Русский обряд "Капустная толока"
методическая разработка по краеведению по теме

Белихова Надежда Александровна

Инсценировка народного русского обряда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_obryad_kapustnaya_toloka.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

В центре сцены стоит стол, бочка для закваски капусты.  По обе стороны стола стоят скамейки. В одной стороне сцены корзина с вилками капусты, в другой ведро и кувшин для умывания.  

На сцену, охая, потягиваясь, выходит хозяйка, обращается к хозяину:

Хозяйка: Какой сёдни день?

Хозяин: Середа!

Хозяйка: А како число?

Хозяин: Да ужо Сергий-капустник пришёл, восьмое октября!

Хозяйка: Ой, мамоньки, дни-то как летят, а работы-то сколько! А я чего-то расквасилась… Воздвиженье прошло, вотуж рукой до Сергея-капустника подать. Капусту надо прибирать, рубить. Люди-то, слышь, рубят. Хоть бы мне кто помог!

         (В конце зала слышится характерный стук сечки о корытце, звучат песни, шутки, смех.)

Хозяйка: Слышите, сечки стучат да песни поют. То, наверное, у Авдотьи капусту изрубили и дальше пошли. Хоть бы ко мне завернули, подсобили! Сдуру-то насадила капусты полон огород, а она и наворотила. Во, какие вилки!

Хозяин: А ты, Миколка, как девки в избу придут, за ними-то присматривай да примечай, которая из них сама работящая, да веселая, на работу спорая! Можа и приглянется кто, пора и о женитьбе думать!

Хозяйка: Слушай, отец дело говорит!

Сын: А ты, тятя, тоже так маманю присмотрел?

Хозяин: А как же! И мастерица, и плясунья была! Можно сказать в капусте тебя нашли!(смеются)

Малашка: Маманька, а меня вы с тятей где нашли?

Хозяйка: Знамо где, доченька, в капустке!

Через зал входят рубщики капусты, в руках сечки да корытца, звучат гармошки, балалайки. 

Юноша 3. Эх, хозяюшка, выходи встречать, работнички идут!

Хозяйка выходит им на встречу, низко кланяется со словами:

Хозяйка:

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях!

Уж, вы, кумушки-голубушки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка мне её усолить.

Кланяется всем

Рубщики капусты хором:

Не откажемся капустку порубить,

Подсобим ее тебе и усолить.

Ответный поклон, поднимаются на сцену, здороваются с хозяйкой и с гостями.

Рубщица 1: Здравствуйте хозяин с хозяйкой!

Рубщица 2:          Вот пришли вам пособить,

                Да капустку порубить!

Хозяин: Для дорогих гостей и ворота настежь!

Хозяйка:

Дорогие гости,  будьте как дома.

Наш уют домашний каждому виден:

В тесноте, быть может, да не в обиде!

Ведь изба любая, знаете сами,

Не красна углами, красна пирогами!

Всем, чем богаты,  тем и рады.

Хозяин: Сначала – дело, потом – пироги да веселье.

Хозяйка: А какие на вас красивые одежды, праздничные! Проходите, раздевайтесь. Фартуки-то захватили?

Рубщики капусты: Захватили! 

Хозяйка: Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, да за работу будем приниматься. 

Юноши входят в избу.

Юноша 1: С почином тебя, хозяйка! Можно и нам к тебе на капустки?

Юноша 3: Посидим, поглядим, девчат повеселим!

Хозяйка: Милости просим! Проходите, устраивайтесь, только чур, девчат от дела не отвлекать!

Хозяйка выносит большой вилок капусты, кладёт его на стол со словами:

Хозяйка: Тут тебе сегодня место! Ты сегодня именинник! Давайте почествуем, поклонимся новому урожаю (поклон).

Начинается игра-хоровод завивания капусты. Каждая девушка во время хоровода должна положить на капусту свой платок. Во время развивания капусты (песня «Ты, развейся мой зелёный кочешок») девушки забирают свои платки.

1. Вейся, вейся, капустка,

Вейся, вейся, белая.

Как же мне, капустке, не виться,

Белою-белою не родиться.

2. Вечор на капусту,

Вечор на белую,

Сильный дождик пролил,

Частый поливает

Домой нас загоняет

3. Дома нас хозяин встречает,

Дома нас богатый встречает.

Кочешок завить предлагает,

В хоровод нас всех приглашает.

Под песню все участники оказываются в «кочане капусты».

Хозяин:    Что за скрип?

Хозяйка:  Что за хруст?

Вместе: Это что еще за куст?      Хоровод отвечает:

Как же быть без хруста?

Это ведь капуста!

Хозяин с хозяйкой: Ой, завилась капустка!

После этих слов начинается развивание капусты:

Ты развейся, ты развейся, мой зелёный кочешок,

Не женись, не женись, молодой женишок.

Коли женишься – спокаешься, со худой женой намаешься.

Ты, развейся, ты развейся, мой кудрявый кочешок,

Не томись, присмотрись, ясноглазый паренек.

Присмотри себе здесь девицу, присмотри себе здесь любую.

Под песню происходит «развивание капусты» и все участники раскрываются в полукруг.

Хозяйка:  

Ну что! Начинать будем?

Мойте рученьки свои белые

Да берите кочаны спелые!

Кто пироги любит есть,

Для того здесь работушка есть.

Тебе - кочаны носить,

Тебе - их резать, тебе - солить,

Тебе - их мять да в бочку толкать.

Вот и вся работа.

Рубщица 3: Какую тебе, Мария, капусту рубить?

Хозяйка (выкладывая на лавку): 

- Вот вам, девоньки, зелёные листья. Будете рубить серую капусту. Хозяин-то у меня любит зимой зелёные щи хлебать!

- А это полубелая капусту из всего кочана. Буду есть её в постные дни с квасом.

- Порубите мне и белую капусту из сердечек.

Малашка: А кочерыжки мне отдадите?!

Хозяйка: (смеясь) Хорошо, будут тебе кочерыжки.

Рубщица 4: ( выглядывая в окно) Ой, смотрите, смотрите, а месяц-то какой показался!
Рубщица 5: Вот то правда, что рубить капусту лучше на молодой месяц. Она тогда будет крепче и вкусней.

Рубщики капусты надевают фартуки, косынки и  усаживаются на лавку, принимаются за работу, запевают песню «Кумушки-голубушки, прошёл Семёнов день»:

Рубщица 1: 

Кумушки-голубушки, прошёл Семёнов день,

А я, молода, в огороде не была, не полёвывала.

Возьму сечку да корытце,

Сама скок в огород через низенький тынок.

Через низенький тынок сохватилась за вилок.

А вилок-то стоит, ничего не говорит.

Ничего не говорит – целоваться велит.

Рубщица 2: 

Ах, капустка, рассадка моя!

Только милому досадка одна.

Рубщица 3: 

Ах, капустка легко стелется!

Двое ходят — третий сердится.

Рубщица 4: 

Ах, капустка — вилой кочешок!

У меня милой хорош женишок!

Юноши о чём-то оживлённо беседуют, посмеиваются.

Хозяйка: А вы что, дело не можете себе найти? Повеселите наших работничков!

Хозяин: Давайте загадки загадывать, кто отгадает – тому кочерыжка.

        Стоит Антипка низок – на нём сто ризок (капуста)

Юноша 1: Сидит барыня Федосья, прирастрёпаны волосья (капуста).

Юноша 2: Много одёжек и все без застёжек (капуста).

Юноша 3: Не шит, не кроен, а весь в рубцах (вилок капусты).

Один из юношей быстро проговаривает скороговорку:

Хозяин: А ну-ка, ребята, кто из вас быстро скороговорку проговорит!

        Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Все пытаются по очереди, смеются.

Хозяйка: Ну, хватит, повеселились. Девчата, у кого готова капуста, несите её в бочку. А ты, Малашка, иди капусту топтать.

Выносят таз и полотенце. Малашка разувается, моет в тазу  ноги. Рубщицы по очереди ссыпают в бочку резаную капусту, где-то в середине этого действия их останавливает хозяйка.

Хозяйка: Постойте девоньки, я сейчас слой бруснички выложу. Вот теперь насыпайте еще слой, теперь уже и  огурчиков слой положим, а потом опять бруснички. Так капусту еще моя матушка солила.  

Малашка вымыла ноги, ее юноши приподнимают, одна из рубщиц ей вытирает ноги, юноши относят и ставят её в бочку, она начинает топтать капусту, весело припевая и приплясывая.

Чищу, режу я капусту,

А потом морковку тру.

Посолю ее немножко

И в бочонок уложу.

        Мама палочки положит.

        Папа будет прессовать,

        А когда она забродит,

        Станем палкой протыкать.

Пару дней она побродит –

Надо в погреб выносить,

А не то ее придется

Козам всю потом скормить.

Рубщица 5: А давайте частушки петь – кто кого перепоёт! С песней и работа спорится! 

Частушки:         

  1. Начинаем веселиться,

        Начинаем песни петь.

        Затыкайте свои ушки,

        Чтобы с лавки не слететь.

  1. Ай, подружки дорогие,

Дайте мне капусты.

Я всѐ лето загорала -

В огороде пусто.

  1. Подскажите мне, друзья,

        Как мне быть, не знаю я?

        То ли мне рискнуть жениться,

        То ли сразу утопиться...

  1.   Я могу капусту квасить

        От безделья не грущу,

         Приходите ко мне в гости -

        Всех капустой угощу.

  1. Мне не надо пуд гороха,

         А одну горошину,

         Мне не надо девок много,

         А одну хорошую!

  1. Братец мой по кухне рыщет,

        Он вилок капусты ищет.

        Ну, а мне то что за дело?

        Я давно его уж съела.

  1. Я – мальчишка боевой,

        Боевым остануся.

        Ох и худо тому будет,

        Кому я достануся.

  1. Я сегодня нарядилась

        В сарафан с иголочки.

        Полюбуйтесь-ка, ребята,

        На мои оборочки.

  1. Разудалый я силач –

Гну рукой подковку!

Потому что я жую

Каждый день морковку!

  1. Куда лезешь целоваться

         С таким малым ростиком?

         Лет тебе совсем не 20,

         А полтинник с хвостиком.

  1.  Мы частушки петь кончаем

        И платочек на плечо.

        Приходите на капустки,

        Мы споем вам там еще.

Небольшой перепляс.

Малашка: Готово! Полная бочка!

Хозяйка: Хватит, девки, веселиться. Пора нашим мужичкам дикий камень нести, капусту задавливать.    

Выходят мужчины, несут большой камень, задавливают капусту.

Девушки рубщицы кружатся по дому и приседают, все  приговаривают:

Хозяин:           Без капусты щи не густы.

Юноша 2:        Кисни капуста да не перекисни.

Юноша 3:     Не будь стара, будь молода!

Юноша 1:        Без капусты и в кастрюле пусто. Где щи, тут и нас ищи.

Хозяйка:          А на будущий год…

Рубщицы:   Родись пузаста, а не головаста.

Хозяйка: Ну, вот с Божьей помощью и закончили с капустой. Малашка, неси угощения.

Хозяйка угощает всех пирогами с капустой.

Хозяйка: Ну, вот и дело сделали, и повеселились. Спасибо вам за помощь. Заходите на капустные пироги – всегда буду рада гостям.

Хозяин и хозяйка, Микола и Малашка поют:

Пора, пора гостям с двора / 2 раза

Надо убираться, нечего держаться.     

Хозяйка кланяется гостям. Ответный поклон.

Рубщица 1: 

Подавай милой карету / 2 раза

Я сяду поеду / 2 раза

Рубщица 2: 

Подавай милой другую / 2 раза

Я сяду в любую / 2 раза

Рубщица 3: 

Подавай-ка милый третью / 2 раза

Садись кучер с плетью / 2 раза.

Рубщики: Завтра к Пелагее пойдём капусту рубить.

Все участники праздника расходятся под весёлый наигрыш гармошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...


 

Комментарии

Надежда Александровна,спасибо!Материал очень интересный.

Белихова Надежда Александровна

Очень рада что вам он стал полезен!!!