интегрированный бинарный урок с использованием проектной и исследовательской технологии. Внеклассное чтение, посвященное 90-летию Республики Коми.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Чупрова Любовь Александровна

 

Конспект урока по  литературе для учащихся 7 класса. Тема занятия: «Самобытные поэты Прилузья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_7_klass.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  литературе

для учащихся 7 класса.

Тема занятия: «Самобытные поэты Прилузья»

  Вид занятия: интегрированный  бинарный урок с использованием проектной и     исследовательской технологии. Внеклассное чтение, посвященное 90-летию Республики Коми.

Цель занятия:

1.Опираясь на источники, исследования учащихся, на имеющуюся литературу по творчеству поэтов способствовать получению учащимися достоверной и полной информации о самобытных поэтах Прилузья.

   2.Рразвивать навыки работы с источниками информаций  разных типов; продолжить       формирование умений формулировать проблему, оценивать   факты,   мнение,   интерпретацию; уметь анализировать поэтические произведения для более глубокого усвоения материала, развивать навыки умения работать в группах, создать индивидуальные и общие творческие работы.

Задачи урока:

-Организовать поисково-исследовательскую работу с источниками, для усвоения темы урока и формулирования выводов по теме занятия.

-Осуществить анализ художественного произведения в соответствии с целями занятия.

-Добиться самостоятельного определения учащимися цели урока, проблемы занятия, формулирования выводов.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, магнитная доска, музыкальные диски.

Источники:

-районные газеты Прилузского района «Знамя труда»;

- сборники  стихотворений поэтов Прилузского района;

- презентации учителя и учеников;

- фотографии и рисунки учащихся по теме «Мое село, родные места»

- фотографии и рисунки учащихся по теме «Мое село, родные места»

-собственные стихотворения учащихся.

-Интернет.

-словари Даля, Ожегова.

-итоги анкетирования

Виды деятельности: исследовательский: работа с источниками в группах по творчеству поэтов, эвристическая беседа, работа с текстом произведений, проектная:  оформить и выпустить из творческих работ собственного сочинения учащихся сборник стихотворений 7г класса, анкетирование учащихся, жителей села. Анализ анкет.

 

План занятия:

1.Работа по эпиграфу.

2.Вступительная беседа учителя - введение в тему урока.

3.Выступление групп учащихся по творчеству поэтов Прилузья.

4.Физминутка.

5.Прослушивание  коми песни на стихотворение  Прилузского поэта.

6. Посещение выставки « Наш вернисаж».

7.Чтение наизусть  и выразительно стихотворений поэтов, работа по художественно-выразительным средствам языка.

8. Творческое задание в группах - «Проба пера», написать свое стихотворение.

9. Группе редакторов выпустить общий сборник стихотворений учащихся 7г класса.

10.Выводы по уроку.

11.Рефлексия.

Опережающее задание по группам: нарисовать рисунки, подготовить фотографии, рисунки о просторах своего села, подготовить выступления по творчеству Прилузских поэтов, презентации,  чтение наизусть и выразительно стихотворений.

эпиграф занятия:

«Край мой Прилузский, край мой родимый»

(А.Кетов)

Ход занятия:

Оформление. Магнитная доска оформлена плакатами, рисунками, фотографиями, выполненными учащимися. На доске записан эпиграф к внеклассному занятию.

1.Мотивационный этап урока.

1) Учителем предлагается развивающее задание: опираясь на домашние работы и на эпиграф, сформулировать тему занятия:

2) Переход к формулировке цели занятия с подключением к этому учащихся. После обсуждения темы, её важности и актуальности для современного общества, для нашего региона, для самих учащихся, совместно с учащимися формулируется цель занятия: Опираясь на источники, исследования углубить знания о поэтах Прилузского района.

3) Повторяются основные понятия курса

  1. Худоджественно - выразительные средства языка.
  2. Анализ поэтического произведения.

2. Введение в тему.

1) Эвристическая беседа.

Вступительное слово учителя. Диалог с учениками:

 -А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет - о чем говорят эти имена?

 -Это великие русские поэты.

-  И. Куратов, С. Попов, А.Ванеев, А. Размыслов- а эти имена?

 - Это известные коми поэты.

 - Б.Лузин, К. Сердитов, А. Кетов, С. Яковенко, В.Осипов, что вы знаете об этих людях?

       -Они проживают и проживали в Прилузском районе, пишут стихи.

    Слово учителя:

 Да, эти люди тоже известны, но больше всего в нашем районе, это самобытные поэты Прилузского района. В рамках проведения недели русского языка и литературы прошел конкурс чтецов. Наши ученики рассказывали со сцены стихотворения этих поэтов, ребята из 7г класса провели анкетирование среди учащихся школы, учителей и жителей села. Вопрос в анкете звучал так: «Знаете ли Вы поэтов нашего района?»  Итоги анкетирования мы видим на доске (проектируются итоги)

Всего опрошенных

142

Учащихся

64

Из них знают поэтов

14

Учителей

43

Из них знают поэтов

24

Жителей села

35

Из них знают поэтов

6

 Результаты таблицы показывают, что рядом  с нами живут интересные и талантливые люди, а мы о них совсем мало знаем, поэтому сегодняшний  урок очень актуален, мы познакомимся с творчеством поэтов  Прилузского района.

 Учитель:

 К сегодняшнему уроку вы готовились группами. Ваша задача была - найти информацию о поэтах Прилузья, подготовить выступление по творчеству поэтов, подготовить рисунки и фотографии на тему «Мое село», выучить наизусть стихотворения, повторить художественно- выразительные средства языка.

Вопрос учителя:

-На какие источники  информации вы опирались при подготовке к уроку?

  Ответ учащихся:

 -Районная газета «Знамя труда», сборники стихотворений,  встреча и беседа с поэтом С. Яковенко, подготовили презентации, фотографии, провели анкетирование.

 

3.Работа над темой занятия, эпиграфом:

Учитель:

-О чем говорят слова эпиграфа?

Учащиеся:

-О родном нашем крае Прилузском.

Учитель:

- Эти слова из стихотворения А. Кетова, нашего земляка, поэта, о нем мы будем говорить сегодня. Также мы рассмотрим творчество поэтов В.Осипова, О.Осиповой, С. Яковенко, В. Груздова. Работать будем по группам, каждая группа рассказывает о творчестве одного, двух поэтов при помощи подготовленной информации. Первое задание группам - дать значение слова самобытный, используя словари, Интернет.

 Учащиеся  работают по данному заданию, ищут значение слова.

Ответ учащихся:

-Самобытный - это «своеобразный, идущий своими путями». (Значение слова в словарях Даля, Ожегова, в Интернете - практически одинаково - выводим значение на проектор).

Учитель:

-Этих поэтов можно назвать самобытными, каждый из них развивается своим путем, поэзия для них - призвание, все они имеют другие профессии. Стихи пишут на досуге.

А теперь прослушаем выступления групп по творчеству поэтов.

   Ход урока. Работа в группах:

    Поочередно учащиеся выступают в группах, при помощи подготовленных презентаций рассказывают о творчестве, судьбе поэтов Прилузского района, читают стихотворения. В ходе работы учащиеся оформляют стенд «Наш вернисаж. Просторы моего села» вывешиваются рисунки учащихся, фотографии о селе, людях села. Выбранный из учеников - экскурсовод, знакомит присутствующих с работами.

4.Физминутка - под музыку  и песню известного коми композитора П.В. Шучалина «Изъячой» ученики с учителем выполняют коми народные танцевальные движения.

5.Заочная экскурсия по Объячеву - ученик «экскурсовод» проводит экскурсию по памятным местам Объячева по вывешенным фотографиям  под песню «Мое Объячево», исполненную и написанную выпускником Объячевской школы А. Уляшевым.

    6. Музыкальная пауза - прослушивание коми песни   Прилузских авторов     К.С. Сердитова и П.В. Шучалина.

7. Задание группам - найти в стихотворениях художественно-выразительные средства  языка.

Ученики работают по стихотворениям, один из группы отвечает у доски, приводит примеры эпитетов, олицетворений, сравнений и т.д., дают небольшой анализ произведения.

8. Задание группам - «Проба пера» Написать свои стихотворения по данным рифмам. В ходе работы выбирается из учащихся группа «редакторов», которые работают над выпуском сборника стихотворений учащихся 7г класса «Первые шаги в поэзию». В итоге стихотворения вклеиваются в книгу, сделанную руками учеников. Далее проходит презентация книги, несколько учащихся читают свои стихотворения.

9. Учитель подводит выводы по уроку, оценивает детей, задает вопросы по ходу урока.

Рефлексия. Учащиеся высказывают свои мнения. Каждый ученик, который принял участие в ходе урока, выступал, готовил задания, читал и т.д. приклеивает звезду на доску. Получается звездное небо.

Слова учителя:  Сегодня вы еще маленькие «звездочки», но кто знает, может, через несколько лет о вас заговорят, как об известных людях, которые прославят наш район, село, республику. 2012 год - юбилейный для Республики Коми. Все мы должны быть достойными жителями нашей республики,  любить свой родной край, свою маленькую деревню - ведь именно отсюда ведут все дороги в большую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

Использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе...

Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

. «Нужно, чтобы дети,по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом»К.Д. Ушинский...

Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».

​Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...

«Затепли свечу воску яркого…» (урок внеклассного чтения, посвященный 120-летию К.П.Гемп по книге «Сказ о Беломорье»)

Цель: представление учащимся творчества Ксении Петровны Гемп как краеведа, изучающего культуру Русского Севера.Задачи: 1) познакомить учащихся с биографией К.П.Гемп; ознакомиться с отрывками из ее кни...

Воспитательное мероприятие к 100 летию республики Коми "Пою мое Отечество, республику мою"

Третьтя часть воспитательного мероприятия "Пою мое Отечество, республику мою" - вопросы электронной игры...

Воспитательное мероприятие к 100 летию республики Коми "Пою мое Отечество, республику мою"

Часть 1. Цели, задачи, планируемые результаты методической разработки воспитательного мероприятия патриотического направления в форме викторины -игры для учащихся 5-6 класса. Легко трансформируется дл...