Художественные искания эпохи. Серебряный век русской поэзии.
план-конспект урока (11 класс) на тему

Щур Елена Николаевна

«Технология проектного обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     

           Конспект урока литературы

11 класс

Художественные искания эпохи.

Серебряный век русской поэзии.

                                     

                                      Урок из серии

«Технология проектного обучения»

                                       Разработала:

                             учитель русского языка и литературы

                                                                          Щур Е.Н.

Тема:  Художественные искания эпохи. Серебряный век русской поэзии.

Цель: 1. Обобщить представления учащихся об удивительном мире русской культуры начала XXвека в форме создания ученических проектов.

2.Создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей Серебряного века.

3.Воспитывать уважение к историческому прошлому страны, формировать активную жизненную позицию.

Форма урока: защита проектов по теме «Серебряный век русской поэзии»

Оборудование: АРМ, презентации по теме , запись музыки С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, романсов на стихи поэтов Серебряного века в исполнении А. Вертинского.

                                                   Ход урока.

1.Оргмомент. Целеполагание.

Вступительное слово учителя о Серебряном веке.

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве или против теченья,
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела Флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над  
СЕРЕБРЯНЫМ веком плыл.
(А.Ахматова «Поэма без героя»)

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем – «серебряный век». На этот период пришёлся великий взлёт русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало «серебряного века» пришлось на 90-е годы XIX века.

 Серебряный век – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, бокалы, хрупкость. Мгновенность, отражения, прозрачность, свечение, туман,тайна, волшебство, уста, шёпот…  Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.

2. Защита проектов.

1)Символизм как одно из течений модернизма. 

И невозможно нам предвидеть и понять,

  В какие формы дух оденется опять.

                                               Н. Минский

  Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России.

  • «Старшие символисты» (1890 г.) : В. Брюсов, К. Бальмонт, Д.Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб.
  • «Младшие символисты»(1900 г.):А. Блок, А.Белый, В. Иванов.

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.      Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным.

Поэты-символисты:
Иннокентий Анненский
Константин Бальмонт
Юргис Балтрушайтис
Андрей Белый
Александр Блок
Валерий Брюсов
Зинаида Гиппиус
Александр Добролюбов
Вячеслав Иванов
Иван Коневской
Дмитрий Мережковский
Николай Минский
Сергей Соловьев
Федор Сологуб

  • Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества – в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза.
  •  Символисты придали поэтическому слову

    подвижность и многозначность.

     Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и   грани смысла.

  • Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
  • Попытались создать новую философию культуры.
  • Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.
  • Сделали искусство более личностным.

-Чтение стихов:   К.Бальмонт «Я – изысканность русской медлительной речи»,

А.Блок    «Вхожу я в темные храмы»

Романс на стихи А.Блока   «Зимний ветер играет терновником»  в исполнении В. Сидорова.

2) Акмеизм как одно из течений модернизма.

 

          Новое литературное течение «серебряного века» – акмеизм- родилось в споре с символизмом. Поэты этого направления – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.

...Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов... Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непозноваемом...

Основные принципы акмеизма:

   — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

1911 – основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».

Руководители «Цеха»: Н.Гумилев и С.Городецкий.

Акмеисты издали 10 номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М.Л.Лозинский), а также несколько альманахов «Цеха поэтов).

Стихи:

 Н. Гумилев   «Жираф»

А.Ахматова    «Сжала руки под темной вуалью»

Романс на стихи А. Ахматовой   « Сероглазый король» в исполнении А.Вертинского.

Картины художников Серебряного века.

3) Футуризм как одно из течений модернизма     

   Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение «серебряного века» – футуризм – отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков.

    Футуризм (от лат. Futurum –будущее).

    «Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность , тайна властной ничтожности воспеты нами. Мы презираем славу… Мы новые люди новой жизни…

                  (Из сборника «Садок  Судей»)

  • Футуризм заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме  понятности – непонятности в искусстве.
  • Важным следствием футуристических экспериментов явилось осознание того, что непонимание или  неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.
  • Приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно – мировоззренческого.

Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием...

Основные признаки футуризма:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

— культ техники, индустриальных городов;

— пафос эпатажа.
.

Стихи.

В. Маяковский  «А вы смогли бы?»

И. Северянин     «Я, гений Игорь Северянин»

Романс   «Классические розы» на стихи Северянина в исполнении А.Вертинского.

Заключение. Значение серебряного века в русской культуре.

Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

Поэзия «серебряного века» имела большое значение для дальнейшего развития русской литературы:

- она выражала настроение эпохи,

- определяла поиски новых путей в искусстве,

- привлекала читателя  к сотворчеству.

  •  Листва закипает, как наши двадцатые,
    Когда Маяковский с Асеевым в дружестве
    Писали стихи о любви и о мужестве,
    Неугомонные и угловатые;
    Когда Пастернак в бормотанье восторженном,
    Стремительном, миротворяще-встревоженном,
    Слагал свои строки и тут же выбрасывал,
    Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;
    Когда над Есениным рдяными красками
    Пылали все зори рязанские истово,
    И Хлебников числа свои перелистывал
    И впроголодь пел, детворою обласканный.
    Листва закипает, как годы начальные,
    Уже отдаленные дымкой забвения,
    И новые к жизни идут поколения,
    Но листья кипят, будто годы те дальные,
    Те годы начальные, годы двадцатые:
    Мы нищие были, мы были богатые.

    Лев Озеров, "Двадцатые"

Домашнее задание по выбору

  1. Ответить на вопросы викторины

или

  1. Написать эссе «Мой любимый поэт Серебряного века»,

«Поиски и находки поэтов Серебряного века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).

На уроке - семинаре  курса "Новой истории" обучающиеся  8-х классов узнают  новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ, АЛЕКСЕЙ РЕМИЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Пограничные литературные состояния, порожденные чрезвычайной полиморфностью художественного развития, явились одной из примет искусства слова конца XIX – начала XX столетия. Появляются произведения «д...

8 класс. Урок истории. Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

Дата: 23.09.2015Класс: 8 «А», «Б»Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1880 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразова...

XIX век в зеркале художественных исканий

история Нового времени, 19 век, 8 класс, Юдовская...

19 век в зеркале художественных исканий; Искусство в поисках новой картины мира.

19 век в зеркале художественных исканий; Искусство в поисках новой картины мира.Презентация по истории Нового времени 8 класс....


 

Комментарии

Квардакова Ольга Павловна

Елена Николаевна, спасибо за информацию. Буду использовать ее на своих уроках в 11 классе.