Аннотация на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».
статья на тему

Кезина Елена Витальевна

В работе представлено описание методической разработки "Литературные персонали. Цикл урокоы литературы в 10-11 классах, посвящённых биографиям писателей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».

                                                                        Кезина Елена Витальевна,

                                                                        учитель русского языка и литературы,

                                                                        педагог дополнительного образования

                                                                        ГБОУ школы № 543 Московского района

                                                                        Санкт-Петербурга

        В методической разработке представлены конспекты уроков литературы в 10 – 11 классах: «Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель» (10 класс), «В.В.Маяковский. Портрет поэта» (11 класс), «Поэт в России больше, чем поэт» (10 – 11 класс). Эти уроки входят в систему занятий, посвящённых знакомству с автором (писателем или поэтом), так называемые уроки знакомства с биографией писателя.

С введением ФГОС нового поколения, на первый план выходят личностные и метапредметные умения, основанные на персональном опыте и включающие когнитивные и коммуникативные умения. В разработке представлена методика проведения подобных уроков с использованием различных методов и форм: информационно-коммуникационных технологий, технологии сотрудничества, технологии групповой работы, метода проектов, личностно-ориентированного обучения, метода проблемного обучения, коллективных способов обучения и др. Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одноклассниками, представлять и отстаивать свою точку зрения на данную проблему. Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию обучающихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Занятие с разными формами и методами обучения помогает ученикам лучше усвоить базовые знания по дисциплине, повысить наглядность обучения, систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результаты обучения.

В современном образовании на первый план выходит задача формирования высококонкурентной личности, не только имеющей богатый багаж знаний и умеющей их применять, но и обладающей высокими морально-нравственными качествами. В их формировании, а следовательно, и в целом в образовании, большую роль играет чтение и такой предмет школьной программы, как «Литература». Это единственный предмет, который напрямую связан с формированием ценностного поля обучающегося, его моральных принципов. Поэтому особенно важно, что читает и будет читать подрастающее поколение, какое воздействие на их умы окажет классика русской и зарубежной литературы. Не секрет, что в наше время падает интерес к чтению серьёзной литературы. Нередко можно услышать мнение, что русская классика устарела и молодому поколению она не нужна.  Но не могут устареть общечеловеческие ценности, а именно о них и пишут русские авторы. Значит надо пробудить у учеников интерес к чтению серьёзной литературы, заинтересовать изучением творчества и биографии наших классиков.

Таким образом, первый урок перед изучением творчества писателя должен стать своего рода «крючком», который заставит учащихся посмотреть на писателя не как на непререкаемый авторитет, а как на сложную, порой очень противоречивую личность. Эта личность была искренней, могла заблуждаться, совершать неверные шаги, в общем была такой же, как и все остальные люди. И именно такие примеры дают возможность многим ученикам лучше понять и принять то, о чём пишут в своих произведениях писатели.  

В проведении подобных уроков используются активные формы учебной деятельности, задействуются разные каналы передачи информации, что делает возможным как бы приблизить автора к читателю, «примерить» на себя роль того или иного поэта или писателя. Учащимся предлагается поработать с разными источниками информации: они просматривают фотографии разных лет, видео, отображающие места, в которых бывали авторы, изучают биографические данные, дневники писателей и поэтов, воспоминания современников. Часть материалов ученики находят самостоятельно и обрабатывают для представления в классе в виде презентаций, сообщений. Во время урока используются методы, активно воздействующие прежде всего на эмоциональную сферу, в результате чего появляется эмоциональный отклик на представляемый факт, материал становится личностно значимым для обучающихся. Ключевой вопрос таких уроков – каким вы увидели Л.Н.Толстого (В.В.Маяковского, М.Ю.Лермонтова…)? Урок завершается выполнением творческой работы, в которой ученики отображают своё впечатление о личности того или иного автора. Это может быть статья, посвящённая автору, сочинение «Моё открытие …», «Что удивило (заинтересовало) меня в личности …» и т.д.

Не менее важной является задача формирования основных компетентностей у учеников. Благодаря гармоничному сочетанию разных форм и методов деятельности у учащихся формируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

Урок «Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель» проводится в 10 классе. В начале урока ученикам предлагается вспомнить, что они знают о писателе, а затем после просмотра презентации с фотографиями Толстого и видеоролика о Ясной Поляне рассказать о своих впечатлениях от увиденного. Основную часть урока представляет собой работа с использованием коллективных способов обучения. Ученики делятся на группы, каждая из групп получает свой материал, в котором отображены какие-либо сведения о Толстом (отрывки из дневника, отрывки из писем, воспоминания известных личностей о нём). На первоначальном этапе ученики в группах самостоятельно знакомятся с этим материалом, обмениваются впечатлениями, продумывают, что из этого материала они могут рассказать другим. Затем группы меняются составом так, чтобы в каждой новой группе были представлены участники предыдущих групп, и теперь в новом составе каждый учащийся представляет на всеобщее представление свою информацию о писателе. Заканчивается урок общим обменом впечатлениями и работой над сочинением «Моё открытие Толстого». Дома ученики заканчивают работу над этим сочинением.

Урок «В.В.Маяковский. Портрет поэта» проводится в 11 классе в форме заседания редакционной коллегии журнала. На уроке используются подготовленные учениками декорации, класс превращается в артистический салон «Бродячая собака», ученики становятся свидетелями выступления молодого поэта Владимира Маяковского, узнают факты его биографии из проекта, подготовленного заранее. Также заранее учащиеся получают домашнее задание подготовить небольшое сообщение о Маяковском от лица, знакомого с поэтом (материал либо раздаётся ученикам, либо они его находят самостоятельно). Заканчивается урок обменом впечатлениями и заданием написать статью о Маяковском (название статьи формулируют самостоятельно).

В отличие от предыдущих урок «Поэт в России больше, чем поэт» предполагает разные варианты проведения. Он может быть использован как вводный в 10 классе перед изучением курса на историко-литературной основе. Или это может быть заключительный урок (урок обобщения) в 11 классе. Такую вариативность создаёт содержание урока, так как ученики на занятии работают с подготовленным методическим материалом (сборник стихотворений). В том и другом случае основная цель урока – показать роль литературы в общественной жизни страны, подвести учеников к осознанию, что русские поэты и писатели занимали принципиальную гражданскую позицию и всей душой любили свою родину. Также материал урока планируется использовать как основу для серии элективных занятий, посвящённых теме «Роль поэта и поэзии в жизни общества».

Структура урока предполагает работу с 3 блоками материала: «Образ века своего и будущего призрачный прообраз» (стихотворения отражают взгляд поэтов на своё предназначение в мире), «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (произведения отображают отношение поэтов к России), «Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар» (материал раскрывает преследования, которым подвергались русские поэты и писатели). Изучая разделы, делая выписки, отвечая на вопросы учителя, учащиеся приходят к осознанию высокой миссии русских писателей и поэтов и делают вывод, почему Евтушенко сказал именно так: «Поэт в России больше, чем поэт».

Данная система уроков разрабатывалась в течение длительного времени. Она прошла апробацию на открытых уроках в разных школах: Лицей № 230, СОШ № 220 г.Заречного Пензенской области, ГБОУ школа № 543, ГБОУ СОШ № 544, ГБОУ общеобразовательная школа № 376, ГБОУ Лицей № 373 «Экономический лицей», ГБОУ Лицей № 366 «Физико-математический лицей». Рекомендована к тиражированию. Среди коллег есть учителя, активно использующие материалы данной разработки: Уткина К.Н., Боданова Н.В. (школа № 543), Андреева С.Ю. (школа № 544), Захарченко С.П. (школа № 220 г.Заречного Пензенской обл.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе. Лирика Фета

Методическая разработка: межпредметная интеграция на уроках литературы в 10 классе.Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета. Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.Цель урока: спосо...

Методическая разработка и электронная презетация урока "Алгоритм"(4 класс)

Урок разработан в соответствии с УМК Матвеевой Н.В. Информатика и ИКТ. В уроке исползован прием составления ментальной карты....

Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс

НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со струк...

Методическая разработка "Презентация для первого урока в 5 классе по УМК Spotlight"

В данной презентации представлен слайд для мозгового штурма не тему "Почему мы изучаем английский язык",  а так же первые буквы алфавита с примерами слов для чтения....

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках специальности по классу баян»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологии на уроках специальности по классу баян»...