Главные вкладки

    Разработка урока литературы "Утверждение эстетических приоритетов в лирике Иосифа Бродского"
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Шефер Яна Викторовна

    Материал содержит методическую разработку урока литературы в 11 классе по лирике Бродского. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    В казахстанских школах количество часов литературы значительно меньше, чем в российских, что связано с объективными причинами углубленного  изучения школьниками государственного языка. Тем сложнее представляется учителю выполнение задачи воспитания творческого читателя. Программой предусмотрено лишь обзорное изучение великих произведений русской классической литературы. В  частности, на изучение творчества Иосифа Бродского в 11 классе отводится только 1 час.

    Представляю вниманию жюри конкурса разработку такого урока.

    На уроке используются опережающие (домашние) задания. Общее: выбрать из сборника стихотворений Бродского 3 наиболее привлёкших внимание и подготовить их выразительное чтение. Индивидуальные: подготовить презентацию «Очерк жизни и творчества И. Бродского», сообщение «Мысли Нобелевской премии Бродского».

    В данной разработке остаётся нераскрытой прелесть языка Бродского, его неповторимый синтаксис и авторский стиль. Этот пробел может быть восполнен на уроке внеклассного чтения.

    Для подготовки использовала материалы уроков А. С. Шелухиной  и Л. В. Сыроватко (Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. 11 класс)

    Утверждение эстетических приоритетов в лирике Иосифа Бродского.


    Цель: познакомиться с биографией Бродского, пробудить интерес к его личности;

    развивать способности творчески осмысливать прочитанное, развивать образное мышление;

    воспитывать любовь к языку и литературе, уважение к процессу творчества.

    Оборудование: сборники стихотворений И. Бродского, презентация.

       «Язык — мощнейший катализатор процесса познания. Недаром я его обожествляю».

           «Язык — Начало Начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык».

    И. Бродский

    Ход урока

    1. Организационный момент (целеполагание, эмоциональный настрой).

    Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством замечательного русского поэта Иосифа Бродского. Перед нами раскроется его творческий мир, богатству которого можно только удивляться.

    Итак, вашему вниманию – Иосиф Бродский. 

    1. Сообщение учащихся «Очерк жизни и творчества И. Бродского» с опорой на презентацию. Подготовка этого выступления контролируется учителем (отбор сведений), презентация же готовится учащимися самостоятельно.

    Класс ведёт записи в тетрадях.

           Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

           В 1949 году семья получила «полторы комнаты» в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1889 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники «Цеха поэтов».

           В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, «свободный поступок» — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против «ада серости и убогого материализма». Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С 15 лет поэт перепробовал множество работ.

           Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский проделывает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.

           Весной 1960-го Бродский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис» Александра Гинзбурга.

           В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

           29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появился фельетон «Окололитературный трутень», с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство.

           На процессе поэт, по свидетельству очевидцев, держался с «замечательным достоинством и мужеством». Его ответ на вопрос судьи: «Кто причислил вас к поэтам?» — «Я полагаю, что это от Бога», — цитировался чаще, чем любая из его стихотворных строк.

           В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на Западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобожден. 18 месяцев, проведенных поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность.

           4 июня 1972 года самолет с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене. Накануне отъезда из СССР Бродский написал открытое письмо Брежневу, проникнутое уверенностью в возвращении на Родину. «Перемена Империи» стала для поэта трагедией: сначала невозможность увидеть мать и отца, а позже невозможность для них быть похороненными руками сына — за это поэт расплатился инфарктами, операциями на сердце.

           С 1972 года Бродский двадцать четыре года преподавал в различных американских университетах: Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском.

           В 1980 году поэт становится гражданином США, а в 1981 году получает стипендию «гениев фонда „МасArthur“». В 1987 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе.

           Начиная с 1988 года стихи Бродского возвращаются на Родину.

           В последние годы судьба была более милостива к поэту. 1 сентября 1990 года в Стокгольме состоялось его бракосочетание с Марией Содзани, а 9 июня 1993 года родилась их дочь, маленькая Анна Мария Александра, названная так в честь Анны Ахматовой и родителей: Марии Моисеевны и Александра Ивановича Бродских.

           Иосиф Бродский умер от сердечного приступа 28 января 1996 года.

    1. Опережающее задание. Обсуждение прочитанных самостоятельно стихотворений (эвристическая беседа)

    Почему вы выбрали именно эти стихотворения?

    В каком году они написаны, к какому сборнику относятся?

    Что вас удивило в языке Бродского?

    Какие стилистические приёмы в них использовал автор?

    Какие образы, мысли, чувства они у вас вызвали?

    1. Анализ высказываний исследователей о творчестве Бродского (Слайд)

    Проанализируйте высказывания исследователей. Какие особенности поэзии Бродского они отмечают? Выделите главные мысли и выпишите их в тетрадь.

          1. Томас Венцлова: «У него была поразительная судьба — возможно, наиболее поразительная в русской литературе.

           Иосиф Бродский сумел построить огромное поэтическое здание. В этом ему, несомненно, помог родной Петербург.

           Он принял как свои Венецию, Рим и Нью-Йорк, и эти города приняли его как своего достойного гражданина, но он до конца остался петербуржцем.

           Иосиф Бродский обладал той артистической и эстетической свободой, за которую приходится платить одиночеством...

           Он твердо знал, что империя культуры и языка несравненно более могущественна, чем любые исторические империи. Поэтому он оказался несовместимым с той империей, в которой ему пришлось родиться. Это кончилось изгнанием, где он написал свои главные вещи.

           Он был окружен друзьями, в последние годы судьба дала ему и личное счастье. Одиночество все же сопровождало его. Он постоянно уходил — от литературных клише, от своей прежней манеры, от многих читателей и почитателей — и наконец ушел из мира. Не ушел он только от русского языка» 3.

           2. Владимир Уфлянд: «Бродский создал свой мир. По своему образу и подобию. Тем труднее читателю проникнуть в этот мир. Он должен отождествить себя с Бродским. А Бродский — далеко не обычный гражданин России или любой другой страны Земли.

           Бродский смотрел на Землю не с земной плоскости, а из других сфер. Как ястреб, с которым чувствовал родство душ.

           Бродский создал почти всемогущую страну Бродского, Бродленд, Бродсковию, или страну БРОДячих русСКИХ, людей, бродящих в поисках смысла жизни по всему пространству Вселенной».

    Как вы понимаете смысл слов  „БРОДячий русСКИЙ“?

    1. Анализ стихотворения «Пятая годовщина». 

    Читает выразительно подготовленный ученик.

       Учитель. Пятая годовщина — то время, которое прошло с момента изгнания поэта, с момента начала его скитаний. Это — исходная точка того мировоззрения, которое проявится в стихотворениях.

    B каких отношениях, по вашему мнению, находятся «я» и тот мир, который изображен в первой части? Какие метафоры находит поэт, чтобы выразить это соотношение?

        Отношения «я» и мира одновременно конфликт и единство. Лирический герой ощущает себя «актером» на фоне «задника» (декорации), «всадником» в «просторе», наконец, живой деталью пейзажа, прорывающейся за полотно. Таким образом, принадлежа этому пейзажу, будучи неразрывно связанным с ним, он все же стремится к выходу из него, как стремится актер к тому, чтобы отыграть роль, всадник — к преодолению простора.

      Чем заканчивается этот конфликт?

        «Я» покидает то пространство, о котором говорится во всей «большой» части стихотворения. Отсюда — точка зрения «сверху»: отстраненность, вырванность из привычных координат, когда возвращение возможно только как падение, гибель.

      Что происходит с человеком и «пейзажем», когда их связь распадается? Найдите соответствующие строки.

        Человек остро ощущает свое отсутствие, его основное переживание — «Теперь меня там нет». Мир же остается равнодушным:

    Отсутствие мое большой дыры в пейзаже

     Не сделало; пустяк: дыра, — но небольшая.

     Ее затянут мох или пучки лишая,

     Гармонии тонов и проч. не нарушая.

      Какова дальнейшая жизнь лирического героя «за рамкой» пейзажа (за пробитым полотном, «дырой»)? Радостно или мучительно новое состояние? Найдите и прочитайте соответствующие строки.

        Состояние «выхода из пейзажа» мучительно: оно сравнивается со взглядом в лицо горгоне Медузе. Лирический герой смог вытерпеть разрыв, «не окаменел» и «своим не подавился криком» (т. е. не потерял способности действовать и говорить).

      Как вы понимаете слова «великий варьянт» (горгоны Медузы)? Перед чем настолько страшным, что можно окаменеть, очутился «я», выйдя «из пейзажа», пусть даже дисгармоничного, хаотического, серого?

        Герой очутился перед «пространством в чистом виде», в котором «места нет столпу, фонтану, пирамиде» — то есть памятникам 7, следам человеческой жизни. «Пространство в чистом виде» — пустота, отсюда и возникшая «дыра в пейзаже». Позади же остаются «отбросы» (то, что перечислялось выше), в которых «забуксовала эпоха»; таким образом, «пространство в чистом виде» — это и время, вечность.

      Какие чувства вызывает у героя эта абсолютная свобода? За что он хватается в пустоте?

        Когда «я» остается наедине с вечностью, его охватывает печаль, но не отчаяние. Он готов к этой встрече; опору находит в том, что

    Я слышу Музы лепет.

     Я чувствую нутром, как Парка нитку треплет.

    Обратите внимание на финал стихотворения. Трагичен он или светел? Как связан финал со структурой стихотворения в целом?

          Последние строки стихотворения:

    Мне нечего сказать ни греку, ни варягу,

     Зане не знаю я, в какую землю лягу.

     Скрипи, скрипи, перо! Переводи бумагу.

        Финал трагичен и светел одновременно: призыв к творчеству — «скрипи, скрипи, перо!» — заканчивается утверждением о бессмысленности этого творчества («переводи бумагу»), потому что потерян читатель, которому творчество было адресовано. Читатель остался в «том», покинутом, «пейзаже». Вновь возникает образ промежутка между крайними точками (путь «из варяг в греки»). И все же перо будет «скрипеть», движение не прекратится.

    1. Нобелевская речь Бродского.

    Определить главные темы фрагментов Нобелевской лекции (пункты 1—5).

           1. «Эти тени (О. Мандельштам, М. Цветаева, Р. Фрост, А. Ахматова, У. Оден. — А. Ш.) смущают меня постоянно... В лучшие свои минуты я кажусь себе как бы их суммой... Их, этих теней, — лучше: источников света — ламп? звезд? было, конечно же, больше, чем пятеро, и любая из них способна обречь на абсолютную немоту» (I, 5).

           2. «Если музыкальное произведение еще оставляет человеку возможность выбора между пассивной ролью слушателя и активной исполнителя, произведение литературы — искусства безнадежно семантического — обрекает его на роль только исполнителя... Роман или стихотворение — не монолог, но разговор писателя с читателем... И в момент этого разговора писатель равен читателю... Равенство это — равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь и определяет поведение индивидуума» (I, 10).

           3. «Среди преступлений наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление совершает нация — она платит за это своей историей. <...> Я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительней, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Бальзака, Флобера, Мелвилла, т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании... Ленин был грамотен, Сталин был грамотен, Гитлер тоже; Мао Цзэдун, так тот даже стихи писал; список их жертв тем не менее далеко превышает список ими прочитанного» (I, 12).

           4. «То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; не язык является инструментом поэта, а поэт есть средство существования языка, он тот, кем язык жив» (I, 15).

           5. «Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее... Порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал...» (I, 6).

    1. Обращение к эпиграфу:

    Как в связи новыми знаниями о Бродском вы понимаете эпиграфы урока?

    Подводим учащихся к выводу, что в лирике Бродского отдаётся приоритет эстетическим, вечным ценностям. Язык является накопителем культурного опыта народа, именно поэтому Бродский так высоко оценивает его роль в творчестве.

    1. Подведение итогов урока (рефлексия):

    Каким перед вами предстал сегодня поэт Иосиф Бродский?

    Какой нравственный вывод вы сделали из урока?

    1. Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение Бродского или написать рецензию к одному из циклов его стихотворений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

    Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

    "Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

    Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

    Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

    Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

    Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Лирика А.С.Пушкина"

    Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

    Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....