8 класс. Урок истории. Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Дата: 23.09.2015

Класс: 8 «А», «Б»

Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1880 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и комплексной деятельности

Цели урока:

Образовательная 1. Учащиеся должны знать, какие изменения произошли в культуре индустриального общества, как развивалась поэзия и литература, основные имена великих писателей, поэтов, мыслителей. Знать, что такое романтизм, критический реализм, натурализм. Понимать значение и последствия культурных изменений. Представлять, как связано становление индустриального общества и поворота в культуре.

2. Воспитательная. Сформировать оценочное отношение учащихся к литературному наследию XIX века.

3. Развивающая. Продолжить формирование умения характеризовать XIX в. как поворотный этап в развитии мировой культуры; характеризовать новые литературные направления и жанры.

Инструментарий: Презентация «Литература XIX в.», Компьютер, экран, проектор

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23.09.2015

Класс: 8 «А», «Б»

Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1880 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 1998. – 304 с.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и комплексной деятельности 

Цели урока:

Образовательная 1. Учащиеся должны знать, какие изменения произошли в культуре индустриального общества, как развивалась поэзия и литература, основные имена великих писателей, поэтов, мыслителей. Знать, что такое романтизм, критический реализм, натурализм. Понимать значение и последствия культурных изменений. Представлять, как связано становление индустриального общества и поворота в культуре.

2. Воспитательная. Сформировать оценочное отношение учащихся к литературному наследию XIX века.

3. Развивающая. Продолжить формирование умения характеризовать XIX в. как поворотный этап в развитии мировой культуры; характеризовать новые литературные направления и жанры.

Инструментарий: Презентация «Литература XIX в.», Компьютер, экран, проектор

Ход урока

Примечание

1

Организационный момент.

Опрос по предыдущей теме «Человек в изменившимся мире: материальная культура и повседневность».

  1. Охарактеризуйте развитие транспорта в Европе?
  2. Какие основные изобретения сделали жизнь более комфортной?
  1. Какие развлечения появились у европейца 19 в.?
  2. Как развивался городской рельсовый путь в Европе?
  3. Приведите характерные черты жизни европейцев 19 в.?
  4. Какие изобретения улучшили жизненные условия населения Европы?
  5. Как менялась мода в 19 веке?

2

  1. Запись темы урока (на доске и параллельно в тетрадях учащихся).
  2. Сообщение новой темы.

3

Изучение нового материала:

Повествование, объяснение.

К., з/д/т,

презентация  

1.Крах просветительских иллюзий. 19 в. – поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идет напряженный поиск иных художественных форм, методов, приемов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира. Новое общество было далеко от идей свободы, равенства, братства. Наступила пора разочарования в кумирах 18 столетия. Следствием краха просветительских иллюзий стало возникновение романтизма. Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Поэтизируя прошлое, романтики уходили от действительности в старинные легенды, народные сказки. Идеальными казалось Средневековье, с его культом рыцарства и служения Прекрасной Даме, неиспорченная цивилизацией жизнь первобытных народов или экзотические восточные страны. В реальном мире романтическому герою нет места. Романтики были убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей, - человек живет, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству. Задача истинного художника – проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир. Романтическое мировосприятие будет господствовать в художественной культуре начала 19 в.

Как вы думаете, почему произошел поворот в культуре?

2.Жизнь без романтического флёра.  В 30-е гг. отчетливо проступают черты индустриального общества, и в этом изменившимся мире романтический герой не находит своего места. Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления – критического реализма. Реалисты пытаются понять современное общество, вскрыть причины уродливых явлений жизни, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. К необходимости взглянуть «трезвыми глазами» на происходящее, вернуться из страны романтических фантазий, подталкивает и рост демократического движения. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества. Человек немыслим вне социальной среды, даже если ненавидит ее, борется с ней. Искусству они отводили роль критика тайных и явных пороков, связывали с ним надежды на оздоровление человечества.

Повествование

К., з/д/т. Презентация

3.От критического реализма - к натурализму.  Во второй половине 19 в. в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся общественная система. Искусство стремится выявить законы развития общества. Для анализа действительности привлекаются методы научного познания, открытия медицины, биологии, социальных наук. Реалисты углубляют представления творцов культуры первой половины 19 в. о формирующем влиянии на человека общества, среды, с одной стороны, и биологического начала, наследственности – с другой. Некоторые реалисты механически переносили законы, существующие в природе, на общество. Сторонники таких взглядов называли себя натуралистами. Натурализм поднял темы, считавшиеся неприличными и запретными: уродливые стороны бытия, жизнь «людей дна». Важное место в произведениях натуралистов занимает жизненная среда, нарисованная с фотографической точностью, - малозначительные факты, мелочи быта, окружающие героев детали. На всеобщее обозрение выставлялась непристойная изнанка жизни. Это воспринималось как вызов общественной системе.

Как вы считаете, насколько был оправдан натурализм в искусстве?

Повествование, объяснение

Работа с презентацией

Повествование, работа с презентацией, з/т.

Повествование с элементами беседы

4.Великие писатели и поэты 19 в.  Джордж Байрон (1788 – 1824) и его знаменитое произведение «Паломничество Чайльд Гарольда». Описывая путешествие Гарольда, Байрон вместе со своим героем скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Сам автор «Паломничества» был еще более деятельным. С юных лет он проявляет неукротимое свободолюбие, произносит обличительные речи в палате лордов в защиту луддитов, поддерживает карбонариев Италии, превратив свой дом в штаб движения. На свои средства Байрон вооружил отряд повстанцев, купил корабль и отправился защищать независимость Греции. Здесь он и умер. Великого романтического поэта хоронили под звуки артиллерийского салюта в гробу, покрытом черным плащом, на который возложили меч и лавровый венок. В день похорон в Англии был объявлен траур. В конце 20-х гг. в европейской литературе появляется новое имя – Виктор Гюго (1802 – 1885) , вокруг которого, в поисках новых путей в искусстве сплотились молодые поэты, художники, музыканты. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман «Собор Парижской Богоматери». Действие романа происходит в средневековом Париже, охваченном народными волнениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрыта в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо. У тех, кто им противостоит, - могущество, деньги, власть, но нет силы, чтобы сломить своих противников. Наиболее страшным злом романтики считали душевную глухоту, самодовольство обывательского существования. Немецкий поэт Генрих Гейне (1797 – 1856) писал… Поэт стремился вырваться из этих душных оков, мечтал о свободе духа, возможности говорить смело, искренне проявлять свои чувства. Гейне полон любовью, которая для него составляет не только счастье, но и саму жизнь. Этими ощущениями пронизан первый сборник лирических стихов, принесший славу молодому автору. «Книга песен» - история любви юноши, подобного самому Гейне, который изливает в стихах боль неразделенного чувства, обращается к равнодушной возлюбленной с мольбой, раскрывая ей тайны души. Мир глубоких и тонких чувств открывается читателю в лирической поэзии Гейне.

Какие произведения изученных авторов вы знаете?

Кто из русских писателей был современником Байрона, Гюго, Гейне?

Прокомментируйте высказывание К.Маркса о произведениях Бальзака: они «раскрыли миру больше политических истин, чем все профессиональные политики, публицисты вместе взятые».

Жизнь французского общества первой половины 19 в. полно, всесторонне раскрыта в произведениях писателя, чей бронзовый памятник в центре Парижа поражает своей мощностью. Долгие годы Оноре де Бальзак (1799 – 1850) как одержимый работал над объединяющей более ста произведений «Человеческой комедией», стремясь запечатлеть «всю социальную действительность», познать сущность современного общества, применив методы научного анализа. Около двух тысяч героев населяют «Человеческую комедию», в ней представлены все слои общества – от аристократов и биржевых воротил до куртизанок и нищих. Среди них мы найдем и тех, кто является наследником Робинзона. Хваткие и беспощадные дельцы типа Гобсека или Шарля Гранде воплощают характерные черты и философию буржуа-накопителя. В борьбе за место под солнцем они отделались от многих предрассудков, растеряли представление о справедливом и несправедливом, их сердца иссохли, застыли, сжались. Жизненная позиция новых буржуа – лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы позволять, чтобы другие тебя давили». Наивный и порядочный стряпчий Дервиль, изучив изнанку жизни, с ужасом восклицает: «Да неужели все сводится к деньгам!» Мир стремительно менялся, навсегда уходили милые сердцу традиции, энергично утверждался новый дух, не имеющий ничего общего ни с идеалами просветителей, ни с теориями романтиков. Современникам подчас было непросто увидеть и осмыслить размах преобразований индустриального общества. Английский писатель Чарльз Диккенс (1812 –1870) приходит в ужас от уродливых явлений, которые сопутствуют созданию передовой промышленности. После шумного успеха романа «Посмертные записки Пиквикского клуба» Диккенс напишет несколько произведений об Англии работных домов, трущоб, фабрик, где работают пятилетние дети. Боль и сострадание испытывает каждый, кто откроет «Приключения Оливера Твиста». «Добрая старая Англия» беспощадна к маленькому Оливеру, ведь он родился в работном доме, где «мастера смерти» убивали детей голодом, побоями, каторжными работами. Здесь автор не прибегает к маскирующему юмору, никого не обманывает счастливая развязка произведения. В конце 60-х гг. на литературном небосклоне Европы стремительно взошла звезда Эмиля Золя (1840 – 1902). Писатель, публицист, политический деятель, он постоянно находился в центре внимания французского общества. Уже первые романы заставили говорить о молодом авторе как о хранителе традиций реализма и преемнике Бальзака. Подобно Бальзаку, Золя мечтал нарисовать всеобъемлющую панораму Франции. Однако новое время вывело на сцену новых героев. На смену ярким, цельным личностям – Гобсеку и папаше Горио – приходят другие хозяева жизни: попроще, помельче духовно, сохранившие ту же волчью хватку, но лучше приспособленные к новой эпохе. В основу изображения общества писатель решил положить «натуралистический метод». Страстное желание исследовать французское общество времен Второй империи подтолкнуло писателя к созданию грандиозной семейной хроники – серия из двадцати романов «Ругон-Маккары», действия в которых разворачиваются в различных местах. Как и Бальзак в «Человеческой комедии», Золя показывает жизнь представителей всех слоев общества. В центре повествования – дети и внуки Аделаиды Фук, жительницы маленького захолустного городка Плассана (мальчиком Золя жил в таком же городке). Отсюда начинается восхождение одних к вершинам богатства и славы и падение других на самое дно.  Вывод: Новые великие произведения вполне отражали дух времени и его реалии, имена писателей стали всемирно известными и до сего времени составляют неотъемлемую часть сокровищницы мировой литературы.

4

Закрепление материала. Вопросы учащимся. Чтение и обсуждение документа в конце параграфа.

5

Анализ деятельности учащихся. Выставление оценок, поощрение активных учеников.

6

Домашнее задание: § 6, составить таблицу аналогично таблице на стр. 46 вопрос 2 стр 51