«Судьба и стихи Марины Цветаевой».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Хрипунова София Темировна

  Методическая разработка открытого урока по теме "Судьба и стихи Марины Цветаевой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_m._cvetaeva.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока литературы (11 класс) на тему:

«Судьба и стихи Марины Цветаевой».

                                                                                             Подготовила учитель русского языка и      

                                                                                             литературы

                                                                                             МОУ СОШ №10 г.о.  Тольятти                            

                                                                                             Хрипунова София Темировна

Тема урока:  Судьба и стихи Марины Цветаевой.

Цели урока:

1. Постижение истоков формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов творчества в соотношении с драматическими страницами судьбы поэта.

2. Обучение выразительному чтению стихотворений.

3. Привитие любви к творчеству Цветаевой.

Оборудование: портрет М. Цветаевой, выставка сборников ее произведений, рефераты учащихся, музыкальная запись вальса Иоганса Брамса, ваза с кистью красной рябины.

Ход урока:

Эпиграф урока записан на доске:

                                                                       Буду брать – труднейшую ноту,

                                                                       Буду петь – последнюю жизнь.

  1. Объявление темы и цели урока.
  2.  Рассказ учителя о жизни и творчестве М. Цветаевой.

 План рассказа записан на доске.

  1. Детство и юность.
  2. Годы революции.
  3. Эмиграция.
  4. Возвращение на родину.

5.   Последние годы жизни.

Чтение наизусть преподавателем:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

  Так рассказывала о своем рождении Марина Цветаева – поэт, которого не  спутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать по особому распеву, особой цветаевской хватке в обращении со стихотворным словом, по афористической четкости и завершенности.        

   Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября  1892 года. Она  принадлежала к трудовой научно- художественной интеллигенции. Отец её – сын бедного сельского попа – трудом и талантом пробил себе дорогу в жизни и стал известным филологом, искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и Музея изящных искусств.

Мать – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша, ученица Рубинштейна. Именно она оказала «главенствующее влияние» на дочь.

   Детство, юность и молодость Марины прошли в Москве и тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Училась она много, но по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно.

    Стихи Марина Цветаева начала писать с 6-ти лет и не только по-русски, но и по-немецки, и по-французски, печататься - с 16-ти, а два года спустя, тайком от семьи, выпустила довольно объемный сборник «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили, Н. Гумилев сказал: « Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».

    Вслед за первым сборником выходят второй и третий («Волшебный фонарь» и «Из двух книг») под маркой издательства «Оле-Лукойе» Сергея Эфрона, друга юности Марины, за которого она вышла замуж в 1912 году.

 

 Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

С. Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности -  жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы -  и идут на плаху.

      В это время Марина Цветаева, «великолепная и победоносная», жила очень напряженной душевной жизнью. Характер у неё был трудный, неровный, неустойчивый. Она не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что «чувство собственности у неё ограничивается детьми и тетрадями». И при всем при этом она жадно любила жизнь.

     Жизнелюбие проявилось, прежде всего, в любви к России, к русской речи, к Москве, в которой она родилась.

Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и Вам, о, царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы –

Неоспоримо первенство Москвы.

- И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

     Октябрьскую революцию Марина не поняла и не приняла. В литературном мире Цветаева по-прежнему держалась особняком. Советская власть великодушно уделила ей из своих скудных запасов паек, печатала её книжки.

Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

Мракобесие. – Смерч. – Содом.

Берегите Гнездо и Дом.

Долг и Верность спустив с цепи.

Человек молодой – не спи!

В воротах, как Благая Весть,

Белым стражем да встанет – Честь.

Обведите свой дом – межой,

Да не внидет в него – Чужой.

Берегите от злобы волн

Садик сына и дедов холм.

Под ударами злой судьбы –

Выше – прадедовы дубы!

 В мае 1922 года ей с дочерью разрешили выехать за границу к мужу, который был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля, а к тому времени стал пражским студентом.

     Берлин, Прага, Париж…Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. В столицах жить было не по средствам, приходилось снимать жильё в пригородах или в ближайших деревнях.

Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

 («Ручьи»).

     Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Её печатали, хвалили, но вскоре картина переменилась. Наступило жестокое отрезвление, прежде всего, для Марины Цветаевой. Она пыталась и здесь сохранить независимость. Постепенно связь с белой эмиграцией ослабевает и, наконец, почти рвется. Её печатают все меньше и меньше. Она пишет много, но это или не попадает в печать, или вообще остается в столе. Если в 1922-23 годах ей удалось напечатать пять книжек («Царь-девица», «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло»), то в 1924 году – только одну («Молодец»), а потом наступает перерыв до 1928 года, когда вышел последний прижизненный сборник Цветаевой «После России», куда вошли произведения 1922-1925 годов.

     Важно отметить, что это обстоятельство не слишком волновало и огорчало поэтессу, ибо она была твердо убеждена, что её читатель остался в России. В 1931 году она писала: «пишу не для здесь (здесь не поймут – из-за голоса), а именно для там – языком равных».

     Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Она думала и писала только о большом – о жизни и смерти, о любви и искусстве, о Пушкине и Гете…Независимость её раздражала и восстанавливала против неё большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась стена одиночества.

Воспоминание  читает учащийся (опережающее задание):

 «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии». А нужда  была действительно велика.  «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером (у меня сын 8-лет, Георгий) живем, т. е. просто медленно подыхаем с голоду».

     В таких лишениях, в такой изоляции Цветаева героически работала как поэт. В 1931 году она писала: «Не знаю, сколько мне ещё осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов - не дам».

        Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

                                                                   

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска – плоской.

Через край – и мимо –

В землю черную. Питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

                         

     Личная драма Цветаевой переплелась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма – и успела проклясть его. Победа гитлеризма вызвала в душе Цветаевой страстный протест. Близкие ей люди – муж и дочь – уехали в Советский Союз. Она с сыном готовилась к отъезду.

      Последнее, что написала она в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила. Эти стихи ей уже негде было напечатать. Дальше оставалось просто человеческое существование, и того – в обрез.

      В 1939 году Цветаева восстанавливает советское гражданство и возвращается  на родину. Тяжело дались ей 17 лет на чужбине.  

      Цветаева долго мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем», но так не получилось. Личные обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям.

Справка. Читает учащийся (опережающее задание):

   Сергей Яковлевич Эфрон в годы первой мировой войны работал братом милосердия в санитарном поезде, во время гражданской войны оказался в рядах белогвардейцев и затем эвакуировался. Живя за границей, проникся вместе с женой Мариной Цветаевой большим сочувствием к Советской России, гордился её достижениями, организовал Союз возвращения на родину во Франции. В октябре 1937 года вернулся вслед за дочерью в СССР, где в 1939 году был незаконно репрессирован. Погиб в заключении в 1941 году.

   Ариадна Сергеевна Эфрон была талантливой переводчицей французской поэзии и драматургии. В марте 1937 года вернулась на родину, в1939 г. была арестована и провела 16 лет в заключении. Освобождена 28 марта 1955 г.и все годы после ссылки посвятила собиранию и систематизации архива матери. Умерла в 1975 году.

 Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихов. Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, затем в Елабугу. Тут-то и настиг ее тот «одиночества верховный час», о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая волю, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой. Могила её затерялась.

    Марина Цветаева – большой поэт, и её вклад в культуру значителен. Не приходиться, конечно, ожидать, что сильная, но сложная поэзия Цветаевой станет всеобщим достоянием. Но лучшему из того, что она написала, «настал черед» - потому что настоящее в искусстве не умирает.

    Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?  -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – великая пена –

Высокая пена морская!

                                                                         

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

5. Домашнее задание: подготовить рассказ о жизни Марины Цветаевой; принести сборник её стихотворений; прочитать стихотворения «Душа» и «Жизни» и разбор их в учебнике, сделать  сравнительный анализ.

                                     

                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Судьба и стихи М.Цветаевой"

Данная презентация-материал в помощь учителю....

Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой

11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»

Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...

Судьба и стихи Марины Цветаевой

Материалы интегрированного урока по иностранному языку и литературе....

Марина Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества

Цель урока: выявить основные темы и мотивы цветаевской лирики, проиллюстрировав их; сформировать навыки элементов анализа лирического произведения; развить эстетический вкус учащихся, внимание к детал...

Урок по литературе в 11кл. Марина Цветаева. Судьба и творчество

Цели урока: Образовательные: • познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, дать полный очерк творчества поэта; • закрепить умение работать с художественной и критическ...

Открытый урок по литературе в 11 классе "Личность и судьба Марины Цветаевой в её стихотворениях"

Планируемые результаты:Предметные: Расширить и систематизировать свои знания о жизни Марины Цветаевой, познакомиться с некоторыми ее произведениями.Познавательные: извлекать информацию и структурирова...