Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе (8 класс) на тему:
    Рабочая программа по литературе для 8 класса

    Чанцева Татьяна Владимировна

    Рабочая программа по литературе для 8 класса общеобразовательного уровня

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab.prog_._liter_8_klass_gotovo.docx57.59 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           

    РАССМОТРЕНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

    на  заседании МО                                                                                Заместитель директора по УВР                                   Директор МБОУ г.Иркутска СОШ№28

    ПРОТОКОЛ № ____                                                                          Т.Д.Лисенкова/________/                                                                  Т.Л.Кузекевич/________/

    от «___» _____2012г                                                                           от «___» _____2012г                                                                      от «___» _____2012г                                        

    Руководитель МО

    С.Ю.Семёнова  /__________/

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  литературе

    на 2012/2013 учебный год

    (уровень: общеобразовательный)

      

    Класс:__8б_

    Учитель: Чанцева_  Татьяна  Владимировна_

    Количество   часов  в  год: __68_____в неделю:__2

    Плановых контрольных уроков - 2 , развитие речи -  4 внеклассного чтения - 10

    Рабочая программа составлена   в  соответствии   с  Программой общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной,   Москва, «Просвещение», 2009г.

    Учебник   Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / под редакцией В.Я.Коровиной.- М. «Просвещение», 2011г.

     Дополнительная литература: «Поурочные разработки по литературе». Авторы: И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007г.

    Примечания:_

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я.Коровиной.

    Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
    3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
    4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа позволяет по-своему структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

    Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.

    В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса, в соответствии с учебным планом школы, а также скорректирован перечень изучаемых произведений в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

    Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

    Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

    Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

    Учебный план МОУ Жердевской СОШ №1 предусматривает изучение литературы в 8 классе в объёме 102 часов, в том числе 4 часа на уроки развития речи.

    Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

    Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, проектная.

    Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

    Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект.

    Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Используемый учебник: Литература. 8 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2011.


    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

    Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы

    РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

    Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне. Хороводные и лирические песни. Исторические песни. «Пугачёв в темнице». «Пугачёв казнён».

    Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

    Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…»

    Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать характеристики народной песни, частушки, предания как жанров фольклора

    Контрольные мероприятия: сочинение частушки

    Древнерусская литература

    Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

    Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

    «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.  Особенности поэтики бытовой сатирической прозы.

    ЛИТЕРАТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

    У. Шекспир. Слово о писателе.

    Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.

    Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

    Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать особенности жанра жития

    литература XVIII века

    Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор).

    Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

    Театр европейского классицизма

    Ж.-Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор).

    Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

    Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать биографию Фонвизина, содержание комедии «Недоросль», уметь делать анализ эпизода

    Контрольные мероприятия: анализ эпизода

    литература XIX века

    И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

    «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

    «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

    К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

    «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

    А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

    «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

    Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов. Особенности композиции. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

    Повесть «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести.

    М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

    Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

    Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

    Комедия «Ревизор». История создания и история постановки комедии. Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и  сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

    Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Петербург как символ вечного адского холода. Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

    Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Осенний вечер».

    А.А. Фет. Стихотворение «Первый ландыш».

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

    «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

    Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.

    «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

    Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

    Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

    А.Н.Майков. Стихотворение «Поле зыблется цветами…»

    А.П. Чехов. Слово о писателе.

    Рассказ «О любви». История о любви и упущенном счастье.

    Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать основные факты биографии изученных писателей и поэтов, связь их произведений с историей, выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаических произведений, делать анализ эпизода, давать характеристику героев

    Контрольные мероприятия: чтение наизусть, сочинение, конспект

    литература ХХ века

    И.А. Бунин. Слово о писателе.

    Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

    А.И. Куприн. Слово о писателе.

    Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

    А.А. Блок. Слово о поэте

    Стихотворения «Мир на Куликовом поле», «На поле Куликовом», «Россия». Историческая тема в стихотворениях, их современное звучание и смысл.

    С.А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

    «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

    Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

    «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

    М.А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

    «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

    Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

    М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

    Тэффи. «Жизнь и воротник». 

    А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор).

    Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического,  народность языка “Книги о бойце”.

    А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

    «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

    М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги». Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.

    В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

    «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

    И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок), З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

    Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать основные факты биографии изученных писателей и поэтов, связь их произведений с историей, выразительно читать стихотворения и отрывки из прозаических произведений, делать анализ эпизода, давать характеристику героев

    Контрольные мероприятия: чтение наизусть, сочинение, конспект

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Дж.Свифт. Краткий рассказ о писателе.

    «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

    В.Скотт. Краткий рассказ о писателе.

    «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

    Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать основные факты биографии изученных писателей, содержание изученных произведений

    ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

    Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

    Отражение в русском фольклоре народных традиций, выражение в нём национальных черт характера. Народное представление о героическом.

    Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

    Классицизм как литературное направление. Классицистическая комедия. Зарождение в литературе XVIII века антикрепостнической направленности.

    Влияние исторических событий на русскую литературу XIX века. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и её развитие.

    Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе.

    Гуманистический пафос литературы Возрождения. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в произведениях зарубежной литературы.

    ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

    Народная песня, частушка. Предание.

    Летопись. Древнерусская повесть. Житие. Сатирическая повесть.

    Сонет.

    Классицизм. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

    Басня. Мораль. Аллегория.

    Дума.

    Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

    Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма.

    Комедия. Сатира и юмор.

    Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

    Рассказ. Художественная деталь.

    Антитеза. Композиция. Роль антитезы в композиции произведений.

    Психологизм художественной литературы.

    Сюжет и фабула.

    Драматическая поэма.

    Герой-повествователь.

    Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

    Учащиеся должны знать:

    1. авторов и содержание изученных художественных произведений;
    2. основные теоретические понятия:

    - понятие о классицизме,

              -  историзм художественной литературы (начальное представление);

         - жанры: поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия;

         -  сатира, юмор  прототип в художественном произведении,

         - гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза;

         - композиция, сюжет и фабула;

         - психологизм художественной литературы (развитие представлений),

         - сонет как форма лирической поэзии;

        - авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);

        - герой-повествователь (развитие представлений).

    Учащиеся должны уметь:

    - видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя;

     обнаруживать  связь между героем литературного произведения и эпохой;

    - видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

    - комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

    - сопоставлять героев и сюжет  разных произведений, находя сходство и различие в авторской позиции;

    - осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

    - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;  

     - находить основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

    - сопоставлять жизненный материал и  сюжет художественного произведения;

    - выявлять конфликт и его этапы в драматическом произведении;

    - сравнивать авторскую позицию в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссером;

    - редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

      Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

    Для учащихся:

    1. . Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. – М:   Просвещение. 2011.

    2. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…8 класс:

    Дидактические материалы по литературе. - М:   Просвещение. 2006.

    3. Литература: 8 класс:  Фонохрестоматия  на CD-ROM/ Сост. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. - М:   Просвещение, 2011.

       

    Для учителя:

    1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.
    2.  Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО,2004.

         3. Коровина В.Я, Збарский И.С.  Коровин Литература: 8 класс: Методические советы.  – М:   Просвещение. 2008.

    4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен. 2004.Мапченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя. – М.: Просвещение,2008.


    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Тема

    Количество

    часов на

    изучение

    1

    Русская литература и история

    1

    2

    Устное народное творчество

    2

    3

    Из древнерусской литературы

    2

    4

    Из русской литературы XVIII века

    5

    5

    Из русской литературы XIX века

    27

    6

    Из литературы XX века

    20

    7

    Из зарубежной литературы

    11

    Сочинения

    Классные

    3

    Домашние

    3

    Календарно-тематическое планирование по литературе  для 8 класса

    п/п

     Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Дата

     Корректировка

    Форма организации

    учебных занятий

    Виды контроля

    1

    Внеклассное  чтение

    Русская  литература  и  история. Литература как искусство слова.

    1

    Фронтальная работа

    Пересказ по плану

    2

    Устное  народное  творчество

     Отражение жизни народа в народных песнях и частушках.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Работа в группах

    3

    Предания  “О Пугачеве”, “О покорении Сибири Ермаком”.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Выразительное чтение эпизодов

    4

    Из древнерусской литературы

    Житийная литература как особый жанр.

    Образ  А. Невского в «Повести о житии  и о храбрости благородного  и великого князя А. Невского»

    1

    Работа в малых группах, индивидуальная работа.

    Устная характеристика князя Александра

    5

    “Шемякин суд” как сатирическое произведение XVII века.

     

    1

    Индивидуальная и групповая

    Ответы на вопросы

    6

    Из литературы XVIII века

    Д.И.Фонвизин "Недоросль". Сатирическая направленность комедии.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Ответы на вопросы

    7

    Герои и события в комедии: господа Скотинины и Митрофанушка.  

    1

    Доказать, что Митрофан – лишь зеркало  Простаковой с её невежеством, грубостью, жестоким отношением к людям

    8

    Идеал гражданственности. Тема воспитания в комедии.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Ответы на вопросы

    фронтальный опрос

    9

    Классицизм в драматическом произведении.

    1

    Ответы на вопросы

    10

    Творческая работа по материалам темы "Классицизм"

    1

    Тест

    11

    Из литературы XIX века

    И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни “Лягушки, просящие царя” и “Обоз” и их историческая основа.

    1

    Работа в малых группах, индивидуальная работа.

    Ответы на вопросы

    12

    К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума “Смерть Ермака”.

    1

    Сам. работа

    13

    А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. Историческая тема в творчестве поэта. Творческая история романа.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Работа со статьей в учебнике

    14

    Интересы и душевные качества Петра Гринева.

    Гринев и Швабрин. (Герой и антигерой)

    1

    Работа в малых группах, индивидуальная работа.

    Сравнительная характеристика героев

    15

    Четыре встречи Пугачева и Гринева. Образ народного царя Е.Пугачева. Смысл народного бунта.

    1

    Составление плана

    16

    Душевная стойкость и нравственная красота Маши Мироновой.

    1

    Индивидуальная и групповая

    «Спасение Гриневым Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей»

    17

    Художественные особенности романа Пушкина “Капитанская дочка”.

    1

    Работа в   группах, индивидуальная работа.

    18

    Развитие речи

    Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

    1

    Создание сочинения «Береги честь смолоду»

    19

    А.С.Пушкин «19 октября». Воспоминания о друзьях.

    1

    Индивидуальная и групповая

    ? В чём смысл выражения «лицейское братство»? В чём для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?

    20

    А.С.Пушкин «К…». Тема любви и поэтического вдохновения  поэта.

    1

    Индивидуальная работа

    Составить схему «Любовь»

    21

    М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Поэма “Мцыри”.

    1

    Составление плана поэмы

    22

    Особенности композиции поэмы “Мцыри”. Воспитание Мцыри в монастыре.

    1

    Анализ эпизода

    23

    Мцыри как романтический герой. Роль описаний природы в поэме.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Составление плана характеристики Мцыри.

    24

    Самостоятельная работа по содержанию поэмы «Мцыри»

    1

    Работа в малых группах, индивидуальная работа.

    Поиск ответа на ?:

    «Что для героя значит жить?»

    25

    Н.В.Гоголь. Слово о писателе. “Ревизор” как социальная комедия “со злостью и солью”. Творческая история комедии.

    1

    ? : Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно?

    26

    “Ревизор”: первое и второе действия. Хлестаков и “миражная интрига”.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Сравнить сцены 1-го и 5-го явления I действия.

    27

    “Ревизор”: третье действие. Семейство городничего.

      Четвертое действие.  Разоблачение пороков чиновничества.

    1

    Доклады учащихся:

    «Мастерство Гоголя-сатирика». «Основной конфликт пьесы и способы его разрешения». «Белинский о комедии «Ревизор».

    28

    “Ревизор”: пятое действие. Хлестаковщина  как общественное явление.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Сам. работа

    29

    Развитие речи

    Сочинение по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

    1

    Сочинение

    30

    Н.В.Гоголь “Шинель”. Образ “маленького человека” в литературе. Духовная сила героя и его противопоставление бездушию общества.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица»

    31

    Внеклассное  чтение

    Н.В.Гоголь “Шинель”. Особенности последней петербургской повести Гоголя.

    1

    Работа в малых группах, индивидуальная работа.

    Анализ эпизодов

    32

    М.Е.Салтыков- Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. “История одного города”(отрывок)- художественно- политическая сатира на общественные порядки.

    1

    Почему писатель для своих сатирических  обличений избрал форму сказки?

    33

     Н.С.Лесков «Старый гений». Проблемы общества и талант русского человека.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Ответы на вопросы

    34

    Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально- нравственные проблемы в рассказе “После бала”. Образ рассказчика. Главные герои. Идея раздельности двух Россий.

    1

    ? Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «После бала»?

    35

    Развитие речи

    Сочинение по рассказу Л.Толстого “После бала”.

    1

    Сочинение  «Какую из проблем, поднятых в рассказе Толстого «После бала», я считаю самой важной?»

    36

     Внеклассное чтение.

     Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. А.Н.Майкова.

    1

    Выразительное чтение стихотворений

    37

    А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ “О любви” как история об упущенном счастье.

    1

    Индивидуальная и групповая

    ?: Что значит для Алёхина стремление «Жить по правде»?

    38

    Из русской литературы XX века

    И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблемы рассказа “Кавказ”.  Мастерство И.А.Бунина- прозаика.

    1

    Работа в малых группах, индивидуальная работа.

    Выразит. чтение фрагментов

    39

    А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа “Куст сирени”. Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

    1

    Фронтальная работа

    Ответы на вопросы

    40

    Внеклассное  чтение.

    А.М.Горький . Слово описателе. “Челкаш”. Герои и их судьбы.

    1

    Выразит. чтение фрагментов

    41

    А.А.Блок. Слово о поэте. “Россия”: образ Родины как символ веры.

    1

    Фронтальная работа

    42

    Стихотворный цикл “На поле Куликовом”. Символический смысл исторической темы.

    1

    Выразительное чтение

    43

    С.А.Есенин. Слово о поэте. “Пугачев”- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

    1

    Индивидуальная и групповая

    44

    Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

    1

    Выразит. чтение фрагментов

    45

    И.С.Шмелев. Слово о писателе. “Как я стал писателем”- воспоминание о пути к  творчеству.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Выразит. чтение фрагментов

    46

    М.А.Осоргин  Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе “Пенсне”.

    1

    Сам. работа

    47

    Внеклассное  чтение

    Журнал “Сатирикон”. “Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”. Теффи “Жизнь и воротник”.

    1

    Фронтальная работа

    48

    М.М.Зощенко “История болезни”.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Анализ произведения

    49

    А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма “Василий Теркин”. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Чтение отрывков наизусть.

    50

    Василий Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

    1

    Чтение отрывков наизусть.

    51

    Композиция и язык поэмы “Василий Теркин”. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Найти в прочитанных главах примеры связи поэмы с УНТ

    52

    Внеклассное чтение

    А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе “Возвращение”.

    1

    Анализ эпизодов

    53

    Урок – концерт “Стихи и песни о Великой Отечественной войне”.

    1

    Выразительное чтение наизусть

    54

    В.П.Астафьев. Слово о писателе. “Фотография, на которой меня нет” – рассказ из книги “Последний поклон”. Уклад сибирской деревни военного времени в рассказе.

    “Фотография, на которой меня нет”. Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Анализ рассказа

    55

    Развитие речи

    Сочинение “Великая Отечественная война в литературе XX века” (произведение по выбору учащихся).

    1

    Сочинение

    56

    Внеклассное чтение

    Русские поэты о Родине, родной природе.

    1

    Фронтальная работа

    Выразительное чтение наизусть

    57

    Внеклассное чтение

    Русские поэты о Родине, родной природе.

    1

    Фронтальная работа

    Выразительное чтение наизусть

    58

    Из зарубежной литературы

    У.Шекспир. Слово о писателе. “Ромео и Джульетта”. Поединок семейной вражды и любви.  

    1

    Индивидуальная и групповая

    ?: «Почему «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»?»

    59

    «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.

    1

    Выразит. чтение фрагментов трагедии

    60

    Сонеты У.Шекспира “Кто хвалится родством и знатью…”, “Увы, мой стих не блещет новизной…”

    1

    Фронтальная работа

    Выразит. чтение фрагментов

    61

    Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены).  

    1

    Выразит. чтение фрагментов

    62

    Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

    1

    Индивидуальная и групповая

    Выразит. чтение фрагментов

    63

    Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

    1

    Фронтальная работа

    Выразит. чтение фрагментов

    64

    Внеклассное чтение

     Дж.Свифт. Слово о писателе. “Путешествие Гулливера” как сатира на государственное устройство общества.

    1

    Фронтальная работа

    Выразит. чтение фрагментов, анализ эпизодов

    65

     Итоговый тест по пройденному материалу за 8 класс

    1

    Индивидуальная работа

    Тест

    66

    Внеклассное чтение

     В.Скотт. Слово о писателе. ”Айвенго” как исторический роман.

    1

    Индивидуальная и групповая

    67

     Работа со справочным материалом учебника.

    1

    Фронтальная работа

    Работа со словарями

    68

     Читательская конференция «Мой читательский опыт»

    1

                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.

    Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 8 класса» Учебник: С.А....

    Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Т.Ф.Курдюмовой

    Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год. Состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования. В программу включен региональный компонент (Литература До...

    Рабочая программа по литературе для 8 класса (программа под ред. Г.И.Беленького)

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень произведений для заучивания и др....

    Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Меркина

    Данная  рабочая программа первого вида разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина , С. Русское слово - РС», 2011 года.  Программа п...

    Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Г.И.Беленького

    Рабочая программа является авторской. Написана в 2013 году. Рабочая программа включает тематическое планирование, пояснительную записку....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя  русского языка и литературыМКОУ «Новослободская  средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....

    Рабочая программа по литературе для 8 класса на основе программы Меркина в соответствии с требованиями ФГОС ООО

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы Г.С. Меркина, С.А...