Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Дубинина Елена Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Домникова В. М.»

Орловское казачество.

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        

курса внеурочной деятельности

7 класс

Нормативный срок реализации 1 год

Духовно-нравственное направление развития личности

Составитель:

Педагог-библиотекарь

Дубинина

Елена Владимировна

п.Хомутово, 2019г.

Пояснительная записка

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории: Н. М. Карамзин,                          С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов:             А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова, — а также литераторов, таких, как В. М. Катанов, В. Ф. Садовский и др. Оценку роли казачества в истории России подчёркивает фраза Л. Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».

На протяжении двух десятилетий в условиях демократизации жизни России шёл сложный, противоречивый процесс возрождения  казачества.          В 2012 году Президент России В. В. Путин подписал Стратегию развития российского казачества, что является следствием многочисленных исканий всех заинтересованных в возрождении казачества социальных групп. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Александр Дмитриевич Беглов в своем комментарии к Стратегии отметил, что «государство сегодня создаёт все условия для развития казачества, в том числе создана большая нормативно-правовая база для развития российского казачества…».

 Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утверждённой Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355.  Именно эти документы можно считать основополагающими для создания программы внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы».

Актуальность программы связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства, в том числе и на территории Орловской области;

- во-вторых, с выполнением на всех уровнях главной государственной задачи, связанной с формированием национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей малой Родине — Орловскому краю;  

- в-третьих, преломление воспитания через практико-ориетированные направления позволяет сформировать у подрастающего поколения такое качество личности, которое определяет в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

- в-четвёртых, в настоящее время выявляется актуальность и приоритетность существования курсов по истории казачества, в ходе изучения которых возможно активное использование межпредметных связей                       (с историей, экономикой, культурологией и т. д.), что поможет расширить  кругозор учащихся, стимулировать развитие их творческих способностей и сформировать навыки самостоятельной, в частности исследовательской работы.

Поэтому появилась необходимость синергизировать усилия педагогов, общественности, казачества по включению программы курса внеурочной деятельности в практику общеобразовательных школ Орловской области.

Нормативно-правовые основы создания программы курса внеурочной деятельности:

•        Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»            № 273 от 29 декабря 2012 года;

•        Федеральный Закон РФ «О государственной службе российского казачества» № 154 - ФЗ от 05.12.2005 года (ред. от 13.07.2015 г.);  

•        Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. Пр № 1355;

•        Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г. Утверждена Президентом РФ 15.09.2012 г.             Пр № 2789;

•        Концепция Национального проекта формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских военных училищ и кадетских корпусов страны в рамках Проекта Федеральной целевой программы развития кадетского образования на 2008—2018 гг.;

•        Указ Губернатора Орловской области «Об утверждении Устава Орловского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье общество» от 26 сентября 2011 г. № 329;

•        Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (в редакции приказов от 29 декабря 2014г.          № 1644);

•        Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Утверждена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 08. 04. 2015 г. № 1/15).  

Предметом курса «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» является изучение процесса становления орловского казачества, формирования его территории,  населения, социально-экономического уклада и культурных традиций.

Программу внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» можно отнести к духовно-нравственному направлению развития личности.  

         Основной целью программы является формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах становления и развития российского казачества, формирование начального представления об орловском казачестве.

Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности общеобразовательных организаций принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании в РФ», такие как:

•        воспитание гражданственности и любви к Родине;

•        защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

•        формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

•        формирование мировоззренческой, нравственной культуры;  

•        воспитание гражданственности и патриотизма, идентификация себя с определенной социокультурной и этнокультурной средой,  готовой к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи программы:

- углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления и до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами учёных, с историческими документами, истоками духовной культуры казачества;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление с ролью казачества на службе Отечеству;

- развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.

- укрепление связей с казачьими обществами, действующими на территории муниципальных образований, с целью профилактики асоциального поведения подростков.

- культивирование важнейших качеств казака как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» основана на принципах системно-деятельностной организации воспитания. В ходе реализации программы каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу, для решения которой обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к её содержанию:

-        общеобразовательных дисциплин;

-        произведений искусства;

-        периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

-        духовной культуры, литературы;

-        истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

-        жизненного опыта своих родителей (законных представителей)               и прародителей;

-        общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

-       других источников информации и научного знания.

        Принципы организации педагогического процесса:

•        Принцип гуманистической  направленности — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности;

•        Принцип связи с жизнью и  практикой отрицает абстрактно-просветительскую направленность программы, рассчитан на деятельностный подход. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с  текущими  событиями;  широкого привлечения на занятиях местного краеведческого материала.  

•         Принцип научности  является ведущим ориентиром при приведении содержания  образования в соответствие с уровнем развития науки, нормативно-правовой базой,  с опытом, накопленным в истории России и региона в вопросах казачества.    

•        Принцип ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений,  сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых  знаний,  идей,  овладевали  бы умениями и навыками социально ценного поведения.

•        Принцип обучения и воспитания детей в коллективе   предполагает  оптимальное  сочетание  коллективных, групповых  и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

•        Принцип преемственности,  систематичности и последовательности предполагает  такую  организацию педагогического  процесса,  при  которой то или иное мероприятие, то или иное занятие являются логическим продолжением  ранее  проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает обучающегося на более высокий уровень развития.  

•        Принцип наглядности предполагает, что термины, понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся,  если они подкрепляются  конкретными  фактами  в  процессе сравнения, проведения аналогий.

Принципы управления деятельностью обучающихся:

•        Принцип   сочетания  педагогического управления с  развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

предполагает поддерживать полезные начинания детей,  учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы,  поощрять инициативу и творчество.  

•        Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе предполагает активную роль обучающегося в педагогическом процессе.      

•        Принцип согласованности требований  школы, семьи и общественности предполагает  единство и целостность урочной и внеурочной деятельности.  

•        Принцип доступности связан с учетом реальных возможностей обучающихся, предупреждения интеллектуальных,  физических и нервно-эмоциональных перегрузок,  отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

•        Принцип от простого к сложному предполагает последовательное изложение материала от наглядного (бытового) до научного (аналитического).

•        Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации деятельности по программе с 5 по 7 класс.

 Одна из главных задач педагога — на материале курса сформировать основные компетенции учащихся,  такие, как:

•        ключевые интеллектуальные умения (ключевые интеллектуальные умения, постановка проблемы, работа с информацией, планирование работы, рассуждение, выдвижение гипотез…);

•        универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия;

•        базовые знания, общее представление о системе знаний;

•        социальный опыт;

•        адекватная самооценка собственной системы знаний.

Программа предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательных организаций. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Основная форма организации занятий — учебное занятие.

 Формы работы в объединении:

•        Беседы.

•        Проектная деятельность.

•        Коллективные творческие дела.

•        Дискуссии.

•        Тренинги общения.

•        Работа в парах, группах.

•        Игры.

•        Акции.

•        Участие в митингах, шествиях, парадах и др.

        Кадровое обеспечение программы:

        Для успешной реализации настоящей Программы необходимы скоординированные действия педагогического коллектива, администрации общеобразовательной школы, наставников из представителей казачества и духовенства, а также родителей.  

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:

•        выбор оптимальных условий и площадок для проведения занятий по  программе (школа, УДО, музей, клуб и др.);

•        рабочая программа курса внеурочной деятельности с учебно-методическим сопровождением;

•        аудиоматериалы, видеоматериалы;

•        персональный компьютер с выходом в Интернет, мультимедийное оборудование, экран.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» должна обеспечивать формирование личностных и метапредметных результатов.

Личностные и метапредметные результаты

к концу 7 класса

К важнейшим личностным результатам можно отнести следующие:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность к непрерывному образованию и формированию духовно-нравственной установки «становиться лучше».

К важнейшим метапредметным результатам можно отнести следующие:

  • владение умениями работать с информацией, поиск информации, анализ информации, умение соотнести полученную информацию с современной ситуацией;
  • осознание духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

Формы контроля:

  • Контрольно-измерительные материалы по темам курса (в программе).
  • Участие в общешкольных, муниципальных, региональных проектах,   акциях.

        Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение Программы, а именно, выполнение  контрольных заданий по темам, активное участие в проведении занятий, участие в мероприятиях по казачьей культуре, соревнованиях, исторических викторинах, акциях.  

        Косвенными критериями служат: создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.  

        В целях мониторинга реализации программы возможно проведение  анкетирования среди учащихся и родителей.    

Объём программы

Класс

Количество часов за год

Продолжительность занятия (мин)

7 класс

18

45

        

Время организации занятий определяется администрацией ОО. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 18 недель (III—IV четверти).

Ресурсное обеспечение программы

Вид ресурсов

Перечень действий

Информаци-онные

Спланировать рекламно-разъяснительную работу среди родителей и обучающихся по набору обучающихся в кружок.

Залогом успешной воспитательной деятельности с обучающимися по программе внеурочной деятельности «Орловское казачество: история традиции, перспективы»  является сотрудничество педагога с родителями, поскольку семья, оказывает значительное влияние  на процесс развития ребёнка. Следовательно, вовлечь родителей в качестве активных участников педагогического процесса — важная и ответственная психолого-педагогическая задача, стоящая перед педагогическим коллективом.

Нормативно- правовые

Рассмотреть  и утвердить программу «Орловское казачество: история, традиции, перспективы» и УМК на педагогическом совете школы.

Программно- методические

Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеку по проблематике казачества (библиотекарь).

Установить связи с муниципальными музеями, представителями местного казачества, представителями РПЦ.  

Содержание курса внеурочной деятельности

7 класс (18 часов)

Тема 1. Государственная политика в отношении казачества. Законодательство в сфере казачества.

Реестровые и нереестровые казачьи общества (3 часа)

История создания Центрального казачьего войска. Орловское отдельское казачье общество войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Понятие «Устава». Устав Орловского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Гимн ЦКВ. Атрибуты и символика ЦКВ. Форма одежды. Наградные знаки. Реестровые и нереестровые казачьи общества.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: беседа, демонстрация материалов сайта ЦКВ, разучивание гимна, встреча с представителями Орловского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».

Контрольно-измерительные материалы:

- Что такое реестр? Реестровые  и нереестровые общества.

- Прослушивание гимна казаков ЦКВ.

- Кто руководитель Орловского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско»?

- Какие атрибуты и символы ЦКВ Вы знаете?

Рекомендуемый список литературы, используемый при разработке содержания темы занятия:

  • Федеральный Закон РФ «О государственной службе российского казачества» № 154 - ФЗ от 05.12.2005 года (ред. от 13.07.2015 г.)
  • Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. Утверждена Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. Пр. № 1355.
  • Стратегия развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г. Утверждена Президентом РФ 15.09.2012 г.           Пр. № 2789.
  • Указ Губернатора Орловской области «Об утверждении Устава Орловского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье общество» от 26 сентября 2011 г. № 329.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.vko-ckv.ru/kazachya-sluzhba/ Войсковое казачье войско: ЦКВ/
  • http://orel-region.ru/index.php?head=15&part=10 / Портал Орловской области. Некоммерческие организации. Казачество/
  • http://www.allcossacks.ru/ Союз казаков/

Тема 2: Преемственность традиций благочестия в казачьей культуре. Святые из казачьих родов (2 часа)

Традиции святости в служении российского казачества. Нравственные отношения и обязанности христианина к самому себе и по отношению к ближним. Святой Георгий Победоносец — покровитель всех российских воинов. Святые Илья Муромец и Александр Невский. Патриарх Гермоген (Ермоген). Святители Димитрий Ростовский и Иоасаф Белгородский.  

Возможные формы организации деятельности обучающихся: лекция, самостоятельная работа, просмотр эпизодов из х/ф «Александр Невский»                     (1938 г.), чтение вслух былин о богатырях.

Контрольно-измерительные материалы:

- Доклады о святых защитниках земли русской.

- Презентации о святых защитниках земли русской.

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

  • Российское казачество // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». — 2011. — № 11.

Интернет-ресурсы:

  • Википедия.

Тема 3: Кадетские корпуса в России: историческая ретроспектива (4 часа)

Понятие «кадет». История появления кадетских корпусов. Первый кадетский корпус в России. Кадетские корпуса в России 1732—1917 гг. Известные выпускники кадетских корпусов. Программа обучения и воспитания в кадетских корпусах. Комплектование кадетских корпусов. Орловский — Бахтина кадетский корпус. Кадетские казачьи корпуса в современной России. Московский казачий кадетский корпус: интересные факты. Опыт Орловщины: формирование кадетских классов. Орловский кадет — атаман войска Донского.

Возможные формы организации деятельности обучающихся:  устное изложение материала, презентация фотоматериалов, викторина, моделирование, посещение мест г. Орла, где исторически располагался Орловский — Бахтина кадетский корпус (площадь Каменского).

Контрольно-измерительные материалы:

- Кто такой кадет?

- Кто такой казак-кадет?

- В каком году и кем был основан кадетский корпус в городе Орле?

- Где располагался Орловский — Бахтина кадетский корпус? Что сейчас на этом месте?

- Составление кодекса чести кадета.

- Создание модели здания Орловского — Бахтина кадетского корпуса.

Рекомендуемый список литературы,

используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Воробьева А. Ю. Кадетские корпуса в 1732—1917 / А. Ю. Воробьева; Худож. О. Пархаев. — М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство  Астрель», 2003. — 62, [2] с.: цв. ил. — (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»).

•        К истории Орловского  — Бахтина кадетского корпуса. Сборник статей. Сост. Н. Петрованова. — Орел, 2002. — 100 с.

•        Садовский В. Орловский кадет — атаман войска Донского /                               В. Садовский // Орловская правда, — 2006. — 2 сентября. — С.1, 4.

Интернет-ресурсы:

  • Википедия. Кадетские корпуса/
  • http://www.moskadet.ru/main/148d8649-79d7-46cf-b287-aa3cd6368998/0/0/47e66e65-5643-4efe-b879-1ac993a4c892 /Московский Казачий кадетский корпус имени Шолохова/    
  • http://www.ruscadet.ru/history/rkk_1701_1918/1883_1918/orl_bah/hist.htm  /Орловский — Бахтина кадетский корпус/

Тема 4: Ермолов Алексей Петрович (2 часа)

Герои войны 1812 года. А. П. Ермолов — герой Отечественной войны 1812 года, наш земляк.    

Возможные формы организации деятельности обучающихся: создание исторической фотогалереи героев войны 1812 года, интеллектуальное лото, экскурсия на Троицкое кладбище г. Орла (могилу А. П. Ермолова)

Контрольно-измерительные материалы:

- Вопросы и ответы для интеллектуального лото по биографии Ермолова А. П.

Рекомендуемый список литературы,

 используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Клычников Ю. Кавказская стать / Ю. Клычников // Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина», — 2004. — № 5.— С. 85—86.

Интернет-ресурсы:

Википедия.

Тема 5. Казаки — защитники земли русской (4 часа)

Воинская культура и патриотическое служение казачества в отечественной истории. Образцы героического служения казаков. Роль личности в истории. Ермак Тимофеевич. Семен Иванович Дежнев. Подвиги казачества в Отечественной войне 1812 года. Денис Давыдов – казак, наш земляк. Матвей Иванович Платов. Героическое служение Отечеству. Казачество в Первой мировой войне. Герой-казак Л. М. Доватор. Герои-казаки в Великой Отечественной Войне. Д. М. Карбышев и многие другие. Воинское служение казачества в послевоенный период. Мастер-оружейник Ф. В. Токарев. Казаки как защитники Орловского края.

Возможные формы организации деятельности обучающихся: лекция с презентацией, просмотр фрагментов фильма «Ермак», беседа, литературно-музыкальная композиция и др.

Контрольно-измерительные материалы:

- Ценностная беседа на тему «Что я могу сделать для своей Родины?»

- Организация литературно-музыкальной композиции «Героям Отечества посвящается»

Рекомендуемый список литературы,

 используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Ашихмина Е. Н. Историческая топонимика Орловской области /                Е. Н. Ашихмина — Орёл. : издатель Александр Воробьев, 2014.

•        Кашкаров А. П. Казаки: традиции, обычаи, культура / А. П. Кашкаров. —Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 125 с.  

•        Саран А. Ю. Орловские деревни. Реконструкция исторического состава. 1566—2014 гг. :  в 4 т. / А. Ю. Саран. — Орел, 2015.

Интернет-ресурсы:

  • Википедия.
  • https://topwar.ru/20166-l-m-dovator-legendarnyy-predvoditel-kazachih-kavaleristov.html  /О Доваторе/  
  • http://home-siberia.livejournal.com/293187.html    /О Карбышеве/
  • Документальный фильм о Д. М. Карбышеве.

Тема 6. Я — патриот земли российской (3 часа)

Гражданская инициатива «Бессмертный полк». История акции. Посещение музеев воинской славы. Возложение цветов к памятникам и мемориалам Славы, памятнику генералу А. П. Ермолову.  

Возможные формы организации деятельности обучающихся: участие в акции «Бессмертный полк»,   митингах, возложении цветов, уборка воинских захоронений, уроки Памяти.

Контрольно-измерительные материалы:

- Изготовление транспарантов с фотопортретами своих родственников. Участие в акциях.

- Трудовые десанты.  

Рекомендуемый список литературы,

 используемый при разработке содержания темы занятия:

•        Агошков В. По Орловии гуляли атаманы / В. Агошков // Орловская правда. — 1994. — 18 июня. — С.3.

•        Возрождение казачества — возрождение России // Орловская городская газета. — 2010.— 6 октября — №7 (16).

•        Газета Орловского Казачьего экономического Союза «Слово казака» // — 2015. — №7.

•        Жаворонкова Т. В. Я из казаков. И делаю то, что должно. Во славу Отечества! / Т. В. Жаворонкова // Просторы России. — 1995. — № 15. — С.7: фото.

•        Злобин А. С. Россия в одном районе. Историко-краеведческий очерк / Злобин А. С., Переверзев В. И. — Орёл. : издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1996.— 280 с. ил. вкл.  

Интернет-ресурсы:

  • Википедия /Бессмертный полк/


 Тематическое планирование: 7 класс

п/п

Тема

Всего часов

Количество часов по программе

Теория

Практика

1.

Государственная политика в отношении казачества. Законодательство в сфере казачества. Реестровые и  нереестровые  казачьи общества.

3

2

1

2.

Преемственность традиций благочестия в казачьей культуре. Святые из казачьих родов  

2

1

1

3.

Кадетские корпуса в России: историческая ретроспектива

4

2

2

4.

А. П. Ермолов

2

1

1

5.

Казаки — защитники земли русской

4

2

2

6.

Я — патриот земли российской

3

-

3

Итого:

18

8

10

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Государственная политика в отношении казачества. Законодательство в сфере казачества. Реестровые и  нереестровые  казачьи общества. (3 ч.)

История создания Центрального казачьего войска. Орловское отдельское казачье общество войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».

Устав Орловского отдельского казачьего общества войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Гимн ЦКВ. Атрибуты и символика ЦКВ.

Форма одежды. Наградные знаки. Реестровые и нереестровые казачьи общества.

Преемственность традиций благочестия в казачьей культуре. Святые из казачьих родов (2 ч.)

Традиции святости в служении российского казачества. Нравственные отношения и обязанности христианина к самому себе и по отношению к ближним.

Святой Георгий Победоносец — покровитель всех российских воинов. Святые Илья Муромец и Александр Невский. Патриарх Гермоген (Ермоген). Святители Димитрий Ростовский и Иоасаф Белгородский.

Кадетские корпуса в России: историческая ретроспектива (4 ч.)

Понятие «кадет». История появления кадетских корпусов. Первый кадетский корпус в России.

Кадетские корпуса в России 1732—1917 гг. Известные выпускники кадетских корпусов. Программа обучения и воспитания в кадетских корпусах. Комплектование кадетских корпусов.

Орловский — Бахтина кадетский корпус. Кадетские казачьи корпуса в современной России. Московский казачий кадетский корпус: интересные факты.

Опыт Орловщины: формирование кадетских классов. Орловский кадет — атаман войска Донского.

А. П. Ермолов (2 ч.)

Герои войны 1812 года

А. П. Ермолов — герой Отечественной войны 1812 года, наш земляк.

Казаки — защитники земли русской (4 ч.)

Воинская культура и патриотическое служение казачества в отечественной истории. Образцы героического служения казаков

Роль личности в истории. Ермак Тимофеевич. Семен Иванович Дежнев. Подвиги казачества в Отечественной войне 1812 года. Денис Давыдов – казак, наш земляк.

Казачество в Первой мировой войне. Герой-казак Л. М. Доватор. Герои-казаки в Великой Отечественной Войне. Д. М. Карбышев и многие другие

Воинское служение казачества в послевоенный период. Мастер-оружейник Ф. В. Токарев. Казаки как защитники Орловского края.

Я — патриот земли российской (3 ч.)

Гражданская инициатива «Бессмертный полк». История акции

Посещение музеев воинской славы.

Возложение цветов к памятникам и мемориалам Славы, памятнику генералу А. П. Ермолову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...