Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Слатинская Елена Валентиновна

Рабочая программа по литературе в 5 классе разработана по учебнику В.Я.Коровиной. В ней содержится  пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_plan_lit.5_kl.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Конаково Тверской области

«Согласовано»

МО учителей русского языка и литературы

Протокол № ___

от «__»

___________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 8 г.Конаково Тверской области Крапивина Н.П.

Приказ № ___

от «__»_________________200___г.

Рабочая  

программа

по литературе

 для  5 класса (2 часа в неделю)

на 2011 – 2012 учебный год

учителя русского языка и литературы

МБОУСОШ №8 г. Конаково Тверской области

Слатинской Елены Валентиновны.

 Пояснительная записка.

        Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального         компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы         общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е         издание, М. Просвещение 2008.         Программа детализирует и раскрывает содержание         стандарта, определяет общую         стратегию обучения, воспитания и развития учащихся         средствами учебного предмета в         соответствии с целями изучения литературы, которые         определены стандартом.

Изменений в рабочей  программе нет, программа соответствует федеральному  компоненту.

        Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в         основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

        Задачи изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие эмоционального восприятия обучающихся, анализ прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

                Используемый учебно-методический комплект.

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004
  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ СОШ №8                         г.Конаково         Тверской области.

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской         Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 70 часов, в         неделю – 2 часа. Исходя из этого, данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в         неделю), из них на развитие речи  - 9 часов, на контрольные работы –  3 часа, на         внеклассное         чтение –   8 часов.

                

Формы организации учебного процесса.        

        Урок-беседа, лекция, семинар, урок-практикум.

Формы текущего контроля.

        Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и         учебных текстов, том числе и чтение наизусть.

                Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого         лица, художественный  — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

                Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя         или героев (в том числе групповая).

                 Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское         чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.

                Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в         этом  классе произведений.

                Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных,         энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

                Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным         произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему         небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 7 классе.

                Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая         характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

                Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину,                 художественное чтение, фильм, спектакль.

                Свободное владение письменной речью.

Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 5 класса.

                В результате изучения литературы ученик должен знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному         изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия;

                        уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и         жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая         нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Содержание программы.

                Введение. – 1ч.

        Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание         одного         поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски,         оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник         литературы и работа с ним.

        Устное народное творчество. – 6 ч.

        Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение         действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители         фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры         фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки,         загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

        Русские народные сказки.

        Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.         Нравоучительный и философский характер сказок.

        «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ         невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-        помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика         волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной         сказке.

        «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка         героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван –         крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство         главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные         формулы. Сравнение.

        Из древнерусской литературы. – 1 ч.

        Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской         литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская         книжность на Руси.

        «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-        киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои         таринных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

        Из литературы XVIII века.- 1 ч.

        Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов –         ученый, поэт, художник, гражданин.

        «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической         форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

        Из литературы XIX века. – 29 ч.

        Русские басни.

        Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII         века).

        Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,         «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности,         неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне;         патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

        «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной         сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

        «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

        Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы         учения).

        Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,         скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

        «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная         картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского         произведения.

        «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с         русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев         Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и         царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство         и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,         нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность         положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы         рифмовки.

        Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в         сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

        Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

        «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837).         Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами         рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.         Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

        Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь,         мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть         свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

        Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

        «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».         Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного,         комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

        Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

        «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в         потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

        «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

        Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей,         их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни         крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

        Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

        «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и         нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,         великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

        Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний         дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

        Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

        «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.         Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная         близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

        Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние         глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их         характеристики.

Теория литературы. Юмор.

        Поэты XIX века о Родине и родной природе.

        Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени         первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»;         А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального         состояния, настроения.

        Из литературы XX века. -21 ч.

        Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

        «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное         родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и         сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

        Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

        «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их         общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие         окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын.         Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

        Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

        «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд.         Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

        Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май.         Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка         есенинской лирики.

        Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

        «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность,         трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны         мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

        Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

        «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое         в сказках Паустовского.

        Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

        «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.         Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности         пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

        Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

        «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,         одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и         грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

        Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

        «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание,         находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты         характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя         через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

        Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой         Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.         Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема         произведений о Великой Отечественной войне.

        Произведения о Родине и родной природе.

        И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин         «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные         пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

        Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты         литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

        Из зарубежной литературы. -8 ч.

        Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

        «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

        Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

        «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер         героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

        Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

        «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и         художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

        Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая         характеристика персонажей.

        Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

        «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы,         находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с         друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

        Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

        «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать         ищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество,         изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных         жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни         северного народа.

        Итоговое занятие. -1 ч.                

                        

                        Учебно-тематическое планирование.

         Название раздела

Всего часов

Контр.раб.

Разв.речи

Внекл.чтен.

Дата

1.

 Введение.

1

1.1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

2.

Устное народное творчество.

6

2.1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Загадки, частушки, приговорки, скороговорки. Обучение сочинению загадки

1

2.2

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

1

2.3

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. Фантастика.

1

2.4

«Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

1

2.5

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

2.6

Урок развития речи Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»

1

1

3.

Из древнерусской литературы.

1

3.1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Литературный памятник.

1

4.

 Из литературы XVIII века.

1

4.1

Из русской литературы XVIII века. М. В. Л о м о н о с о в. «Случились вместе два астронома в пиру… Роды и жанры литературы.

1

5.

 Из литературы XIX века.

29

5.1

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1

1

5.2

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок».

1

5.3

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

1

5.4

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»

1

5.5

Слово о поэте. Жуковский-сказочник. "Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1

5.6

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.

1

5.7

А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

5.8

Письменные ответы или тестирование по изученным произведениям..

1

1

5.9

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

5. 10

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки

1

5. 11

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь

1

1

5. 12

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

5. 13

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке

1

5. 14

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1

5. 15

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

1

5. 16

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

5. 17

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

5. 18

А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

5. 19

Урок внеклассного чтения Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях.. .» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей

1

1

5. 20

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

1

5. 21

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

1

5. 22

 Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

1

1

5. 23

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

1

1

5. 24

А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

1

5. 25

Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник».  Жилин и горцы. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1

5. 26

 Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого: «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"

1

1

5. 27

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

1

5. 28

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

1

5. 29

Лирика И. С. Н и к и т и н а, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова

1

6.

 Из литературы XX века.

21

6.1

И. А. Б у нин. Слово о писателе. «Косцы».

1

1

6.2

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

1

6.3

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средства изображения героев.

1

6.4

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

1

1

6.5

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы.

1

6.6

П П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы.

1

6.7

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова.

1

6.8

К. Г Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1

6.9

Нравственные проблемы произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

1

6. 10

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1

1

6. 11

С. Я. М а р ш а к. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».

1

6. 12

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Маршака.

1

1

6. 13

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа «Никита» Оптимистическое восприятие мира.

1

6. 14

Контрольная работа по изученным произведениям.

1

1

6. 15

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

1

6. 16

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

1

6. 17

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев.

1

1

6. 18

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо.

1

6. 19

Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов.

1

6. 20

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах

1

6. 21

К, М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны

1

7.

 Из зарубежной литературы

8

7.1

Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.

1

7.2

 Д. Д е ф о.  «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа.

1

1

7.3

X. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

1

7.4

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

1

7.5

 Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена».

1

1

7.6

 Ж. Сан д. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

1

7.7

М. Т в е н.. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев М. Твена.

1

1

7.8

 Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише».  Нравственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише».  Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

1

1

8.

Итоговое занятие.

1

8.1

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1

1

Всего

68

3

9

8

Учебно-методические средства обучения.

Печатные издания.

                        Для учащихся:

                1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

        2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.:         Просвещение, 2008.

                3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:         5   класс. - М.:         Просвещение, 2008.

                4. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.:                         Просвещение,         2004.

                5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать                                 сочинение?: Рабочая         тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

                6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

                7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7                         классы. -М.:         Просвещение, 2006.

                                Для учителя:

                1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. -                 М.:         Просвещение,         2008.

                2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного                 подхода к         учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

                3.  Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 5 классе: Урок за уроком. - М.: ООО                 4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. -                         М.: Дрофа,         2006.

                5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.:                                 Просвещение, 2006.

                6. Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая                         тетрадь /         Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

                7. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

                ТИД «Русское         слово - PC», 2000.

Мультимедийные пособия.

                1. Литература. 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM /                         Сост.         В.Я.Коровина,         В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

                2. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Данная рабочая  учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...