Урок литературы в 5 классе "Что за прелесть сказки эти!"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Малина Татьяна Юрьевна

Урок по литературе по теме «Что за прелесть сказки эти!» в 5 классе составлен по учебнику «Литература» автора В.Я.Коровиной.

Урок является уроком обобщения и систематизации изученного по творчеству А.С.Пушкина.  Так как в пятом классе и ранее, в начальной школе, дети изучали сказки писателя, а также Пролог к поэме «Руслан и Людмила» и знают содержание многих сказок, то на заключительном уроке по творчеству писателя в 5 классе целесообразно провести аналитическую работу, раскрывающую своеобразие сказочного творчества автора (язык, стиль произведений, их фольклорная основа).

Урок построен с учетом требований учебного процесса, полностью основан на литературном материале, позволяет закрепить ЗУН по литературе и проверить знание учащимися литературной сказки и творчества великого писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_za_prelest_skazki_eti.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

«Что за прелесть эти сказки!»

(урок повторения и обобщения знаний по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе)

Цель: повторение и обобщение знаний по теме «Творчество А.С.Пушкина. Сказки».

Задачи:

  1. Раскрыть выразительность пушкинских сказок, показать их связь с фольклором; закрепить навыки работы с текстом (отбор необходимых материалов, их анализ), умение давать развернутый ответ.
  2. Развивать память, творческое мышление, речь учащихся
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование к уроку: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, портрет писателя.

Ход урока

  1. Оргмомент. Сообщение темы урока и цели.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок, потому что встреча с творчеством этого писателя каждый раз открытие и праздник! Посмотрите на оформление класса.

- О чем мы будем сегодня говорить? (заслушать ответы учащихся)

Ребята, сегодня мы с вами будет повторять сказки Александра Сергеевича Пушкина, вспоминать его героев, анализировать этимологию его сказок и покажем, что язык сказок Пушкина очень выразителен.

Вы молодцы – принесли книжки со сказками, они будут нашими непременными помощниками. Итогом урока должно стать «Дерево пушкинских сказок». Оно сейчас без листвы, наша задача, вспоминая сказки Пушкина и их героев, постепенно одеть деревце.

По ходу урока учащиеся будут «одевать» дерево персонажами сказок Пушкина

  1. Беседа с учащимися.

Павел Петрович Бажов говорил: «Сказки Пушкина – это сплав народного творчества и личного творчества поэта» (записано на доске). Докажем это утверждение.

- Сколько сказок написал Александр Сергеевич? Назовите их. («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о Медведихе»)

- Как рождались сказки Пушкина? Что послужило основой для их написания? (сказки Пушкина основаны на народных сказках, записанных поэтом со слов его няни Арины Родионовны Яковлевой)

- Что вы знаете об этой женщине? (Эта чудесная русская женщина была неграмотной крепостной, но человеком с богатой душой).

- Как вы понимаете выражение  «человек с богатой душой»?

(Она вынянчила всех детей в семье Пушкиных – Ольгу, Александра, Льва. Она настолько была привязана всем сердцем к этому семейству, что когда в год рождения Александра, его отец дал ей вольную, она отказалась от нее, предпочитая и дальше быть рядом со своими воспитанниками. С маленьким Сашей Пушкиным она рассталась в 1811 году, когда его увезли в Лицей. А когда в 1824 г. поэт оказался в ссылке в Михайловском, няня помогала своему воспитаннику коротать вечера. Александру было тогда 25 лет, но он с удовольствием  слушал сказки няни)

- Расскажите, какою вы себе представляете няню поэта (выслушать ответы учащихся)

- Пушкин очень любил Арину Родионовну. В своих стихах он писал:

Наша ветхая лачужка                                Спой мне песню, как синица

И печальна, и темна.                                 Тихо за морем жила.

Что же ты, моя старушка,                                Спой мне песню, как девица

Приумолкла у окна?...                                За водой по утру шла…

- Нарисуйте устную картину той лачужки и той комнаты, в которой поэт заслушивался сказками (заслушать ответы). А теперь попробуем воссоздать ту атмосферу, которая царила в той комнате…

Приглушается свет, зажигается свеча.

Учащиеся следят по тексту, который заранее лежит у них на столе.

Складно и певуче сказывала няня: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что одним зерном государство накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, а третья, что с первого года родит 33 сына.

Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать.

Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. После трех месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-ый уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке – месяц.

Послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца, напоила его пьяным, подменила письма, в коем написала, что царица разрешилась ни мышью, ни лягушкой, а неведомой зверушкой.

Царь опечалился, но повелел дождаться его приезда. Мачеха первой встретила гонца от царя и подменила письма; написала повеление, чтоб заготовить две бочки, одну – для 33 царевичей, а другую – для царевны с чудесным сыном – и бросить их в воду. Так и сделали…»

Выжидается  пауза, зажигается свет, гасятся свечи.

- Основой для какой сказки Пушкина послужила эта народная? В чем вы видите сходство? В чем различие? (заслушать ответы учащихся)

- Подведем первый небольшой итог. Доказали ли мы слова Бажова относительно сказок Пушкина? Какие аргументы привели в доказательство? (Доказали. Пушкин писал сказки на основе народных, которые услышал от своей няни и записал. Он расширил народные образы, сделал их более выразительными, его сказки сохранили поэтику народных сказок)

  1. Сравнение сказок Пушкина с народными.

1. Пушкин брал сюжеты народных сказок. Но как разительно отличаются его творения от народных! Чем отличаются? Народная сказка устремлена к одной цели, в ней нет параллельных сюжетов. Вспомним сказку «Царевна-лягушка». Иван-Царевич ищет стрелу,… (учащиеся продолжают). А что в это время делает царь? Что творится в государстве? – об этом в сказке не повествуется. В пушкинских же сказках много параллельных сюжетов. Вспомним, в «Сказке о мертвой царевне…» 7 братьев «едут погулять, серых уток пострелять». А в это время? (царевна входит в дом, прибирается в нем). Главное в сказках Пушкина – не происшествия, а характеры и картины.

2. Как строятся народные сказки? Каковы зачины и концовки? А у Пушкина?

3 сказки из 5 имеют традиционный зачин, а 2 сказки – другие. Прочитайте.

«Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…»        или

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (Все так просто, по-народному!)

- А какие у пушкинских сказок концовки? Прочитайте.

«С третьего щелчка вышибло ум у старика» (т.е. сошел с ума)

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Смешно? Но и жалко! Балда преподал жестокий урок. Какой? («Не гонялся бы ты поп за дешевизной»). Ведь не гуманно наказывать до такой степени?

«Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Почему герои ничего не получают? Можно ли оправдать старуху, ведь она всю жизнь прожила в бедности, захотела спокойной и сытой старости! (Старуха злая, вздорная. Она наказано за то, что сама ничего не делала для достижения цели)

А старик? Ведь он добрый и трудолюбивый. Почему и он наказан? За что? (Он служит вздорной старухе, он холоп!)

А почему рыбка перестала выполнять просьбы старика? (рыбка не продает своей свободы)

«С колесницы пал Дадон – охнул раз, - и мер он. А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало.»

«Сказка о золотом петушке»

За что Дадона постигла такая судьба? (он не держит обещаний, забыл перед Шамаханской царицей про смерть обоих сыновей.)

- На страницах пушкинских сказок тоже сражается Добро со Злом. Кто они, добрые силы? А кто воплощает Зло? Разберем это на примере «Сказки о мертвой царевне»

- Дайте характеристику царевны и царицы.

Царевна милая, кроткая женственная, терпеливая, братья называют ее «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка, благовоспитанная, верна своему жениху.

Красива и внешне, и духовно

Царица – полная противоположность царевне: злая, завистливая, жестокая, тщеславная «горда, ломлива, своенравна и ревнива».

Красота только внешняя

3. В народной сказке, записанной Пушкиным, богатыри не сватаются к царевне. Почему же Пушкин изменяет сюжет? Что он хотел показать эпизодом сватовства? (верность царевны). В записи упоминаются только собаки, которые ходят на цепях и не подпускают мачеху, пришедшую под видом нищенки.

А у Пушкина как выразительно описан пёс! Для чего? Прочитайте. (Чтобы показать преданность его царевне, подчеркивает ее ласковость и кротость)

- В какой сказке мы еще встречаем царевну? (Царевна-Лебедь в «Сказке о царе Салтане…»). Какой она показана Пушкиным?

А сама-то величава,                        

Выступает, будто пава…

нарисована в величественных тонах

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:                        

«Да, такая есть девица,

Но жена не рукавица!»

речь медлительная, полная женского достоинства

4. Известно, что при написании  «Сказки о попе…» Пушкин  пользовался вариантом народной сказки, по которому поп встречается с Балдой, заключает договор и все, только попадья взволновалась: «Щёлк щелку рознь!»

А у Пушкина каким описан поп? (он радешенек, что получил дешёвую силу, услышав о щелке, только на мгновение задумался, а потом положился на русский авось).

5. Чем отличаются народные сказки от литературных? Да, у них есть автор. Как автор выражает свое отношение к героям? Проследим это на примере пушкинских сказок.

«Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша…»

Любовь к царевне

«Черт ли сладит с бабой гневной»

Презрение к царице

«… бедненький бес под кобылку подлез…»

Сострадание

6. Сказки Пушкина написаны народным языком. Приведите примеры из текстов.

7. Как многозначно слово Пушкина! Вот слово «золотой». Что оно обозначает в употребленных Пушкиным выражениях.

Старуха (дворянка), на руках золотые перстни

Кольца из золота

Яблоко «так румяно-золотисто»

Блестит, переливается

«позолоченный рожок»

Драгоценный, сияющий

- А как подробно Пушкин описывает детали! Прочитайте описание яблока («наливное, молодое, золотое», «соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки насквозь»)

8. Слову Пушкин придавал большое значение. И как оно выразительно! Вспомним, какое слово употребил поэт.

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелёшенько вздохнула,                 (как выдох)

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла

Ничего не сказала рыбка,                

Лишь по воде плеснула        

                

Вся столица содрогнулась,        

а девица – хи-хи-хи да ха-ха-ха!                (легкомыслие)

Не боиться, знать, греха!

        

Море вздуется игриво,

Закипит, подымет вой.

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

33 богатыря!

9.  Как выразительны у Пушкина глаголы! Через действие он передает движение души. Какие чувства испытывает герой и как его характеризует отрывок?

И царица хохотать,

И плечами пожимать

Радость, довольство

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив

В двери прямо побежала

Гнев, досада, ярость от поражения

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет.

Да по зеркальцу как топнет,

Каблучком-то как притопнет!

Своенравность, капризность

Взбежав, пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился, проглотил его, свалился

И издох…

Верность хозяину, готовность его защищать, непримиримость ко злу

Бедненький бес

Под кобылку подлез,

Понатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу,

Два шага шагнул,

На третий упал,

Ножки протянул.

Сострадание к бесу

  1. Обобщение.

Урок подходит к концу. Вы хорошо работали. Подведем итог.

- В чем обаяние пушкинских сказок? (как сказал А.Слонимский обаяние пушкинских сказок «в прелести стиха, в простоте и выразительности народной речи, в их глубокой человечности, в пушкинском уме, который сверкает в каждой строчке» Вы согласны с этим?)

- Читая сказки Пушкина, мы вступаем в волшебный мир. Вот как об этом написала одна из учениц нашей школы: «Пушкин, как волшебник, открывает нам мир и самих себя. Он вносит в нашу душу добро и понимание»

- Вспомним, как Пушкин объяснился в любви к народным сказкам? Написал «Пролог» к поэме «Руслан и Людмила». Давайте прочитаем его.

- А как вы объяснитесь в любви к сказкам Пушкина? Знаете ли вы наизусть отрывки из его сказок? Прочитайте! Это будет лучшим объяснением!

- А вот так объяснялись в любви к творчеству Пушкина учащиеся нашей школы много лет назад (Приложение 1)

  1. Домашнее задание.

- Попробуйте выразить личное отношение к сказкам Пушкина в стихах или прозе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...