Урок по творчеству А. Конан Дойла.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Разработка данного урока применима при изучении творчества и произведений А.Конан Дойла в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artur_konan_doyl.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Артур КонанДойл,

Его герой Шерлок Холмс и «Холмсоведы»

Урок-путешествие

(2 часа)

Цели:  познакомить ребят с известными фактами биографии писателя; пройтись по местам литературного героя – Шерлока Холмса; попробовать разобраться в вопросе, кто же был прототипом героя произведений писателя.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением доктора Уотсона, рисунки с изображением героев произведений писателя.

Методические приемы: путешествие по местам литературного героя, сообщения, «исследование» дела о бриллиантовом полумесяце, слово учителя, работа по группам.

Словарная работа.

Портрет (литературный)- изображение в произведении внешности персонажа, включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.п.Служит в основном для характеристики персонажа, т.к. между внешним видом человека и его внутренней сущностью обыкновенно есть связь.

Образ- универсальная форма отражения действительности в литературе; он не копирует ее, а отражает в соответствии с законами художественности, т.е. обобщает, типизирует.

Ход урока

I. Путешествие по местам литературного героя.

1.Сообщение учащихся «По следам Шерлока Холмса».

(Заранее подготовленные ребята на листе ватмана чертят схему Лондона того времени. Выделяют: Бейкер-стрит, здесь находится квартира сыщика; Трофальгарская площадь и рядом с ней тихая улочка, в которой стоит четырехэтажное здание – гостиница, в которой Холмс часто останавливался со своим другом; Скотленд – Ярд находиться неподалеку от гостиницы, здание старое, запущенное.)

2.Сообщения «холмсоведов».

1) В голландском городе Дельфсейле в 1966 году был установлен памятник полицейскому комиссару Мегрэ – герою романов Жоржа Сименона. В маленький городок съехались издатели и писатели, актеры – исполнители роли Мегрэ в кино. Присутствовал и сам Сименон, однако, героем торжества стал не он, а комиссар Мегрэ, родившийся именно здесь, в Дельфсейле, что и удостоверил бургомистр городка. Торжественно вручил он писателю метрическое свидетельство, где черным по белому значилось: «Мегрэ, Жюль, родился в Дельфсейле 20 февраля 1928 года в возрасте 44 лет. Отец – Жорж Сименон, мать – неизвестна».

Учитель. Пожалуй, ни у кого из книжных персонажей родословная не была разработана так, как у знаменитого Шерлока Холмса. Впрочем, только попробуйте заикнуться, что Шерлок Холмс – вымышленный образ.В ответ поклонники Холмса приведут столько аргументов, что невольно встанешь в тупик. И, действительно, возможно ли, чтобы о литературном герое появились, скажем, такие исследования, как «Частная жизнь Шерлока Холмса», «Шерлок Холмс и музыка», «Шерлок Холмс и химия»?

Разве есть музеи, посвященные книжным героям? А между тем, в одном только Лондонесуществует несколько таких мемориальных комнат–музеев, где вам вполне серьезно будут доказывать, что здесь обитал прославленный сыщик.

Приходилось ли кому-нибудь слышать о том, что в честь литературного героя создавались журналы и даже целые организации его имени. Однако в Лондоне есть «Общество Шерлока Холмса», выходит журнал Бейкер-стрит джорнел», в Америке – «Добровольцы Бейкер-стрит», «Клуб Пестрый ленты» и т.п.

Нашлись современные «холмсоведы», которые утверждают, что автором всех приключений Шерлока Холмса, был не КонанДойль, а никто иной, как сам доктор Уотсон. Две новеллы якобы принадлежат самому Холмсу, так же как и многочисленные труды по криминалистике, музыковедению и даже пчеловодству. Дотошные «холмсоведы» сделали не одно подобное сенсационное открытие, раскопав множество «фактов»биографии сыщика. О том, например, что он был знаком с Льюисом Кэрролом, автором знаменитой сказки «Алиса в Стране Чудес», что он встречался со многими выдающимися людьми своего времени и что умер он сравнительно недавно, прожив более ста лет.

Известна будто бы даже точная дата – шестое января 1957 года. Словом, как пишет английский журнал «Зисуорлд», убедить поклонников Шерлока Холмса в том, что их героя никогда не существовало, невозможно для них он что ни на есть на свете реальный человек, который действительно жил в английской столицеи был известен многим.

Вот и мы, с помощью наших «холмсоведов», пройдемся по местам литературного героя. Начнем, пожалуй, с самого знаменитого – квартиры сыщика на Бейкер-стрит.

Продолжение сообщение «холмсоведа»

Полицейский квартала  Байкерлоо нисколько не удивился вашим словам: «Где находится дом Шерлока Холмса?» Он привык к подобным вопросам- множество людей отправляется на поиски детектива. Но когда вы  появитесь наБейкер-стрит, ваше положение несколько осложнится. Кирпичные дома как один похожи друг на друга. На помощь их жильцов не очень рассчитывайте. Все они решительно станут уверять, что именно в их доме Шерлок Холмс открыл свою контору.

Семнадцать ступенек пройдены, и вы в кабинете господина Холмса и его друга доктора Уотсона. Доносится гул Сити, цокот лошади, крик разносчика, звук шарманки, словом, шум, характерный для английской столицы конца XIX столетия. Время обычного чаепития – традиция столь древняя, как и сама Англия, - пять часов дня. Видимо, этим как раз и заняты хозяева. Об этом говорят чашки с недопитым чаем на столе, сахарница, молочник. Тут же на столе – отмычки, две револьверные пули. Словом, тот беспорядок, который всегда вызывал недовольство у доктора Уотсона. Судя по всему, Шерлок Холмс и его друг вынуждены были в спешке покинуть свою квартиру. Причем настолько быстро, что аккуратист Уотсон даже забыл положить свой стетоскоп в самшитовый футляр.

2) Воспользуемся отсутствием хозяев и продолжим осмотр. На великолепном викторианском камине, среди трубок, кисетов с табаком, перочинных ножичков, луп и наручников можно увидеть небольшую безобидную на вид коробочку из слоновой кости. Однако именно она чуть не убила Шерлока Холмса, о чем рассказано в «Умирающем детективе».

В коробочке находилась иголка с ядом, которая выскакивала оттуда, стоило лишь приоткрыть крышку. Нельзя не обратить внимания и на персидскую туфлю, в которой «Великий сыщик хранил табак. А если заглянете в ведро с углем, то вы там обнаружите… сигары. Прямо на полу разложена карта Дортмунда – с ее помощью Холмс распутывал дело Баскервильской собаки. А вот и пистолет, потерянный на краю пропасти Рейхенбах во время схватки с хитрым профессором Мориарти. Рядом – любимица Холмса «Страдивари» - скрипка, на которой он любил играть. Возле окна бюст Шерлока Холмса. Это копия самого бюста, что описан в рассказе «Пустой дом». Оригинал, как вы помните, был разбит пулей полковника Морана.

3) В гостинице, когда-то находившейся в этом доме, Холмс часто останавливался со своим другом. Здесь висят портреты всех киноактеров, которые, начиная с 1908 года, играли роль сыщика в многочисленных фильмах о его приключениях, их более ста двадцати. Поставлена внушительная коллекция пистолетов Холмса и один, огромный – доктора Уотсона.

Зловещие апельсиновые зернышки вызывают в памяти страшные события, описанные в рассказе «Пять апельсиновых зернышек». Пара наручников, принадлежащих инспектору Лестрейду, образцы сигаретного пепла, о чем Холмс написал целое исследование.Маска – морда собаки Баскервилей со светящимися глазами.

Учитель. Поистине удивительна судьба у юных литературных героев. Но пришла пора узнать об авторе. Давайте отправимся в Эдинбургский университет.

3. Сообщение учеников об Артуре Конан Дойле.

1) Среди выпускников этого университета медицинского факультета в 1881 году значится имя Артура КонанДойля. Получив диплом врача, он решил продолжить совершенствоватьсяна поприще медицины, ему тогда было за двадцать. Первым условием для этого была практика. И вот вскоре на одной из дверей в пригороде Портсмута  появилась до блеска начищенная медная табличка: «КонанДойль, врач и хирург». Молодой доктор стал поджидать пациентов. Но они не торопились идти к нему. С укоризной посматривал он на портрет своего учителя, доктора Джозефа Белла, который пользовался огромной популярностью у студентов. Сейчас он  ему ничем не мог помочь.

Джозеф Белл был похож на сыщика Дюлена, героя рассказов Э. По. Не только внешне, но и методом изучения пациента. Он часто поражал студентов своей проницательностью, умению исключительно по внешнему виду человека поставить не только диагноз, но прочитать по выражению лица, глаз, по одежде и обуви его биографию, рассказать о нем то, чего, казалось бы, никак нельзя предугадать при первом взгляде. Что касается взгляда Белла, то он, словно рентгеновские лучи, проникал внутрь пациента. Профессор ставил диагноз еще до того, как больной успевал открыть рот. Это производило ошеломляющее впечатление, казалось чем-то сверхъестественным. А между тем, уверял Белл, все дело лишь в наблюдательности, в умении по внешним признакам делать логические выводы. «Пускайте в ход силу дедукции», - часто повторял он. И демонстрировал свой метод «расшифровки». Свой дедуктивный метод он старался привить своим ученикам. Для многих из них сравнительно молодой профессор был кумиром и беспрекословным авторитетом. Вел он скромный и простой образ жизни. Белл был потомком пяти поколений шотландских хирургов. Начинал простым санитаром, в двадцать один год, едва окончив университет, имел медицинскую степень, а в двадцать шесть– читал лекции, не забывая и о практике. Как врач он отличался глубокими знаниями и смелостью. Не раздумывая, он высосал однажды пленки у ребенка, больного дифтеритом. Болезни ему избежать удалось, но голос после этого был поврежден на всю жизнь.

Молва о способностях Белла разгадывать тайны человеческих заболеваний приводила к нему пациентов часто по другим поводам. Нередко к его помощи прибегала и местная полиция, где Белл значился как сыщик-консультант. Разгадка преступлений, можно сказать было его хобби. К тому же это давало возможность проверить его метод в другой области – криминалистике. Этот метод и в уголовном деле принес блестящие результаты: на счету Белла было не одно раскрытое преступление.

Неудивительно, что молодой ассистент КонанДойль стал поклонником и последователем метода Белла.

2) В дни вынужденного бездействия, когда не было пациентов, КонанДойль трудился над листомбумаги. Он задумал создать образ сыщика высшего типа, обладающего острой наблюдательностью, умеющего видеть и при помощи анализа и дедукции делать единственно верный вывод. О преступлениях, раскрытым этим вымышленным сыщиком он и будет рассказывать. Вернее, не о раскрытых преступлениях – не это будет главным в его повествовании, а о приключениях человеческой мысли, которая раскрывает преступления. В его памяти сохранилась почти готовая живая модель будущего героя. КонанДойль не отрицал, что старый учитель Джозеф Белл послужил прототипом его героя. Он считал, что ему повезло, ибо в жизни нашелся прообраз его будущего героя. Даже внешне КонанДойль сделал своего героя похожим на бывшего учителя. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на фотографию эдинбургского профессора: очень худой, с острым, пронизывающим взглядом серых глаз, тонкий орлиный нос, энергичное выражение лица. Уже став писателем, КонанДойль нередко обращался к Беллу с просьбой «подбросить» материал для рассказов. И Белл никогда не отказывал а помощи своему ученику: подсказывал сюжет, давал ценные советы, подробно излагал  обстоятельства какого-либо дела.

Учитель. Мне бы хотелось внести небольшое дополнение. Чтобы создать образ сыщика, мало было описать только внешность человека. Требовалось писателю показать его в действии, на примерах продемонстрировать силу метода, которым он пользовался при раскрытии преступления. Для этого нужны были не только познания в технике полицейского розыска, но и знакомство с фактами уголовной хроники, которые питали бы фантазию автора. И в этом Джозеф оказал писателю немалую услугу. Еще во время учебы в Эдинбурге КонанДойль не раз слышал рассказы Белла о тех преступлениях, в раскрытии которых ему довелось участвовать. Одна из таких историй и навела его на мысль о создании образа сыщика, наделенного необычайным талантом анализа и дедукции.

3)Тот же Джозеф Беллуказывал еще на одного прототипа знаменитого сыщика. С присущей ему наблюдательностью он усматривал глубокое родство между литературным персонажем и самим автором. «Вы же и есть подлинный Шерлок Холмс!» - писал он своему ученику. И это была правда. Чем же походил на своего героя его создатель? Отнюдь не внешним видом. Напротив, можно сказать, в этом он был полной противоположностью. «Высокого роста, плечистый, с широким лицом и добрыми усами – лицо скорее добродушного папаши, чем человека с острым умом и необыкновенной наблюдательностью». А между тем именно эти качества прежде всего роднили КонанДойльcо своим созданием. «Его мозг, - пишет о писателе его сын Адриан, - был огромным складом знаний и фактов». Он, как никто другой, владел методом дедукции и обладал способностью увязывать причину со следствием, точно ставил диагноз по симптомам, умел видеть то, что ускользало от зрения других, словом, это был прирожденный детектив. Не отрицал этого и писатель. Он часто говорил о том, что внутри его живет «умный, зоркий детектив». Чем больше КонанДойль писал о Шерлоке Холмсе, тем больше развивались его способности к дедукции и тем сильнее становилось его косвенное и прямое влияние на криминалистику. Писатель признавался, что не однажды ему удавалось методом Холмса решить проблемы, которые ставили в тупик полицию. Это случалось всякий раз, когда полиция оказывалась не в силах распутать какое-либо запутанное дело и вынуждена была прибегать к его помощи. И тогда всемирно известному писателю приходилось откладывать перо литератора и брать в руки лупу сыщика.  Метод его героя действовал безотказно – КонанДойлюудалось распутать не одно запутанное преступление. Его репутация в этом смысле приобрела такую известность, что к нему стала обращаться с просьбами полиция других стран. Египетские, американские и французские детективы изучали его метод, систему поисков мельчайших улик. Известный криминалист Э.Локар считал КонанДойля «поразительным ученым-исследователем».

Учитель. Мне хотелось бы добавить, что КонанДойль походил на своего героя еще в одном. Подобно «отшельнику» сБейкер-стрит, КонанДойль – сыщик-любитель действовал, как правило, бескорыстно, лишь из благородных побуждений. Он вступал обычно в опасную и часто неравную борьбу со злом даже тогда, когда шанс добиться успеха равнялся нулю. И нередко, благодаря настойчивости и неутомимости, оказывался победителем.

II.Работа с терминами.

1.Слово учителя.

КонанДойль не отрицал, что учитель Джозеф Белл послужил прототипом его героя. Напротив, считал, что ему здорово не везло, ибо в жизни нашелся прообраз его будущего героя. Правда так не считал его сын Адриан. После смерти писателя он решил опровергнуть слова отца. Сын полагал, что наличие прототипа умаляет заслугу автора в сознании знаменитого литературного персонажа. Тогда дочь Белла представила письма писателя к ее отцу. После этого АнриануКонанДойлю ничего не оставалось,как признать на страницах эдинбургской газеты «Ивнингньюс», что «Шерлок Холмс только литературный слепок доктора Белла».

(Вводится термин.)

Домашнее задание. Изучить дело о «бриллиантовом полумесяце»и подготовится к написанию своего детектива.

(История этого дела заранее набрана на компьютере.Каждый ученик получает листок для изучения дома.)

Дело о бриллиантовом полумесяце

В мае 1909 года Верховный суд на своем заседании в Эдинбурге осудил невиновного Оскара Слэйтора. Блюстителей закона невозможно было заставить пересмотреть дело. На все требования о пересмотре неизменно следовал ничем не мотивированный отказ. А между тем стоило лишь вникнуть в аргументы, выдвигаемые в защиту подсудимого, чтобы можно было убедиться в его невиновности. В ход пришлось пустить все средства, чтобы привлечь внимание общественности к позорному делу. На допросах служанка называла имя настоящего убийцы, но полиция предпочла  замолчать это важное показание. По принуждению она дала заведомо ложные показания.

Оскар Слэйтер – обвиняемый в убийстве, был реабилитирован и освобожден из тюрьмы после девятнадцати лет заключения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Знак четырёх - Артур Конан Дойл

Краткая биография автора и характеристика героев....

Методическая разработка паспорта проекта «Такой удивительный Шерлок» (по мотивам произведений А. Конан Дойля)

Паспорт проектной работы, выполненной на уроках английского языка в МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда» в 2015-2016 учебном году...

Литературная игра «Город N» по «Запискам о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла в 6 классе

Литературная  игра  «Город N»по «Запискам  о  Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла в 6 классе(«Пляшущие человечки», «Союз рыжих», «Пять апельсиновых зернышек», «Голубой карбунку...

проект "Герой Конан Дойла , прославивший Британию"

Изучая английский язык, мы знакомимся со многими знаменитостями , прославившими Великобританию. Как было не остановить свое внимание на авторе , подарившем человечеству самого известного сыщика на все...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Артур Конан Дойл "Затерянный мир"

Данную презентацию можно использовать приизучении отдельных глав из "Затерянного мира" Артура Конан Дойла  на уроке литературы в 5 классе....

Сценарий игры -квеста по биологии для учащихся 5 –х классов «Затерянный мир» по мотивам повести Конан Дойля.

Цель  мероприятия : - воспитывать в детях доброе отношение к природе , животным , любовь к родине , к родному краю, чувство ответственности за все , что наносит вред окружающей среде;-развитие мы...

Урок домашнего чтения по произведегию А. Конан Дойля для 10 класса.

Урок домашнего чтения по произведегию А. Конан Дойля для 10 класса....