Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Чанцева Татьяна Владимировна

Рабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательного уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_._liter_8_klass_gotovo.docx57.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

РАССМОТРЕНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

на  заседании МО                                                                                Заместитель директора по УВР                                   Директор МБОУ г.Иркутска СОШ№28

ПРОТОКОЛ № ____                                                                          Т.Д.Лисенкова/________/                                                                  Т.Л.Кузекевич/________/

от «___» _____2012г                                                                           от «___» _____2012г                                                                      от «___» _____2012г                                        

Руководитель МО

С.Ю.Семёнова  /__________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературе

на 2012/2013 учебный год

(уровень: общеобразовательный)

  

Класс:__8б_

Учитель: Чанцева_  Татьяна  Владимировна_

Количество   часов  в  год: __68_____в неделю:__2

Плановых контрольных уроков - 2 , развитие речи -  4 внеклассного чтения - 10

Рабочая программа составлена   в  соответствии   с  Программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной,   Москва, «Просвещение», 2009г.

Учебник   Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / под редакцией В.Я.Коровиной.- М. «Просвещение», 2011г.

 Дополнительная литература: «Поурочные разработки по литературе». Авторы: И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007г.

Примечания:_

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа позволяет по-своему структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.

В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса, в соответствии с учебным планом школы, а также скорректирован перечень изучаемых произведений в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Учебный план МОУ Жердевской СОШ №1 предусматривает изучение литературы в 8 классе в объёме 102 часов, в том числе 4 часа на уроки развития речи.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, проектная.

Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Используемый учебник: Литература. 8 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2011.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни. Исторические песни. «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…»

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать характеристики народной песни, частушки, предания как жанров фольклора

Контрольные мероприятия: сочинение частушки

Древнерусская литература

Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.  Особенности поэтики бытовой сатирической прозы.

ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

У. Шекспир. Слово о писателе.

Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать особенности жанра жития

литература XVIII века

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

Театр европейского классицизма

Ж.-Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать биографию Фонвизина, содержание комедии «Недоросль», уметь делать анализ эпизода

Контрольные мероприятия: анализ эпизода

литература XIX века

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов. Особенности композиции. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

Повесть «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

Комедия «Ревизор». История создания и история постановки комедии. Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Петербург как символ вечного адского холода. Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Осенний вечер».

А.А. Фет. Стихотворение «Первый ландыш».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

А.Н.Майков. Стихотворение «Поле зыблется цветами…»

А.П. Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «О любви». История о любви и упущенном счастье.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать основные факты биографии изученных писателей и поэтов, связь их произведений с историей, выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаических произведений, делать анализ эпизода, давать характеристику героев

Контрольные мероприятия: чтение наизусть, сочинение, конспект

литература ХХ века

И.А. Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И. Куприн. Слово о писателе.

Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

А.А. Блок. Слово о поэте

Стихотворения «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в стихотворениях, их современное звучание и смысл.

С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

Тэффи. «Жизнь и воротник». 

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического,  народность языка “Книги о бойце”.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги». Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок), З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать основные факты биографии изученных писателей и поэтов, связь их произведений с историей, выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаических произведений, делать анализ эпизода, давать характеристику героев

Контрольные мероприятия: чтение наизусть, сочинение, конспект

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дж.Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

В.Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать основные факты биографии изученных писателей, содержание изученных произведений

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Отражение в русском фольклоре народных традиций, выражение в нём национальных черт характера. Народное представление о героическом.

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

Классицизм как литературное направление. Классицистическая комедия. Зарождение в литературе XVIII века антикрепостнической направленности.

Влияние исторических событий на русскую литературу XIX века. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и её развитие.

Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе.

Гуманистический пафос литературы Возрождения. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в произведениях зарубежной литературы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Народная песня, частушка. Предание.

Летопись. Древнерусская повесть. Житие. Сатирическая повесть.

Сонет.

Классицизм. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Басня. Мораль. Аллегория.

Дума.

Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма.

Комедия. Сатира и юмор.

Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Рассказ. Художественная деталь.

Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.

Психологизм художественной литературы.

Сюжет и фабула.

Драматическая поэма.

Герой-повествователь.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  1. авторов и содержание изученных художественных произведений;
  2. основные теоретические понятия:

- понятие о классицизме,

          -  историзм художественной литературы (начальное представление);

     - жанры: поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия;

     -  сатира, юмор  прототип в художественном произведении,

     - гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза;

     - композиция, сюжет и фабула;

     - психологизм художественной литературы (развитие представлений),

     - сонет как форма лирической поэзии;

    - авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);

    - герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;

 обнаруживать  связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- сопоставлять героев и сюжет  разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;  

 - находить основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и  сюжет художественного произведения;

- выявлять конфликт и его этапы в драматическом произведении;

- сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссером;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

  Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

1. . Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. – М:   Просвещение. 2011.

2. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…8 класс:

Дидактические материалы по литературе. - М:   Просвещение. 2006.

3. Литература: 8 класс:  Фонохрестоматия  на CD-ROM/ Сост. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. - М:   Просвещение, 2011.

   

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.
  2.  Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО,2004.

     3. Коровина В.Я, Збарский И.С.  Коровин Литература: 8 класс: Методические советы.  – М:   Просвещение. 2008.

4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен. 2004.Мапченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя. – М.: Просвещение,2008.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Количество

часов на

изучение

1

Русская литература и история

1

2

Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы XVIII века

5

5

Из русской литературы XIX века

27

6

Из литературы XX века

20

7

Из зарубежной литературы

11

Сочинения

Классные

3

Домашние

3

Календарно-тематическое планирование по литературе  для 8 класса

п/п

 Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

 Корректировка

Форма организации

учебных занятий

Виды контроля

1

Внеклассное  чтение

Русская  литература  и  история. Литература как искусство слова.

1

Фронтальная работа

Пересказ по плану

2

Устное  народное  творчество

 Отражение жизни народа в народных песнях и частушках.

1

Индивидуальная и групповая

Работа в группах

3

Предания  “О Пугачеве”, “О покорении Сибири Ермаком”.

1

Индивидуальная и групповая

Выразительное чтение эпизодов

4

Из древнерусской литературы

Житийная литература как особый жанр.

Образ  А. Невского в «Повести о житии  и о храбрости благородного  и великого князя А. Невского»

1

Работа в малых группах, индивидуальная работа.

Устная характеристика князя Александра

5

“Шемякин суд” как сатирическое произведение XVII века.

 

1

Индивидуальная и групповая

Ответы на вопросы

6

Из литературы XVIII века

Д.И.Фонвизин "Недоросль". Сатирическая направленность комедии.

1

Индивидуальная и групповая

Ответы на вопросы

7

Герои и события в комедии: господа Скотинины и Митрофанушка.  

1

Доказать, что Митрофан – лишь зеркало  Простаковой с её невежеством, грубостью, жестоким отношением к людям

8

Идеал гражданственности. Тема воспитания в комедии.

1

Индивидуальная и групповая

Ответы на вопросы

фронтальный опрос

9

Классицизм в драматическом произведении.

1

Ответы на вопросы

10

Творческая работа по материалам темы "Классицизм"

1

Тест

11

Из литературы XIX века

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни “Лягушки, просящие царя” и “Обоз” и их историческая основа.

1

Работа в малых группах, индивидуальная работа.

Ответы на вопросы

12

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума “Смерть Ермака”.

1

Сам. работа

13

А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Историческая тема в творчестве поэта. Творческая история романа.

1

Индивидуальная и групповая

Работа со статьей в учебнике

14

Интересы и душевные качества Петра Гринева.

Гринев и Швабрин. (Герой и антигерой)

1

Работа в малых группах, индивидуальная работа.

Сравнительная характеристика героев

15

Четыре встречи Пугачева и Гринева. Образ народного царя Е.Пугачева. Смысл народного бунта.

1

Составление плана

16

Душевная стойкость и нравственная красота Маши Мироновой.

1

Индивидуальная и групповая

«Спасение Гриневым Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей»

17

Художественные особенности романа Пушкина “Капитанская дочка”.

1

Работа в   группах, индивидуальная работа.

18

Развитие речи

Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

1

Создание сочинения «Береги честь смолоду»

19

А.С.Пушкин «19 октября». Воспоминания о друзьях.

1

Индивидуальная и групповая

? В чём смысл выражения «лицейское братство»? В чём для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?

20

А.С.Пушкин «К…». Тема любви и поэтического вдохновения  поэта.

1

Индивидуальная работа

Составить схему «Любовь»

21

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Поэма “Мцыри”.

1

Составление плана поэмы

22

Особенности композиции поэмы “Мцыри”. Воспитание Мцыри в монастыре.

1

Анализ эпизода

23

Мцыри как романтический герой. Роль описаний природы в поэме.

1

Индивидуальная и групповая

Составление плана характеристики Мцыри.

24

Самостоятельная работа по содержанию поэмы «Мцыри»

1

Работа в малых группах, индивидуальная работа.

Поиск ответа на ?:

«Что для героя значит жить?»

25

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. “Ревизор” как социальная комедия “со злостью и солью”. Творческая история комедии.

1

? : Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно?

26

“Ревизор”: первое и второе действия. Хлестаков и “миражная интрига”.

1

Индивидуальная и групповая

Сравнить сцены 1-го и 5-го явления I действия.

27

“Ревизор”: третье действие. Семейство городничего.

  Четвертое действие.  Разоблачение пороков чиновничества.

1

Доклады учащихся:

«Мастерство Гоголя-сатирика». «Основной конфликт пьесы и способы его разрешения». «Белинский о комедии «Ревизор».

28

“Ревизор”: пятое действие. Хлестаковщина  как общественное явление.

1

Индивидуальная и групповая

Сам. работа

29

Развитие речи

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

1

Сочинение

30

Н.В.Гоголь “Шинель”. Образ “маленького человека” в литературе. Духовная сила героя и его противопоставление бездушию общества.

1

Индивидуальная и групповая

Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица»

31

Внеклассное  чтение

Н.В.Гоголь “Шинель”. Особенности последней петербургской повести Гоголя.

1

Работа в малых группах, индивидуальная работа.

Анализ эпизодов

32

М.Е.Салтыков- Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. “История одного города”(отрывок)- художественно- политическая сатира на общественные порядки.

1

Почему писатель для своих сатирических  обличений избрал форму сказки?

33

 Н.С.Лесков «Старый гений». Проблемы общества и талант русского человека.

1

Индивидуальная и групповая

Ответы на вопросы

34

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально- нравственные проблемы в рассказе “После бала”. Образ рассказчика. Главные герои. Идея раздельности двух Россий.

1

? Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «После бала»?

35

Развитие речи

Сочинение по рассказу Л.Толстого “После бала”.

1

Сочинение  «Какую из проблем, поднятых в рассказе Толстого «После бала», я считаю самой важной?»

36

 Внеклассное чтение.

 Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. А.Н.Майкова.

1

Выразительное чтение стихотворений

37

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ “О любви” как история об упущенном счастье.

1

Индивидуальная и групповая

?: Что значит для Алёхина стремление «Жить по правде»?

38

Из русской литературы XX века

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы рассказа “Кавказ”.  Мастерство И.А.Бунина- прозаика.

1

Работа в малых группах, индивидуальная работа.

Выразит. чтение фрагментов

39

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа “Куст сирени”. Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

1

Фронтальная работа

Ответы на вопросы

40

Внеклассное  чтение.

А.М.Горький . Слово описателе. “Челкаш”. Герои и их судьбы.

1

Выразит. чтение фрагментов

41

А.А.Блок. Слово о поэте. “Россия”: образ Родины как символ веры.

1

Фронтальная работа

42

Стихотворный цикл “На поле Куликовом”. Символический смысл исторической темы.

1

Выразительное чтение

43

С.А.Есенин. Слово о поэте. “Пугачев”- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1

Индивидуальная и групповая

44

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Выразит. чтение фрагментов

45

И.С.Шмелев. Слово о писателе. “Как я стал писателем”- воспоминание о пути к  творчеству.

1

Индивидуальная и групповая

Выразит. чтение фрагментов

46

М.А.Осоргин  Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе “Пенсне”.

1

Сам. работа

47

Внеклассное  чтение

Журнал “Сатирикон”. “Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”. Теффи “Жизнь и воротник”.

1

Фронтальная работа

48

М.М.Зощенко “История болезни”.

1

Индивидуальная и групповая

Анализ произведения

49

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма “Василий Теркин”. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

1

Индивидуальная и групповая

Чтение отрывков наизусть.

50

Василий Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

Чтение отрывков наизусть.

51

Композиция и язык поэмы “Василий Теркин”. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме.

1

Индивидуальная и групповая

Найти в прочитанных главах примеры связи поэмы с УНТ

52

Внеклассное чтение

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе “Возвращение”.

1

Анализ эпизодов

53

Урок – концерт “Стихи и песни о Великой Отечественной войне”.

1

Выразительное чтение наизусть

54

В.П.Астафьев. Слово о писателе. “Фотография, на которой меня нет” – рассказ из книги “Последний поклон”. Уклад сибирской деревни военного времени в рассказе.

“Фотография, на которой меня нет”. Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.

1

Индивидуальная и групповая

Анализ рассказа

55

Развитие речи

Сочинение “Великая Отечественная война в литературе XX века” (произведение по выбору учащихся).

1

Сочинение

56

Внеклассное чтение

Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Фронтальная работа

Выразительное чтение наизусть

57

Внеклассное чтение

Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Фронтальная работа

Выразительное чтение наизусть

58

Из зарубежной литературы

У.Шекспир. Слово о писателе. “Ромео и Джульетта”. Поединок семейной вражды и любви.  

1

Индивидуальная и групповая

?: «Почему «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»?»

59

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.

1

Выразит. чтение фрагментов трагедии

60

Сонеты У.Шекспира “Кто хвалится родством и знатью…”, “Увы, мой стих не блещет новизной…”

1

Фронтальная работа

Выразит. чтение фрагментов

61

Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены).  

1

Выразит. чтение фрагментов

62

Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Индивидуальная и групповая

Выразит. чтение фрагментов

63

Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Фронтальная работа

Выразит. чтение фрагментов

64

Внеклассное чтение

 Дж.Свифт. Слово о писателе. “Путешествие Гулливера” как сатира на государственное устройство общества.

1

Фронтальная работа

Выразит. чтение фрагментов, анализ эпизодов

65

 Итоговый тест по пройденному материалу за 8 класс

1

Индивидуальная работа

Тест

66

Внеклассное чтение

 В.Скотт. Слово о писателе. ”Айвенго” как исторический роман.

1

Индивидуальная и групповая

67

 Работа со справочным материалом учебника.

1

Фронтальная работа

Работа со словарями

68

 Читательская конференция «Мой читательский опыт»

1

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...