Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Черепова Марина Валентиновна

 

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».

Цель программы – создание представления о праздниках, обрядах и обычаях кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

_______Краснодарский край       г.Курганинск_______________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                          решение педсовета

                                                                       протокол №__1 от 30.08._2010   года

Председатель педсовета

_____________         Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ                              

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка «Обычай – обряд – традиция. Праздники  кубанского казачества»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ______5 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    34            Уровень              ____________

(базовый, профильный)

Учитель    Черепова Марина Валентиновна  

Программа разработана на основе

Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  1. Пояснительная записка

       Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Кубани основой образования и воспитания детей должен стать фольклор кубанского казачества – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Северного Кавказа в течение двух с лишним веков.

      Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной кубанской культуры. Она разработана на основе крупнейших в крае коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических положений ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».

Цель программы – создание представления о праздниках, обрядах и обычаях кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи, решаемые программой:

  1. Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
  2. Познакомить их с праздниками , обычаями и обрядами;
  3. Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
  4. Развивать творческие способности детей;
  5. Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.

    Формы работы:

  1. Занятие – встреча;
  2. Занятие – заочная экскурсия;
  3. Занятие – гостиная;
  4. Занятие – экспедиция;
  5. Занятие – ученическая конференция;
  6. Занятие – творческий портрет;
  7. Занятие – праздник.

В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре казаков, а также возможность их практического применения.

2. Содержание обучения. Содержание обучения.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Кубанское казачество и его культура.

2

2

2

Календарный праздник глазами детей

16

16

3

Молодёжь в традиционной культуре казаков.

3

3

4

Обряды жизненного круга.

8

8

5

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.

3

3

6

Итоговое занятие.

2

2

Итого

34

34

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
  2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
  3. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
  4. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
  5. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т.1.
  6. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
  7. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                           заместитель директора по ВР

классных руководителей      

       Протокол № 2 от25.08.2010г.                                    _____________С.Н.Суханова

Руководитель МО                                                       « 30 »августа 2010 года

_________         Е.В..Золотухина

Согласовано

Заместитель директора по УМР

__________Л.М.Проценко

30 августа 2010 год.

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружка «Обычай – обряд – традиция. Праздники  кубанского казачества»

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        5    

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2010 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

п/п

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

1

Кубанское казачество и его культура.

1

2

Календарный праздник глазами детей.

16

Презента

ция по теме

Календарный круг как  цикл.

1

Зимние Святки. Колядки, щедровки.

3

Презента

ция по теме

Масленица и масленичные песни.

3

Великий пост.

2

Пасха. Весенние хороводы.

2

Презента

ция по теме

Вознесение.

1

Троица. Ивана Купала.

3

Презента

ция по теме

Лето. Труд в поле .

2

Презента

ция по теме

3

Молодёжь в традиционной культуре казаков.

3

Молодёжные вечеринки. Игры, песни. Игровые хороводы.

3

Презента

ция по теме

4

Обряды жизненного круга.

8

Презента

ция по теме

Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания.

4

Проводы на службу. Песни при проводах на службу.

4

Презента

ция по теме

5

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.

3

Презента

ция по теме

Старики в казачье станице. Духовные стихи.

2

Погребальный обряд. Причитания.

1

6

Итоговое занятие.

2

1.Кубанское казачество и его культура.(1 час)

2.Календарный праздник глазами детей.(16 часов)

Календарный круг как  цикл.(1 час) Народные представления о течении времени по кругу. Деление года на сезоны. Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени.

Зимние Святки. Колядки, щедровки.(3 часа)

Время зимних Святок в народном календаре. Рождество. Новый Год, Крещение – главные праздники зимних святок. Детское колядование  и щедрование.

Масленица и масленичные песни.(3 часа) Содержание праздника Масленицы. Обрядовая еда: блины, вареники. Обряды встречи и проводов Масленицы. Чучело Масленицы, его формы и действия с ним.

Великий пост        (2часа) Содержание периода: духовная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост.

Пасха. Весенние хороводы.(2 часа) Содержание праздника. Обрядовая еда, одежда. Игры и увеселения на улице. Музыкальные тексты Пасхи.

Вознесение. (1 час) Содержание праздника.

Троица. Ивана Купала.(3 часа) Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение зеленью домов, выход на реку, в лес, гадание на венках. Троицкие хороводы. Легенды и былички об Иване Купала. Представления о кладах. Купальские песни.

Лето , труд в поле.(2 часа) Летний сезон, труд в поле. Поговорки и пословицы о земле. Обрядовые песни.

Молодёжь в традиционной культуре казаков.        3

Молодёжные вечеринки. Игры, песни. Игровые хороводы.        (3часа) Сбор молодёжи на вечеринки. Оформление помещений. Формы оказания внимания противоположному полу. Игры и танцы в молодёжной среде.

Обряды жизненного круга.        8

Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания.        (4часа) Представления казаков о браке. Брачный возраст. Санкция на брак со стороны старших. Свадебный обряд как самый сложный. Прощальные ритуалы в доме невесты. Виды свадебных песен.

Проводы на службу. Песни при проводах на службу.        (4часа) Проводы казак4а на службу – граница жизненного цикла. Конь – верный спутник казака. Материальная культура проводов (рушник, платок…). Участники обряда. Структура проводов. Ритуалы.

Старики в казачье станице. Духовные стихи.        2

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.(3 часа) Возраст старости. Одёжный комплект старика. Роль стариков на казачьем круге. Духовный стих как жанр. Особенности и источники сюжетов .

Погребальный обряд. Причитания.        (1час) Представления о смерти как форме перехода в другой мир. Мир предков и отношения с ними живущих.

Итоговое занятие.        2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса для 7-8 классов "Обычаи и традиции тувинцев"

Автор программы настаивают на изучении традиций и обычаев в школе в качестве учебного предмета, исходя из того, что они представляют собой своеобразную систему воздействия на умы и сердца, волю и чувс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности  "Народная музыка казачества"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 7 класс...