Литературная игра "Знатоки сказок" для учащихся 5 класса
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Петько Светлана Леонидовна

 

Цель: повторить сведения о писателях – сказочниках, о русских народных и авторских сказках, их отличительных чертах , закрепить  знания учащихся о сказках, развивать память, воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие разработала и провела учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 1 Петько С.Л.

Литературная игра «ЗНАТОКИ СКАЗОК»  (5 класс)

Цель: повторить сведения о писателях – сказочниках, о русских народных и авторских сказках, их отличительных чертах , проверить знания учащихся о сказках, развивать память, воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!  

А. С. Пушкин

Слово учителя: 

-Добрый день, ребята! Я приглашаю Вас совершить путешествие в волшебную страну сказок. Это мероприятие проводится в рамках недели русского языка и литературы. Сегодня мы узнаем, кто же из нас самый внимательный читатель. Итак, путешествие началось. Я приглашаю три человека для преодоления первого испытания.

3адание 1. Назовите сказку. Итак, начинает сказка сказываться.

  1. «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали»

(Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)

  1. «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому»

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

  1. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке».)

4. За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба - на земле

Жил старик в своем селе.

(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)

5. Жил – был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Сказка Жуковского «Спящая царевна»

6. Жила на свете одна женщина. Детей у неё не было, а ей очень хотелось иметь ребенка. Пошла она к старой колдунье.

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

7. Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Награждаются победители медалью «Лучшему знатоку зачина сказок»

2. Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.

Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

  1. «На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать»

(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)

  1. Княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)

  1. Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица - П. П. Ершов. «Конек-горбунок».)

  1. «Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные»

(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)

  1. «Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...»

(Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

  1. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...»

(Незнайка - Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок».

  1. Проводится с залом. Учитель: Наш путь в сказку продолжается. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

1.«Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою»

(Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. «Айболит»)

«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании»

(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)

«В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников»

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. - Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)

Вручается медаль «Лучшему почтальону»

Учитель: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить - в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи!  Итак, кто так поет? Вам надо назвать исполнителя песни и сказку. Итак, первый номер нашей программы:

1.Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

Лиса в сказке «Петушок – золотой гребешок»»

2. Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.

Петух  в сказке «Кот, петух и лиса»

3. Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя, лиса,

Нехитро уйти!

(Колобок. -Русская народная сказка «Колобок».)

4. Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отворитесь!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную.

(Коза. - Русская народная сказка «Волк и коза».)

5. Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос направо –

Это полька Карабас.

(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

6. Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята. - С. В. Михалков «Три поросенка».)

7. «Кто и в какой сказке «при честном при всем народе поет песню «Во саду ли, в огороде»?

(Белка -А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)

8.Битый небитого везет,

Битый небитого везет!

Лиса – Волку в сказке «Лисичка сестричка и серый волк»

Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».

Учитель: Проводится с залом.Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный.

Наш вопрос: кто,  кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

1.«Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие»

(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)

2. «Наварила манной каши и размазала по тарелке:

- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!»

(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка «Лиса и журавль»".)

3. «Съешь моего ржаного пирожка.

Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»

(Печка - девочке. - Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

4. Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Огрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

(Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".

Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?

Перед ним изба со светелкой

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. - А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут...

(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».)

Вручается медаль «Участнику сказочного дома»

Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена. Звучит песня «В мире много сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для учащихся 7 класса

Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....

Литературная викторина для учащихся 5 классов «Знатоки сказок»

Цель: Развивать интерес к литературе; повышать мотивацию к      изучению предмета; Совершенствовать навыки речевого высказывания; Развивать память, внимание, логику...

Сценарий литературной гостиной для учащихся 11 класса

Литературная гостиная в форме "Заседания литературного кружка "И жизнь, и слёзы, и любовь..."...

Сценарий литературной гостиной для учащихся 8 класса "Мой Пушкин" 2012.

Материал может быть применен для внеклассной работы по литературе  и в качестве творческого зачета в 8 классе после изучения раздела "А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". Неформальная обстановка, з...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

Литературная викторина для учащихся 7 класса

Данная викторина повышает интерес у учащихся к литературе, заставляет их более внимательно прочитывать художественные тексты....

Литературная викторина для учащихся 5 классов "В Стране пушкинских сказок".

Викторин по сказкам Пушкина много, я предлагаю свою версию работы с этим удивительным материалом....


 

Комментарии

Петько Светлана Леонидовна

Предоставленный материал состоит из презентации и методического сопровождения.

Петько Светлана Леонидовна

Предоставленный материал состоит из презентации и методического сопровождения.