Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема "В. Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим по новым образовательным стандартам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok5b_2.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы (ФГОС)

 Тема урока «Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Тип урока: Урок рефлексии (формирования умений и навыков)

 Класс: 5Б

Дата проведения: 10 апреля 2014 года

Учитель: Ширшова Ирина Александровна

I.Присоединение к уроку.

На прошлом уроке вы работали с тестом «30 пословиц» на определение  способа общения с людьми в сложных ситуациях.

 

Способов общения 5: 

А – стратегия «черепахи» - положительное: никогда не теряют цель; отрицательное: стратегия ухода от конфликта и проблем под «панцирь». В сложной ситуации не сможет спасать.

Б – стратегия «акулы» - положительное: могут вывести коллектив из сложной ситуации; силовая стратегия решения конфликта. Отрицательное: этих людей не волнует мнение людей. Главное – цель, а средства допустимы все.

В – стратегия «медвежонка» - положительное: стратегия сглаживания острых углов в конфликте, для них важны человеческие отношения; могут жертвовать собственной выгодой ради помощи ближнему. Отрицательное:  эти люди могут забыть конечную цель своей деятельности.

Г – Стратегия «лисы»- положительное: стратегия активного поиска компромисса. При этом поведении человек жертвует частью своей цели ради победы. Это энергичные деловые люди. Отрицательным является то, что данный человек может отойти от заповедей.

Д – стратегия «совы» - положительное: открытая и честная стратегия решения конфликта. Отрицательное:  могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели.

Проблема:

  1. Каждая модель поведения несовершенна.
  2. Понять себя легче, чем другого человека.

Актуализация проблемы:

- Можем ли мы научиться понимать другого человека так же хорошо, как себя?

- Можно ли изменить себя?

- Как мы можем этому научиться?

 - Кто или что нам в этом поможет? Мир литературы.

II.  Целеполагание

Учитель:

- Чтение художественного произведения – это общение с автором, его героями. Изучая произведение, мы учимся не только понимать себя, но и других людей.

- Как нам в этом может помочь изучение художественного произведения?

Варианты ответов:

-мы можем понаблюдать, как поступают герои;

- понять  их  мир чувств, поступков;

- мы можем  его сравнить  со своим внутренним миром;

- узнать в этих героях своих близких, окружающих нас людей, себя;

- оценить правильно ли поступают герои, а значит и мы;

- научиться правильно поступать в той или иной ситуации .

Учитель:

- Но есть определенные приемы, которые позволяют нам понять текст и его глубинные смыслы. Поэтому на уроке и еще будем учиться истолковывать и анализировать художественный текст, осваивать приемы работы с текстом.

-Какие приемы работы с художественным текстом вы знаете?

(Историческая проекция. Биографическая проекция. Лексическая работа по словарю.  Работа с поэтическим пространством. Звуко-цветовые ассоциации. Анализ изобразительно-выразительных средств)

- Мы попробуем сегодня слиться с художественным миром, войти с ним в резонанс, выйти из самих себя и посмотреть на себя со стороны, зазеркалить себя.

III. Тема урока: Стихотворение Владимира Маяковского…

(дети записывают в тетради)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтическим текстом известного поэта Владимира Владимировича Маяковского (на экране – фотография Владимира Владимировича Маяковского). Эта история случилась почти 100 лет назад, в 1918 году.

1 этап. 1) Послушаем…(презентация)

Текст

Задания

Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. –

  1.  Прочитайте и сравните значения четырёх слов по двум словарям.  (воспользуйтесь карточкой дозированной помощи)
  2.  Изменилось ли наше восприятие отрывка?
  3. А теперь какой цвет ассоциации начала стихотворения вы бы выбрали и почему

2) Субъективное восприятие:

Вопросы учителя

Ответы учеников

- Каковы ваши ощущения после услышанного?

Передайте их через цветовой выбор.

- Это кто?

- Что она делает?

- Лошадь.

- Она движется

- Что значит копыта «пели»?

- Это только ассоциация с мелодией (метафора)  – «будто»

- Каковы  «слова» этой условной песни?

«гриб», «грабь», «гроб», «груб».

Как они эмоционально окрашены?

Отрицательно три слова, кроме слова «гриб»

 3) Объективное восприятие текста. РАБОТА С НОВЫМ СЛОВАРЁМ ( в микрогруппах)

Попробуем сопоставить  значения слов, работая с двумя видами словарей. Один из них «Толковый словарь Ожегова», а с другим вы встретитесь впервые (учитель показывает словарь и рассказывает о нём).

- Это четырёхтомный словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

Прочитайте текст отрывка ещё раз и выполните задания №1-№3, воспользовавшись карточкой дозированной помощи.

 МИКРОВЫВОД: Какая деятельность помогла нам приобрести  иное понимание смысла текста?

- Работа с этимологическим словарем.

Итак, проявлен первый образ – ЛОШАДЬ.

Учитель начинает опорную схему на доске, дети – в тетради.

Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее  организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»

2 этап. (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.

- Как вы понимаете эти слова? (Гололед) На экране – улица, покрытая льдом.

- Может быть, вы можете определить изобразительно-выразительное средство? (Метафора. Образное выражение.)

- Почему автор не сказал просто  «гололед» или «дует ветер, лед на дороге, люди подскальзываются»? Именно метафора позволяет нам увидеть неповторимый образ улицы как живого существа.

- Правильно, метафора позволяет читателю видеть.

- Метафора связывает два мира: действительность (внешнее)  и мышление  творческого человека (внутреннее).

ПРОЯВЛЕН  ОБРАЗ УЛИЦЫ

3 этап. (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Лошадь на круп
грохнулась,

Объясните смысл слов «круп» и «грохнулась».

класс

Микрогруппа  (2 человека)

Дети объясняют, как они понимают смысл слов

«грохнулась»? (Сильно упала).

«круп» - часть лошади

По словарю Ожегова находят значения слов.

«Грохнуться – упасть с шумом (о чём-то тяжелом)».

«Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста».

Проверим себя по толковому словарю (дети зачитывают, найденные значения)

Учитель:  - Посмотрите на 4 слова в начале текста. Какие звуки соединяют данное слово с ними? (Аллитерация «гр»)

ОБРАЗ ГРОХНУВШЕЙСЯ  ЛОШАДИ

 

4 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Текст

Задания и вопросы

и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.

  1. Прочитайте ещё раз отрывок.
  2. Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?
  3. Что это может значить? Выдвините предположение.
  4. Найдите и выделите в тексте две фразы:

«– Лошадь упала! –

– Упала лошадь!»

  1. В чем особенность построения фразы?

- Скажите, какие слова  требуют уточнения значения? (Зевака, целая фраза – 3 строка, Кузнецкий)

Группа «Исторической проекции». (Заранее подготовлена информация)

Кузнецкий или Кузнецкий Мост — одна из старейших улиц Москвы, появление которой связано со строительством в этом районе Пушечного двора, а название сохраняет имя стоявшего по линии улицы Кузнецкого моста через реку Неглинную. Начиная с XVIII века и вплоть до революции 1917 года Кузнецкий Мост являлся главной торговой улицей Москвы — «святилищем роскоши и моды», славился магазинами одежды, книжными лавками, фотоателье и ресторанами. Исторические традиции Кузнецкого Моста сохраняются и в настоящее время.

 Учитель:

Биографическая проекция: По утверждению очевидцев, Маяковский действительно стал очевидцем необычного происшествия на Кузнецком мосту, когда старая рыжая кобыла, поскользнулась на обледеневшей мостовой и «грохнулась на круп». Тут же сбежались десятки зевак, которые тыкали пальцем в несчастное животное и смеялись, так как его боль и беспомощность доставляли им явное удовольствие.

- Кто такие зеваки? (Бездельники)

- Что значит «штаны пришедшие Кузнецким клешить»? (Штаны пришедшие Кузнецким клёшить» - метафора, обозначающая буквально следующее: мужчины, гуляющие по улице в широких брюках-клёш). 

Задание в микрогруппах . Выполните задания №1,№2, №3 на карточке.

Задания и вопросы.

Предполагаемые ответы

1. Прочитайте ещё раз отрывок.

2.  Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?

Аллитерацию звонких «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к»

3. Что это может значить? Выдвините предположение.

передают звуковую картину шарканья ткани брюк по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении.)

Учитель:

 -Ребята, мы второй раз сталкиваемся с приемом аллитерации? Что дает этот прием читателю?

- Мы слышим.

Знакомство с новым  приёмом.

Продолжим выполнение заданий. Задание №4.

4.Найдите и выделите в тексте две фразы:

«– Лошадь упала! –

– Упала лошадь!»

В чем особенность построения фразы?

- слова следуют в обратном порядке. 

- Это так называемый зеркальный повтор, когда  слова следуют в обратном порядке. Здесь важно то, что упала именно лошадь, и то, что лошадь упала.

Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ. Она позволяет нам проявлять смыслы.

- Вернёмся к толпе. Какие это люди, какими качествами они обладают? (Это, в первую очередь,  люди трусливые, они боятся проявить индивидуальность. Группируясь по данному признаку, они становятся  холодным, бездушным оружием унижения. Толпой всегда кто-то или что-то управляет. Может быть, это страх).

- Какой цвет вы выберете для ассоциации?

- Как вы думаете, какую стратегию поведения демонстрирует толпа? (Акулы. Вернее, тот первый, кто начал смеяться – дал команду. Но здесь есть и черепахи. Смех и пребывание в толпе – это своеобразный панцирь.)

ПРОЯВЛЕН ОБРАЗ ТОЛПЫ.  Учитель  (на доске), а дети в тетради продолжают схему поэтического пространства.

5 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…        
(на экране изображение плачущей лошади)

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

Учитель

Ученики

- Прочитайте отрывок.

- Выберите цвет, отражающий ваше восприятие происходящего.

- Кто проявляется в толпе?

Лирический герой

- Как ведет себя толпа?

Она воет

- Можно ли сказать, что это люди?

Нет, воют волки, например

- А лирический герой – человек?

Да, у него есть голос

- Что делает лирический герой?

Он подходит и видит глаза

-  Через какой прием показано горе лошади?

Через прием гиперболы, основанный на суффиксе –ИЩ: за каплИЩей каплИЩа

- С какой целью употребляется гипербола?

Гипербола позволяет нам видеть и чувствовать.

- Какую стратегию поведения демонстрирует лошадь?

Это ребенок, переживающий трагедию и боль. Ребенок естественен в своих реакциях

- Какие качества, по-вашему, нужно проявить человеку, чтобы отделиться от толпы?

Решимость, мужество, бесстрашие…  Или умение обходиться своими силами и одиночество

- Какую стратегию поведения демонстрирует лирический герой?

Стратегию совы. Он честный и открытый человек. Он смог отделиться от толпы. Или его одиночество приучило его не зависеть от чужого мнения.

 

 

 6 этап (дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

УЧИТЕЛЬ:

- Можем ли мы охарактеризовать лирического героя по этим строкам?

(Герой имел в душе рану, равную по размерам «общей звериной тоске». Это снова метафора. Беда лошади прорвала скопившуюся в лирическом  герое боль, и эта боль вернулась в толпу. Герой понимает, что такое падать и быть осмеянным толпой. Герой вступает в диалог с плачущей лошадью, так как может говорить с ней на одном языке).

Вопросы учителя

Ответы детей

- Какие языковые средства использует лирический герой?

(Обращения «лошадь», «деточка»,  глагол повелительного наклонения, уважительное местоимение «вы»)

- Кого видит в лошади лирический герой?

Он видит в лошади существо, равное человеку

- А  в себе?

Все мы немножко лошади – это метафора

УЧИТЕЛЬ:

- Почему старую лошадь лирический герой называет деточкой?  (В детстве происходит психологическое и духовное становление  ребёнка,  формируется  развитая, самодостаточная личность. В детстве мы испытываем много радости и счастья, это время мечтаний и открытий…Ребенок верит в себя и окружающий мир…)

Звукоцветовой  анализ текста.

  1.  Работа в парах

Пары по рядам выполняют звукоцветовой анализ отрывка  в тетрадях ( 1 ряд – 4 отрывок, 2  ряд – 5 отрывок, 3 ряд – 6 отрывок).

Подсчитывают количество употребления каждой гласной.

Выбирают три- четыре гласные (по наибольшему количеству употребления)

Характеризуют цветовую символику.

  1. Представление результатов работы.

5 этап.

со слов «глаза лошадиные» до «прячется в шерсти»:

6 этап.

4 этап.

…глаза лошадиные…         Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.

И – 9 (синий)

Е – 9 (зеленый)

О – 9 (светло-желтый до белого)

А – 7 (густо-красный)

А- 18 (густо-красный)

Е – 16 (зеленый)

О – 14 (светло-желтый)

И -7 (синий)

Ы - 3

А – 14 (густо-красный)

Е – 11 (зеленый)

И,Й – 9 (синий)

7 этап (На экране рисунок Маяковский и лошадь)

(дети слушают продолжение стихотворения – см. презентацию)

Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.

Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

- Что нас поражает с точки зрения частей речи в этом отрывке? (Обилие глаголов движения: рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла, хвостом помахивала, пришла, стала, казалось; оценочная лексика: рыжий ребенок, веселая, она жеребенок)

- Почему после услышанного в лошади произошли такие позитивные изменения? (В ней проявился ребенок с  верой в добро, счастье и в свои силы.

- Что такое стойло? (Дом лошади)

- Что стало возможным для лошади, вернувшейся в дом? (Жизнь)

- Какую символику содержит понятие «ДОМ» для нас? (Дом - это корни.
Защита, стабильность, твердость, уверенность в завтрашнем дне, чувство опоры и ощущение чего-то надежного и неизменного...)

ВЫВОД:

- Кто же является главным героем? Лошадь. Вернее, тот, кто упал.

- А как бы вы назвали стихотворение?

- Что хотел сказать Маяковский этим стихотворением? Зачем поэт добивался, чтобы мы увидели, услышали, прочувствовали? От чьего имени идет повествование? Почему он стучится в наши души? Маяковский хотел, чтобы мы побывали в шкуре лошади, грохнувшейся, упавшей на глазах толпы, плачущей от боли и унижения. Здесь не идет речь о реальном падении. Упасть можно образно – споткнуться о жизненные трудности.

- Вернемся к началу нашего разговора. Можно научиться понимать другого человека, как самого себя? Нужно ли менять себя?

Биографический контекст:

 «Именно о внимательном и добром отношении со стороны людей к себе мечтал и сам поэт, считая, что даже обычное внимание к его личности  придало бы ему силы для того, чтобы жить и двигаться вперед. Но, к сожалению, окружающие видели в Маяковском прежде всего известного литератора, и никого не интересовал его внутренний мир, хрупкий и противоречивый.»

ИТОГОВАЯ

ОПОРНАЯ СХЕМА

(см. презентацию)

V. Домашнее задание:

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше». 

Словарь Макса Фасмера (III том, с. 317) говорит нам о значении слова «плоше» следующее: « слово «плоше» из польского языка и обозначает буквально «страх», «боязнь». Вывод: вопрос лирического героя звучит так: «…чего вы думаете, что вы их боитесь?»

Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

3. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в)  с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.

        

Приложения

Текст

Вопросы и задания

Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. –

  1. Прочитайте и сравните значения четырёх слов по двум словарям.  (воспользуйтесь карточкой дозированной помощи)
  2.  Изменилось ли наше восприятие отрывка?
  3. А теперь какой цвет ассоциации начала стихотворения вы бы выбрали и почему

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.

Лошадь на круп
грохнулась,

Текст

Вопросы и задания.

и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.

  1. Прочитайте ещё раз отрывок.
  2. Какой звуковой прием здесь можно наблюдать?
  3. Что это может значить? Выдвините предположение.
  4. Найдите и выделите в тексте две фразы:

«– Лошадь упала! –

– Упала лошадь!»

В чем особенность построения фразы?

Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

…И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.

Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее  организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»

Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее  организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»

Карточка дозированной помощи.

Этимология – исконное значение слова и его происхождение

«Толковый словарь Ожегова»

словарь ЭТИМОЛОГИИ слов Макса Фасмера.

гриб — особая форма жизни, царство живой природы, объединяющее  организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных,

слово «гриб» в славянских языках обозначает «царапать»

грабь – глагол повелительного наклонения, призывающий к насильственному действию

слово «грабь» - разравнивать, делать ровным

гроб - продолговатый ящик, в котором обычно хоронят умерших

слово «груб» может обозначать в родственных языках «неровность, выбоину» или глагол «съеживаться»

груб – краткое прилагательное от «грубый»

слово «гроб» - «яма»

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше». 

3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в)  с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше». 

3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в)  с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть. Можно распределить роли (по желанию).

2. Работа по этимологическому словарю со словом «плоше». 

3. Проработать цвето-звуковые ассоциации по всему тексту (по желанию).

4. Написать эссе (монолог) «Упала лошадь» на выбор: а) с точки зрения лошади, б) того, кто подошел к упавшей лошади, в)  с точки зрения человека толпы.

Или: придумать 4 слова с аллитерацией (по аналогии с «били копыта…»), но имеющие позитивную окраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...