Методическая разработка литературного кафе "Бродячая собака", 11 класс
учебно-методический материал (литература, 11 класс) по теме

Брылева Светлана Алексеевна

Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а местом для непринужденных и интересных встреч талантливых людей. Еще, например, в квартире Осипа и Лили Брик весной 1917 года родился ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon newscenary.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серебряный век. 

Литературное кафе. Именно здесь собирались писатели, поэты, чтобы показать свои творения. Современная эпоха очень созвучна с эпохой Серебряного века. Начало XX века вошло в историю русской поэзии «Серебряного века», как время подведения итогов символизма и стало хронологической границей между двумя литературными эпохами – символисткой и постсимволистской.

Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а местом для непринужденных и интересных встреч талантливых людей. Еще, например, в квартире Осипа и Лили Брик весной 1917 года родился ОПОЯЗ (общество изучения поэтического языка)

Сегодня мы хотим возродить традиции серебряного века. На ваш суд будут представлены творения юных поэтов и переводчиков. А поскольку нашей кафе артистическое, то начать хотелось бы с романса на стихи Марины Цветаевой, которые исполнят нам Анастасия Волжина и Сергей Кишанков.

  В прославленном ОПОЯЗе, конечно, присутствовал и великий поэт-футурист В.В.Маяковский. В.Маяковский поэт, который любил эпатировать публику, ездил по всей стране со стихами, выступал в литературных кафе. Он мой любимый поэт и сейчас мне бы хотелось прочитать одного из его стихотворений «Вот так я сделался собакой».

Его творчество не могло оставить меня равнодушной и родились эти строки…

Владимиру

(любимому поэту Владимиру Маяковскому)

Вов, отпусти,
у меня скулы болят.
У меня скулы болят
тебя читать.
Ну зачем ты такой?
Такой прекрасно
безумный.
Страстно
прошу:
Отпусти, отпусти же!
Кх. Спасибо.
Ты не против,
что я на «ты»?
Просто меня воротит
от твоих строк.
Воротит по хорошему.
Если бы Бог
устроил нам встречу,
то мы бы сдружились,
да.
Толкали бы друг другу
полные юмора речи.
Мы бы с тобой породнились,
да.
Мы бы написали большую
поэму,
подслушивали разговоры,
укрывшись за стену.
И звонко смеялись
над эдакими
дураками.
Мы бы ни за что не расстались.
Ругались бы, огрызались,
но наш мозг,
как и сердце с душой
тесно связаны.
Ранены
твоими стихами
мои части тела.
Ты другой, Вов, другой.
Я бы тебя съела,
чтобы ты был во мне,
творил во мне.
Да ты и так всегда со мной.
Ну что, Вовка,
Можно мне быть тебе другом?
Вот, слушай, как у тебя:
«Знаешь, что, Вовка?
Давай-
Будем жить вместе!
А?»

II Аня Смирнова

Любовь к поэзии ей привила бабушка Ефремова Дина Андреевна, которая преподавала русский и литературу в гимназии №2 г. Мурманска.
Много читает - из поэтов выделяет Иосифа Бродского, из прозы - Альбера Камю и Жан-Поля Сартра.
«Больше всего я боюсь непонимания»

Если мы о чём-то мечтали, во что-то верили -
То это было точно не зря.
И дело не в юношеском максимализме.
Это как целая жизнь на двоих одна -
В итоге каждому только по половинке смерти.
Это как просыпаться ночью, будить кота,
Пересматривать фотографии,
На которых мы с тобой ещё дети,
Вспоминать, как разбивали коленки, смеялись
И, знаешь, уже тогда
Ты был самым главным на свете.
Да, конечно, ты знаешь. Ты мне открыл глаза
На простые истины и бессмертные вещи.
На то, как ты рождаешь во мне слова
Тоннами. Позволяя делать себя
Нескончаемым.
До отчаянья
Вечным.

***

А помнишь,
Как мы
Покупали воду, фрукты
И шли,
На босу ногу,
Неся сандалии в руках,
Гулять по причалу.
И это было начало
Огромной сквозной дыры
У меня в груди.
И огня.
В карих
Твоих
Глазах.

По утрам море тихое и холодное.
Над ним дремлют низкие облака.
Мы сиди на песке,
Незавтракавшие
И безумно влюблённые.
Забываем о налогах,
Квартплате, пробках
И суете.

Бог дал нам отпуск.
И день за днём
Кожа смуглеет
И всё сильнее

Пахнет цитрусом,
Солью
И жареным миндалём.
И у нас с тобой
На земле один рай,
И один дом.
Ближе к вечеру устаём,
Пьём
Апельсиновый сок
Со льдом.

III Мария Свинцова

Мария работает под псевдонимом Джулиан Дименти

(Julian Dementis).
Писать прозу начала в раннем детстве, черпая вдохновение во всех, даже самых нестандартных, формах красоты. Ее всегда привлекали исключительно драматические или фантастические сюжеты, отголосок которых прослеживается практически во всех ее работах. В возрасте 12-13 лет стали появляться первые стихи, к которым из данного сборника относится «Творец и Дьявол» Часто пишет под вдохновением, почерпнутом в музыке, кинематографе или творчестве таких поэтов и писателей как И. Гете, У.Шекспир, М.Лермонтов и В.Гюго.

«Искусство – мой Бог»

Мой король

Пронзая тьму души забвенья

Со взмахом вороновых крыл,

Перу даруя вдохновенье,

Ко мне твой образ приходил.

Тебя, о мой король надменный,

Увековечить я спешу

И образ в памяти нетленный

На бледный лист переношу.

Мне шелк волос твоих полночный

И ясных глаз холодный свет

На ум приходят как нарочно,

И больше вспять дороги нет.

С толпою слившись, я пытаюсь

Играть и верить в свою роль,

Быть может, в миг один отчаюсь

Я жить как все, о мой король.

У всех людей дела и думы,

В моих же мыслях только ты

И легкость  вдохновенных строчек,

И, может быть, чуть-чуть мечты.

Слезинка кровью на страницах,

Жаль, вдохновение есть боль.

А сердце рвется в небо птицей

К тебе! Скорее! мой король…

Разжаты пальцы - нету силы

Вонзать в ладонь осколки снов.  

Талант - уметь страдать красиво,

И я прошу: не надо слов.

Улыбки маска, гаснут свечи,

Спектакль жизни всей и роль

Моя последняя на вечер -

Поблекшей тени, мой король.

Ловлю твой профиль торопливо

Мгновенным взглядом, ведь потом

Уйдешь, оставив горделиво

Мне свой насмешливый поклон.

Коснусь я черт в твоем портрете -

Пусть с краской в лист войдет и боль.

Страшнее чуда нет на свете,

Чем быть с тобою, мой король.

IV Среди многих поэтов серебряного века были и переводчики. Они блестяще владели не только русским языком, но и несколькими иностранными языками. (например Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Михаил Кузьмин) В нашем классе тоже есть начинающие переводчики. Они у нас сегодня с дебютом.

V.  Ксения Ильюшина

Ксения изучает французский язык только полгода, но уже готова представить вам свой собственный перевод стихотворений поэта Поля Верлейна (Paul Verlaine)

«Франция – страна, от которой веет романтикой и обворожительной мистикой. Обаяние этой страны не обошло и меня стороной»

***

Il pleure dans mon coeur
Verlaine
Il pleure dans mon coeur
Comme il pleut sur la ville
Quelle est cette langueur
Qui pénètre mon coeur ?
Ô bruit doux de la pluie
Par terre et sur les toits !
Pour un coeur qui s'ennuie
Ô le chant de la pluie !
Il pleure sans raison
Dans ce coeur qui s'écoeure.
Quoi ! nulle trahison?
Ce deuil est sans raison.
C'est bien la pire peine
De ne savoir pourquoi
Sans amour et sans haine
Mon coeur a tant de peine !

***

Сердце тихо плачет,
Словно дождик мелкий,
Что же это значит,
Если сердце плачет?

Падая на крыши,
Плачет мелкий дождик,
Плачет тише, тише,
Падая на крыши.

И, дождю внимая,
Сердце тихо плачет,
Отчего, не зная,
Лишь дождю внимая.

И ни зла, ни боли!
Всё же плачет сердце.
Плачет оттого ли,
Что ни зла, ни боли?

Colloque sentimental

Dans le vieux parc solitaire et glacé,
Deux formes ont tout à l'heure passé.
Leurs yeux sont morts et leurs lèvres sont molles,
Et l'on entend à peine leurs paroles.

Dans le vieux parc solitaire et glacé,
Deux spectres ont évoqué le passé.
- Te souvient-il de notre extase ancienne
- Pourquoi voulez-vous donc qu'il m'en souvienne?

- Ton cour bat-il toujours à mon seul nom ?
- Toujours vois-tu mon âme en rêve ? - Non.
- Ah ! les beaux jours de bonheur indicible
Où nous joignions nos bouches ! - C'est possible.

- Qu'il était bleu, le ciel, et grand, l'espoir!
- L'espoir a fui, vaincu, vers le ciel noir.
Tels ils marchaient dans les avoines folles,
Et la nuit seule entendit leurs paroles.

Сентиментальная беседа

В саду, где стужей веет от земли,
Два привиденья только что прошли,
Глаза мертвы, давно уста увяли.
Расслышать можно шёпот их едва ли.
Двум призракам напомнил старый сад
О том, что было много лет назад.
— Ты помнишь наши прежние свиданья?
— Помилуйте, к чему воспоминанья?

— Тебе я снюсь? Трепещешь ты в ответ,
Когда моё раздастся имя? — Нет.
— Блаженство наше было столь безмерно.
Мы целовались... Помнишь? — Да, наверно.

— Надежда, как лазурь, была светла.
— Надежда в чёрном небе умерла.
В полях туманных призраки пропали.
Их слышал только мрак... И то едва ли.

VI.  Полина Стулова

Полина давно занимается переводами, но конкретно с японского языка впервые. Она взялась за перевод хокку Мацуо Басе. Хокку - особый жанр японской поэзии. Изучает Полина этот язык второй год. Почему она выбрала его ? «Мне нравится восток... даже слишком нравится»

Toshikurenu

Kasa kite waraji

Hakinagara.

Shizukesaya

Iwanishimiiru

Seminokoe. 

Yukuharuya

torinakiuono

mewanamida. 

Furuikeya

kawazutobikomu

mizu no oto.

*******************

Еще один год позади,

А на мне все та же соломенная шляпа

И сандалии.

Мертвую тишину

Прерывает голос цикад,

Шепчущихся в траве.

Весна кончается –

Птицы плачут, и

Глаза рыб полны слез. 

Старый пруд:

Когда лягушка прыгнет,

Послышится звук воды

 

Сейчас можно перейти к обсуждению, как это было принято в литературных кафе.

Обсуждение творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Методическая разработка. Развитие речи 6 класс. Пейзаж в литературном произведении

Создание сочинения-описания на основе  произведений разных видов искусств....

Методическая разработка литературного воспитательного классного часа для 5-6 классов, посвященного Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков

Мероприятие проводилось в рамках  патриотического воспитания, приурочено к Дню освобождения Брянщины от немецко- фашистских захватчиков. К проведению мероприятия привлекался учитель литературы....

Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого» (методическая разработка урока для 11 класса).

Урок знакомит старшеклассников с песнями В.Высоцкого о войне и  нацелен на эмоциональное восприятие его песен....

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Аннотация на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».

В работе представлено описание методической разработки "Литературные персонали. Цикл урокоы литературы в 10-11 классах, посвящённых биографиям писателей"...

Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».

Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».Разработка  внеурочного занятия можно использов...