Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Грибоедов
тест по литературе по теме

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству А.С.Грибоедова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griboedov_a.s.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                        А.С.Грибоедов.(1795-1824)

1.Где учился Грибоедов и какое образование получил?

2.Какими иностранными языками владел Грибоедов?

3.Какое произведение Грибоедова читал Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском?

4.Свидетелем каких исторических событий стал Грибоедов?

5.Чем занимался Грибоедов?

6.Как относился Грибоедов к декабристам?

7.Кому принадлежат слова на памятнике Грибоедову в Тифлисе (ныне Тбилиси): «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя»?

8.Кто сказал о Грибоедове: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?

9.Кто сказал: «Комедия «Горе от ума» есть критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира… В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний её дух, исторический момент и нравы»?

                «Горе от ума»(                     )

1.Какому литературному направлению принадлежит «Горе от ума»?

2.Укажите название литературного направления ХVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями-характеристиками.

3.Чертами какого литературного направления является непонятость Чацкого окружающими, его максимализм, противостояние героя окружающей действительности?

4.В литературе какого направления конца XVIII- начала XIX века жанр комедии, избранный А.С.Грибо-едовым, был одним из популярнейших?

5.Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса А.С.Грибоедова «Горе от ума».

6.Каким стихотворным размером написана комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

7.Назовите первоначальное название пьесы «Горе от ума».

8.Назовите жанр произведения, особенностями которого являются:

                - отсутствие авторского повествования

                - ограничение в пространстве и времени

                - диалоги и монологи

                - особая роль конфликта (столкновение и борьба персонажей, стремящихся к разным целям. Главный конфликт определяет развитие действия)

9.Назовите основные конфликты комедии.

10.Как в литературоведении называют тип конфликта пьесы Грибоедова, связанный с сюжетной линией Софья – Молчалин – Чацкий?

11.Софья, Фамусов, Чацкий – главные герои комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», а как  в драматургии называют таких персонажей, как Лиза, Репетилов?

12.Фамилия «Фамусов» происходит от слова «молва», что характеризует зависимость героя от общественного мнения. Как называются такие имена и фамилии в драматическом произведении?

13.Мадам Розье не принимает участия в действии, о ней только упоминает Фамусов. Как называется такой персонаж в драматическом произведении.

14.Назовите действующих лиц комедии.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Сюжет – цепь событий, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях. Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры.

Чем являются 1-5 явления 1 действия в плане развития действия?

16.Что является кульминацией?

17. «Пожар способствовал ей много к украшенью». Назовите год в истории России, связанный с этим «пожаром».

18. «А все Кузнецкий мост да вечные французы…» Назовите город, в котором происходят события, описанные в «Горе от ума».

19. С периодом какого императора (императрицы) соотносится в сознании Фамусова «Золотой век» для карьериста?

20.В какой город в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов обещает в минуту гнева отправить Софью.

21.Кто из персонажей комедии «Горе от ума»…

        А)«Английского клоба

            Старинный, верный член до гроба»        ____________________________________

        Б)»И золотой мешок, и метит в генералы»       ________________________________

        В)»С тех пор как числюсь по Архивам,

            Три награжденья получил»        __________________________________________

        Г)»Человек он светский,

            Отъявленный мошенник, плут»                ____________________________________

Д) «Сам бредил целый век обедом или балом!

     Об детях забывал! обманывал жену!

     Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!

     Танцовщицу держал! И не одну:

                             Трёх разом!

     Пил мёртвую! Не спал ночей по девяти!

     Всё отвергал: законы, совесть, веру!»        _____________________________________

Е)»не то на серебре,

    На золоте едал; сто человек к услугам;

    Весь в орденах; езжал-то вечно цугом…

    Когда же надо подслужиться,

    И он сгибался вперегиб»                ____________________________________________

Ё)»Опасный человек…

    Он вольность хочет проповедать»        ______________________________________

Ж)»Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник…»        ______________________________

З)»Крепко набрался каких-то новых правил,

   Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,

   В деревне книги стал читать»        ______________________________________________

И)»Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

    Вот он на цыпочках, и не богат словами…»        __________________________________

К)»Кто другой так мирно всё уладит!

   Там моську вовремя погладит,

   Там в пору карточку вотрёт,

   В нём Загорецкий не умрёт!..»         ________________________________________________

22.Кому из персонажей комедии принадлежат слова…

        А)»Минуй нас пуще всех печалей

             И барский гнев, и барская любовь»        ___________________________________________

        Б)»Счастливые часов не наблюдают»        ___________________________________________

        В)»А у меня что дело, что не дело,

           Обычай мой такой:

             Подписано, так с плеч долой»        ________________________________________________

        Г)»Служить бы рад, прислуживаться тошно»        ____________________________________

        Д)»В мои лета не должно сметь

            Свои суждения иметь»        ______________________________________________________

        Е)»При мне служащие чужие очень редки

    Всё больше сестрины, свояченицы детки»        _____________________________________

        Ё)»Я вас обрадую: всеобщая молва,

            Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий,

                Там будут лишь учить по-нашему: раз, два»        _____________________________________

        Ж)»Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак»        ___________________________________________

        З)»Довольно счастлив я в товарищах моих,-

           Вакансии как раз открыты:

           То старших выключат иных,

           Другие, смотришь, перебиты»        _________________________________________________

        И)»Где, укажите нам, отечества отцы,

                Которых мы должны принять за образцы?»        _____________________________________

        К)»Шумим, братцы, шумим»        _________________________________________________

        Л)»Ну как не порадеть родному человечку!..»        _____________________________________

        М)»…уж коли зло пресечь:

             Забрать все книги бы да сжечь»        ___________________________________________

Н)»Дома новы, но предрассудки стары»        ___________________________________________

О)»Ах»боже мой! что станет говорить

    Княгиня Марья Алексеевна»        _________________________________________________

П)»Кто беден, тот тебе не пара»        _________________________________________________

Р)»А судьи кто? За древностью лет

   К свободной жизни их вражда непримирима.

   Сужденья черпают из забытых газет

   Времён Очаковских и покоренья Крыма»        _______________________________________

С)»Возьмите вы от головы до пяток,

    На всех московских есть особый отпечаток        _______________________________________

Т)»Кто так чувствителен, и весел, и остёр,

   Как Александр Андреич Чацкий!»        _____________________________________________

У)»Ученье – вот чума, ученье – вот причина,

    Что нынче пуще, чем когда,

   Безумных развелось людей, и дел, и мнений»        _______________________________________

23.Кто из героев комедии является первоисточником слуха о сумасшествии Чацкого?___________

Почему так быстро распространяется сплетня о сумасшествии Чацкого?_____________________________________________________________________________

        Кто из героев высказывает сомнение в сумасшествии Чацкого, говоря: «Ну, все, так верить поневоле, А мне сомнительно»?________________________________________________________  

24.Кто приписывает Чацкому такие качества:

        А)»Он славно пересмеять умеет всех…

            Остёр, умён, красноречив»        ________________________________________________

        Б)»Этот франт-приятель

 25.Кому говорит Чацкий:

        А)»Блажен кто верует, тепло ему на свете!»        ______________________________________

        Б)»…тот и славился, чья чаще гнулась шея»        _____________________________________

        В)»Помилуйте, мы с вами не ребяты,

            Зачем же мнения чужие только святы»        ____________________________________________

        Г)»Послушайте! Ври, да знай же меру»        ___________________________________________

26.Кто сказал о Молчалине и какая из характеристик точнее определяет его образ:

                А)"Молчалин за других себя забыть готов,

                      Враг дерзости…"        ______________________________________________

                Б)"Низкопоклонник и делец"        __________________________________

        27.Все по-разному реагировали на падение Молчалина с лошади. Укажите автора реплики: «Взглянуть, как треснулся он, грудью или вбок?»

28.Кто из героев комедии называет себя «членом тайного собрания»?

 

29.Кому принадлежит критическая статья на пьесу Грибоедова "Горе от ума" и как она называ-ется? Каковы её основные мысли?

                        Анализ отрывка (Действие1, явление3)

        Фамусов

        Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

        Не в пору голос мой наделал им тревог!

        ……………………………………………

        Фамусов

        (Молчалину)

Идём бумаги разбирать.

1.Укажите термин, обозначающий тип развёрнутого высказывания героини, которая в этом эпизоде подробно рассказывает о своём сне.

2.Укажите название литературного направления 18 века., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями-характеристиками.

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)

1.Чем вызвано недовольство Фамусова?

2.С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

3.В чём противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с героиней комедии А.С.Грибоедова?

                Анализ отрывка. (Действие 2, явление 1)

Фамусов

Петрушка, вечно ты с обновкой,

……………………………………

Фамусов

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере, искони

Отцом недаром называли.

1.По совокупности художественных признаков пьесу А.С.Грибоедова «Горе от ума» следует отнести к литературе романтизма, классицизма, модернизма или реализма?

2.Данный фрагмент относится к экспозиции, завязке, кульминации или развязке действия?

3.К какому средству иносказательной выразительности прибегает Фамусов, уподобляя гроб ларчику, «где ни стать, ни сесть»?

4.Как называется форма высказывания персонажа, к которой прибегает драматург в начале данного фрагмента?

5.Укажите термин, которым обозначают устаревшие слова «кафтан», «ключ» (как знак отличия)

6.Фамусов, раздосадованный желанием Чацкого говорить только о Софье, восклицает: «Пять тысяч раз твердит одно и тоже!» Как называется этот  приём?

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)

1.Какие темы присутствуют в приведённом монологе Фамусова?

2.Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

3.Как, с вашей точки зрения, автор «Горя от ума» относится к Фамусову?

4.Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

                Анализ отрывка. (Действие 2, явление 11)

София

        Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

        …………………………………………………

        София

        Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слёз;

        Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

                Зачем сюда бог Чацкого принёс!

        (Уходит.)

        1.Какая сюжетная линия получает развитие в данном эпизоде: любовная, бытовая, социальная, политическая?

        2.Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса Грибоедова.

        3.Кому из героев, участвующих в этом эпизоде, принадлежат афоризмы: «В ми лета не должно сметь свои суждения иметь», «Частенько    там мы покровительство находим, где не метим», «В чинах мы небольших…»?

        4.Укажите термин, которым в литературе обозначают авторские пояснения в тексте пьесы, сопро-вождающие действия героев: «Целует ей руку», «Уходит» и др.

        5.Как называется созвучие концов стихотворных строк:

        «А кем из них я дорожу?

        Хочу – люблю, хочу – скажу.

        Молчалин! Будто я себя не принуждала?

        Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

        У вас спросит, на вас взглянуть».

        Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)

        1.Что, с вашей точки зрения, делает Чацкого положительным героем пьесы?

        2.Какая сюжетная линия комедии получает развитие в данном эпизоде?

        3.Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

        Задания с развёрнутым ответом (Сочинение)

1.Видит ли автор в Чацком «идеального» героя.

2.Чем мотивировано мнение одного из литературоведов, писавшего о Чацком: «Он, конечно, критик не бытия, а быта, не мира, а только отдельного маленького уголка»?

3.Почему в комедии много эпизодических и внесценических персонажей?

4.Софья Фамусова – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

5.В чём смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии Грибоедова?

6.Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?

7.Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

8.Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

9.Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

10.Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница нравов фамусовского общества?

11.Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая своё место в жизни?

        

постпозиция

развязка

кульминация

завязка

экспозиция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Презентация к уроку литературы "А.С.Грибоедов"

Презентация к уроку литературы, посвящённому изучению биографии А.С.Грибоедова....

Тесты по литературе.А.С.Грибоедов.

Материал для учителей литературы...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Пушкин.

Подборка заданий по творчеству А.С.Пушкина....

Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов, "Горе от ума".

Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов. "Горе от ума"....

Шаблон презентации по литературе "А.С. Грибоедов"

Шаблон предназначен для создания презентаций к урокам по литературе, внеклассным мероприятиям, посвященным жизни и творчеству А.С. Грибоедова. Для обучающихся 1-11 классов....

Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".

Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....