биологии на тему"Расы народов мира"
Данный урок проводится в форме групповой работы. Учащиеся выполняют разнообразные задания (составляют таблицу, работают с картой рас, работают с основными определениями в рамках данной темы.) В работе...
Урок-игра "Олимпийское пятиборье"(по теме "Мифы народов мира")
Урок предназначен для 6 класса. Материал поможет повторить материал в увлекательной форме. На уроке присутствуют приёмы театрализации. Игра состоит из 5 конкурсов...
Тема 2. Порядок и Беспорядок.Урок на тему "Мифы о борьбе Космоса и Хаоса" закономерности окружающего мира – 6 класс
формируем у шестиклассников понятие порядка и беспорядка с позиции древнего представления людей о Космосе и Хаосе;ре...
Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")
Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....
Внеклассное мероприятие (игра) по теме: "Мифы народов мира"
Внеклассное мероприятие (игра) по теме: "Мифы народов мира"...