Литературная игра "Что?""Где?" "Когда?"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Ёжикова Лидия Борисовна

Игра проводится в 8 классе после того, как изучена "капитанска дочка". Помогает развивать интерес к чтению и выявить уровень общей эрудиции и читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Натальинская средняя общеобразовательная школа

Навашинского района Нижегородской области

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

В 8 КЛАССЕ

                                                                                            подготовила

     учитель русского языка и литературы

                                                                                            Ёжикова Л.Б.

Натальино

2012

Цель  викторины: создание условий для формирования у учащихся мотивации к познавательной деятельности, развитие интереса к произведениям А.С.Пушкина

 Задачи викторины: выявить уровень общей эрудиции и читательской грамотности у обучающихся; формировать общую культуру обучающихся; привить  навыки самостоятельного поиска информации для достижения поставленной цели

ВОПРОСЫ:

  1. «Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно объяснение насчёт его владения сельцом……..».  Как название сельца? (Кистенёвка)

      2. Где находится Лицей и как сейчас называется этот город? (Царское Село, г. Пушкин

3. У Пушкина есть строки:  Нет, не пошла Москва моя

                                                        К нему с повинной головою…

             К кому не пошла Москва с «повинной головою»?      (к Наполеону)

 4.    Вспомните строки «Сии птенцы гнезда Петрова…» О каких птенцах идёт речь в  

               поэме «Полтава»?  (Шереметьев, Брюс, Боур, Репнин, Меньшиков)

 5. Назовите близких друзей-лицеистов Пушкина. (Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг)

6. Назовите эпиграф к повести «Капитанская дочка». (Береги честь смолоду)

7. «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение «пожалованному мне в дядьки..» Что означают слова «стремянной» и «дядька»? (Стремянной- слуга, сопровождающий барина во время охоты; дядька – слуга, приставленный для надзора за мальчиком в дворянской семье)

8. «Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу…» Куда путники приехали в первую же ночь? (В Симбирск)

9. «Ну, братцы, - сказал Пугачёв, - затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку…» О какой песне говорится?  (бурлацкая песня «Не шуми, мати, зелёная дубравушка»)

10. «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове  бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт»  Кто автор этих слов? (Гоголь)

11. Кому из героев Пушкина принадлежит песня «Во саду ли, в огороде»? (Белочке из сказки «О царе Салтане…»)

12.На подносе лежит сложенный лист бумаги. Судьбу какого героя и как изменил этот листок? (  это записка Маши Мироновой, переданная Гринёву, по прочтении которой он поехал освобождать капитанскую дочку)

13. Назовите автора мозаики «Полтавский бой»  ( Ломоносов)

14. О какой порфироносной вдове говорится в поэме «Медный всадник»? (Старая Москва)

15. Как называлась столица Византийской империи, которую завоевал вещий Олег?

(город Константинополь, или Царь-град, как называли его русские)

16. Назовите композитора, создавшего  оперу «Пиковая дама» (Чайковский)

17. Чей это портрет?

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум;

Всё тот же вид смиренный, величавый.

(портрет Пимена из драмы «Борис Годунов»)

18. Город, откуда родом царица из «Сказки о золотом петушке» (Шамахань)

19. Как зовут брата и сестру Пушкина? (Лев и Ольга)

20. Под каким именем действовал Пугачёв? ( император Пётр 3)

21. Кто из родственников Пушкина был сподвижником Петра 1? (прадед Ганнибал)

22. Назовите фамилию, имя и отчество няни Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

23. От чьего имени ведётся повествование в «Капитанской дочке»? (от лица Петра Андреевича Гринёва)

24. Каких лет был царевич, убитый в драме «Борис Годунов»? (лет семи)

25. Назовите имена соперников Руслана? (Ратмир, Рогдай, Фарлаф)

26. Назовите автора портрета Пушкина, о котором сам поэт сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит»  (Кипренский)

27. Расшифруйте подпись: Эн Ка Ша Пэ. ( так было подписано первое его стихотворение в печати)

28. Наведите порядок в этом списке:

Выстрел в Арзрум 1829 г.

Путешествие Петра Великого во время похода

Станционный смотритель Дубровский

Арап покойного Белкина

Египетская дама-крестьянка

Ночи села Горюхина

История Кирджали

Повести капитанской барышни

       ( «Арап Петра Великого», «Станционный смотритель», «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «История села Горюхина», «Выстрел», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829г.». «Кирджали», « Повести покойного Белкина», «Египетские ночи»)

Использованная литература:

1. В.В.Духно, О.В.Сухова. Викторины, занимательный материал. В., «Учитель», 2009

2. О.Г.Черных. Игровые уроки по литературе. М., «Вако», 2008

3.Н.Н.Оглобина. Тесты по литературе.М., «Олимп», 2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...