Урок по литературе "В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Фролова Елена Игоревна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayakovskiy_horoshee_otnoshenie_k_loadyam.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Все мы немножко лошади…»

- Ребята, попробуйте объяснить афоризмы, которые представлены в видеоролике:

  1. В мире нет ничего прекрасней скачущего коня, танцующей женщины и корабля под парусами.
  2. Даже хорошему наезднику надо помнить, что с коня можно упасть.
  3. Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…

Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество разностороннего поэта. 
Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он - смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свой ритм и своя рифма.

«Хорошее отношение к лошадям» читает О. Басилашвили

Обратим внимание на словарь, находящийся у каждого на парте и записанный на доске:

  • Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
  • Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  • Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
  • Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  • Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  • Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

-А теперь подумаем над темой и идеей стихотворения.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

- Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его «поэтичном» слове.

-Какова главная проблема?

В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…

- Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)

-Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.

(Список всех средств выразительности с определением распечатан для каждого ученика).

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз встречается буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз употреблена буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: 
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. 
- Гриб. 
- Грабь. 
- Гроб. 
- Груб.

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца  сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-лаг-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача - воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.

-А теперь послушаем песню А. Розенбаума «Жеребенок» и попробуем определить, какие из выше перечисленных средств выразительности встречаются в ней.

5.Каково значение многоточия в стихотворении?

6. Гипербола:

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...

7. Эпитеты: звериная тоска, пришла веселая

8. Метафоры:

Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.

за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:

Улица опрокинулась,
течет по-своему...

-В иносказательном плане глупого человека называют ослом,

мудрого – совой,

хитрого – лисой,

неуклюжего – медведем,

а какого человека называют лошадью?

          -А теперь давайте объясним следующие фразеологизмы:

Рабочая лошадка.

Надеть хомут.
Взять под уздцы.

Пришпорить коня.

         -У Ф.Абрамова есть рассказ «О чем плачут лошади? Вспомним его. Есть ли что-то общее у этого рассказа со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям»?

-Так что же такое слезы?

-О чем плачут лошади?

-Видеоролик «О чем плачут лошади».

- Лошади действительно плачут, когда им плохо. Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас приходится "тащить свой воз" по скользкому подъему жизненной дороги. И полно вокруг насмешников. Встречаются и наездники - палачи, готовые спустить шкуру... Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть. 

...Глупенькая, 
все мы 
немного лошади.

-Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

…встала на ноги, 
ржанула 
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

- Итак, когда Вас называют лошадью, не принимайте это за оскорбление…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема "В. Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям"

Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим по новым образовательным стандартам....

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....