Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Конспект учебного занятия по литературе, 11 класс
Тема:

«Своеобразие поэзии серебряного века.
Новые модернистские течения».
 

Подготовила:

 Живова М.С.

учитель русского языка и

литературы
МОУ гимназии

 г.о. Павловский Посад

Московской области

 

 


Тип урока: комбинированный( обзорное занятие, исследовательская и поисковая работа, эвристическая беседа, аналитическая работа)


Цель урока:

Погрузиться в атмосферу Серебряного века и разобраться в основных модернистских направлениях.

Задачи:
Обучающие:

1) изучить содержание термина «Серебряный век»;

2) выявить истоки символизма, основные пути его развития;

3) обозначить философско-эстетические основы нового течения в поэзии;

4) назвать основных его представителей

Развивающие:

совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;

развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

Воспитательные:

воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение.

Привлечение внимание к истории отечества , развитие патриотических и этических качеств

Развитие эстетического вкуса учащихся

 

Основная цель занаятия - познакомить учащихся с атмосферой начала 20 века, прочувствовать настроение начинающегося столетия. Формирование нтереса к новым течениям в искусстве и литературе путем беседы и анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiezhivova.docx26.9 КБ
Файл prilozhenie1.docx12.13 КБ
Файл prilozhenie2.docx12.41 КБ
Файл zanyatie3.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по литературе, 11 класс
Тема:

«Своеобразие поэзии серебряного века.
Новые модернистские течения».

Подготовила:

 Живова М.С.

учитель русского языка и

литературы
МОУ гимназии

 г.о. Павловский Посад

Московской области


Тип урока: комбинированный( обзорное занятие, исследовательская и поисковая работа, эвристическая беседа, аналитическая работа)


Цель урока:

Погрузиться в атмосферу Серебряного века и разобраться в основных модернистских направлениях.

Задачи:
Обучающие:

1) изучить содержание термина «Серебряный век»;

2) выявить истоки символизма, основные пути его развития;

3) обозначить философско-эстетические основы нового течения в поэзии;

4) назвать основных его представителей

Развивающие:

совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;

развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

Воспитательные:

воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение.

Привлечение внимание к истории отечества , развитие патриотических и этических качеств

Развитие эстетического вкуса учащихся

УУД:

познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение информации из читаемых и прослушанных текстов, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

личностные УУД: жизненное самоопределение личности, нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;

регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно, саморегуляция, умение преодолевать сложности, развитие силы воли;

коммуникативные УУД: умение чётко и лаконично выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение ораторскими способностями, монологической речью.

Ход урока.

1.Привествие учащихся. Вступительное слово. Ребята, мы с вами подобрались, наверное, к самой таинственной и в то же время очень интересной эпохе в русской литературе, к Серебряному веку. Давайте зафиксируем себе тему нашего занятия:
(слайд1)  «Своеобразие поэзии Серебряного века. Новые модернистские течения».  

И перед тем как разобраться в основных понятиях в рамках темы, давайте посмотрим на экран
(
щелчок, заставка «Подвал бродячая собака»). Что мы видим на изображении? Где мы могли оказаться, в каком месте? (беседа с детьми) Давайте представим, что в этом месте мы слушаем одну современную композицию. Сейчас я включу музыку, а вы достаньте свои смартфоны и откройте приложение «Shazam». Ваша задача с помощью приложения определить исполнителя, название песни и найти с помощью поисковика информацию о нем в Википедии, посмотрите его фотографии, всё это вол время проигрывания композиции

 (нажимаем на значок «прослушать» или включаем композицию в проигрывателе : Александр Вертинский «Дорогой Длинною»). Учащиеся слушают, ищут.
Ребята, кто же наш замечательный артист?
отвечают
(Александр Вертинский, обсуждение музыка, исполнителя).

слайд2 (работа с приложением, для экспертов)
Молодцы, давайте теперь соберем немного данных о нем, в Википедии есть несколько разделов о его жизни. Мы  поработаем в парах, обратите внимание, что каждый раздел пронумерован
слайд3 2 минутки нам на то, чтоб собрать основные данные и составить рассказа об авторе
Беседа о личности и творчестве Александра Вертинского, как одного из представителей искусства 20 века.
Итак друзья,  если бы мы с вами оказали лет 100 назад в подвале «Бродячая собака», то могли встретить этого потрясающего исполнителя и не только его… Так же множество популярных и талантливых поэтов, писателей, актеров, художников. Например, таких, как А.А. Ахматова, которая так  рассказывает нам  о «Подвале»:
(слайд4)

 Да, я любил их – те сборища ночные,

На низком столике стаканы ледяные,

Над чёрным кофием голубоватый пар,

Камина красного тяжёлый зимний жар,

Весёлость едкую литературной шутки…

Анна Ахматова


2. : Это место долгое время собирало лучших деятелей искусства Серебряного века… Давайте теперь попробуем разобраться, что же такое Серебряный век и почему он так назван?
(слайд5)
цель сегодняшнего занятия:
Погрузиться в атмосферу Серебряного века и разобраться в основных модернистских направлениях.(
записывают цель)

Когда пред нами появляется что-то новые, мы должны вспомнить, что у нас было до этого, возможно, это альтернатива тому, что было. Как вы думаете, какой один из любимых художественных приемов у писателей? (антитеза)
Не только писатели, все люди воспринимают лучше информацию при контрасте. Поэтому нам следует обратиться к предыдущей эпохе 19-го столетия.
Давайте вспомним, как назвают 19 век русской поэзии?
(золотым)
А с чем сравнивали гениального и всем известного представителя поэзии 19 века
(Пушкин, с солнцем, век золота, солнца.) 
(щелчок, картинка солнца на экране)
Значит альтернатива солнцу – луна, а золоту серебро… как вы думаете с чем это связно?(беседа)
(щелчок картинка луны на экране)
(слайд6)
Обратите внимание на определение Серебряного века, давайте его запишем в тетрадях. Так что же такое СВ? (дают определение собственными словами)
3.Очень важно обратить внимание на исторические события эпохи, ведь человек тесно связан со своей историей и с временем, в котором он живет. Посмотрите на статью «Историческая справка» -

 (слайд7)
Некоторые события вам уже известны из курса «истории России». Почему выделены красным некоторые слова? Как можно кратко охарактеризовать начало 20-го столетия?(дают письменно краткую характеристику эпохи)
(было тяжелое время для страны, принято множество реформ, которые часто влекли за собой трагические события. Несколько войн, революций, Гражданская война. Всё это создает атмосферу хаоса, смерти, ужаса, крови)


Да ребята, это действительно тяжелое время, время, которое не каждый осмелится принять, время, когда кажется, что об искусстве не может быть и речи… Но мы должны понимать, что если человек принимает себя и время, он будет об этом говорить, он должен оставить след в истории, и таких «следов» важных и неотъемлемых на сегодняшний день осталось много.

(Слайд8)
Обратите внимание на  коллаж. Кто изображен?
(поэты 20 века). Правильно, некоторые нам знакомы( перечисляют кто им знаком).И нам еще предстоит с ними познакомиться поближе. Они жили и творили в сложное для страны время. Они создавали новое искусство. Так, на смену классикам приходит новое течение в искусстве – МОДЕРНИЗМ, и мы постараемся с вами дать ему краткое, но ёмкое определение.
(слайд9)

4.Модерни́зм (от лат. modernus — «современный, недавний») — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому.

«Модернизм» — широкое направление в культуре ХХ века, связанное с абстрактными и авангардными течениями, ориентированное на преодоление устоявшейся художественной традиции и построенное на последовательном стремлении к новизне.
(фиксируют в тетрадь)Беседа о новом течение, об отличиях с ранее изученными художественными методами)
Как только модернизм входит в русскую культуру, поэзия обретает новое дыхание, появляются новые поэтические течения, которые в общих чертах мы сегодня разберем.
(слайд 10)
4
Русский модернизм. Обратите внимание, что 3 основных направления(комментарий учителя).
(слайд11,таблица)
5
(«раздатака» на столах приложение 1, таблица.) посмотрите на таблицу, в которой даны краткие характеристики критериев течений. Давайте попробуем  к каждому течению дать определение(работают с таблицей, рассказывают об особенностях модернистских направлений)
(слайд12,тексты)

6. Теперь попробуем разобраться на практике. Переверните рабочие листы и посмотрите в приложение 2. Вам даны тексты (работают в парах , 1 текст на пару). Ваша задача соотнести художественный текст с направлением и объяснить свой выбор. Приблизительные план работы с текстом вам дан приложении2 и на экране.

(слад13)
Учащиеся анализируют тексты, разбирая критерии направлений. Дают свои предположения аргументируя позицию.
Беседа, подведение итогов. Друзья, давайте еще раз вспомним основные определения, которые изучили  на уроке (модернизм, символизм, Серебряный век, футуризм, акмеизм, Бродячая собака). В чем особенность эпохи?(рассуждаем, делаем выводы)

7. Молодцы, я рада, что основные сведения мы с вами сегодня получили и обработали. Теперь предлагаю создать «Образный коллаж слов» В приложении «Word art» https://wordart.com/create  (открывается на основном экране через браузер)

(на слайдах 14,15, скриншоты с экрана, в процессе создание коллажа, для экспертов)
Предлагаю использовать символичную картинку, которая нас перенесла в удивительное место
(Подвал бродячей собаки)


(слайд16)

Теперь давайте перечислим слова-ключи, которые будут характеризовать начало 20-го столетия русской поэзии(см.15 слайд).
(учащиеся перечисляют все свои варианты)
Создаем фон, цвет и вот наш коллаж готов. Я вам его отправлю в сети, и вы сможете им пользоваться при выполнении домашнего задания, а можете дома сделать собственный коллаж.
8.А вот и домашнее задание:
(слайд17)(учитель поясняет)
9. Всем хорошего настроения и успехов в труде!



Предварительный просмотр:

Критерии для сопоставления

Символизм

Акмеизм

футуризм

1.Отношение к миру

Мир не познаваем

Мир познаваем

Мир нужно переделать

2. Роль поэта

Поэт-пророк разгадывает тайны бытия и тайны слова

Поэт возвращает слову ясность и простоту

Поэт разрушает старые устои

3. Отношение к слову

Слово многозначно, символично

Четкая определенность слова

Свобода в использовании слов

4. Особенности формы

Намеки, иносказания

Конкретная образность

Обилие неологизмов, искажений слов

5. Близкий род искусства

Музыка

Живопись, скульптура, архитектура

живопись

Приложение1.



Предварительный просмотр:

Приложение2

БЕЛОЙ НОЧЬЮ МЕСЯЦ КРАСНЫЙ...

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве.

Бродит призрачно-прекрасный,

Отражается в Неве.

Мне провидится и снится

Исполненье тайных дум.

В вас ли доброе таится,

Красный месяц, тихий шум?..

22 мая 1901
А. Блок

КУЗНЕЧИК

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

<1908-1909>

Велимир Хлебников

В НЕБЕСАХ

Ярче золота вспыхнули дни,

И бежала Медведица-ночь.

Догони ее, князь, догони,

Зааркань и к седлу приторочь!

Зааркань и к седлу приторочь,

А потом в голубом терему

Укажи на Медведицу-ночь

Богатырскому Псу своему.

Мертвой хваткой вцепляется Пес,

Он отважен, силен и хитер,

Он звериную злобу донес

К медведям с незапамятных пор.

Никуда ей тогда не спастись,

И издохнет она наконец,

Чтобы в небе спокойно паслись

Козерог, и Овен, и Телец.

<1910>
Н.Гумилёв

Примерный план работы с текстом:
1.Тема
2.Средства выразительности(какие и для чего?)
4.Цвета
5.Звуки
6.Отношение к слову
7.Особенности формы
8. Можно ли прочувствовать отношение к миру?
9. К какому направлению можно отнести?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своеобразие поэзии Серебряного века. Новые модернистские течения.

Слайд 2

Действия учащихся:

Слайд 3

2 4 5 6 7 3 1 Найти в поисковике автора Открыть ссылку на Википедию В парах найти информацию по заголовкам, записать краткие данные в тетрадь

Слайд 4

Да, я любила их – те сборища ночные , На низком столике стаканы ледяные , Над чёрным кофием голубоватый пар, Камина красного тяжёлый зимний жар, Весёлость едкую литературной шутки … Анна Ахматова

Слайд 5

Золотой век Серебряный век Цель : Погрузиться в атмосферу Серебряного века и разобраться в основных модернистских направлениях.

Слайд 6

Серебряный век : *период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую эстетику. *Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» . Авторы названия: философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. *«Серебряный век» протекал с 1890 до 1930 год ов .

Слайд 7

ИсТоРиЧеСкАя сПрАвКа : 1903 — II съезд РСДРП. Раскол на «большевиков» и «меньшевиков». 9 февраля 1904 — 5 сентября 1905 — Русско-японская война. 1905 — Создание партий кадетов, октябристов. 9 (22) января Кровавое воскресенье. Первая российская революция (до 1907). 1914 — Вступление России в Первую мировую войну . 1917 — Февральская революция . Отречение Николая II от престола. Октябрьская революция . Начало Гражданской войны (до 1922—1923 ). 1918 — Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. 1919—1921 — Советско-польская война 1929 — Начало сплошной коллективизации . 1932 (осень)— 1933 (весна) — Голод в СССР.

Слайд 9

Модерни́зм (от лат. modernus — «современный, недавний») — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому. «Модернизм» — широкое направление в культуре ХХ века, связанное с абстрактными и авангардными течениями, ориентированное на преодоление устоявшейся художественной традиции и построенное на последовательном стремлении к новизне.

Слайд 10

Русский модернизм Символизм – «Окно в будущее» (Ф.Сологуб) Акмеизм – «прекрасная ясность» Футуризм (от англ. « future » – будущее)

Слайд 11

Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм футуризм 1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир нужно переделать 2. Роль поэта Поэт-пророк разгадывает тайны бытия и тайны слова Поэт возвращает слову ясность и простоту Поэт разрушает старые устои 3. Отношение к слову Слово многозначно, символично Четкая определенность слова Свобода в использовании слов 4. Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов 5. Близкий род искусства Музыка Живопись, скульптура, архитектура живопись

Слайд 12

Тексты БЕЛОЙ НОЧЬЮ МЕСЯЦ КРАСНЫЙ... Белой ночью месяц красный Выплывает в синеве. Бродит призрачно-прекрасный, Отражается в Неве. Мне провидится и снится Исполпенье тайных дум. В вас ли доброе таится, Красный месяц, тихий шум?.. 22 мая 1901 А. Блок В НЕБЕСАХ Ярче золота вспыхнули дни, И бежала Медведица-ночь. Догони ее, князь, догони, Зааркань и к седлу приторочь ! Зааркань и к седлу приторочь , А потом в голубом терему Укажи на Медведицу-ночь Богатырскому Псу своему. Мертвой хваткой вцепляется Пес, Он отважен, силен и хитер, Он звериную злобу донес К медведям с незапамятных пор. Никуда ей тогда не спастись, И издохнет она наконец, Чтобы в небе спокойно паслись Козерог, и Овен, и Телец. <1910> Н.Гумилев КУЗНЕЧИК Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. " Пинь , пинь , пинь !" - тарарахнул зинзивер . О, лебедиво ! О, озари! <1908-1909> Велимир Хлебников

Слайд 13

План работы с текстом стихотворения: 1.Тема 2.Средства выразительности(какие и для чего?) 4.Цвета 5.Звуки 6.Отношение к слову 7.Особенности формы 8. Можно ли прочувствовать отношение к миру? 9. К какому направлению можно отнести?

Слайд 14

Один из вариантов учащихся

Слайд 16

Д/ з : 1. К какому направлению я бы примкнул , если бы был поэтом начала 20-го века? 2.Как отличить три основных поэтических течения друг от друга? 3. Составить синквейн по одному из пройденных понятий: модернизм, символизм, Серебряный век, футуризм, акмеизм, Бродячая собака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

ВЕЧЕР В КАБАРЕ «БРОДЯЧАЯ СОБАКА»

Сценарий литературного вечера, посвященного теме Петербурга в творчестве поэтов Серебряного века...

«Люблю мечты моей сознанье…» (своеобразие художественного мира поэзии М. Ю. Лермонтова)

Предлагаемый учебно-методический проект  изучает вопрос курса  русской  литературы  первой  половины  XIX века  и организует межпредметные связи с философией,  ...

Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».

Инсценировка "Кафе  "Бродячая собака".Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой ...

Серебряный век. Кафе "Бродячая собака"

https://drive.google.com/file/d/1e1lBTUEjV1xG9lhvg1yW2aTKdueKCM9O/view?usp=sharing...