Методическая разработка урока "Своеобразие картин природы в лирике Б.Л. Пастернака. Способыц создания поэтических образов"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Федорова Нелли Николаевна

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon уроки русского языка и литературы110.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Тема: «А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Историческая основа произведения.

Сопоставление летописного источника с

художественным произведением.»

Цель: углубление  знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина на примере баллады «Песнь о вещем Олеге».

Задачи: обучающие: раскрыть историческую основу «Песни», дать определение понятия «баллада», проанализировать особенности содержания. Определить смысл сопоставления Олега и волхва, показать мастерскую обработку летописных источников, осуществленных автором; расширить сведения школьников о быте и нравах Киевской Руси; учить делать выводы об авторской мысли и высказать свою точку зрения о произведении; развивающие: развивать аналитическое мышление учеников; совершенствовать навыки выразительного чтения. воспитательные: способствовать формированию устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа.

УУД:

Личностные: Формировать интерес к тв-ву А. С. Пушкина, желание самостоятельного изучения жизни и тв-ва писателя. ;формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.  

Предметные: Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. 

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей,

- подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей, выведение следствий;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: умения определять тему и цели урока, планирование работы своей и в группе, оценивание сочинения , осознание усвоенности материала.

Коммуникативные: умения работать в группе, договариваться,планирование совместной  работы.

Метапредметные:

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Познавательные: оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами; умение работать с таблицей.

Результаты урока:  формировать навыки анализа поэтического текста на примере баллады А. С. Пушкина « Песть о вещем Олеге»

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие.

Игра: « Хлопаем в ладоши!»

- Кто сегодня рано встал?

- Кто умылся и почистил зубы?

- Кто плотно позавтракал?

- Кто забыл портфель дома?

- У кого хорошее настроение?

-Кто готов начать урок?

Хлопают или не хлопают в ладоши.

Личностные: желание включиться  в учебный процесс.

Создание благоприятной  атмосферы в классе.

2

Проверка домашнего задания.

Представление проектов « Персонажи русских летописей в живописи»

Оценивание проектов детьми.

Представляют презентацию.(одну)

- Я бы поставил…, потому что…

Личностные:  ощущения причастности к истории своей страны;

Коммуникативные: умения строить монологическое высказывание.

Регулятивные: способность к самоконтролю и контролю оценивания  работ одноклассников.

3

Актуализация.

Вы убедились в том, что художники и даже скульпторы обращались к исторической теме, к русским летописям в своём творчестве. Но у нас урок литературы.  Поэтому подумаем, какой вопрос может возникнуть?

- Я просила повторить биографию А. С. Пушкина. Наверное, это неспроста. ?

- Обращались ли к сюжетам русских летописей писатели и поэты?

_ Наверное, мы познакомимся с произведением, в котором А. С. Пушкин обратился к сюжету летописей.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. Делать выводы, обобщения.

4.

Озвучивание темы урока.

Итак, запишите тему нашего урока.

 - Правильно. Уточняем - «Песнь о Вещем Олеге». Предположения ваши: А кто это- вещий Олег?

- Но давайте уточним тему. Как вы считаете, о чём конкретно мы будем сегодня говорить?

- «Сопоставление летописного источника с

художественным произведением.»

- А. С. Пушкин.

- Это русский князь. Мы о нём читали в летописи, в « Сказании о походе князя Олега на Царьград».

- О документальном и художественном в

 « Песне…»

Регулятивные: умения определять тему и цели урока;

 Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5

Озвучивание цели урока

-- Попробуем определить цели урока

- Повторить биографию А. С. Пушкина.

-Познакомиться с « Песней о Вещем Олеге»

- Определить ,что своего внёс поэт в произведение. Есть ли расхождения с источником.?

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. Делать выводы, обобщения.

6

Процессное планирование действия.

- Как будем изучать тему урока?

- Как будем работать?

- Мы будем читать статью в учебнике об А. С. Пушкине.

- Читать  летопись и « Песнь о Вещем Олеге»

-Сравнивать летопись и « Песнь о Вещем Олеге»

- По парам и по группам.

Регулятивные: умения планировать свою работу.

Коммуникативные:  умения высказать своё мнение, создать монологическое высказывание.

7

Изучение нового материала

  1. Работа со статьёй учебника( стр.84) Некоторые сведения о жизни А. С. Пушкина.
  2. – Как будем читать?

Проверка прочитанного:

  1. Что узнали нового?

2.Что хотите узнать?

- « Маркировочное чтение»

-Ставим на полях карандашиком значки:

  • - знал

     +- узнал

     ? -хочу знать

-А. С. Пушкина за вольнолюбивые стихи сослали на юг России

-Дважды побывал в Киеве.

- Изучал летописные источники.

-В 1822 написал « Песню…»

- Зачем он обращался к летописям?

Личностные результаты:

1 самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация

Познавательные УУД:

1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций

3. преобразовывать и сохранять информацию .

4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Работа с летописными источниками.

Чтение летописных источников.

Словарная работа: Какие  незнакомые слова встретились?

-Отвечаем на вопросы учебника: стр.86.

Волхвы, кудесники- старцы, умеющие предсказывать судьбу.

….

Личностные результаты:

морально – этическая ориентация

Познавательные УУД:

1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций

4. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Работа с балладой

 « Песнь о Вещем Олеге»

 ( Чтение вслух )

 Читают сильные дети.( или учитель)

Развитие умения находить информацию, перерабатывать,

анализировать, составлять характеристику героя

Словарная работа  с последующей проверкой.

Самостоятельная работа

Личностные: желание работать самостоятельно в парах;

Регулятивные: умение работать в группе;

Коммуникативные: умение приходить к общему мнению.

8

Проблемно-аналитическая беседа

 - Ориентировочная беседа:

- Почему Олег назван  у А. С. Пушкина « Вещим»?

- Каким вы представляете себе волхва?

- Какую судьбу предсказывает кудесник? Как звучит его обращение к князю?

- Что переживает Олег, услышав предсказание кудесника? Как относится к нему? Подтвердите ответ текстом

- Как относится князь-воин к своему коню?

 -За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко?

- умный, мудрый.

- старым, умудрённым жизненным опытом, отшельником.

Отчет о результатах работы в парах, составление Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты1характеристики героя. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Метапредметные: Развитие умения анализировать композицию художественного текста

-Как отразилось летописное предание в стихотворении А.С. Пушкина? Подтвердить текстом.

Выразительное чтение отрывков произведения.

Комментированное чтение.

Примерные ответы: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника

Олег искренне любит своего верного коня, ему горько осознавать, что придется с ним проститься

Словарная работа

Нужно поработать над определением значений незнакомых слов.

Работают со словариками.

9

Проверка  усвоения материала

- Что изменилось в композиции баллады по сравнению с летописью? Для чего так поступает поэт?

Формулирование темы и основной мысли произведения: А.С.Пушкин показывает художественный образ князя Олега с опорой на исторический материал, но меняет некоторые элементы летописи, т.к. это произведение литературное, и может содержать вымысел.

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Метапредметные: Развитие умения анализировать композицию художественного текста

10

Этап контроля

Опросник: 

  1. Что является источником для "Песни..." ?
  2. Жанр « Песни…»
  3. Волхв-это …
  4. Что предсказал кудесник Олегу?
  5. Зачем А. С. Пушкин обращается к летописям?

Выполнение задания. Взаимопроверка.

Предметные: знание  содержания« Песни…»

Личностные: умения

11

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге» (1-7 строфы)
  2. вопросы1-5 учебника к « Песне»

Запись домашнего задания

12

Рефлексия

Что нового узнали?.

 Нарисуем « Дерево знания».
- У кого на дереве только красные плоды?

- Почему?

- Нарисуем смайлы.  У кого смайл улыбается? Почему?

-Всё выполнено правильно, не ошибались , ошибались, но поняли свои ошибки….

- Мне урок понравился, выполнял задания с удовольствием….

Развитие творческого мышления

Умение приводить аргументы в пользу своего выбора

13.

Выставление отметок.

-За представление проектов отметки….

- За урок отметки…















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.

Данная разработка включает  в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения   выбраны следующие стихотворе...

Методическая разработка классного часа "Природа не прощает ошибок"

Данная разработка предназначена для обучающихся в 5-6 классах. Материал построен с учётом интересов детей, в ней сочетаются тестовые задания, вопросы на смекалку. Интерес представляет своеобразная экс...

Методическая разработка урока "Дикая природа США" 9класс

Методическая разработка по учебнику "Английский в фокусе" 9класс, урок "Дикая природа США"...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе "Картины природы в лирике поэтов 19 века"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме "Картины природы в лирике поэтов 19 века" составлена по всем требованиям ФГОС. Указаны все УУД, выполнена технологическая карта урока....

Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...