Литературное кафе
методическая разработка по литературе по теме

урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-vstrecha_v_literaturnom_kafe.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-встреча в литературном кафе

 «Поэтическое эхо раскатилось по стране»

Цель: выработка умений и навыков правильного выразительного чтения,  помочь разобраться в тематике стихов, заинтересовать учащихся стихами, раскрыть нравственную основу, расширить кругозор, воспитать любовь к светлому поэтическому слову.

Оборудование: класс оборудован как кафе (столы со скатертью, свечи, цветы), портреты, газеты, выставка книг.

На доске запись: «Есть такая страна-русская поэзия. В ней текут реки широкие, как море, пробираются с камня на камень махонькие ручейки, которые поят только две-три березки, и бьют ключи еле заметные среди трав, величиной не больше полтинника. Есть в поэзии большие и малые поэты, но разные они только величиной. В них живет одна и та же стихия, нужная людям,- то ли в виде глотка воды в жаркий день, то ли в виде могучих рек…»

                                                                                                      (С.Орлов)

Эпиграф : Прими их хорошо: они зеркало и краткая летопись.

Учитель: Сегодня мы собрались в нашем «Литературном кафе», чтобы встретиться с поэтами разных времен, поговорить об их творчестве, почитать их стихи, послушать песни. Эпиграф нашей встречи «Прими их хорошо: они зеркало и краткая летопись»

Ведущий 1 Вы должны знать таких поэтов как Сергей Есенин, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Рубцов, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, которые вошли в историю литературы под названием времени стихов.

Ведущий 2 «Есть такая страна- русская поэзия. В ней текут реки широкие, как море, пробираются с камня на камень маленькие ручейки, которые поят две-три березки, и бьют ключи еле заметные среди трав, величиной не больше полтинника. Есть в поэзии большие и малые поэты, но разные они только величиной. В них живет одна и та же стихия, нужная людям,- то ли в виде глотка в жаркий день, то ли в виде могучих рек…»

Ведущий 1 Миллионы читателей увлекаются поэзией, находя в них источник оптимизма, душевного здоровья. О чем же они пишут?

Ведущий 2 Современные поэты продолжают лучшие  традиции пейзажной лирики Тютчева, Фета, Бунина, Есенина. В картинах природы узнается поэтический образ человека, любящего свою Родину. Тема борьбы за мир была и остается всегда актуальной в поэзии всех народов. Тоже самое можно сказать и о теме любви. Поэтому к каким бы стихам мы сегодня не обратились, найдем в них пищу для наших душ и размышлений.

Звучит песня на слова М.Цветаевой из кинофильма «Ирония судьбы» («мне нравится, что вы больны не мною»)

Ведущий  Вы только что прослушали Микаэля Таривердиева на слова Марины Цветаевой. Еще в 1913 году М.Цветаева предвидела судьбу своих стихов. Она писала: «Моим стихам настанет свой черед» (Ученица читает это стихотворение.)

Ведущий И вот настал черед, книги Цветаевой в магазинах не валяются, достать их большая удача. Но все- таки они появились. Посмотрите на эти книги, которые выставлены перед вами. Жаль сама Марина Цветаева не может их увидеть. А сколько переводов! Ее стихи переведены и на татарский язык, переводчики же- известные татарские поэты Зульфат, Лена Шакирзянова и другие.

Сообщение ученика. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье трудовой научно- художественной интеллигенции. Детство и юность М.Цветаевой прошли в Москве, подмосковье, а также Италии, Германии, Франции, потому что мать заболела чахоткой и ей пришлось лечится за границей. Училась Цветаева много, но из- за вечных переездов бессистемно. Стихи писать начала в 6 лет на русском, французском,немецком языках, печататься с 16-ти лет, а в 18 лет тайком от семьи выпустила 1 сборник стихов «Вечерний альбом» (чтение стихотворения «Идешь на …..»

Ведущий  Давайте будем вспоминать Цветаеву, Ахматову, Есенина и многих, многих хорошо и легко как просила Цветаева. Моим стихам, настанет свой черед, писала Марина Цветаева. Доказательство этому- современная песня на ее стихи «Я тебя отвоюю у всех земель» в исполнении И.Аллегровой.

А теперь предоставим слово нашим гостям. Поэт, приехавший к нам с далекого горного Кавказа. Это Расул Гамзатов.

Ученик выступает в роли Гамзатова. Спасибо за приглашение. Я расскажу вам немного о себе. Моя биография- это биография типичного поэта нашего времени. После окончания школы продолжал образование в педагогическом училище, затем вернулся в родной аул и стал преподавать.

Работал сотрудником газеты, помощником режиссера в передвижном театре, на радио.

В моих книгах вы увидите преображенный облик моего родного Дагестана. В своем творчестве стараюсь не забывать и о том, что я представляю великую страну. Поэтому моими героями выступают нефтяники, студенты, русские солдаты-фронтовики.

Ведущий  К сказанному хочу добавить, что новаторство Гамзатова в лиризме его творчества. Лирика его добра, отзывчива, гуманистична. Особенно сердечен поэт в отношении к женщине, матери. И он проклинает того, кто забывает сестер своих и матерей. Послушайте стихотворение «Проклятие»

Стихотворения Расула Гамзатова стали песнями. Исполняется песня «Журавли»(Мне кажется)

Ведущий  Следующий наш гость- Евгений Евтушенко, которому приходилось уже бывать в нашей республике. А сегодня он у нас. Предоставим ему слово.

Ученик выступает в роли Евтушенко. Родился на маленькой станции Зима в Иркутской области. Отец был геологом и всю жизнь писал стихи. Перед войной семья распалась. Вместе с матерью и отчимом некоторое время жил в Москве, а когда грянула война, вновь оказался на станции Зима под опекой бабушки.

Первая страница моего творчества- это стихи о военном сибирском детстве. Стихотворение «Хотят ли русские войны» стало песней, а «Бабий Яр» остается в искусстве благодаря тому, что Д. Шостакович написал тринадцатую симфонию.

Немало у меня стихотворений о любви: «Со мною вот что происходит», «Молитва», «Любимая спи». Слушаем стихи.

Ведущий Следующий поэт, о котором мы с вами поговорим, Николай Михайлович Рубцов. Его уже нет среди  живых.  Расскажет вам о нем (Ф.и. ученика)

Читают стихи «Тихая моя Родина», «Деревенские ночи»

А сейчас просто поэтическая пятиминутка. Читаем любимые стихотворения, слушаем песни.

Учитель: Наша встреча подходит к концу. Посмотрите, насколько широка тематика стихов, насколько это разные люди, разные характеры и судьбы. Но всех их объединяет одно чувство- любовь к родной земле. На этом наше «Литературное кафе» закрывается. Разрешите поблагодарить всех выступающих.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературного кафе " Бродячий щенок".

Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам...

Литературное кафе "Поэзия сердец"

Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...

Литературное кафе "Поэзия сердец"

Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...

«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)

На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Литературное кафе "Зимние напевы"

Работа представляет собой сценарий литературного праздника для учащихся 6-7 классов . Содержит в себе подборку разных игровых моментов для праздника. Так же представлена презентация ученицы....

Деловая игра «Литературное кафе»

Игровая технология является одной из давно и часто используемых мной образовательных технологий, которую я применяю как на уроках, так и во внеурочное время...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...