Главные вкладки

    8 класс. Урок истории. Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Дата: 28.09.2015

    Урок: история

    Класс: 8

    Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

    Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

    Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 28_09_8klass_liberay_i_konservatory.doc130.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 28.09.2015

    Урок: история

    Класс: 8 

    Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

    Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов; выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения; развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;

    Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания

                    

    Ход урока

    1

    Организационное начало урока.

    2.

    Проверка домашнего задания:

    Проверка знаний по теме: «Культура XIX века»

    Задание: по  описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?

    1.  Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.

    Как называется этот роман и кто его автор?

    ___________________________________________________________________

    2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.

    Как называется картина и кто её автор?

    ___________________________________________________________________

    3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.

    ___________________________________________________________________

    4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?

    ___________________________________________________________________

    5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства.  Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?

    ___________________________________________________________________

    6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?

    ___________________________________________________________________

    7.  В качестве  основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе  оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его  жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?

    ___________________________________________________________________

    8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.

    ___________________________________________________________________

    9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?

    ___________________________________________________________________

    10.  На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?

    ___________________________________________________________________

    Ключ к заданию:

    1

    « Собор Парижской богоматери». В. Гюго

    2

    « Голубые танцовщицы» Э.Дега

    3

    « Лесной царь» Ф. Шуберт.

    4

    « Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона

    5

    « Жанн Самарии» О. Ренуар

    6

    « Книга джунглей» Р. Киплинг

    7

    « Кармен» Ж. Бизе

    8

    « Законодательное чрево» О. Домье

    9

    Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес

    10

    « Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог.

    3.

    Сообщение темы и целей урока.

    ( слайд) Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.

    4.

    Изучение нового материала.

    1. рассказ учителя: 

    ( слайд)  Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:

            1) Как развивается общество?

            2) Что предпочтительнее: реформа или революция?

            3) Куда движется история?

    - Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:

            1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?

            2) как выстроить отношения между личностью и церковью?

            3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?

    - Почти до конца XIX  века  европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.

    ( слайд)  В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:

            1) либерализм

            2) консерватизм

            3) социализм

    - Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу ( слайд) 

     

     Линия сравнения

    Либерализм

    Консерватизм

    Социализм

    Главные принципы

     

     

     

     

    Роль государства в

    экономической жизни

     

     

     

     

    Отношение к социальным вопросам

     

     

     

     

    Пути решения социальных вопросов

     

     

     

     

    ( слайд)  - рассмотрим основные принципы либерализма.

    от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.

    - Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?

    Принципы:

    1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
    2. Право на свободу слова, печати собраний.
    3. Право на участие в решении государственных дел

    - Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»

     -  А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ( слайд) 

    ( слайд)  Требования, которые выдвигали либералы :

    1.   Ограничение деятельности государства законом.
    2. Провозгласить принцип разделения власти.
    3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
    4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
    5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня

    - В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее  значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.

    ( слайд)  Новые либералы требовали:

    Ввести страхование по безработице и инвалидности

    Ввести пенсионное обеспечение престарелых

    Государство должно гарантировать минимальную з/п

    Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию

    ( слайд)  Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др.  О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать  историю Англии.

    ( слайд)  - Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.

    от латин. conservatio – охранять, сохранять.

    Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей

    ( слайд)  - Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип -   сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.

     - в отличие от либералов консерваторы признавали:

    1. Право государства на сильную власть.
    2. Право на регулирование экономики.

    ( слайд)  -  поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения

     « охранительных» социальных         реформ только как самое  крайнее средство.

    ( слайд)  Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что

    1) общество должно стать более демократичным,

    2) необходимо расширить избирательные права,

    3) государство не должно вмешиваться в экономику

    ( слайд)  В результате лидеры английской ( Бенждамин Дизраэли)  и германской ( Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.

    ( слайд)  Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.

    - общественный и государственный строй, принципами которого являются:

            1) установление политические свобод;

            2) равенство в правах;

            3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.

            4) обязанность государства регулировать экономику.

    ( слайд)  « Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.

    Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.  

    - Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а  кто ко второй?

    - К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.

    - Ко второй группе (96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.

    - Доходы собственников считал паразитическими. Не выступал против частной собственности, а лишь против её злоупотребления. Считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», используя для этого проповедь христианской морали.

    ( слайд)  Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное  неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим  членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.

    ( слайд)  Роберт Оуэн  в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.

    2)

    работа по учебнику

     - прочитать о марксизме и выделить их основные положения

    ( слайд) 

    3)

    рассказ учителя:

    ( слайд)  Ревизионизм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра  какой-либо устоявшейся теории или доктрины.

    - Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн

    ( слайд)  Эдуард Бернштейн увидел, что

    1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими  объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;

    2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои

    3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.

    4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.

    Он пришёл к выводу:

    Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.

    ( слайд)  Анархизм (- от греч. аnarcia ) – безвластие.

    - Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские ( террористические акты) и кооператоров.

    - Какие черты характеризовали анархизм?

    ( слайд)  1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.

    2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.

    3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.

    ( слайд)  видные представители анархизма

    5.

    Подведение итога урока:

    ( слайд) 

    6.

    ( слайд)  Домашнее задание:

    Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.

                                            

    Приложение:

    - в ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:

    Линия сравнения

    Либерализм

    Консерватизм

    Социализм

    Главные принципы

    Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

    Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

    Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

    Роль государства в экономической жизни

    Государство не вмешивается в экономическую сферу

    Государственное регулирование экономики

    Государственное регулирование экономики

    Отношение к социальным вопросам

    Государство не вмешивается в социальную сферу

    Сохранение сословных и классовых различий

    Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

    Пути решения социальных вопросов

    Отрицание революции, путь преобразования - реформа

    Отрицание революции, реформа как крайнее средство

    Путь преобразования - революция

    Приложение 1

    Либералы, консерваторы, социалисты

    1. Радикальное направление либерализма.

     После окончания Венского конгресса карта Европы приобрела новый вид. Территории многих государств были разбиты на отдельные области, княжества и королевства, которые затем поделили между собой крупные и влиятельные державы. В большинстве европейских стран была восстановлена монархия. Священный союз прикладывал все усилия для поддержания порядка и искоренения всякого революционного движения. Однако вопреки желаниям политиков  в Европе продолжали развиваться капиталистические отношения, которые вступали в противоречие с законами старого политического устройства. При этом к проблемам, вызванным экономическим развитием, прибавлялись сложности, связанные с вопросами ущемления национальных интересов в различных государствах. Все это привело к появлению в 19 в. в Европе новых политических направлений, организаций и движений, а также к многочисленным революционным выступлениям.  В 1830-е годах национально-освободительное и революционное движение охватило Францию и Англию, Бельгию и Ирландию, Италию и Польшу.

    В первой половине 19 в. в Европе сформировались два главных общественно-политических течения: консерватизм и либерализм.  Слово либерализм происходит от латинского “Liberum” (либерум), т.е. относящийся к свободе. Идеи либерализма были высказаны еще в 18 в. в эпоху Просвещения Локком, Монтескье, Вольтером. Однако этот термин получил широкое распространение во 2-м десятилетии 19 в., хотя значение его в это время было крайне расплывчатым. В законченную систему политических взглядов либерализм стал оформляться во Франции в период Реставрации.

     Сторонники либерализма считали, что человечество сможет двигаться по пути прогресса и достигнет социальной гармонии только в том случае, если в основу жизни общества будет положен принцип частной собственности. Общее благо, по их мнению, складывается из успешного достижения гражданами своих личных целей. Поэтому необходимо с помощью законов обеспечить людям свободу действия как в сфере экономики,  так и в других сферах деятельности. Границы этой свободы, как это и было указано в Декларации прав человека и гражданина, должны определяться также законами. Т.е. девизом либералов была ставшая позже знаменитой фраза: “разрешено все, что не запрещено законом”. При этом либералы считали, что свободным может быть лишь тот человек, кто в силах отвечать за свои действия. К категории людей, которые способны отвечать за свои поступки, они относили только образованных собственников.  Действия государства также должны ограничиваться законами. Либералы полагали, что власть в государстве необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную.

    В экономической области либерализм выступал за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями.  Государство при этом, по их мнению, не имело права вмешиваться в рыночные отношения, но обязано было играть роль “сторожа” частной собственности. Лишь в последней трети 19 в. так называемые “новые либералы” стали говорить о том, что государство должно поддерживать и неимущие слои населения, сдерживать рост межклассовых противоречий и добиваться всеобщего благосостояния.

     Либералы всегда были убеждены в том, что преобразования в государстве должны осуществляться с помощью реформ, но ни в коем случае не в ходе революций. В отличие от многих других течений, либерализм предполагал, что в государстве есть место и тем, кто не поддерживает существующую власть, кто думает и говорит иначе, чем большинство граждан, и даже иначе, чем сами либералы. Т.е. сторонники либеральных взглядов были убеждены, что оппозиция имеет право на законное существование и даже на высказывание своих взглядов. Ей категорически запрещалось лишь одно: революционные действия, направленные на изменение формы управления.

    В 19 в. либерализм стал идеологией многих политических партий, объединяющих сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. При этом существовали различные формы либерализма. Умеренные либералы считали идеальным государственным строем конституционную монархию. Другого мнения придерживались радикальные либералы, которые стремились к установлению республики.

    2. Консерваторы.

    Либералам противостояли консерваторы. Название “консерватизм” происходит от латинского слова “conservatio” (консервацио), которое означает “охранять” или “сохранять”. Чем шире распространялись в обществе либеральные и революционные идеи, тем сильнее становилась потребность в сохранении традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы стремились создать такое государство, которое с одной стороны, признавало бы священное право собственности, а с другой - было бы в состоянии защитить привычные  ценности. При этом, по мнению консерваторов, власти имеют право вмешиваться в экономику и регулировать ее развитие, а граждане должны подчиняться предписаниям государственной власти. Консерваторы не верили в возможность всеобщего равенства. Они говорили: “Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага”. Свободу же личности они видели в возможности сохранять и поддерживать традиции. Социальные реформы консерваторы рассматривали как крайнее средство в условиях революционной опасности.  Однако с развитием популярности либерализма и появлением угрозы потерять голоса на выборах в парламенты консерваторы должны были постепенно признать необходимость социальных преобразований, а также принять принцип невмешательства государства в экономику. Поэтому в результате почти все социальное законодательство в 19 в. было принято по инициативе консерваторов.

     

    3. Социализм.

    Кроме консерватизма и либерализма в 19 в. получают широкое распространение идеи социализма. Этот термин происходит от латинского слова “socialis” (социалис), т.е. “общественный”. Мыслители-социалисты видели всю тяжесть жизни разорявшихся ремесленников, работников мануфактур и фабричных рабочих. Они мечтали о таком обществе, в котором навсегда исчезнут нищета и вражда между гражданами, а жизнь каждого человека будет защищенной и неприкосновенной.  Главную проблему современного им общества представители этого направления видели в частной собственности. Социалист граф Анри Сен-Симон считал, что все граждане государства делятся на “индустриалов”, занятых полезным созидательным трудом и “собственников”, присваивающих доходы чужого труда. Однако он не считал необходимым лишать последних частной  собственности. Он надеялся, что, апеллируя к христианской морали, можно будет убедить собственников добровольно делиться доходами с “младшими братьями” - рабочими. Другой сторонник социалистических взглядов Франсуа Фурье также полагал, что в идеальном государстве должны сохраниться классы, частная собственность и нетрудовые доходы. Все проблемы должны быть решены за счет роста производительности труда до такого уровня, когда будет обеспечено богатство для всех граждан. Доходы государства должны будут распределяться  между жителями страны в зависимости от внесенного каждым из них вклада. Английский мыслитель Роберт Оуэн имел иное мнение по вопросу о частной собственности. Он думал, что в государстве должна существовать только общественная собственность, а деньги следует упразднить вовсе. По мнению Оуэна, с помощью машин общество может производить достаточное количество материальных благ, нужно только справедливо распределять их между всеми его членами. И Сен-Симон, и Фурье, и Оуэн были убеждены  в том, что идеальное общество ждет человечество в будущем. При этом путь к нему должен быть исключительно мирным. Социалисты делали ставку на убеждение, развитие и воспитание людей.

    Дальнейшее развитие идеи социалистов получили в работах немецкого философа Карла Маркса и его друга и соратника Фридриха Энгельса. Созданное ими новое учение получило название “марксизм”. В отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс считали, что в идеальном обществе нет места частной собственности.  Такое общество стало называться коммунистическим. Привести человечество к новому строю должна революция. По их мнению, произойти это должно будет следующим образом. С развитием капитализма станет усиливаться обнищание народных масс, а богатство буржуазии возрастать. Классовая борьба при этом станет распространятся все шире. Во главе нее встанут социал-демократические партии. Результатом борьбы будет революция, в ходе которой установится власть рабочих или диктатура пролетариата,  произойдет отмена частной собственности, и сопротивление буржуазии будет окончательно сломлено. В новом обществе будут не только установлены, но и соблюдены политические свободы и равенство всех граждан в правах. Рабочие будут принимать активное участие в управлении предприятиями, а государство должно будет контролировать  экономику и регулировать происходящие в ней процессы в интересах всех граждан. Каждый человек при этом получит все возможности для всестороннего и гармоничного развития. Однако позже Маркс и Энгельс пришли к выводу, что социалистическая революция не единственный способ разрешения общественных и политических противоречий.

     

    4. Ревизионизм.

    В 90е гг. XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития — эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение — раскол.

    С критикой классического марксизма выступил  немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Суть теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:

          1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.

          2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения — служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.

          3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.

          4. Он писал о том, что на рубеже XIX—XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.

          Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное — это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.

          Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.

    5. Анархизм.

    Критика марксизма издавалась и с другой стороны. Против него выступали анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia — безвластие) — политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения — и «левые» и «правые», самые разные выступления — от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта — отрицание необходимости государства.

          М. А. Бакунин ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А  пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.

    В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842—1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь, справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.

    Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей — государственной власти и частной собственности.

    Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

     

    Вопросы и задания:

    1. Заполните таблицу: «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».

    Вопросы для сравнения

    Либерализм

    Консерватизм

    Социализм (марксизм)

    Ревизионизм

    Анархизм

    Роль государства

    в экономической жизни

    Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем

    Пределы индивидуальной свободы

    1. Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными для современного общества?
    2. Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?
    3. Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.?
    4. На основе известных вам учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время. Какую роль вы согласны отвести государству? Какие вы видите пути решения социальных проблем? Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

    Либерализм:

    роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ

    пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: "Разрешено всё, что не запрещено законом". Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решении я.

    Консерватизм:

    роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей. В экономике: государство может регулировать экономику, но без покушения на частную собственность

    позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: баролись за сохранение старого порядка. Отрицали возможность равенства и братства. Но новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества.

    пределы индивидуальной свободы: государство подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиций.

    Социализм ( марксизм ):

    роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.

    позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию

    пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.

    Линия сравнения

    Либерализм

    Консерватизм

    Социализм

    Главные принципы

    Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

    Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

    Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

    Роль государства в экономической жизни

    Государство не вмешивается в экономическую сферу

    Государственное регулирование экономики

    Государственное регулирование экономики

    Отношение к социальным вопросам

    Государство не вмешивается в социальную сферу

    Сохранение сословных и классовых различий

    Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

    Пути решения социальных вопросов

    Отрицание революции, путь преобразования - реформа

    Отрицание революции, реформа как крайнее средство

    Путь преобразования - революция


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Какими должны быть пятиклассники? Критерии готовности к обучению в средней школе

    Для родителей , воспитателей, классных руководителей, учителей предметников пятиклассников...

    8 класс Урок истории ТЕМА Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

    Класс 8Урок историяТЕМА  1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.  Человек в изменившемся мире: новые проблемы...

    8 класс. Урок истории. Тема: Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

    Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.Цель: Определить тенденции изменения жизни человека.Словарь:ОМНИБУС многоместная конная карета, совершавшая регулярные рейсы в город...

    8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

    Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...

    8 класс. Урок истории. Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

    Дата: 23.09.2015Класс: 8 «А», «Б»Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1880 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразова...

    8 класс. Урок истории. Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»

    Урок: историяКласс: 8Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»Цель: Познакомить учащихся  с творчеством художников XIX века, художественными направлениями в живописи. Рассмотреть ...