Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого» (методическая разработка урока для 11 класса).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Корнилова Галина Владимировна

Урок знакомит старшеклассников с песнями В.Высоцкого о войне и  нацелен на эмоциональное восприятие его песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pesni_v.vysotskogo_o_voyne.odt33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого»

(методическая разработка урока для 11 класса).

Цели урока: 1) познакомить учащихся с песнями В. Высоцкого о войне;

2) формировать у старшеклассников патриотического чувства и уважения к истории страны

Оформление: 1. Выставка книг В. Высоцкого и о Высоцком
2. Фотографии поэта 
Словарь:
Бард – исполнитель, поэт и композитор.
Авторская песня - музыкальный жанр, в котором автор слов и музыки сам исполняет свою песню под гитару.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о теме Великой Отечественной войны в творчестве Владимира Высоцкого. Чаще всего свои концерты он начинал с военных песен. Пел он их всегда стоя. . 

Послушаем одну из песен, посвященных событиям войны. (Звучит песня Высоцкого «Он не вернулся из боя»).

Учитель: Прозвучал музыкальный эпиграф.  Узнали ли вы  исполнителя?

(Высоцкий сам писал и тексты своих песен, и музыку. Таких людей называют бардами. Авторская песня - музыкальный жанр, в котором автор слов и музыки сам исполняет свою песню под гитару. Бард – исполнитель, поэт и композитор).

1 ученик: Моё знакомство с творчеством В. С. Высоцкого началось с песен о войне.  Владимир Высоцкий не был на фронте, так как родился в 1938 году. Но тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.  Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…Почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во- вторых, у меня военная семья…»

«…Мы дети военных лет, - говорил он, - для нас это вообще никогда не забудется... Мы довоёвываем в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».

2 ученик: Прошел всю войну и отец Владимира, Семён Владимирович Высоцкий. Он рассказывал: «Воевать я начал на Северо-Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи. А день Победы встретил в столице Чехословакии Праге… Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом». Эти фронтовые рассказы дали потом свои ростки в военных песнях Владимира Высоцкого».

3 ученик: Президент Международной коллегии адвокатов Артемий Николаевич Котельников, некогда прошедший от Курской дуги до Берлина и Праги, писал:"Если говорить о Высоцком, то я, хоть и с некоторой натяжкой, принадлежу к поколению его "отцов", и я бесконечно благодарен Владимиру за то, что он сделал для нас. Он был младше, но стал нашим голосом, нашей памятью. Я готов подписаться под каждой его строчкой, написанной о войне. Я знаю биографию Высоцкого, и все равно мне кажется, что это ошибка, а на самом деле он воевал. Отступал от границы к Москве и шел назад, вращая землю на запад, был разведчиком, штрафником, летчиком, подводником... Да, конечно, он слышал рассказы отца и его товарищей, но этого мало. Тысячи фронтовиков рассказывали сыновьям о войне, а Высоцкий – один. Я считаю его гением, величайшим русским поэтом»

 4 ученик: Владимир Высоцкий рассказывал: «В письмах, например, меня спрашивают: «Не тот ли вы самый Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?» или «Были ли вы на 3-ем Украинском фронте, деревня такая-то и в такое-то время?» И довольно много таких писем. Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну».

5 ученик : Даже женскую правду о войне дано было прочувствовать Высоцкому. Очень просто, незамысловато автор пишет о том, как осиротели дома без ушедших на фронт мужчин в стихотворении «Так случилось — мужчины ушли...».

6 ученик:   Конечно же, не случайными являются ответы Владимира Семеновича Высоцкого на вопросы анкеты ( анкета заполнена 28 июня 1970 г. по вопросам артиста театра им. Вахтангова Анатолия Меньшикова, ранее работавшего в Театре на Таганке). Вопрос: «Историческая личность, внушающая тебе отвращение» - ответ: «Гитлер и иже с ним». В той же анкете шла речь и о любимой песне. Высоцкий ответил: «Вставай, страна огромная».

7 ученик: Люди по разному оценивают Высоцкого как певца, артиста театра, кино. Но в оценке стихов мнения почти не расходятся: они правдивы, честны. Он не умел лгать и не мог молчать. Главное в его творчестве - быть с людьми вместе, т. е. не около и не рядом, и смотреть на них не со стороны, не свысока и не снизу. Он считал, что стихи должны войти не в уши, а в душу. А для этого в стихах надо говорить о том, что волнует людей . Запретных тем для него не существовало. В. Высоцкий писал о  неприглядных, совсем не героических страницах войны.  О том, что рядом с голодающими и умирающими в блокадном Ленинграде, городе, где «от стужи даже птицы не летали и вору было нечего украсть», были и те, кто «ели хлеб с икоркою» (стихотворение «Я вырос в ленинградскую блокаду»). - О том, как Сережка Фомин, получивший «бронь» не по закону, а по хлопотам отца- профессора, несправедливо стал Героем Советского Союза («Про Сережку Фомина»). О том, что война не обходится без жертв. О неоправданных, непомерных жертвах, о необдуманных приказах не принято было говорить. А В. Высоцкий пишет:

Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог

– Кто считал, кто считал!,,

Сообщается в сводках Информбюро

лишь про то, сколько враг потерял.

(звучит песня «Высота».)

Учитель:  Конечно, нельзя утверждать, что о войне удалось сказать и спеть только Высоцкому. Есть множество хороших, очень хороших и воистину потрясающих песен. Есть военная лирика Симонова, марш Б. Окуджавы из «Белорусского вокзала» , есть «Дорога жизни», «Бабий яр», «Красная стена» А. Розенбаума, «Бухенвальдский набат» и «За того парня»,  «Дороги» и   «День Победы», – но даже на этом фоне песни Высоцкого занимают особое место.  А с песней «На братских могилах», исполненной в кинофильме «Я родом из детства», он начал путь как профессиональный поэт и композитор.

Звучит стихотворение «На братских могилах»

Сейчас ни для кого не секрет, что в Великую Отечественную войну существовали подразделения, именуемые штрафными батальонами. Они направлялись на самые опасные участки фронтов, при этом были неизбежны большие потери в личном составе. Часто штрафники в полный рост шли в лобовую атаку укрепленных позиций противника без артиллерийской поддержки, по открытой, полностью простреливаемой  местности. Иногда, по воспоминаниям очевидцев, стрелковое оружие (винтовки) имелось только у одного из пяти или даже десяти бойцов. Остальные должны были «добыть его в бою» или взять у убитых. После таких атак под перекрестным пулеметным огнем из всего батальона или роты выживали единицы, но они, если не были лишены званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливались в звании и во всех правах, в частности в праве ношения орденов и медалей.  В. Высоцкий написал несколько песен, посвященных осужденным, воевавшим в штрафбатах. («Все ушли на фронт», «Штрафные батальоны», «Тот, который не стрелял»).

Пожалуй, ни у кого из писавших о войне поэтов не было произведений, посвященных штрафным батальонам. Без архивных документов и исторических исследований песни Высоцкого дают ощущения правды . В его песнях есть место проигранным сражениям, чудовищным потерям, крови, боли, отчаянью, но все понимают, что это не зря, не бесцельно, не бессмысленно. И это понимают все: от штрафников  до идущих в лобовую атаку летчиков и таранящих вражеские верфи подводников.  Всех героев этих стихотворений объединяет одно –  готовность защитить  Родину.

Песня «ЗВЕЗДЫ».

8 ученик: В. Высоцкий говорил: «Я, например, пишу песни не просто военные, потому что я не имею права этого делать, я этого не знаю. Я думаю, что это не песни-ретроспекции, а песни-ассоциации. И мне кажется, что это интересное явление: люди не воевавшие стали писать о войне, потому что это взгляд современного человека на то время…» Песни – ассоциации В. Высоцкого – яркие и незабываемые. Они врезаются в память из-за необычной манеры повествования: от первого лица, даже если речь о самолете.

(Прослушивание «Песни самолета – истребителя» в исполнении В. С. Высоцкого)

9 ученик: Действительно, на многое в военной теме Высоцкий взглянул по-новому, сказал так, как до него еще никто не говорил.  Творчество Высоцкого заставляет вспомнить    войну, понять, пережить как свое, соединяет тех, кто воевал, и тех, кто «не видел войны и родился значительно позже». Талант Высоцкого сделал войну даже не понятной миллионам людей, не знавших, что  такое война. Более того, эти песни безоговорочно приняли ветераны.

 10 ученик: Р. Рождественский сказал: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.»

Учитель:  Закончить я хочу снова словами Р. Рождественского: “Лучшие песни Вл. Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. ”

Послушаем еще одну песню: Как будто , опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину:

Песня «А сыновья уходят в бой»

Учитель: Высоцкому было 42. Многие его творения знало практически всё население Советского Союза. Несмотря на то, что ни творчество Высоцкого, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР  не упоминались, хотя пластинки с записями некоторых его песен всё-таки были изданы.

В. умер 25 июля 1980 года. Москва в то лето была полна туристов – Олимпийские игры. Несмотря на то что ни пресса, ни радио ничего не сообщили,  в тот день на Таганской площади собралось около четырехсот тысяч – и это в закрытом на время Олимпиады городе!

Послушаем стихотворение Леонида Филатова «Июль 80-го»

И кому теперь горше
Средь вселенской тоски -
Машинисту из Орши,
Хипарю из Москвы?..

Чья страшнее потеря -
Знаменитой вдовы
Или той, из партера,
Что любила вдали?..

Чья печаль ощутимей -
Тех, с кем близко дружил,
Иль того, со щетиной,
С кого списывал жизнь?..

И на равных в то утро
У Таганских ворот
Академик и урка
Представляли народ.

Учитель: Закончить я хочу снова словами Р. Рождественского: “Лучшие песни Вл. Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. ”

Послушаем еще одну песню: Как будто , опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину:

Песня «А сыновья уходят в бой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

Методическая разработка урока 8 класс. Тема "Обмен веществ. Нормы питания"

Интегрированный урок по биологии и физики. Урок изучения нового материала по теме обмен веществ с использованием знаний физических. Цели урока:  Обобщить и расширить знания учащихся по вопросам о...

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....