Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Шашукова Аник Валерьевна

Инсценировка "Кафе  "Бродячая собака".

Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;

Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество;

Закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем, образов поэзии разных направлений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план урока57 КБ

Предварительный просмотр:

Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия»

в кафе «Бродячая собака».

Цели:- подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;

-показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество;

- закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем, образов поэзии разных направлений;

-продолжить работу над формированием умения вести дискуссию, выступать в роли оппонентов, особое внимание уделить таким понятиям, как аргументированность, логичность, эмоциональность, точность речи, совершенствуя  коммуникативные навыки учеников;

- развивать творческие способности детей через театрализацию, воспитывать интерес к русской культуре и истории.

Оборудование.  Комьпютер, презентация. Непринужденная обстановка кафе (столики, цветы, стаканы с чаем).

Оформление доски. Надписи: Кафе «Бродячая собака»,

                                                    Поэтический вечер-диспут

                                              «Что такое настоящая поэзия»,

                                                    Тезисы из Манифестов символистов,

                                                 акмеистов, футуристов.

Запись 2-х песен Н.Вертинского.

  1. Начало урока.

Дорогие ребята, наш урок сегодня необычный. Я приглашаю вас в Кафе «Бродячая собака». Приглашаю окунуться в атмосферу начала 20 века, в атмосферу споров, диспутов, почувствовать, как остро стоял вопрос о дальнейшем развитии искусства, и особенно поэзии.

  Это было время поэтическое. Какое созвездие имен: И.Анненский, Н.Гумилев, А.Ахматова, В.Брюсов, И.Северянин, В.Маяковский, А.Блок. В 1933 году критик Оцуп предложил назвать это время Серебряным веком.      

  Серебряный век – это взлет русской культуры. Это время величайших достижений в науке, живописи, философской  мысли и, конечно, в поэзии. Это острое желание свободомыслия, особое ощущение своего «я» в этом катастрофическом мире.

   Итак, давайте перенесемся в 1914 год, зайдем в «Бродячую собаку» и станем свидетелями разгоревшегося спора о том, какой должна быть современная поэзия, нужна ли оно в столь сложных условиях. Ведь 1914 год – это год начала Первой Мировой войны, это время кризиса буржуазных отношений, это предреволюционное грозовое время.

  Но все же… мы приглашены на встречу.

  1. Литературная справка. (Сообщение ученика). Звучит  песня Вертинского «Пани Ирена» ТИХО.

«Бродячая собака» - знаменитое петербургское кабаре. За свой недолгий век оно стало легендой Петербурга – Петрограда. В воспоминаниях часто встречаются записи о насмешливо-праздничной атмосфере кабаре. «В 1913 году оно было единственным островком в ночном Петербурге, где литературная молодежь, в виде общего правила не имевшая гроша за душой, чувствовала себя как дома». Само название символизировало бесприютность, потерянность в жизни, и они (создатели и посетители) пытались создать себе теплое пристанище, где царил  культ искусства, особая атмосфера.

  Находилась кабаре в подвале дома №5 на углу Михайловской площади. У истоков создания стояли Борис Пронин, Алексей Толстой, Всеволод Мейерхольд.

  Оформление было простое и скромное. Две небольшие комнаты, вмещавшие иногда до ста человек. В залах столики, за которыми можно было весь вечер пить чай, вино, есть бутерброды. Всегда звучала музыка. Эти стены видели многих знаменитых поэтов.  (Матюшин Владислав)

  1. Слово учителя. Приглашение в кафе.

        Слышите музыку? (Звучит песня Н.Вертинского). Диспут скоро начнется. Поспешим.

Сценка.

Звонок  в дверь. Ахматова  открывает.

А (Ахматова): Ба,  какие люди! Здравствуйте,  друзья! Сергей,  Марина, Александр, – рада  видеть!  Циптаури Н.

Ц  (Цветаева): Взаимно, Анечка!  (Беглерова З.)

А: Ну же, проходите! Будем  чай  пить. Разговоры  разговаривать   и…. читать.

Е (Есенин): Чай – прекрасно! А  какой -  натуральный или морковный?  (Циптаури Джамал)

А: Натуральный, Сереженька, с  вареньем. Кстати, вы  я  слышала, Сергей   были  дома. Как  дом?  Как  родители? Рязань? Родина?

Е: Родина. Вечный  ответ  на  все  вопросы. Там  все  становиться  понятно, ясно, просто. ( Анна  разливает  чай…) Но  жизнь,  ее  так  мало, чтобы  оценить все  это. Она  проносится, проходит. Жаль…Хотя….

Б (Блок): Сергей, прочти свое лучшее, пожалуйста!          Матюшин  Влад

Е: Чтение  стихотворения. «Не жалею, не  зову, не  плачу»)

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

             

 Ведущий.   (Ибрагимова К.) Новое время вызывало и новое мироощущение.   Вот причина     появления  различных  направлений в искусстве, в поэзии. Уважаемые участники, отвлечемся от прошлого. Вернемся в наше время. Вы по своему желанию разделились на три группы: символистов, акмеистов, футуристов. И вам предстоит отстаивать мнение ваших далеких родственных душ о значимости выбранного направления, о роли его в искусстве и жизни, о рациональности новых форм и актуальности тем и образов.  Даем   слово  представителям  символистов.

 

  Выступление 1 группы, представителей символистов.

  • (Символизм – это то новое, что необходимо поэзии. Это то духовное начало, которое необходимо душе человека с ее стремлением познать истину, мироздание. Символизм обогащает, развивает ассоциативную сторону души, возвышает человека. Символ – поэтический знак, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символистов передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта

  Выступление  ученицы с чтением стихотворений  А.Блока «Россия» (Усатова Л.)

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Учитель: Звучит песня на слова А.Блока «Ты - как отзвук забытого гимна» (28 марта 1914г.) в исполнении Евгения Солонинова, где речь идет о любви к молодой девушке по имени Кармен.

Ведущий.  Выступление представителей акмеистов.

  •  (Главное достоинство  акмеизма -  стремление  изобразить весь мир в его неповторимых красках, звуках. Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности.

- Предметность и четкость образов, отточенность деталей.

- Перекличка с минувшими литературными эпохами. Это принципы акмеистов.

 

  Стихотворение  А.Ахматовой «Мне голос был»  читает  Карибджанян М.

Мне голос был

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.

Звучит песня на слова А.Ахматовой  «О, жизнь без завтрашнего дня!» (1921) в исполнении Дианы Поленовой.

Ведущий.  Какой прекрасный вечер…  Приглашаем к разговору представителей футуристов. (Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.

- Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.

- Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментательство в области ритмики, рифмы.

 - Поиски «раскрепощенного», «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Это и есть принципы футуристов.

Звучит стихотворение  И. Северянина  «Бывают дни…» Устаев Адам.

Бывают дни: я ненавижу

Свою отчизну - мать свою.

Бывают дни: ее нет ближе,

Всем существом ее пою.

Все, все в ней противоречиво,

Двулико, двоедушно в ней,

И дева, верящая в диво

Надземное,- всего земней.

Как снег - миндаль. Миндальны зимы.

Гармошка - и колокола.

Дни дымчаты. Прозрачны дымы.

И вороны,- и сокола.

Слом Иверской часовни. Китеж.

И ругань - мать, и ласка - мать...

А вы-то тщитесь, вы хотите

Ширококрайную объять!

Я - русский сам, и что я знаю?

Я падаю. Я в небо рвусь.

Я сам себя не понимаю,

А сам я - вылитая Русь!

Ведущий. Господа! Наш вечер заканчивается. Спасибо, что пришли, высказались, были активными участниками вечера. До свидания! И вновь песня любимца публики Александра Вертинского  «В бананово-лимонном Сингапуре».

  1. Заключительное слово учителя.

        Каковы бы ни были поэтические устремления поэтов начала века, они талантливы, а значит, их творения будут близки миллионам читателей. И каждый найдет для себя поэта, которому поверит и откроет свою душу и свое сердце. Не одним материальным живет человек, он думает, мыслит, страдает, радуется, сомневается. Самые верные друзья в такие разные минуты жизни человека, и в самые трудные времена жизни страны, - это книги. Поэт дарит нам счастье обрести себя, понять себя. Как правильно звучит фраза: «Поэт в России больше, чем поэт». И как страшно, когда поэт платит за свое творчество счастьем, близкими, а часто – жизнью.

        Трагически сложилась судьба большинства гениев Серебряного века. Они прошли сквозь революции, Мировую и Гражданскую войны, эмиграцию, через огонь и кровь, ошибки и заблуждения,  но пронесли, несмотря ни на что, свою веру в великую Россию и любовь к своей Родине.

Спасибо всем за работу на уроке!