Литературное кафе «Бродячая собака». Общество интимного театра.
проект по литературе (11 класс)
Проэкт внеклассного мероприятия: Литературное кафе «Бродячая собака».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе на тему:
Литературное кафе «Бродячая собака».
Общество интимного театра.
Литературное арт-кафе «Бродячая собака»
(«Общества интимного театра»)
"Cave canem".
Блоки:
1) Валерий Брюсов
2) Марина Цветаева
- Марина Цветаева//Валерий Брюсов
- Марина Цветаева//Сергей Эфрон
- Марина Цветаева//Анна Ахматова
3) Анна Ахматова
- Анна Ахматова//Марина Цветаева
- Анна Ахматова//Николай Гумилёв//Вячеслав Иванов
- Анна Ахматова//Александр Блок
4) Вячеслав Иванов
5) Николай Гумилёв
6) Александр Блок
7) Давид Бурлюк
Во втором дворе подвал,
В нем - приют собачий,
Каждый, кто сюда попал -
Просто пес бродячий.
Но в том гордость,
Но в том честь,
Чтобы в сей подвал залезть!
М. Кузмин, 1912г
На проектор выводятся фото поэтов по очереди. Каждый из поэтов «представляет» себя стихотворением. Читает выразительно, потом «выходит из образа» и проигрывается яркий момент из биографии.
Во время чтения стихов звучит - Largo Appassionata
#1041;рюсов Валерий Яковлевич (1873-1924)
В роли Валерия Брюсова читает ученик.
ЮНОМУ ПОЭТУ
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
***
На проекторе фотографии В.Брюсова разных периодов.
***
L`ennui de (Скука жизни…)
(отрывок)
Я жить устал среди людей и в днях,
Устал от смены дум, желаний, вкусов,
От смены истин, смены рифм в стихах.
Желал бы я не быть "Валерий Брюсов".
Не пред людьми - от них уйти легко, -
Но пред собой, перед своим сознаньем, -
Уже в былое цепь уходит далеко,
Которую зовут воспоминаньем.
Склонясь, иду вперед, растущий груз влача:
Дней, лет, имен, восторгов и падений.
Со мной мои стихи бегут, крича,
Грозят мне замыслов недовершенных тени,
Слепят глаза сверканья без числа
(Слова из книг, истлевших в сердце-склепе),
И женщин жадные тела
Цепляются за звенья цепи.
1902
На проекторе фото Марины Цветаевой.
(голос за кадром):
Осенью 1911 года Марина Цветаева, свободная от всяких школьных обязанностей, собирала и правила по частям свои произведения, предназначенные для второго сборника – будущего «Волшебного фонаря». Чтобы вернее подготовить его публикацию, она, победив в себе врожденную застенчивость, согласилась участвовать в литературных вечерах, которые устраивал Валерий Брюсов. Она знала, что последний вовсе не ценит ее таланта, но, поскольку главное правило конкурса было – строгая анонимность участников, и благодаря этому Марина победила. Однако Брюсов не смог признать свое поражение: узнав, кто стал лауреатом, он отказался подписать документ с решением жюри и заявил публично: «Первая премия не присуждается никому, но первая из вторых – Марине Цветаевой». Марина была вынуждена разделить эту скорее унизительную, чем почетную, вторую премию с молодым поэтом Ходасевичем. На церемонии ей вручили позолоченную медаль с Пегасом на фоне восходящего солнца, и она прицепила эту дрянную безделушку как брелок к своему браслету. Притворяясь безразличной к интригам, придиркам и несправедливостям, на самом деле Цветаева была глубоко уязвлена подобным отсутствием деликатности у Брюсова по отношению к уже заслужившей признание своим талантом поэтессе. Прошло немного времени после инцидента с «конфискованной» первой премией – и Марина отомстила, адресовав мэтру сатирические стихи:
В роли Марины Цветаевой читает ученица.
В. Я. Брюсову
Я забыла, что сердце в Вас — только ночник,
Не звезда! Я забыла об этом!
Что поэзия ваша из книг
И из зависти — критика. Ранний старик,
Вы опять мне на миг
Показались великим поэтом.
2. Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)
На проекторе фотография Марины Цветаевой.
(голос за кадром):
«Хотел бы я не быть Валерий Брюсов…» – только доказательство, что всю жизнь свою он ничего иного не хотел. И вот, в 1922 г. пустой пьедестал, окруженный свистопляской ничевоков, никудыков, наплеваков. Лучшие - отпали, отвратились. Подонки, к которым он тщетно клонился, непогрешимым инстинктом низости чуя - величие, оплевывали ("не наш! хорош!"). Брюсов был один. Не один над (мечта честолюбца), один вне.
«Хочу писать по- новому, - не могу!»
Это признание я собственными ушами слышала в Москве, в 1920 г. с эстрады Большого зала Консерватории. (Об этом вечере - после.) Не могу! Брюсов, весь смысл которого был в "могу", Брюсов, который, наконец, не смог.»
***
На проекторе фото Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
В роли Марины Цветаевой читает ученица.
С.Э.
Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
— Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
Коктебель, 3 июня 1914
Звучит романс «Мой милый, что тебе я сделала…»
На проекторе фотографии Марины Цветаевой разных лет.
***
На проекторе фото Анны Ахматовой.
(голос за кадром):
«Я читаю так, будто Ахматова здесь же, в комнате. Успех мне необходим. Если сейчас я хочу проложить себе путь к Ахматовой, если в эту минуту я хочу так хорошо, как только возможно, представлять Москву, то не для того, чтобы победить Петербург, но для того, чтобы подарить эту Москву Петербургу, подарить Ахматовой эту Москву, которую я воплощаю в своей личности и своей любви, чтобы склониться перед ней».
В роли Марины Цветаевой читает ученица.
АННЕ АХМАТОВОЙ
Узкий, нерусский стан —
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод — в весельи, зной —
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный — темен — лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть — безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
— Кажется, четверть пятого, —
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
11 февраля 1915
3. Ахматова Анна Андреевна (1889-1966)
На проекторе фото Анны Ахматовой. Сменяется фотографией Марины Цветаевой.
(голос за кадром):
Единственная встреча между Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой состоялась с 7 на 8 июня 1941 года в Москве. «Волнение было написано на лицах обеих моих гостий. Они встретились без пошлых процедур «знакомства». Не было сказано ни «очень приятно», ни «так вот Вы какая». Просто пожали друг другу руки… Когда Цветаева уходила, Анна Андреевна перекрестила её». (В.Е. Ардов)
В роли Анны Ахматовой читает ученица.
Поздний ответ
М.И. Цветаевой
Белорученька моя, чернокнижница...
Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в черных кустах,
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
"Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разрушен родительский дом."
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
16 марта 1940 г.
Фонтанный Дом
***
В роли Николая Гумилёва, Вячеслава Иванова и Анны Ахматовой выступают ученики.
Вечер в «Башне».
На проекторе фото Вячеслава Иванова.
«Читаются стихи по кругу… Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.
Это жена Гумилёва. Она «тоже пишет».
Николай Гумилёв (ухмыляясь):
«Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прелестно вышивает».
Вячеслав Иванов:
«Анна Андреевна, вы прочтёте?
(Гумилёв с недовольной гримасой стучит пальцами о ручку кресла)
Анна Ахматова:
«Я прочту».
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой..."
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1911
Вячеслав Иванов:
«Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии».
Звучит романс «О, жизнь без завтрашнего дня…»
На проекторе фото Анны Андреевны разных лет.
***
На проекторе фото Александра Блока.
В роли Анны Ахматовой читает ученица.
Александру Блоку
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
4. Александр Александрович Блок (1880-1921)
На проекторе репродукция картины Крамского «Незнакомка».
В роли Александра Блока, сидя за столом, читает ученик.
НЕЗНАКОМКА
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906
Озерки
* «Истина в вине!» (лат.)
***
На проекторе сменяются фото Игоря Северянина, Давида Бурлюка, Владимира Бурлюка, Велимира Хлебникова, Елены Гуро.
(голос за кадром):
«Мы в "Сирине" говорили об Игоре-Северянине, а вчера я читал маме и тете его книгу. Отказываюсь от многих своих слов, я приуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это - настоящий, свежий, детский талант. Куда пойдет он, еще нельзя сказать: у него нет темы . Храни его бог.
Эти дни - диспуты футуристов, со скандалами. Я так и не собрался. Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. Боюсь, что здесь больше хамства, чем чего-либо другого (о Д. Бурлюке).
…Подозреваю, что значителен Хлебников. Е. Гуро достойна внимания. У Бурлюка есть кулак. Это - более земное и живое, чем акмеизм».
5. Давид Давидович Бурлюк (1882-1967)
На проекторе фото Давида Бурлюка.
В роли Давида Бурлюка читает ученик.
***
ПЛАТИ — покинем НАВСЕГДА
уюты сладострастья.
ПРОКИСШИЕ ОГНИ погаснут ряби век
Носители участья
Всем этим имя человек.
Пускай судьба лишь горькая издевка
Душа — кабак, а небо — рвань
ПОЭЗИЯ — ИСТРЕПАННАЯ ДЕВКА
а красота кощунственная дрянь.
1912
6. Появляются все поэты.
Учащиеся по очереди в роли поэтов зачитывают высказывания.
Марина Цветаева:
«Слушайте, я хочу сказать Вам одну вещь, для Вас, наверное, ужасную: я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни.
Отсюда – безнадежность, ужас старости и смерти. Полная неспособность природы – молиться и покоряться. Безумная любовь к жизни, судорожная, лихорадочная жадность жить.
Все, что я сказала, – правда.
Может быть, Вы меня из-за этого оттолкнете. Но ведь я не виновата. Если Бог есть – Он ведь меня создал такой! И если есть загробная жизнь, я в ней, конечно, буду счастливой.
Наказание – за что? Я ничего не делаю нарочно»
Анна Ахматова:
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Валерий Брюсов:
«Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил».
Александр Блок:
«Рано или поздно - все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна».
Заключительное слово:
«Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было…»
Вадим Крейд
Конец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

Урок- концерт в 11 классе "Литературно-музыкальное кафе "Бродячая собака"
Примерный план урока, его возможности....

Методическая разработка литературного кафе "Бродячая собака", 11 класс
Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а ...

Открытый урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов"
Театрализованный урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов" (2 часа) последний в цикле уроков "Серебряный век в русской литературе" ....

Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».
Инсценировка "Кафе "Бродячая собака".Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой ...
Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)
Конспект учебного занятия по литературе, 11 классТема:«Своеобразие поэзии серебряного века.Новые модернистские течения». Подготовила: Живова М.С.учитель русского языка илитератур...

«ПОЭТЫ НЕ РОЖДАЮТСЯ СЛУЧАЙНО…» Сценарий литературного вечера в кафе «Бродячая собака»
Сценарий литературного вечера включает инсценировки, диалоги, танцы и художественное чтение. На сцене создаётся атмосфера литературного кафе начала XX века....
