Урок "Осеннее настроение в произведениях мастеров искусства"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Луговская Елена Владимировна

 

На уроке ученики знакомятся со стихотворениями русских поэтов, музыкой и картинами об осени, учатся анализу стихотворного текста, закрепляют  знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете). Материал способствует развитию эстетическоего чувства прекрасного, воспитывает  внимательное отношение к поэтическому слову, помогает увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививает любовь к русской природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы

Учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 8:

Луговская Е.В.

5 класс

Тема: Осеннее настроение в произведениях мастеров искусства

Цель:

Образовательная: познакомить со стихотворениями русских поэтов, музыкой и картинами об осени, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете)

Развивающая: развивать эстетическое чувство прекрасного, развивать умения исследования текста, творческое воображение

Воспитательная: воспитывать  внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививать любовь к русской природе

Методы и приемы:        - опережающее домашнее задание;

                        - слово учителя;

                        - эвристическая беседа;

- проблемные задания и вопросы;

- творческие задания

Формы работы:                - коллективная фронтальная работа;

                        - индивидуальная работа

Оборудование: репродукции с картин художников, музыкальные произведения П.И.Чайковского, карточки с заданием, проектор, ноутбук

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Вводная беседа

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

- Что значит слово настроение?

(Настроение – внутреннее душевное состояние)

- А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что у вас получится?

(Высказывания учащихся)

Действительно, кому-то сейчас радостно, ярко и светло, кому-то –  тревожно, туманно и серо, грустно. Вот и получилась картина настроения.

- Как вы думаете, а есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли солнце улыбаться, лес грустить, природа плакать или ликовать?

- Какие художественные приёмы мы используем, говоря о природе?

(Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

- Каким способом можно передать настроение?

(Написать картину, сочинить музыку, написать стихотворение)

Теперь вы убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.

(Ученик выразительно читает эпиграф)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Это строчки известного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Согласны ли вы с этим высказыванием?

III. Любование произведениями искусства

- А теперь посмотрим, как передают настроение композиторы, художники, поэты. Рассмотрим репродукции с картин с осенним пейзажем, созданные художниками И.И. Левитаном «Золотая осень», В.Д. Поленовым и одновременно послушаем музыку  П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

(Подготовленный ученик читает стихотворение И.А. Бунина «Листопад»)

 - Сравните три произведения искусства об осени: пьесу П.И.Чайковского «Октябрь», картину И.И.Левитана «Золотая осень» и отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

IV. Выполнение творческого задания.

Запишите наблюдения в таблицу:

Вопросы

Музыкальное произведение

Живописное произведение

Литературное произведение

1. Какие картины ты увидел, представил себе?

2. Какими средствами пользуются авторы, рисуя картину осени?

3. Какое настроение передано в произведении?

4. Какие чувства ты испытал?

Вопросы

Музыкальное произведение

Живописное произведение

Литературное произведение

1. Какие картины ты увидел, представил себе?

Золотые поляны, на которых «разлита» тихая, спокойная грусть

Зелень луга, золото берёзовой рощи, причудливый изгиб реки

Лес, утопающий в разноцветном убранстве, чувствуется тепло, душистый аромат осеннего леса

2. Какими средствами пользуются авторы, рисуя картину осени?

Задушевная лирическая мелодия, лёгкие вариации

Яркие сочные краски, светлые тона, яркие блики, сочетание различных цветов, игра красок, колорит

Необычные сравнения, красочные метафоры, яркие эпитеты

3. Какое настроение передано в произведении?

Покой, лиричность, задушевность, тепло, печальное, задумчивое, мечтательное настроение, таинственность

Передать великолепие и радость бытия, приподнятое светлое настроение, жёлтый цвет придаёт картине солнечность и радостное настроение

Приподнятое, радостное

4. Какие чувства ты испытал?

Умиротворённость, ощущение внутренней теплоты

Восторг и любовь к жизни и русской природе

Радость, с одной стороны, грусть, с другой стороны, так как автор сравнивает осень с вдовой

 - Что произвело на вас большее впечатление: музыка, картина или стихотворение? Почему?

Сделайте вывод:

  1. Все виды искусства объединяет… (любовь к родной природе, тихое любование её прелестями, радостное, жизнеутверждающее настроение)
  2. В отличие от других видов искусства в литературном произведении писатель… (может, используя красоту и силу поэтического слова, выразить самые яркие чувства и переживания от увиденного, описать словесно всё очарование русской природы)

V. Беседа о стихотворении И.А. Бунина

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Иван Алексеевич Бунин

- Какие художественные приёмы использует И.А.Бунин для выражения прелести осеннего пейзажа?

(Высказывания учащихся: эпитеты «лиловый, золотой», «весёлой, пёстрою»)

- Какие сравнения использует поэт?

(«лес, точно терем расписной», «как вышки, ёлочки», «просветы в небо, что оконца»)

- Ребята, как вы понимаете слово «терем»? Иллюстрация терема

(Работа с толковым словарём. Терем – В Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни)

- Почему поэт сравнивает лес с теремом?        

(Он такой же величественный, высокий, сказочный)

- Найдите метафоры.

(Лес «весёлой пёстрою стеной.// Стоит над светлою поляной»,

«берёзы жёлтою резьбой»)

- Каково настроение стихотворения?

- Можно ли определить его однозначно? Да перед нами яркая, разноцветная картина осени, но есть какая-то грусть. Отчего?

- Почему поэт сравнивает Осень с вдовой?

-Какой художественный приём использует поэт?

(Олицетворение)

(Работа с толковым словарём. Вдова – женщина, потерявшая мужа. «Вдова» – символ одиночества, грусти.)

- Почему же такое сравнение?

(Предположения учащихся: Осень при приближении Зимы потеряет свой нарядный убор, яркие краски)

-А теперь проверим прогнозы и послушаем ещё отрывки из этого стихотворения И.А. Бунина

Не жди: наутро не проглянет

На небе солнце. Дождь и мгла

Холодным дымом лес туманят,-

Недаром эта ночь прошла!

Но Осень затаит глубоко

Все, что она пережила

В немую ночь, и одиноко

Запрется в тереме своем:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи,

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем!

Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь, кружась по чащам бора,

С него местами крышу снял

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал, все умертвив...

 - Осень в полном одиночестве затаилась в своём сказочном тереме, и наступит тот момент, когда нужно будет его покинуть, оставив уже голый лес с облетевшей листвой Зиме. Лес безмолвен, неподвижен, он затаился в ожидании Зимы, зимней стужи и метели.

- Теперь, я думаю, становится понятно, почему стихотворение называется «Листопад»?

(В стихотворении запечатлён не просто процесс опадания осенней листвы,       но и чувство скорби об утрате красоты…)        

VI. Итог урока. Выводы.

        Вот насколько схожими и несхожими могут быть представления мастеров кисти, слова и звучания о природе.

        Главное в стихотворении - это чувства, настроение, глубина мысли. В нём не всё открывается сразу, в нём есть скрытое описание. Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение.

VII. Домашнее задание (разноуровневое)

  1. Изобразите осеннее настроение на иллюстрации.
  2. Выучите стихотворение об осени
  3. Попробуйте создать поэтическую миниатюру «В саду горит костёр рябины красной…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Образы Отечественной войны 1812года в произведениях изобразительного искусства

Проект выполнен для использования его материала на уроке МХК. Сделан ввиде текста . На его основе можно сделать презентацию....

Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности

Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, ск...

разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"

Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...

Фрагмент занятия с использованием произведения изобразительного искусства.

Предлагается пример использования на уроке произведения изобразительного искусства с алгоритмом вопросов, которые позволяют наиболее полно исследовать репродукцию (картину), получить необходимые сведе...

Фрагмент занятия с использованием произведения изобразительного искусства.

Предлагается пример использования на уроке произведения изобразительного искусства с алгоритмом вопросов, которые позволяют наиболее полно исследовать репродукцию (картину), получить необходимые сведе...