Тема урока: Красота и мудрость русских обрядов. «Песни круглый год». (2 ч.)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Козлова Елена Валентиновна

 

Цели:

1.     Продолжить знакомство учащихся с календарно – обрядовой поэзией; сделать наблюдение над художественными особенностями песен, показать красоту и мудрость обрядовой поэзии; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов; продолжить знакомство с ролью масок в народном театре.

2.     Развивать творческие способности учащихся, формировать умение сопоставительного анализа текста.

3.     Воспитывать чувство национальной гордости, любовь  к своим традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Красота и мудрость русских обрядов. «Песни круглый год».  

(2 ч.)

                      Урок – посиделки.

Цели:

  1. Продолжить знакомство учащихся с календарно – обрядовой поэзией; сделать наблюдение над художественными особенностями песен, показать красоту и мудрость обрядовой поэзии; показать, что народная поэзия – источник вдохновения для писателей и композиторов; продолжить знакомство с ролью масок в народном театре.
  2. Развивать творческие способности учащихся, формировать умение сопоставительного анализа текста.
  3. Воспитывать чувство национальной гордости, любовь  к своим традициям.

Оборудование: различные поделки, имеющие обрядовое значение: обереги, игрушки из соломы, дерева и т.п.; костюмы учащихся, чучело Масленицы, блины, птички из теста. Фрагмент из Пятой симфонии П.И.Чайковского «Во поле березонька стояла…»; словарь В.И. Даля.

Методические приемы: исполнение песен, инсценирование, сравнительный анализ, словарная работа, игровые моменты.

                       Ход урока

  1. Беседа по вопросам:

- Какой фольклор называется обрядовым?

-Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?

-Почему они так называются?

 II.  Работа в группах

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:

Каждая группа представляет определенный обряд.

1.Рождественский обряд – Коляды.

Ученики ходят по классу и поют:

                        Коляда, коляда!

                        Подавай пирога,                

                        Блин да лепешку

                        В заднее окошко.

                        Новый год пришел,

                        Старый угнал,

                        Себя показал!

                        Ходи, народ,

                        Солнышко встречать,

                        Мороз прогонять!

Учащиеся несут на шесте звезду, девочки одеты в пестрые платки, на головах мальчиков – шапки.  Один в вывороченном тулупе и в маске.

                        Не дашь пирога –

                        Мы корову за рога!

                        Не дашь кишку-

                        Мы свинью за виску,

                        Не дашь блинка –

                        Мы хозяина в пинка!

Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.

- В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.)

-В чем связь Коляды с язычеством? (Маски  ряженых, гадание на Рождество.)

- Сопоставление фольклора и литературных произведений:

          «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя;

           «Раз в крещенский вечерок…» Жуковского;

           Отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

-Чем похожи литературные варианты на фольклорные, а чем отличаются? (Литературная обработка народных песен делает их еще ритмичнее, выразительнее.)

 2.     Масленица

Учащиеся обходят класс с чучелом Масленицы, которое затем символически закапывают. Девочки угощают всех блинами. Поют песенку:

                        Синицы, синицы,

                        Принесите по спице!

                        Канарейки, канарейки,

                        Принесите по швейке!

                        Четочки, чечеточки,

                        Принесите по щеточке!

                        Тогда, утки,

                        Дудите в дудки,

                        Тараканы –

                        В барабаны!

-Какие стихи напоминает эта веснянка? («Тараканище» К.И. Чуковского.)

-В чем связь Масленицы с язычеством? (Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:

                понедельник – встреча,

                вторник – заигрыши,

                среда – лакомка,

                четверг – широкий четверг,

                пятница – тещины вечерки,

                суббота – золовкины посиделки,

                воскресенье – проводы.

Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали или закапывали (хоронили). Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)

3.Сороки

Учащиеся обходят класс, дарят каждой группе фигурку жаворонка из теста и поют:

                Жаворонки, прилетите,

                Красно лето принесите!

                Нам зима-то надоела,

                Весь уж хлебушек поела,

                Веретенца переломала,

                На поветки перекидала!

-В чем смысл сороков? (Сороки всегда приходятся на время Великого поста (22 марта). В это день всегда пекут из постного теста фигурки птичек и кликают весну. Во время строгого поста этот праздник – отдушина, повод для скромного веселья.)

  1. Троица

Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.

Выходят ученики с песенкой «Во поле березонька стояла…(Если возможно, послушаем ее обработку в Пятой симфонии П.И.Чайковского.)

- Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)

 5. Осенние песни

- В чем особенность осенних песен? (Они связаны со сбором урожая. Окончив жатву, с последним снопом труженики торжественно шли домой, распевая песни.)

Читаем выразительно осенние песни, помещенные в учебнике.

Словарная работа: проясним непонятные слова. Что такое жито, толокно, лапти, серп, сноп? Воспользуемся словарем В.И. Даля.

III.Обобщение

-В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)

IV. Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «В чем красота и мудрость русских обрядов?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

Русский обряд "Капустная толока"

Инсценировка народного русского обряда....

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...

Технологическая карта урока на тему Нота с точкой. Разбор русской народной песни "Светит месяц"

ТемаНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Класс5Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знанийЦелиЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к...