Программа литературного кафе " Бродячий щенок".
материал по литературе (10 класс) на тему

Четвернина Ольга Григорьевна

 

Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам  отечественной  литературы , формировать собственные  эстетические  вкусы и  потребности, воспитывать у учащихся духовные ценности.   

В  дополнение  к  общим  базисным  умениям  и  навыкам реализация  предлагаемой  программы в  образовательной   практике   позволит  учащимся  развивать  следующие   умения:

  • представлять жизнь  писателя  или  поэта в  широком  историко – литературном  контексте;
  • анализировать  произведения;
  • применять  различные  способы  интерпретации лирических  произведений;
  • работать  с  литературно-критическим   материалом ;
  • рецензировать   прочитанные  произведения,  отмечая  и  учитывая  особенности   писательского  мастерства.

Задачи:

  • - расширить жизненный  опыт  школьников;
  • -вовлечь  в  соответствующую  их  интересам  среду ;
  • -развить  общий  творческий  потенциал  и  специальные  литературно-творческие  способности;
  • -обогащать  эмоциональный мир  учащихся  нравственными   переживаниями  и  формирование  у них  нравственных  чувств;
  • -побуждать  учащихся  задуматься  о  смысле  жизни  о  добре  и  зле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kafe.rar64.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам  отечественной  литературы , формировать собственные  эстетические  вкусы и  потребности, воспитывать у учащихся духовные ценности.    

В  дополнение  к  общим  базисным  умениям  и  навыкам реализация  предлагаемой  программы в  образовательной   практике   позволит  учащимся  развивать  следующие   умения:

  1. представлять жизнь  писателя  или  поэта в  широком  историко – литературном  контексте;
  2. анализировать  произведения;
  3. применять  различные  способы  интерпретации лирических  произведений;
  4. работать  с  литературно-критическим   материалом ;
  5. рецензировать   прочитанные  произведения,  отмечая  и  учитывая  особенности   писательского  мастерства.

Задачи:

  1. - расширить жизненный  опыт  школьников;
  2. -вовлечь  в  соответствующую  их  интересам  среду ;
  3. -развить  общий  творческий  потенциал  и  специальные  литературно-творческие  способности;
  4. -обогащать  эмоциональный мир  учащихся  нравственными   переживаниями  и  формирование  у них  нравственных  чувств;
  5. -побуждать  учащихся  задуматься  о  смысле  жизни  о  добре  и  зле.

В литературном  кафе могут  заниматься  все  дети,  проявляющие  интерес  к  литературе.

В  кафе  они  имеют  возможность  познакомиться  с  творчеством  любимых  поэтов  и  писателей.

Занятия  в  литературном  кафе   способствуют  идейно-эстетическому  воспитанию  и  развивают  культуру  чтения   художественных  произведений.

Несмотря  на  то,  что  теперь  у  школьников много  других  привлекательных  занятий :

ТВ , видео,  компьютер,  интернет -живое  общение  с  книгой остаётся  незаменимым.

Круг обсуждаемых проблем  в  литературном  кафе  широк:  размышления  о  судьбах людей,

о  творчестве  писателей и  поэтов,  о  невидимом  духовном  мире  человека,–в  эти  проблемы

органично  вписываются  стихи  об  источниках  любви , доброты  и  сочувствия.

Воспитательная работа  в  школе  совсем  недавно  пополнилась  совершенно  новым   направлением  - духовным    совершенствованием  юного  поколения.

Это  не  просто  формирование  «хорошего  человека»,  это  трудный  путь  постижения  вместе  с  детьми  глубинных,  внутренних  связей  мироздания,  единства  материального и   метафизического,  тела и  души , путь  восхождения к  неоспоримо  высокому,  дающему  надежду  на преодоление   той нравственной  болезни,  которая,  поразив  общество,  ведёт к гибельному  для цивилизации  катаклизму. В  России исторически  сложилась  система духовно-нравственного  воспитания,  основывавшаяся  на  «едином воспитательном  пространстве»:   не показном,  а  реальном  и очень  крепком  содружестве  семьи  и  школы, которое   базировалось  на  православных канонах  христианских ценностных  ориентациях .  В   духовно-нравственном  воспитании  используем  одно  из  действенных  средств-произведения  наших  современных авторов,  живущих  с  подростками  в  одну  эпоху,  переживающих  одинаковые  сомнения  и  трудности,  пытающихся  познать  скрытую  от  глаз  истину,  знание  о  которой  даёт  силу  противостоять  окружающему  злу.

Цель литературного кафе:

приобщить к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, развивать творческие способности учащихся, художественное восприятие окружающего мира, побудить учащихся задуматься о смысле жизни, о добре и зле.

ГИМН

Всегда есть свет,

Всегда есть гости,

                        Всегда в «Щенке» звучат стихи.

                     Мы предлагаем чай- не кости

           И отпускаем всем грехи.

                 Здесь нет тоски и нету горя,

             Здесь веселятся от души.

                    В кафе идут играть и спорить,

                    А если хочешь, то стихи пиши.

             Забудем беды и ненастья

                              И в наш «Щенок» придём мы вновь.

                        Мы выпьем чай за наше счастье,

                        Да будет вера, дружба и любовь.

1 занятие

«Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь».

А. П. Сумароков

Посвящение в члены литературного кафе.

Знакомства с поэтом Виталием Коржековым. «Кораблик совести».

Цель: развивать творческие способности учащихся, приобщить к поэзии В. Коржекова, побудить учащихся задуматься о смысле  жизни, о добре и зле, о совести.

2 занятие

«Россия – Родина моя».

Знакомства с поэтом Мстиславом Бенько. «Берёзка».

Цель: познакомить с личностью поэта, воспитывать любовь к поэзии, развивать речь учащихся. Формировать нравственное сознание, чувства и поведение, воспитывать любовь к Родине, к близким, к семье.

3 занятие

В. Белов «Мальчики».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, воспитывать любовь и сострадание к человеку, любовь к своей семье, развивать творческие способности учащихся.

4 занятие

Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов.

Цель: познакомить учащихся с писателями и поэтами Зауралья, воспитывать любовь к природе, к своему краю, родному селу, развивать творческие способности учащихся.

5 занятие

«Люблю тебя, район Целинный».

Цель: познакомить учащихся с поэтами Целинного района, воспитывать любовь и уважение к талантливым людям нашего района, развивать творческие способности учащихся.

6 занятие

Старинная легенда «Деревянные человечки».

Цель: воспитывать у учащихся сострадание, умение вовремя помочь нуждающимся развивать творческие способности учащихся.

7 занятие

«На любовь своё сердце настрою»…

Булат Окуджава «Бумажный солдат».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б. Ш. Окуджавы, воспитание душевной теплоты, любви к поэзии.

Я вообще-то счастливый человек,

                                                                                           Несмотря ни на что…

                                                                                                           Моя жизнь была интересной.

                                                                                             Я делал то, что хотел.

Б. Окуджава

«Литературные вечера»  (стр. 65-73).

8 занятие

«Конь он как человек…»

Б. Васильев «Великолепная шестёрка».

Цель: познакомить учащихся с творчеством Б. Васильева, воспитывать любовь к братьям нашим «меньшим», умение чувствовать чужую боль, милосердие, развивать творческие способности учащихся.

9 занятие

«Распалась связь времён…»

А. И. Солженицын «Пасхальный крестный ход» и Г. А. Петрова «Крестный ход».

Цель: помочь учащимся понять истоки высокой духовности и нравственной силы, определить возможности каждого человека в обретении этой духовности, проанализировать причины бездуховности, развивать творческие способности учащихся.

10 занятие

«Искра совести и искра разума…» по рассказу Ф. Искандера «Сон о боге и дьяволе».

Цель: приобщить учеников к духовной культуре, определить понятие «Бог», как средоточие разума и совести, определить место совести в иерархии общечеловеческий ценностей и закрепление её приоритетов в сознании учащихся, развивать творческие способности у учащихся.

11 занятие

…И здесь и там между рядами

Звучит один и то же глас:

Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда с нами!-

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме.

И всеми силами моими

Молюсь за тех и за других.

                                          М. Волошин

Владимир Максимов «Звезда Адмирала Колчака».

Цель: познакомить учащихся с личностью А. В. Колчака, воспитывать у учащихся великодушие, прямоту и мужество, бескорыстие и душевную целомудренность, веру в Россию.

12 занятие

Прошлое нужно помнить и уважать… «Московская сага» В. П. Аксёнова.

Цель: познакомить учащихся с произведением, воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, развивать творческие способности учащихся.

13 занятие

«Душа обязана трудиться…». Поэзия Юлии Друниной.

Цель: рассказать о поэтессе Друниной, прошедшей санитаркой всю войну и сохранившей о ней память на всю жизнь, воспитывать уважение к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость, на фронтовых дорогах ВОВ.

Кто говорит, что на войне не страшно,

                                                                                          Тот ничего не знает о войне.

14 занятие

Творчество В. Потанина «Приезд к матери».

Цель: познакомить с творчеством В. Потанина, воспитывать любовь к природе, к семье,  строится на любви, на вере, на свободе, на полном доверии перед лицом Божием, развивать творческие способности учащихся.

Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Научить детей любви, родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умеют любить.

15 занятие

Литературные игры, кроссворды, ребусы.

Цель: развивать творческие способности учащихся.

16 занятие

Резерв.

17 занятие

Итоговое занятие.

Цель: подведение итогов за год, развивать творческие способности учащихся.

Программа литературного кафе «Бродячий щенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Методическая разработка литературного кафе "Бродячая собака", 11 класс

Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а ...

Открытый урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов"

Театрализованный урок  литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов"  (2 часа) последний в цикле уроков "Серебряный век в русской литературе" ....

Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».

Инсценировка "Кафе  "Бродячая собака".Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой ...

Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)

Конспект учебного занятия по литературе, 11 классТема:«Своеобразие поэзии серебряного века.Новые модернистские течения». Подготовила: Живова М.С.учитель русского языка илитератур...

Серебряный век. Кафе "Бродячая собака"

https://drive.google.com/file/d/1e1lBTUEjV1xG9lhvg1yW2aTKdueKCM9O/view?usp=sharing...


 

Комментарии

Четвернина Ольга Григорьевна

Литературное кафе для учащихся 9-11 классов.