Готовимся к ЕГЭ по литературе. В.В.Маяковский
тест по литературе по теме

Жукова Марина Юрьевна

Подборка заданий по творчеству В.В.Маяковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mayakovskiy.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)

Творческий дебют Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Футуристы пытались стоить»искусство будущего». Задумано было перестроить русскую словесность, освободиться от «слова как такового», разрушить синтаксис и грамматику в целях беспредельной свободы творца-поэта, создать «заумный язык». Футуристы отрицали категорически весь предшествующий поэтический опыт.(Литературные манифесты футуристов «Пощёчина общественному вкусу», «Садок судей»)

        Новаторство Маяковского

- М.выступает как новатор в самом видении мира – трагедийный поэт. Крупный лиричес-кий герой – он выше вселенной

- М. соединяет страстную взволнованную лирику и социальные мотивы

-Широко использует и соединяет разнородные лексические пласты (живой народный язык, книжная, высокая, торжественная лексика, низкая вульгарная лексика, жаргонизмы)

-М. – поэт гипербол, метафор. Часто использует гротеск.

- М. – крупный реформатор стиха. Его стих митинговый. М. пытается преодолеть разрыв между поэтической и прозаической речью.

М.делит самую главную строчку на акценты. «Лесенка» М.родилась из его желания выделить наиболее важные отрезки. Это рождает неравномерность строк внутри строфыю Стих М. держится на рифме. Самое главное слово М. ставит в конец строки. Его рифмы необычны (голуба – любовь; ад тая – проклятая; губ ему – глупому).

1.Дореволюционная лирика

«А вы могли бы?» (Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухоты тех, кто навсегда останется в плену пошлости жизни)

«Нате!» (Разоблачение мещан, их пошлости. Протест обретает социальный смысл)

«Скрипка и немножко нервно» (М. вновь обращается к рассказу о безуспешном стремле-нии поэта разделить с людьми страдании, но каждый раз это оказывается невозможным, поэт остается непонятым и одиноким)

Поэма «Облако в штанах» (Тетраптих) (1914-1915)

Поэма о трагическом столкновении поэта с действительностью, в которой воплощены 4 крики: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «,долой вашу религию».

Категоричность суждений, заявлений лирического героя напоминает о бескомпромисс-ности , нигилизме, бунтарстве Базарова.

Ведущий образ поэмы – лирическое «Я».(Поэма посвящена Лиле Брик)

Основной приём изображения – антитеза. Революция в поэме возникает как единственное спасение от торжества  пошлости и сытости. Противопоставление всему обществу в про-логе поэмы вырастает до противопоставления всему мирозданию в конце. Гиперболизация образов

тва, каждая минута ожидания любимой – мука. И как итог страданий – казнь. Является героиня. Действие на лирического героя слов его возлюбленной передаётся скрежещущей звукописью:

                Вошла ты,

                        резкая, как «нате!»,

                                муча перчатки замш,

                сказала:

                        «Знаете –

                                Я выхожу замуж».

Катастрофа, постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами: «Крик последний, - ты хоть о том, что горю, в столетия выстони!»

2-я часть – об отношениях героя и искусства. Начинается часть с решительного заявления героя: «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil» (ничто). Герой отрицает вымученное , вялое искусство.. Звучит гимн живой жизни, которая ставится выше «Я»

Герой отождествляет себя с самим Богом. Он готов на самопожертвование: «душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя». Вот цель и назначение поэзии и поэта.

В 3-й части мысль поэмы логически переходит к тем, кого вести под этим «знаменем», сделанным из «растоптанной души» героя. Кругом пошлость, бездарность, уродство. Этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало. Лирический герой берёт на себя роль «тринадцатого апостола» С Богом он запросто: «может быть, Иисус Христос нюхает моей души незабудки».

В 4-й части от глобальных замыслов по переделке мира герой возвращается к мыслям о своей любимой.Имя «Мария» выкрикивается многократно. Это мольба о любви. И герой становится покорным, чуть ли не униженным, «просто человеком». Любимая заменяет всё, она необходима, как «хлеб насущный». Поэт говорит о своём «в муках рождённом слове»: оно «величием равное Богу». В этом, конечно, кощунство, постепенно перераста-щее в бунт против Бога. Отказ любимой провоцирует этот бунт страдающего и отчаявше-гося героя. Герой с Богом на «ты», откровенно хамит ему. Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в социальной несправедливости. Несовершенство мира в том, «отчего ты не выдумал, чтоб было без мук целовать, целовать, целовать?!»Отчаяние героя доходит до бешенства, он выкрикивает страшные богохульства. И вдруг смиряет себя, он уже снова с небом на «вы»

Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость героя, соединение в нём предельной «расхристанности» и предельной нежности, обостряют конфликт. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на трагическое одиночество.

2.Сатирические произведения

Особенности:

-заостренность сатиры, злая сатира

- автор чётко обосновывает свою позицию

- социальный характер

-разоблачительный характер

-конкретно-реалистический характер, сатира не страдает отвлечённостью

-имеет чёткий, конкретный адрес

- М.носит в сатирические произведения ощущение перспективы, чувство будущего, идеал, за который он сражается.

Стихотворение «О дряни» (1921) (против мещанства)

Стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922) (против бюрократии)

Пьеса «Баня»

Пьеса «Клоп» (разоблачение мещанства)

3. Стихотворения о поэте и поэзии

«Юбилейное» (1924) (Поднимается проблема традиции и новаторства в поэзии. М.называет Пушкина и Некрасова своими предшественниками, говорит, что необходимо отражать в искусстве современность. Необходимо бороться со старым, отжившим в искусстве)

«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) (М. говорит о сложности поэтического труда, сравнивает поэтический труд с добычей радия. Труд поэта тем и сложен, что в нём нельзя всего учесть и предугадать. Огромное напряжение творческих сил искупается сознанием, что подлинное искусство бессмертно, ибо в произведении живёт душа поэта, его мысли и чувства. М.Утверждает искусство кровно связанное с интересами народа)

4.Патриотическая лирика

«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»

Поэма «Хорошо!»

«Стихи о советском паспорте»

5. Любовная лирика

«Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

«Письмо Татьяне Яковлевой»

Поэма «Про это»

                Вопросы.

1.Назовите поэтическое течение начала ХХ века, которое представлял Маяковский.

2.К какому поэту в стихотворении «Юбилейное» Маяковский обращается со словами:

        Я бы                                                 и так-то…

        и агитки                                               Вы б смогли –

        вам доверить мог.                                у вас

        Раз бы показал:                                хороший слог.

        Вот так-то, мол,

3.Какой приём использует М. в следующем примере: «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»

ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

                         жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

4.Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторённое обращение лирического героя в данном стихотворении)

5.Как называется вид тропа, основанный на переносе свойств одного предмета или явления на другие («в метелях полуденной пыли»)?

6.Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк («значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо…»).

7.Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называется вид вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

ЛИЛИЧКА!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

Комната -

глава в крученыховском аде.

Вспомни -

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще -

выгонишь,

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя -

тяжкая гиря ведь -

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят -

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон -

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

8.Какому поэтическому жанру близко стихотворение?

9.Как называется средство выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении («сегодня сидишь вот – сердце в железе»)?

10.Как называются слова, «изобретённые» Маяковским («опожаренный», «крученыховский», «выреветь»)?

11.Стремясь придать звучанию стихотворения особую выразительность, М. использует повтор одинаковых согласных звуков («сломанная дрожью рука в рукав»). Как в литературоведении называется этот поэтический приём?

12.Как называется изобразительное средство, дающее образную характеристику предмету («Захочет покоя уставший слон – царственный ляжет в опожаренном песке»)?

13.Укажите название синтаксического средства, которое использует М., чтобы подчеркнуть эмоциональную значимость высказывания(«Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?»)?

14.Как называется система стихосложения, в правилах которой написано стихотворение?

15. В главе автобиографии «Начало 14-го года» В.В.Маяковский пишет: «Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. Революционной». О замысле какого произведения писал поэт?

16. Как определил жанр «Облака в штанах» автор поэмы?

17 Поэма «Облака в штанах» состоит из четырёх частей, или, как писал Маяковский, «криков». Назовите первый из «криков».

18. Герой поэмы Маяковского выступает в роли богоборца. Его богоборчество начинается с мук неразделённой любви к женщине и постепенно приобретает социальный и бытийный смысл. Как первоначально называлась поэма?

19. Образ Марии в «Облаке в штанах» - дань памяти четырём любовным драмам: роману с Софьей Шамардиной, ухаживанию за Эльзой Коган, страстной влюблённостью в Марию Денисову, любовью к Лиле Брик. Кому из них посвящена поэма?

20. Сколько лет было поэту, когда он написал поэму «Облако в штанах»?

21. Маяковский всегда торопил будущее. Он пророчит новую революцию, но ошибается в дате. Какой год он видит «в терновом венке революций»?

22. У кого из философов поэт «заимствует» образ Заратустры?

                Слушайте!

                Проповедует,

                мечась и стеня,

                сегодняшнего дня крикогубый Заратустра.

23. С каким классиком немецкой литературы поэт вступает в полемику?

                Что мне до Фауста,

                феерией ракет

                скользящего с Мефистофелем в небесном

                паркете!

24. Назовите троп, которым неоднократно мастерски пользуется В.В.Маяковский.

                Слышу:

                тихо,

                как больной с кровати,

                спрыгнул нерв.

                И вот,-

                сначала прошелся

                едва-едва,

                потом забегал,

                взволнованный,

                четкий.

                Теперь и он, и новые два

                мечутся отчаянной чечеткой.

                Вопросы к стихотворению «Нате!»

1.К каким годам относится начало творчества В.В.Маяковского: 80-90 годы 19 века или 10-е годы 20 века?

2.С каким поэтиче6ским течением связано творчество В.В.Маяковского?

3.Кто из указанных поэтов был современником и исходно являлся поэтическим единомышленником В.Маяковского: Б.Пастернак, И.Бродский, Н.Рубцов, А. Вознесенский?

4.В каком из названных произведений, как и в стихотворении «Нате!», звучат революционные, бунтарские мотивы: «Юбилейное», «Хорошее отношение к лошадям», «Лиличка!», «Облако в штанах»?

5.Назовите жанр лирической поэзии, к которому близко стихотворение «Нате!»

6.Из первой строфы выпишите один из эпитетов.

7.Из четвёртой строфы выпишите словесный образ, определяющий внутренний облик лирического героя стихотворения «Нате!»

8.Как называется фонетический приём, основанный на повторе согласных звуков, использованный поэтом в стихотворении: «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку»?

9. Как называется приём единоначатия, использованный во второй строфе стихотворения?

10. К какому художественному приёму, предполагающему преувеличение размеров, количества, значения явлений, прибегает Маяковский, называя толпу «стоглавой вошью»?

11.Укажите композиционный приём, характеризующийся возвращением поэта к исходному образу: «я – бесценных слов мот и транжир»?

                Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма.

С1.Какие характерные особенности присущи поэтике раннего Маяковского?

С2.В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?

                К стихотворению «Лиличка!»

С3.С какой целью изображение любовного чувства в стихотворении «Лиличка!» противопоставляется другим поэтическим образам?

С4.Как различные поэтические приёмы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?

С5.В чём проявилось новаторство лирики Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

                Задания к стихотворению «Послушайте!»

1.Укажите название авангардистского течения в поэзии начала 20 века, одним из лидеров которого является В.В.Маяковский и принципы которого отчасти нашли своё отражение в стих. «Послушайте!»

2.Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу (см. дважды повторённое обращение лирического героя ).

3.Как называется вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое (« в метелях полуденной пыли»)?

4.Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк («значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо…»).

5.Стихотворение заканчивается вопросом, обращённым к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требуюего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

С1.Какими чувствами наполнена лирическая исповедь поэта и что придаёт ей особую выразительность?

С2. В каких произведениях отечественной классики герои размышляют о связи человека и мироздания и в чём эти произведения созвучны стихотворению Маяковского «Послушайте!»

                Задания к отрывку из произведения «Облако в штанах» («Вы думаете, это бредит малярия? …..Собора Парижской Богоматери.»)

1.К какому жанру относится «Облако в штанах» Маяковского»?

2.К какому литературному роду относится «Облако в штанах» Маяковского»?

3.Стихи Маяковского отличает ритмическое своеобразие:                                                Откуда большая у тела такого                                                                        должно быть, маленький,                                                                                смирный любёночек.                                                                                Она шарахается автомобильных гудков.                                                                Любит звоночки коночек.                                                                        Как называется созвучие на концах стихотворных строк, важный ритмический элемент стиха?

4.Рассказывая о силе переживаний своего лирического героя, Маяковский неоднократно прибегает к использованию этого средства художественной выразительности, которое основано на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое в женское»). Назовите его.

5.Каким термином называется сопоставление предметов или явлений по их сходству, иногда довольно отдалённому и неожиданному («Упал двенадцатый час, как с плахи голова казнённого»)?

6.В поэзии Маяковского встречается множество необычных слов, им придуманных («любеночек», «декабрый»). Как называется подобное новое авторское словообразование?

7.Дайте определение художественного средства, состоящего в том, чтобы при описании неодушевлённых предметов наделять их человеческими чертами («В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры»).

С1.Как содержание предложенного для анализа фрагмента связано с названием произведения Маяковского?

С2.Какие произведения русских писателей о любви близки по эмоциональному накалу «Облаку в штанах» Маяковского? Свой ответ обоснуйте.

                        Сочинение.

1.Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?

2.Почему Маяковский называл свои сатирические произведения «кавалерией острот»?

3.Что определяет драму лирического героя в ранней лирике Маяковского?

4.В чём своеобразие раскрытия темы любви в лирике Маяковского?

5.Каким предстаёт перед нами образ возлюбленной (по творчеству Маяковского?)

6.Почему особое место в творчестве Маяковского занимает тема будущего?

7.Какими чертами обладает герой-бунтарь поэзии Маяковского?

8.Что вызывает протест у героя ранней лирики Маяковского?

9.Что высмеивается в сатирической поэзии Маяковского?

10.На что направлена сатира комедий Маяковского («Клоп» и «Баня»)

11. «Я хочу быть понят моей страной» (В.В.Маяковский) Был ли понят?

                

Ранняя лирика Маяковского.        

«А вы могли бы?»

Сопоставления («Я показал на блюде студня косые скулы океана», «На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ») необычны, парадоксальны, но чем необычнее эти сопоставления, тем ярче подчёркивают они контрастность сугубо будничного, прозаического, пошлого и мечты поэта, устремлённой к прекрасному, к «океану» жизни.         Тема стихотворения – «я и мир». В стихотворении отчётливо намечены те, кто никогда не поймёт поэта, кто навсегда останется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно флейте. Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухоты с особой силой проявилось в завершающих строках стихотворения, звучащих резко, как вызов: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»

Это стихотворение позволяет говорит о том, что даже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный, оригинальный.

                        «Нате!»

Мотив разъединения лирического «я» поэта и толпы развивается и в стихотворении «Нате!» Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, передает его ненависть, презрение к душевно опустошенным людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Главное в стихотворении – разоблачение мещан, их пошлости. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; «грязные, в калошах и без калош» - они готовы взгромоздиться на «бабочку поэтиного сердца». Его резкость – вынужденная резкость, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом.

                        «Скрипка и немножко нервно»

Маяковский вновь и вновь обращается к рассказу о безуспешном стремлении поэта прийти к людям, рассказать им о своих страданиях, разделить с ними их горе. Но каждый раз это оказывается невозможным. Поэт остаётся непонятым и одиноким. Всё шире раздвигается пропасть между поэтом и толпой. Поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех и глумление. В жалобах скрипки поэт услышал тоску по человеку, но его порыв встречен хохотом окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло: «Влип как» Пришёл к деревянной невесте! Голова!»

Сатирические стихи.

 «О дряни»

Характер сатиры Маяковского жизнеутверждающий, наступательный.. Об этом говорят прямые авторские призывы и высказывания. Пафос утверждения накладывает отпечаток на всё развитие поэтической мысли, а заключительные строки оправданы непримиримостью поэта к мещанству. Заключительная строфа – это призыв к действию, в новом обществе Маяковский не хочет видеть ничего от старого.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами звучат насмешливо-пренебрежительно, а слова, лексически несочетаемые, поставленные рядом, приобретают ироническую окраску. Строя фразы по принципу стилистического контраста (платье с эмблемой серпа и молота, фигурять на балу в Реввоенсовете),Маяковский разоблачает стремление мещанина спрятать, замаскировать, прикрыть свою сущность революционной фразой. Всё, что дорого, свято революции, превращается у мещанина в ширму, скрывающую его истинное лицо пошляка.

                        «Прозаседавшиеся»

Посетитель – центральный герой. Это живой, непосредственный, очень эмоциональный человек, остроумный. Он понимает свою ответственность за всё, что совершается вокруг. Стихотворение пронизано ироничным, насмешливо-пренебрежительным отношением поэта к бюрократизму. По мере развития действия ирония делается беспощаднее и переходит в преувеличение. Явно фантастические картины: собрание по поводу покупки склянки чернил или по вопросу об объединении ТЕО и ГУКОНА, заседание «А-БЕ-ВЕ-ГЕ-ДЕ-Е-ЖЕ-ЗЕ-КОМА», куда ушёл неуловимый Иван Ваныч. Развивая основную мысль, Маяковский выражает её всё в более заострённой форме, постепенно нагнетая фантастические образы. А последняя строфа строится на гиперболе, доведённой до гротеска.

Поэт показывает, что бюрократизм оборачивается бездушием, стремлением всё обезличить. Неуловимый Иван Ваныч, его секретарша – воплощение механичности, безразличия и бездушия. Заключительные строки – это и призыв к уничтожению всяких заседаний, и убеждение, что бюрократизм будет побеждён, и ирония (Маяковский как бы пародирует бюрократическую речь).

                        Сатирические пьесы.

В 1928 году Маяковский написал феерическую комедию «Клоп», а в 1929 году – «драму с цирком и фейерверком» «Баня».

Маяковский выступал как драматург-новатор. «Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной, - писал он, - в этом суть моей театральной работы».

Творчески развивая традиции русской сатирической комедии, прежде всего Гоголя, Маяковский добивался сближения сцены и зрительного зала, театра с действительной жизнью. В то же время он глубоко убеждён: «Театр не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Неудивительно поэтому, что в «Клопе» и в «Бане» Маяковский широко обращается к художественной условности – от особой роли гиперболы, гротеска при создании характеров, обстоятельств и широкого использования фантастики (перенесения действия в комическое будущего в «Клопе», появление машины времени и фосфорической женщины в «Бане») до внешних форм, связанных с введением элементов цирковой зрелищности, феерической празничности, с использование красочных афиш, рекламных летучек и лозунгов, появлявшихся на сцене и в зрительном зале с целью сблизить их друг с другом и разъяснить смысл театрального действия, его актуальность.

Основная тема комедии «Клоп» - борьба с мещанством.

«В моей пьесе нет положений, которые не опирались бы на десятки подлинных случаев», - писал Маяковский. Факты из жизни собирались в 2 центральные фигуры комедии: Присыпкин, переделавший для изящества свою фамилии в Скрипкина Пьера, бывший рабочий, нынче жених, и Олег Баян – подхалимничающий самородок из домовладельцев.

Действие первых 4 картин происходит в 1929 году, т.е. в том году, когда она была поставлена. И образы её были очень актуальны. Показывая мещанство, Маяковский осмысливал его политически. Бытовое перерождение Присыпкина – не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу.. Главный удар Маяковский обрушил на приспосабливающееся мещанство, когда оно маскирует свою сущность, прикрывается лозунгами «красной семьи» и тому подобными.

Присыпкин, семья Ренессанс и их свадебные гости – это носители таких пороков, как грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, грязь, хамское отношение к женщине, антиобщественные отношения.

Чтогбы показать мещанство не только как порок современного общества, но и как явление, тормозящее развитие общества, Маяковский перенес действие остальных 5 картин на 50 лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. У Маяковского не было намерения показать картину будущего социалистического общества. Он хотел лишь противопоставить мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии в обращении Присыпкина к зрителям Маяковский приглашает их проверить, нет ли и в них самих ещё не изжитых качеств мещанина Присыпкина.

«Клоп» был первой законченной пьесой Маяковского, написанной в прозе. Маяковский строил свою прозу как стихи, придавая словам и фразам чеканность, энергию и звучность, и реплики приобретали особую выразительность.

                Почему В.В.Маяковский называл свои сатирические произведения «кавалерией острот»?

        В.В.Маяковский – один из ярких поэтов 20 века. Он жил и творил в крайне тяжёлую эпоху для России.. Революция, Гражданская война, начало массовых репрессий – всё это не могло не волновать писателя такой величины.

        Особое место в творчестве М. занимают сатирические произведения. Сам поэт называл свои сатирические стихи «кавалерией острот». Действительно, автор устремляет «отточенные пики» своей сатиры в двух направлениях: на борьбу с мещанством и бюрократией.

        Его излюбленными приёмами в сатирических стихах становится гротеск и метафора.

                (Далее характеристика произведений)

        Несмотря на мощную критику в свой адрес, М. остался верен своим идеалам. Он вступил в борьбу с бюрократической системой, показал её несостоятельность и бесполезность, раскрыл сущность мещан. М.Хотел вывести страну на истинный путь, полный веры, добра, правды и справедливости.

                Любовная лирика.

Стихи М. о глубоко личном поражают страстной силой выраженного в них чувства: «Кроме любви твоей мне нету света…» («Лиличке»), «…Стою огнём обвит на несгорающем костре немыслимой любви» («Человек»). В письме к Л.Ю.Брик М.писал: «Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего…»

Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире «сплошное чувство» открывается в поэзии М. Говорить о любви для поэта – значит говорить о жизни, счастье в любви неотделимо от обновления человеческих отношений. Для М. чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира – любящее сердце вмещает в себя весь мир.Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим лишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в грядущее. Стихи по глубоко «личным мотивам» становятся стихами о всеобщем счастье – на меньшее поэт не согласен.

        «Письмо товарищу Кострову о сущности любви»   и

        «Письмо Татьяне Яковлевой»

Написаны стихотворения одновременно, навеяны сильным и глубоким чувством к Т.Яковлевой. Но первое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал М.; второе – не предназначающееся для печати, - передано в руки любимой женщины.

В первом письме М.размышляет не просто о любви – о её сущности. Сильное чувство вызывает потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир, т.к. для М. любовь – чувство, перестраивающее человека. В стихотворении много подробностей, деталей: назван по именит адресат, введена та, что вызвала бурю в сердце. . Любовь – «человеческая, простая», поэтическое вдохновение появляется в будничной обстановке. Но простое земное чувство противопоставляется «прохожей паре чувств», что названа «дрянью»: поэт говорит о том, что возвышает человека, о стихии («Ураган, огонь, вода подступают в ропоте»), обладающей целительной силой. Произнесённое здесь имя Коперника даёт представление о масштабах, достойных чувства.. В стихотворении М. не противопоставляет земное и небесное, будничное и возвышенное. Любовь даёт возможность, стоя на земле, видеть над собой звёздное небо. Нет нужды противопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому: любовь даёт возможность ощутить их единство, поэзия – выразить его словом.

Разговор о оюбви обретает общественный характер: слово, вырвавшееся из опалённого страстью сердца способно «подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли».

        В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема предстаёт с иной, драматической, стороны.

Жанр стихотворения – монолог, обращённый к конкретному лицу. Это сообщает стихотворению доверительность, придаёт сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира чрезвычайно широки (расстояние от Москвы до Парижа; время революции и Гражд. войны – сегодняшний день – грядущее, связываемое с приходом революции в Париж).

М.предпринимает попытку придать издавна существующим чувствам и словам иной смысл. Уже в первых строках в ряд с глубоко интимными («В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне») встают слова социального плана («красный цвет моих республик»). Такое сопоставление порождено желанием перевести разговор о чувстве, связывающем лишь влюблённых в разговор о счастье «ста миллионов». И даже ревность обретает здесь иной характер: «Я не сам, а я ревную за Советскую Россию».

И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно – как всегда у М. – переносится в неопределённое будущее, связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе. А в настоящем – так и не преодолённое одиночество.

«Громада любовь» - вот словосочетание, которе лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"

Чтение и анализ стихотворений Владимира  Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина  о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций   - это...

Урок литературы "В.В.Маяковский"

Первый  урок в разделе изучения жизни и творчества В.В.Маяковского...

Рабочий лист к уроку литературы "Лирика В.Маяковского" для 9 класса

Разработка представляет рабочий лист для урока, на котором изучается творчество В.В.Маяковского, в частности, стихотворение "Хорошее отношение к лошадям". Содержит элементы анализа поэтическ...

Презентация по литературе. В.В. Маяковский

Презентация к уроку литературы по Владимиру Маяковскому - одному из наиболее значимых русских поэтов XX века....