Песня кубанскому казачеству (по поэзии Ивана Вараввы)
материал по литературе (10 класс) по теме

 

                                                 Песня Кубанскому казачеству
                                                     (по поэзии Ивана Вараввы)
                                     О мать моя, 
                         Земля моя, Кубань!
                                                                                              Ты хлеб пекла, детишек колыхала,
                                                                                               Из века в век печально провожала
      Сынов своих на подвиг и на брань.
И.Варавва.
Передо мной небольшой томик стихотворений И.Вараввы. Листаю не торопясь страницы, и глаза невольно останавливаются на строках:
Славны хлопцы – запорожцы,-
Рано, рано.
Славны хлопцы – запорожцы,-
Да раненько!
Я задумалась, кто такие «хлопцы- запорожцы»? Почему о них пишет кубанский поэт?
Ответ на эти вопросы я нашла в других его сборниках стихов:
Становили черноморцы 
                                                         У таманской крутизны 
          Под казачьим лютым солнцем 
                                                         Запорожские челны…
     Ещё в далёком 18 веке запорожские казаки обосновались на Кубани и вошли в состав Кубанского Казачьего войска под именем черноморцев.
     Кто же он, певец земли казачьей? Сам поэт вспоминает: «Дед мой, Никита Савельевич, в прошлом казак  Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение на хате у дальних родственников в донской слободе Новоботайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевёз на Дон всё своё семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новоботайской, я и родился 5 февраля 1925 года.
     А в голодный 33-й год отец с матерью, взяв за руки малолетних сыновей, пешком отправились к своим истокам – на родину Кубань!
     Всё выпало на долю поэта: и голод, и холод, и война, и разруха. «Не по ровному, широкому и гладко укатанному шляху проходила моя жизнь, »- вспоминает И. Варавва.
Всё было в жизни у меня:
                                                        Свой кров, и дом, и сад
          Моя семья, моя родня –
                                                        Во всём свой лад
                                                        И склад.
     Ещё в студенческие годы поэт определил основной мотив своей поэзии: «Я свою судьбу, давно уже решил. Поеду домой, в станицу, песни казачьи послухаю. Может, что и напишется!»
     Жизненный выбор был сделан правильно. И кубанская песня стала главным в его творчестве:
                                                          И эта песнь усатых предков
          Во мне смеялась и жила,
              В сиянье звезд, раскинув ветви,
          Как сад весенний зацвела.
     Меня заинтересовало, почему Варавва обратился именно к казачьей песне? И ответ нашла у самого поэта: «В песнях – сама история, большая душа народная. Я их познал с колыбели».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песня кубанскому казачеству

(по поэзии Ивана Вараввы)

Выполнила

учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ №14

Тимашевского района

Краснодарского Края

Гребенюк Татьяна

Васильевна.

2012 год.

                                                 Песня Кубанскому казачеству

                                                     (по поэзии Ивана Вараввы)

                                     О мать моя,

                         Земля моя, Кубань!

                                                                                              Ты хлеб пекла, детишек колыхала,

                                                                                               Из века в век печально провожала

      Сынов своих на подвиг и на брань.

И.Варавва.

Передо мной небольшой томик стихотворений И.Вараввы. Листаю не торопясь страницы, и глаза невольно останавливаются на строках:

Славны хлопцы – запорожцы,-

Рано, рано.

Славны хлопцы – запорожцы,-

Да раненько!

Я задумалась, кто такие «хлопцы- запорожцы»? Почему о них пишет кубанский поэт?

Ответ на эти вопросы я нашла в других его сборниках стихов:

Становили черноморцы

                                                         У таманской крутизны

          Под казачьим лютым солнцем

                                                         Запорожские челны…

     Ещё в далёком 18 веке запорожские казаки обосновались на Кубани и вошли в состав Кубанского Казачьего войска под именем черноморцев.

     Кто же он, певец земли казачьей? Сам поэт вспоминает: «Дед мой, Никита Савельевич, в прошлом казак  Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение на хате у дальних родственников в донской слободе Новоботайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевёз на Дон всё своё семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новоботайской, я и родился 5 февраля 1925 года.

     А в голодный 33-й год отец с матерью, взяв за руки малолетних сыновей, пешком отправились к своим истокам – на родину Кубань!

     Всё выпало на долю поэта: и голод, и холод, и война, и разруха. «Не по ровному, широкому и гладко укатанному шляху проходила моя жизнь, »- вспоминает И. Варавва.

Всё было в жизни у меня:

                                                        Свой кров, и дом, и сад

                                          Моя семья, моя родня –

                                                        Во всём свой лад

                                                        И склад.

     Ещё в студенческие годы поэт определил основной мотив своей поэзии: «Я свою судьбу, давно уже решил. Поеду домой, в станицу, песни казачьи послухаю. Может, что и напишется!»

     Жизненный выбор был сделан правильно. И кубанская песня стала главным в его творчестве:

                                                          И эта песнь усатых предков

                                           Во мне смеялась и жила,

              В сиянье звезд, раскинув ветви,

                                           Как сад весенний зацвела.

     Меня заинтересовало, почему Варавва обратился именно к казачьей песне? И ответ нашла у самого поэта: «В песнях – сама история, большая душа народная. Я их познал с колыбели».

     В кубанских песнях воспеты степные курганы, скрывающие многие страницы истории народов и племен, заселявших наш  благодатный край. Эти песни поведали нам о древнерусском Тмутараканском княжестве Мстислава Храброго, о смелых черкасских всадниках князя Темрюка, отправившихся с миссией упросить Ивана Грозного  взять под могучую руку России их свободолюбивый народ, о мятежных казаках – некрасовцах, нашедших себе пристанище на Кубани.

      Хороша казачья песня, вольна, как птица, широка, как степь. Поэтому и обращается к ней И.Варавва.  Сам поэт считает, что наиболее содержательная его книга – «Песни казаков Кубани». В этот сборник вошли собранные Вараввой в станицах и хуторах нашего края народные песни.

      Вот уже который раз я перелистываю страницы сборника казачьих песен поэта. Передо мной встают образы славных воинов- казаков, храбро сражавшихся на море и на суше  с турецкими султанами, крымскими ханами, польской шляхтой, зорко охранявших рубежи Руси:

                                        Далеко от родимой сторонушки

                                        Служат храбрые наши казаченьки,

                                        Охраняют казаки Отечество –

                                        Берегут они Русь христианскую.

     Отстаивая свободу родной земли, все бросал казак: и дом, и хозяйство, и казачку, и детей. Его не трогали даже слезы любимой.

                                        - За Кубань иду!

                                        Гей, сивый мой коник,

                                        Дорогой степною

                                        Играй подо мною –

                                        Казачка, прощай.

     Мою душу затронула «Дума про Морозенко». Этот герой покорил меня своей храбростью, мужеством, отвагой, казацкой удалью. Это настоящий русский богатырь:

                                        У того у Морозенка

                                        Шабелька с насечкой.

                                        Где проехал Морозенко –

                                        Кровяная речка…

     Не отстают от него и казак Супрун, который

                                        … собрал войско

                                        Славно Запорожское

                                        Да пошел орду он бить.

                                         Ой, бил казак,

                                        Да бил Супрун,

                                        Ой, бил он и рубал.

     Не может не вызвать восхищение удалой казак Голота, который отважно бьётся со злым татарином:

                                        Вынимает сабельку

                                        Из ножон,

                                        Глядь – а у татарина

                                        Дух вон!

     Самому поэту в жестокой войне с фашистами пришлось отстаивать родную «батьковщину». Отсюда, с берегов Кубань-реки, «донесли до Эльбы удаль и отвагу земляки».

     Много полегло казаков за родимый край, но они освободили израненную советскую землю от фашистов. Им, кубанским казакам, павшим в неравной борьбе, поэт Варавва

спел свою песню:

                                        Край родной,

                                        Родное поле

                                        Парни сберегли,

                                        На пшеничном

                                        На раздолье

                                        Грудью полегли.

     И сейчас ветераны-казаки, прожившие трудную жизнь, испытавшие лихолетье, отшагавшие по военным дорогам до Победы, готовы откликнуться на первый зов Отечества:

                                        И если злобный враг зловещей силой

                                        Встревожит Родины поля,

                                        Пусть будет для врага его могилой

                                        Земля отцов – моя земля.

     Они делают все, чтобы возродилось казачество. Ведь казаки во все времена были той реальной силой, которая готова биться « за правое дело и жизнь народа, за горстку Кубанской земли!»

     Земля, родина, труд, поход, битва, любовь, дети, горечь разлуки, радость встреч, красота милой Кубани, тоска по дому в далеких походах, плуг и сабля, отвага и нежность – все это  близко и дорого сердцу казака.

     Любовь к родине, к матери и дивчине не делима в песнях Ивана Вараввы. Да и вообще, разве мог казак жить без «дивчины», без «криницы», без «дома», без «калины», без «мамы»?

                                        Бейся, коник, бейся,

                                        Гей, бейся, выбивайся, -

                                        К отцу, родной матери,

                                        Коник, возвращайся.

                                        Не так к отцу – матери,

                                        Гей, как ко всей родине,

                                        Гей, как к одной дивчине.

     Казак, главный герой песен поэта, всей душой и всем сердцем любит природу родного края, словно к божествам обращается к ветру, орлу и соколу, к родимой степи, ведет задушевную беседу со своим другом – конем, с матерью, женой или невестой, родной землей.

     Начало свое казак видит в « сердце радужном радостной мамы, «в материнских слезах», «в жизни праведной мамы», а середину свою – в «материнской причастности к сыну».

     Для кубанского казака мать и родина едины.

                                             Моя славная мама,

                                        Как и все беззаветные люди, -

                                        Беспредельна и вечна,

                                        Как вечна под солнцем земля.

     Иван Варавва любит землю, Кубанскую землю, до самозабвения. Он называет её матерью, которая и в радости, и в горести была со своими сыновьями: вместе с ними «стонала и страдала», вместе с ними веселилась.

Люблю тебя, мой край,

                                                          Люблю.

                                                          По колкому жнивью

                                                          Свою любовь

                                                          Не распылю,

                                                          А в песню перелью.

     И, действительно поэт перелил свою любовь к родной земле в песню, которая лежит над широкими просторами Кубани. Сам поэт признаётся: « Кубань была и остаётся и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землёй».

      И вот перевёрнута последняя страница сборника стихов Ивана Вараввы. Много счастливых минут подарила мне поэзия кубанского певца. Его стихи удивительные. В них я нашла ответы на волновавшие меня вопросы.

                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Притихли лунные поляны, Притихли клёны в вышине – Пономаренко на баяне Поёт о милой стороне. С. Хохлов

Слайд 2

В ширь полей с холмами предков, Где хлеба стоят ,как рать, Ты ходил, Пономаренко, Чудо песни собирать. К. Обойщиков

Слайд 3

То поёт душа, то плачет, То хохочет, наконец… Ты теперь в краю казачьем Самый звонкий бубенец… К. Обойщиков

Слайд 4

Гуамское ущелье, Апшеронский район

Слайд 5

Презентацию подготовила Гребенюк Татьяна Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс

     Программа курса разработана на основе программы «История  Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края,  Департамента по делам казачества , военн...

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 7 класс

   Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиц...

Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционная народная культура – явле...

Урок- представление по творчеству Ивана Вараввы «Кто Кубань мою песней прославит?» 7 класс

У каждого поэта на карте страны есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край – главный родник творческого вдохновения. Такой землёй для Ивана Фёдоровича Вараввы была и навсегда остал...

Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»

Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать!               Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...