Главные вкладки

    8 класс Урок истории ТЕМА Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Класс 8

    Урок история

    ТЕМА  1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

    Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.  Человек в изменившемся мире: новые проблемы и новые ценности

    Цели урока:

    Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная ре­волюция  изменяет социальную  структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эми­грации европейского населения; проследить изме­нения в положении всех социальных слоев,   рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии

    Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи

    Воспитательная: воз­можность эмиграции для решения экономических про­блем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно вле­чет за собой успех, а также ведет к разлуке с ро­диной и своими близкими

    Тип урока: комбинированный

    Методы обучения: репродуктивные

    Формы работы: проверочная работа, лекция

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 15_09.docx29.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс 8

    Урок история

    ТЕМА  1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

    УРОК № 3. Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.  Человек в изменившемся мире: новые проблемы и новые ценности   в 1 уроке, т.к. 1 тема была 2 урока

    Цели урока:

    Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная революция  изменяет социальную  структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; проследить изменения в положении всех социальных слоев,   рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии

    Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи

    Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими

    Тип урока: комбинированный

    Методы обучения: репродуктивные

    Формы работы: проверочная работа, лекция

    Ход урока

    1

    Орг. момент.

    2

    Письменный опрос

    Вариант 1.

    1. Чем традиционное общество отличается от индустриального? Приведите примеры технических изобретений 19 в.

    Вариант 2.

    1. В чем заключается промышленный переворот и его завершение? Приведите примеры технических изобретений 19 в. Приведите примеры технических изобретений 19 в.

    3

    Изучение нового материала.

    Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.

    Изменения, произошедшие в индустриальном обществе (название  конспекта

    1) «Земля выбрасывала своих детей».

    Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей».

    Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился в начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего высвободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мелкой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развитием железнодорожного транспорта центры промышленности переместились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.

    Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители местечек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельского' хозяйства возникла возможность накормить большие города.

    В Великобритании, этой «стране городов», девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города начинали преобладать в экономической жизни.

    • Рост городов, увеличение количества городского и уменьшение сельского населения.

    Люди в движении. С 20-х гг. XIX в. началось массовое переселение европейцев на другие континенты. Уезжали из Англии, Германии, Скандинавских стран, Восточной и Южной Европы. Уезжали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США. Нью-Йорк стал главным портом, куда прибывали эмигранты. Чтобы попасть туда из Гамбурга или Ливерпуля, требовалось 12 дней плавания, из Неаполя — 21 день. На островке Эллис в заливе Нью-Йорка для эмигрантов был создан «вокзал», где они проходили регистрацию и получали разрешение на въезд в страну. Но сначала их проверяла медицинская служба. От 6 до 10% прибывших в США получали отказ по медицинским соображениям. Получивших разрешение сажали на паром и отправляли в Манхэттен. Здесь, в центре Нью-Йорка, их предоставляли самим себе.

    Большинство новоприбывших устраивалось у друзей, родителей, земляков. Город состоял из кварталов, каждый из которых имел свей язык и свои обычаи. Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной на самые тяжелые условия труда.

    • Резкий рост эммирации из стран Европы в США и другие страны Америки. (В 19 веке Европу покинули 50 млн. чел, из них 35 млн. – в США)

    2) Изменения в социальной структуре

    Исчезают сословия, усложняется классовая структура общества. На протяжении всего XIX в. индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии к наемных промышленных рабочих, занятых в капиталистическом производстве, к началу XX в. они стали основными социальныки группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества — дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации.

    В Англии, как вы знаете, классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в XVIII в., революция во Франции уничтожила собственность сеньоров на землю, а в США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье и крестьянское хозяйство сохранялось в первой половине XIX в. в таких странах второго эшелона модернизации, как Австрийская империя, Италия, в германских государствах. Однако в период наполеоновских войн в ряде германских государств и в Австрийской империи были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистического хозяйства в деревне. Бывшие помещики превращались в капиталистических предпринимателей, использовавших наемный труд, значительная часть крестьян становилась фермерами или батраками, следовательно, включалась в капиталистическое хозяйство.

    В ряде стран сословия уничтожались юридически, а там, где они сохранялись, сословные перегородки разрушались в процессе модернизации. Расслоение происходило и внутри самих классов общества. Существовала крупная, средняя и мелкая буржуазия, неоднородны были рабочий класс и крестьянство. Значительную часть людей вообще трудно было причислить к какому-то определенному классу. Например, малоземельный крестьянин был вынужден одновременно с работой на своем поле трудиться по найму на крупного землевладельца. Кто же он был — крестьянин или наемный работник?

    • Исчезают старые сословия. Растет численность буржуазии и наемных рабочих

    Новая социальная структура общества:

    • Господство аристократии уходит в прошлое. Аристократия сливается с буржуазией, что приводит к формированию нового высшего класса.

    Аристократия старая и новая. К. середине XIX в. европейской аристократии пришлось во многом изменить свой образ жизни, иначе было не выжить.

    Многие аристократы еще владели землями, и жизнь их была связана больше с деревней, чем с городом. Просторные дома позволяли принимать множество знатных гостей. Библиотеки, художественные коллекции, светские приемы, охота — все делало жизнь приятной. Браки, как правило, заключались в своем кругу, поэтому аристократические семьи были связаны родственными узами.

    В Англии мальчиков из таких семей с детства готовили к политической деятельности. После окончания частных привилегированных школ они учились в Оксфорде или Кембридже. Затем ареной их деятельности становился парламент. В середине XIX в. 4/5 членов палаты общин в английском парламенте составляли землевладельцы, а большая часть министров заканчивала элитарные учебные заведения.

    Но постепенно, с развитием индустриального общества, господствующее положение аристократии уходит в прошлое. Часть земель продается под городскую застройку, уменьшаются лесные владения. Новые времена предъявляют новые требования к тем, кто хочет делать карьеру. Земельная аристократия занимает руководящие посты в банках, промышленных компаниях, в колониальной администрации.

    Многие аристократические семьи теряют свои богатства. И хотя знать с презрением относилась к разбогатевшим «выскочкам», многие отпрыски древних родов вступают в брак с наследниками больших состояний, и это приводит к слиянию аристократии и буржуазии, формированию нового «высшего класса».

    • Ведущую роль в обществе играет крупная буржуазия.

    Новая буржуазия. В XIX в. в экономической и политической жизни государств все громче заявляет о себе буржуазия. Больших успехов добивается тот, о ком говорили «человек, который всем обязан самому себе». Вы уже знаете биографии таких людей, достаточно вспомнить Бенджамина Франклина.

    Классический пример возвышения такого человека в обществе приводит английский писатель У. Теккерей: «Старик Памп метет лавку, бегает на лосылках, станов ится доверенным приказчиком и компаньоном; Памп-второй становится главой фирмы, нагребает все больше и больше денег, женит сына на графской дочке. Памп-третий не бросает банка, но главное дело его жизни — стать отцом Пампа-четвертого, а его потомство уже по праву наследования властвует над нашей нацией снобов».

    В XIX в. во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния. Они очень много работали, отдавая время и силы своему делу. Их быт был скромен, но многие стремились -стать частью аристократии. Политик Дизраэли получил от королевы Виктории титул лорда Бикенсфильда, пивовар Гиннес и банкир Ротшильд стали баронами, получили дворянские титулы в Германии Крупп и Сименс.

    • Появляется средний класс – опора общества

    Средний класс. Новым явлением в общественной жизни XIX в. стало появление среднего класса, объединившего самые разные слои общества — мелкую буржуазию, служащих частных компаний и государственных учреждений. К среднему классу относились и лица свободных профессий — инженеры, изобретатели, врачи, преподаватели, офицеры, юристы и др. Одним из главных признаков принадлежности к среднему классу было устойчивое материальное положение, хотя и различное у отдельных слоев.

    Среди представителей среднего класса во второй половине XIX в. особенно выделяется категория юристов. С формированием правового государства, гражданского общества, развитием экономической жизни потребность в юристах увеличилась. Они писали конституции, составляли кодексы законов, оформляли завещания, консультировали банкиров, предпринимателей, занимались судопроизводством. Юристами по образованию были многие политические деятели. Средний класс придает «устойчивость» обществу. Как правило, эти люди не одобряют социальных потрясений, предпочитая революциям реформы.

    • Рабочий класс делится на квалифицированных рабочих и неквалифицированных

    Очень разный рабочий класс. В XIX в. формируется рабочий класс, в индустриальных странах он становится неоднородным. Выделяются высококвалифицированные рабочие, некоторые историки называли их рабочей аристократией. Их положение на предприятии было прочным, зарплата- позволяла давать техни ческое образование сыновьям, иногда их дети становились служащими. Это уже был шаг вверх по социальной лестнице. В Англии к началу XX в. такие рабочие составляли треть от общего числа. Неквалифицированные рабочие зарабатывали вдвое меньше, но иногда доход семьи увеличивался за счет работающих детей. В семьях с низким доходом любой расход, например покупка башмаков, заставлял экономить на еде, обеды отменялись на несколько дней. Половина английских рабочих могла купить мясо на обед не чаще одного раза в неделю, да и то это были покупки, совершаемые в 11 часов вечера. Почему в такое время? По традиции в промышленных городах большая часть населения приобретала продукты в субботу, после расчета за недельную работу. К восьми часам вечера магазины в богатых кварталах закрывались, а в бедных жизнь только начиналась. Лавки ярко освещены, мясники на всю улицу кричат о достоинствах своего товара.

    Вот описание субботнего вечера в рабочем районе Лондона, сделанное современником: «По тротуарам идут целыми семьями: мать толкает колясочку, в которой, кроме ребенка... лежат еще пакетики и сверточки, отец несет на плечах сынишку... Возле кабаков устраиваются концерты... К 11 часам вечера аристократия рабочего класса... запасается уже провизией. Тогда появляются исхудалые, заморенные женщины в черных соломенных шляпках, с корзиночками в руках. Они застенчиво выстраиваются рядами возле мясных лавок, и мясники сбывают им за дешевую плату все остатки: куски костей, требуху, обрезки и пр.».

    За квартиру тоже платили по субботам, и после пропуска двух платежей следовал приказ освободить помещение.

    Женский и детский труд. Заглянув вечером в район Лондона, где располагались конфетные и табачные фабрики, можно было увидеть идущих под руку усталых девушек в шляпках, украшенных огромными пучками разноцветных страусовых перьев. Это «фабричные девушки». С 13 лет они на фабрике, с 14 — независимы, так как платят своим матерям за квартиру и стол 5—6 шиллингов в неделю. Работали на фабриках и женщины, но чаще всего вдовы или жены пьяниц, преступников. Порядочный английский рабочий предпочитал, чтобы его жена занималась домом и детьми. Многие женщины работали домашней прислугой, а с развитием предпринимательства у них появились новые профессии: телефонистки, машинистки, секретарши. За свою работу женщины получали намного меньше мужчин.

    «Дитя нищеты, крещенное вместо купели в слезах»,— писал английский поэт Лангори о «фабричных детях». Несмотря на ряд парламентских законов, детей продолжали использовать на самой тяжелой работе, в том числе и в каменноугольных шахтах. Одни работали на дне шахтового колодца, нагружая углем тележки, запряженные пони. Другие, сидя в полной темноте, должны были открывать и закрывать двери, ведущие в подземные галереи, каждый раз, когда проезжала тележка. Такой одуряющей работой занимались двенадцатилетние подростки.

    Только в 1893 г. в Англии был принят закон, запрещавший принимать на работу детей до 11 лет (до этого к работе допускались дети с 8 лет). Рабочий день продолжался 6,5 часа, а после работы 3 раза в неделю по закону они должны были ходить в школу. Но дети были такими усталыми, что на уроках спали.

    «Фабричные дети» имели плохой цвет лица, сутулые плечи, узкую грудь. Казалось, это другой народ, так отличались они от тех, кому не приходилось губить свое здоровье на фабриках.

    • Возникло движение за эмансипацию (права) женщин

    Женское движение за уравнение в правах. Стремление к свободе и независимости выразилось и в женском движении за уравнение в правах, эмансипацию. Начало этому движению положила Великая французская революция. Но равенство на женщин распространялось недолго — после 1793 г. женские клубы и газеты закрыли.

    В 1840 г. петицию в конгресс о предоставлении им равных с мужчинами прав подали американские женщины, но ответа не получили.

    До 70-х гг. XIX в. женщины не пользовались равными с мужчинами имущественными правами, а в семье подчинялись мужу или отцу. В Англии женщины добились права голоса в 1918 г. Во главе стояла Эммелина Панкхорст.

    4

    Закрепление. 

    Задание: прочитать § 3, Дать развернутый ответ на вопрос: Какие технические изобретения  изменили  повседневную жизнь людей в 19 веке? В чем заключались эти изменения (трамваи,  газеты, швейные машинки, комфортное житье, мода, питание,  телефон, печатная машинка)

    5

    Домашнее задание. §§ 3-4, закончить письменное задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивный тест по Новой истории, 8 класс. Становление индустриального общества

    В работе представлено 20 вопросов с выбором 1-го правильного ответа. Чтобы использовать тест, необходимо нажать на "Параметры", затем - "Включить содержимое" и "ОК". Использование данного теста позвол...

    Разработка урока на тему « Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности.

    Цели урока:            Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная ре­волюция  изменяет социальную  структуру общества; усвоить пр...

    Урок истории 8 класс "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности" (технологическая карта)

    Разработка урока истории 8 класс по теме "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности" (технологическая карта урока)В приложениях есть раздаточный материал, памятка работы в группах, през...

    Контрольная работа на тему: "Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху" в 8 классе

    Контрольная работа на тему: "Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху" в 8 классе состоит из 6 вариантов, в каждом из которых 4 задания...

    Дидактические материалы по Новой истории. Тема Индустриальное общество. 8 класс

    Дидактические материалы по Новой истории. Тема Индустриальное общество. 8 класс...

    Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970

    материал презентации содержит задания на актуализацию знаний эпохи "холодной войны", содержит задания для изучение общества массового потребления...

    Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

    Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...