«Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н.С.Лескова
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Бурцева Елена Валерьевна

 

Русская литература была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И начиная разговор о творчестве Н.С.Лескова, следует отметить одну очень важную тему, объединяющую все произведения писателя – вечная и важная тема для всей русской литературы – забота о душе человека, его нравственных основах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из самых любимых мною писателей является Н.С.Лесков Работая с учащимися 5 – 11 классов, всегда с удовольствием обращаюсь к его произведениям как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшения нравственности общества и особенно молодого поколения, изучение произведений Н.С.Лескова становится как никогда актуальным.

Русская литература была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И начиная разговор о творчестве Н.С.Лескова, следует отметить одну очень важную тему, объединяющую все произведения писателя – вечная и важная тема для всей русской литературы – забота о душе человека, его нравственных основах.

«Праведник» для Лескова означает не столько религиозную, сколько морально–этическую оценку человека, «праведничество» связано с обретением героем правды, смысла жизни. Основные качества, присущие праведнику: скромность, честность, аскетизм и другие, но следует отметить, что все-таки главным определяющим праведника является его отношение к людям, т.е. сам по себе человек может быть и скромным, и трудолюбивым, и честным, но если нет нем милосердия, сочувствия, сострадания, говорить о праведности нельзя.

Лесков находит своих героев в местах, совсем не подходящих для праведников, он в каждом усматривает частицу добра, порыв, готовность к испытанию, готовность сострадать, которая превращает даже очень грешного человека в героя, могущего спасти своего ближнего.

Работа опубликована:

«Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н.С.Лескова // «Размышляя о вечном…» (приложение к информационно-справочному и аналитическому изданию «Томское образование») – Т.: ДО г.Томска, ГНМЦ. – 2008. - С.70-75.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Открытый урок по литературе

Тема:        «Запечатленный ангел»

и сокровенные идеи Н.С.Лескова

10 класс

Разработал:

Учитель русского языка и литературы

Бурцева Е.В.

Томск – 2006

Эпиграф:         «Писатель должен быть всегда около крупных вопросов…».

/Н.С.Лесков/

Цель:         1) Идея вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о загадке русского национального духа, его взгляды на то, что можно назвать прекрасной, духовно богатой личностью.

2) В процессе работы с текстом развивать умения идейно-композиционного и стилистического анализа произведения.

Методы и приемы:        - лекция учителя;

- беседа с обучающимися;

- фронтальный опрос;

- проблемные вопросы;

- анализ эпизодов текста;

- опережающее домашнее задание по теме

«История русской иконы»;

- составление опорного конспекта

Формы работы:                - групповая работа;

                        - индивидуальная работа

Оформление урока:        - портрет Н.С.Лескова

- выставка произведений Лескова

- иллюстрации к рассказу «Замечательный ангел»

- слайды икон Андрея Рублева и др.

/по опережающему домашнему заданию.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Слово учителя о Н.С.Лескове, замечательном русском писателе, которого справедливо называют певцом русского народа и русской земли.

Учащиеся делятся впечатлениями о самостоятельно прочитанных произведениях Лескова, опровергают мнение современных писателю критиков, что «в низком сословии невозможно найти поэтических характеров» и «чем ниже мы спускаемся по общественной лестнице, тем ниже встречаемые нами интересы и понятия».

Беседа по первому впечатлению:

У:        Каково ваше первое впечатление о прочитанном рассказе? Верите ли Вы в достоверность описанного в сказе происшествия?

/краткий фронтальный опрос/

У:        Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Что значит по мысли автора «крупные» и «некрупные» вопросы? Какой «крупный» вопрос поднял Лесков в «Запечатленном ангеле»?

/учащиеся, отвечая на данные вопросы, самостоятельно формулируют основную цель урока/

-        Самый «крупный» вопрос, который поднял Лесков в своем произведении, – это вопрос национального духа, национальной природы.

-        Этот вопрос актуален не только для писателя, но этот феномен русской души был главным для всей литературы XVII, XVIII, XIX и даже XX веков.

  1. Идейно-художественное содержание сказа /беседа, анализ текста/

  1. Где «собрал» Лесков рассказчика дивной истории и его слушателей? Почему для нас важна такая завязка?

/глава 1. Композиционно-организующее начало большинства «сказов» Лескова – признак жанра/

  1. Как в названии сказа выражен сюжет?

/Сюжет строится вокруг поругания, спасения и «распечатления» ангела, изображенного как самой дорогой святыней староверов/

  1. Расчленим сюжетное действие на «узлы» и осмыслим их:
  1. Экспозиция рассказа свидетеля и участника событий – «рыжачка»; описание быта старообрядцев-строителей и их святыни.

/глава 2. Читать со слов: «Любим мы эту святыню…» до слов: «…глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется…»/

Осмысление фрагмента:        Что такое икона для верующего человека?

А для атеиста?

  1. Икона для атеиста – идол, которому молятся верующие, или просто доска с изображением  какого-то мифического существа – человека, ангела или сюжета из Священного писания.

На иконе Андрея Рублева, например, три ангела…

Ну и что же? Красиво, да и только.

  1. Икона для верующего христианина – одухотворенный образ святого, напоминающий о чистой, безгрешной жизни в соответствии с учением Христа, о святости, напоминающей о бессмертии души.
  2. Икона для верующего – божественное благословление и реликвия, обладающая чудодейственной силой. Икона в России стала символом национальной жизни, в которой брат с братом, отец с отцом, поколение с поколением…

Зачитать         /из книги князя Евгения Трубецкого о русской иконописи/:

«Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И то как этого человечества мы не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истоиченная телесность? Это – резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Ведь именно этой заповедью оправдываются не только грубо-утилитарное и жестокое отношение человека к низшей твари, но и право каждого данного народа на кровавую расправу с другими народами, препятствующими его насыщению. Изможденные лики святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодавлеющей и сытой плоти не только «истонченные чувства», но прежде всего новую норму жизненных отношений». <…>

Высшее творчество религиозного искусства низводит огонь с неба и освещает им изнутри весь человеческий облик, каким бы неподвижным он ни казался…Сложенные в благословении персты святых зовут нас и в то же время преграждают нам путь: чтобы последовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая господствует в мире… Чувство острой тошноты, которое я испытываю при виде Рубелсовской вакханалии, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать, - это то самое, чему прежде всего преграждает путь благословляющие персты… Когда она (икона) заговорит, она возвестит нам высшую радость – сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству…».

Осмысление отрывка:        В чем, по мысли автора высказывания, заключается для верующего человека значение иконы?

/фронтальный короткий опрос обучающихся/

Как это связано с идеей рассказа?

Далее чтение фрагмента из «Замечательного ангела» /глава 2/:

«Да и можно ли было думать, что мы как-нибудь, по какому ни есть случаю, сей нашей драгоценнейшей святыни лишимся? А между тем такое горе нас ожидало…».

  1. Завязка действия (конфликта):

Что послужило завязкой действия? /3 – 8 главы/

«Пимен Иванов – «слабый человек», «сластолюбец», «пустоша», «бороду маслит, а голосом сластит»; староста Марой, привезший чиновников, жандармов, солдат в стан старообрядцев изымать икону.

«немаловажное лицо» и его жена, «обновленная Иродиада» /Пимен прикинулся чудотворцем, хотя взяточник на самом деле/. «омрачнел ум», «оледенели чувства»; «блудяга–сын» барыни переведен в другой класс, дочь родилась, с дачей все уладилось – чудотворец!

После истории с мужем потребовала дать им 25 тысяч.

Оба оказались слабы в вере.

Живут по законам мира.

7 глава.

Читать со слов: «И не успели мы с Михайлицей глазом моргнуть…» до слов: «…что твое камение живо и несокрушимое».

8 глава.

Читать со слов: «Милостивые государи, вы на меня не посетуйте…» до слов: «…Все мы ахнули и, закрыв руками глаза свои, пали ниц и застонали как на пытке…»

У:        Что значит запечатлели?

-        Запечатлели, т.е. грубую сургучную печать наложили на святой лик.

-        Своеобразное осквернение иконы: сургуч как печать греховного мира на святом лике.

  1. Развитие действия. /9 – 10 глава/

У:        Что происходит в стане старообрядцев после исчезновения иконы?

/фронтальный опрос/

Обучающиеся работают по тексту, зачитывают цитаты:

-        Плохие знамения после ареста иконы, рухнули постройки, и пучина поглотила все возведения многих лет, стоившее тысяч, истаивают от жалости об ангеле, запечатленным огнем…».

-        Англичанин-хозяин хочет помочь и подменить икону новой.

-        /гл. 9/ Брат Марк рассказывает англичанину о русской иконе: Ушаковского писания, Рублевского, Парамшина и сути христианской веры: «Мы, - отвечаю, - молим христианской кончины живота и доброго ответа на страшном судилище».

Как следствие: англичанин и его жена потрясены и дают деньги на поиски изографа.

У:        С этого момента, по существу, в сказе начинается новый сюжет – история русской иконы. Что же это за история?

/проверка опережающего домашнего задания о истории  русской иконы, изографах/

-        Ведется рассказ от древних времен до настоящих, когда изменилось отношение к иконе и искусство изографии стало уделом ремесленничества и наживы.

-        Раньше художники совершали своеобразный обряд: «молились» и «постились», т.е. очищались, принимаясь за священное письмо, теперь: «обманы делают», «шайками совокупляются», чтоб сделать «адописную икону», подсовывают подделки, выдавая их за оригиналы. Иконописцы стали подвержены соблазну денег, т.е. стали грешны. А грешный человек не может создать чудотворный святой лик.

-        Левон – один из охранников – плакал Иосифовым плачем:

        «Продасна мя мои братья!»

        «Благодатный юноша» веры и плача исполнен по новым временам.

-        Из Москвы (грешного города) идут странники в нижегородские земли искать изографа Севостьяна.

Осмысление эпизода «встреча с безгневным Павмой». /глава 11/

Читать начало 11 главы I абзац, а потом: «…а чтобы не заснуть…» – до конца абзаца.

У:        Что представляет из себя Павма? В чем его сила и истина?

-        Чудный старец встретился странникам: «беззавистливый и безгневный», «согрубу ему – благословит, прибей его – он в землю поклонится, демонов своим смирением из ада разгонит или к Богу обратит», «весь любовью одушевлен».

-        Павма – образ лесковского праведника, живущего по законам Божием, во смирении, всепрощении и любви.

-        В этом образе воплотилась идея Лескова о том, что смирение есть не слабость человеческая, а сила духа, способного понять и простить ближнего.

-        И сказал Павма Марку главное, истину о запечатленном ангеле: «Ангел тих, ангел кроток, во что ему повелит господь, он в то и оденется; что ему укажет, то он и сотворит. Вот ангел! Он в душе человечьей живет, суемурдием запечатлен, но любовь сокрушит печать».

У:        Что, на Ваш взгляд, означает слово суемурдие? Чем запечатлен ангел в душе человеческой?

-        Зная особенность лесковских героев к словотворчеству, можно предположить, что «суемурдие» – это производное от слов «суета» и «мудрость», т.е. на душе человека лежит печать как мира грешного – «суета», так и мира духовного – «мудрость». И это победит в человеке, таковым он и будет: грешником или праведником.

У:        Кого еще, на Ваш взгляд, можно назвать праведником в этом произведении и почему? /глава 12/

-        Это изограф Севастьян, который не захотел писать украшение для жены англичанина, ибо ему, кроме святых икон, не надобно ничего писать да и денег не нужно.

Таким образом, Севастьян – образ истинного художника и таланта, ярко чувствующий свое истинное предназначение и не разменивающий свой талант по мелочам.

-        Эта тема «истинного таланта и творчества» продолжена Лесковым вслед за Н.В.Гоголем и его «Портретом».

У:        Кто и почему толкает старообрядцев к заговору?

-        Англичанин уже не хочет помогать старообрядцам, т.к. не удовлетворены его личные запросы. Отказ Севастьяна писать по заказу жены.

-        Не согласился Севастьян на сговор с англичанином подменить подлинную икону.

«Подделывай скорее образ, обложим его ризой и отдадим, а старый мне секретарь выкрадет» – «Но Севастьян-изограф, как человек рассудительный <…>: «Нет,– говорит,– ваша милость, наши мужички свое дело знают, и нам действительно подлинная икона вперед неужна…».

  1. Кульминация

Задание классу:        Проанализировать разговор Луки с англичанином накануне похищения иконы.

У:        Почему англичанину не понятны слова Луки: «…другой всю вину на себя примет и смерть претерпит»?

-        В этих словах Луки и самых серьезных намерениях Мавроя выразилась основная идея Лескова – способность простого человека совершить подвиг и пожертвовать собою во имя Веры.

У:        Накануне Великого христианского праздника – Пасхи – была произведена акция.

Ледоход на реке, ветер, лодки унесло. Что делать? Идти по воде, по цепи, опираясь веслом…

Давайте прочитаем отрывок:

от слов «Я вскрикнул: «Дядя Лука, куда ты? Левонтий погиб, и ты погибнешь!» до конца 14 главы.

  1. Осмысление рассказа и авторской позиции.

/Подведение итогов урока/

У:        Вернемся к сюжетному действию. Почему староверы не обратились к властям за помощью, ведь бесчестный человек творил самочинение?

-        Староверы предпочли действовать сами, ибо от христианина Вера требует Духовного подвига, самосожжения, потребуется, смерти от рук палача, если такое случится.

-        Жертва – вот что страждут истинные православные. Сколько мучеников знает церковь, над этим нельзя иронизировать, ибо человек без высокой идеи «пустоша» или живет во имя чревоугодия.

-        Староверы исполнили свой подвиг веры, не отступились. Дело не только в одной святыне, которую они спасли от чиновничьего произвола, а дело в том, что они простые, полуграмотные бессребреники оказались состоятельны в высоком служении Вере.

У:        Ваши выводы подтверждает высказывание А.Аннинского: «Это – к вопросу о величии России и том, что какую цену за его платят». Заплатил Левон, умерший от трудностей пути и потрясенный посрамлением современных иконописцев в Москве. Так в чем же заключается сокровенная идея Н.С.Лескова?

-        Люди долга и подвига неистребимы.

У:        Каждый из нас в душе своей имеет веру, пусть в той или иной степени, но мы можем встать на негодный, животный путь, как Пимен или чиновник, которого одолела страсть к большой взятке. Так от чего же еще предупреждает нас писатель?

-        Житейские соблазны, темные идеи искушают и разрушают человека. И нужно иметь много душевных сил и большую веру, чтобы суметь противостоять этим соблазнам и сохранить чистую душу.

-        Лесков пишет о праведниках как главной силе русского национального духа.

-        Мировоззрение Лескова было далеко от канонического, строгого, проповедуемого Церковью, он сам не верил в чудеса и «чудодейственность» иконы объясняет хитростью англичанки.

У:        Лесков нам, тоже не верящим в чудеса, говорит, что главное чудо во всей истории – это ДУХ старообрядцев.

  1. Домашнее задание.

-        Прочитать текст Н.С.Лескова «Очарованный странник».

-        Ответить на вопрос: «Какой «крупный» вопрос ставит Лесков в своем произведении?»

Список литературы

  1. Книга для ученика и учителя. Н.С.Лесков. Очерки. Рассказы. Повести /критика и комментарии; темы и развернутые планы сочинений; материалы для подготовки к уроку/ - М.: АСТ «Олимп», 1999.
  2. Литература в школе. №2. 1991. – с 7-13.
  3. Литература в школе. №3. 1991. – с 87-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память,запечатленная в камне

Прзентация, посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, рассказывает о том, что и в наши дни память об этом великом сыне земли русской жива....

Урок по повести Н.С. Лескова "Запечатленный ангел"

Урок по повести Н.С. Лескова"Запечатленный ангел" методическая разработка урока литературы в 10 классе....

История и культура Санкт-Петербурга. 8 кл. История, запечатленная в памятниках

Презентация и конспект к уроку "история, запечатленная в памятниках" (Параграф 4)  учебника Ермолаевой  Л.К....

Урок на тему: История, запечатленная в памятниках.

Урок , выполненный по современным стандартам с УУД . История Санкт-Петербурга 8 класс....

Петербургские и Российские события, запечатленные в памятниках Санкт-Петербурга

ПЕТЕРБУРГСКИЕ И РОССИЙСКИЕ СОБЫТИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ В ПАМЯТНИКАХ,ТОПОНИМАХ,МЕМОРИАЛЬНЫХ ДОСКАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА...

Презентация к уроку по произведению Н.С. Лескова "Левша" (тема: Диалог культур в сказе Н.С. Лескова "Левша")

Презентация, позволяющая провести чёткий анализ взаимооотношений героев в произведении, выявить авторскую идею....

Терпигорьева Дарья - запечатленное слово

В статье анализируется, какое же значение имеет слово «Мама» в жизни человека....