Главные вкладки

    Урок обобщения по роману "Герой нашего времени". "Школьная киностудия"
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Урок поможет полюбить литературу в связи с выбором профессии -от литературоведа до стилиста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 12.shkolnaya_kinostudiya.docx20.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русской литературе в 9 классе

                     «Школьная киностудия»

    (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

    Цели урока.

    Обучающая.  Обобщить изученное по теме «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

    Развивающая.  Связать изучение литературного произведения с возможным выбором профессии. Развивать устную и письменную речь в научном стиле.

    Воспитывающая.  Помочь в выборе профессии, связав его с изучением литературы. Показать в литературном произведении пример активного отношения к жизни.

    Оборудование.  Портрет Лермонтова, иллюстрации к роману. Аудиозапись вальса к драме «Маскарад». Тесты на знание текста. Выставка книг о Лермонтове.

    Подготовка к уроку.

    1. Группа сценаристов. Какой сценарий будет избран: по-лермонтовски или в хронологической последовательности. Найти аргументы у Белинского, привести свои.

    2. Группа костюмеров. По книгам «История костюма», «История прически» подготовить сообщение о прическах и одежде будущих героев фильма, аргументировать выбор текстом. Подготовить рисунки, модели причесок.

    3. Группа ассистентов. Найти возможные места съемок по картинам Лермонтова и тексту.

    4. Редактор. По материалам Интернета рассказать об экранизациях романа. Высказать свою точку зрения.

    5. Всему классу. Найти среди одноклассников «исполнителей» главных ролей. Аргументировать выбор внешними данными, манерой поведения, текстом.

    План урока.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация. Тестирование.

    3. Работа киностудии.

    4. Кинопробы.

    5. Итоги урока.

       Эпиграф к уроку.

    Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас найдет. (Ушинский)

                Ход урока.

    1. Лермонтов писал. Что во всякой книге первая и последняя вещь – предисловие. Оно или объясняет цель сочинения. Или оправдывает, отвечает на критику. Наш урок особенный, мы можем подвести итог всему, что узнали о романе Лермонтова, и сделать больше: использовать наши знания и умения в необычном проекте. Мы собрались, чтобы создать кинофильм по «Герою нашего времени». Задания к нашей постановке получили группы сценаристов, редакторов, костюмеров, гримеров, ассистентов режиссера. Но вначале мы проверим вас на компетентность.

    2. Тест по тексту романа «Герой нашего времени» под музыку.

    3. Работа киностудии.

    Сообщение редактора  «Лермонтов в кино» по материалам Интернета.

    Отчеты группы сценаристов.

    1). Роман «Герой нашего времени» давно привлекает кинематографистов. Еще в 1926-27 годах появились черно-белые немые  фильмы режиссера Владимира Барского «Княжна Мери», «Бела», «Максим Максимыч». В юбилей писателя был снят фильм по драме «Маскарад» Знаменитым Сергеем Герасимовым. В 1955 году вышел фильм «Княжна Мери» режиссера Анненского. Печорина играл Анатолий Вербицкий. В 1965 -66 годах Станислав Ростоцкий поставил дилогию «Герой нашего времени», в нее вошли «Бела» и «Максим Максимыч» В последнюю часть входит «Тамань». Эта экранизация получила много призов. Роль Печорина исполнял известный по фильму «Баллада о солдате» Владимир Ивашев. Как видно, режиссеров привлекали отдельные повести, причем одни и те же.  В 1975 году на телеэкраны вышел спектакль А.Эфроса «Страницы журнала Печорина».  В главной роли был Олег Даль, который стал актером, потому что мечтал сыграть Печорина. Про Даля говорили, что он болен самой прекрасной из болезней – манией совершенства. Он вел роль на пределе нервов и боли.  Это сближало его с героем. Грушницкого играл Андрей Миронов.

     Через 10 лет Лермонтовым заинтересовались в США, вышел фильм Майкла Альмерейда «Герой нашего времени». И только в 2006 году Александр Котт поставил полную версию романа с полным названием. Фильм хвалили за исполнителя главной роли, похожего на В.Ивашева, А.Петренко и за кавказские пейзажи. Интересно, что Петренко тоже дебютировал в роли Травкина из фильма «Звезда», как и артист Вербицкий из «Княжны Мери».  Внимательные зрители заметили несоответствие тексту книги. В 2011 году вышел фильм «Печорин» режиссера Романа Хруща. В главной роли Станислав Рядинский.

    2). Литература не отображает жизнь фотографически или хронологически. У нее свои законы. Лермонтов сложил роман как цепь повестей. Сначала автор-рассказчик слышит о Печорине из третьих уст, потом видит героя, то есть стоит рядом с ним. В Журнале Печорина» о себе рассказывает сам герой, а автор-рассказчик как бы смотрит издалека нашими глазами.

    Если сделать отдельные самостоятельные фильмы, нарушится замысел Лермонтова. Это будут картинки из жизни Печорина. Если сделать несколько серий в хронологическом порядке, не нужен образ рассказчика. Я предлагаю снимать по-лермонтовски. В «Беле» Печорина не будем давать крупным планом. Рассказ поведет Максим Максимыч. Так мы сохраним текст и раскроем героя постепенно. Предлагаю на роль Печорина найти очень человека с добрым лицом, положительного, чтоб ему действительно было «мучительно больно».

    Беседа с классом.

    Интересно узнать, что по роману Лермонтова есть 3 балета. Все с одинаковым названием. Угадайте, какая повесть самая «танцевальная». («Бела»)

    Лермонтов заинтересовал и создателей опер, 5 из них на один сюжет, но не романа. Какое произведение самое вокальное? («Маскарад») И только одна опера называется «Печорин» (Мелик-Пашаев)

    Лермонтов по-прежнему волнует зрителей. В 2008 году снят фильм « Из пламя и света». Другое название «Мишель Лермонтов». Он рассказывает о последних двух месяцах жизни поэта. В 2012 – фильм «Посол зари» с Олегом Амирбековым.

    Отчет о работе группы ассистентов. Лермонтовские пейзажи.

    Отчет группы художников-постановщиков. Одежда и прически героев. Демонстрация моделей, выполненных учениками.

    Действие романа «Герой нашего времени» происходит в конце 30-х годов 19 века. Действующие лица – дворяне, кавказские и петербургские офицеры, дамы высшего света, провинциалки, горцы. Многие из героев (Княжна Мери и ее мать, Вера) одеты и причесаны со вкусом,по последней моде.

    Что было модно в это время?  Уже прошло увлечение классицизмом, в Англии и Германии зародился романтизм. Даже детей называли именами героев романтических произведений. А. Герцен писал, что «в украшениях, в одеждах воскрес вкус средних веков. Рукава женских платьев, прическа мужчин. – все подверглось романтическому влиянию».

    Печорин – тоже настроен романтически: ищет приключений в Тамани и Пятигорске, пытается приблизиться к грозе. Романтическим героем пытается выглядеть и Грушницкий.

    Если вы заметили. Печорин читаем модный в то время роман Вальтера Скотта «Пуритане» перед дуэлью. Эти романы пробудили интерес к Шотландии. Появились новые мужские прически с проборами: от лба к затылку, посередине или сбоку. Волосы взбивали надо лбом или по бокам и зачесывали вперед. В конце 40-х годов волосы стали длиннее, до воротника. Их завивали. Но это прически для мужа Веры и второстепенных персонажей. Например, для гувернеров, приехавших с детьми. Степные помещики не гонятся за модой, носят короткие стрижки. Доктор Вернер носит прическу «под гребенку», так что видны неровности его черепа. Для пожилого Максима Максимыча я предлагаю бакенбарды. Их называли «Фавориты».  Офицеры Печорин и Грушницкий не могут носить длинные волосы. По царскому указу они обязаны носить усы. Я предлагаю для Печорина и Грушницкого прически, как у Лунина на портрете Шевченко или у гусара Давыдова. Одеты они будут в офицерский пехотный мундир. Для Печорина нужен еще персидский халат. У Грушницкого – толстая серая шинель с Георгиевским крестом, позже офицерский мундир, лайковые перчатки. Для штатских обязательны круглые шляпы. Вернеру нужен стиль буржуа: простой костюм, недорогие ткани. Он одет в необычный ранее черный сюртук и жилет. Это была одежда для траура, еще недавно носили коричневые и зеленые фраки. В 40-е годы черный цвет станет повсеместным.   Прототипом доктора был Николай Майер, можно использовать его портрет. Для Вулича у нас есть  портрет его прототипа – поручика И.В. Вуича, серба.

    Женская мода данного периода очень интересна и затейлива. Появились прически стиля «бидермайер» по имени героя немецкого романа. Эти прически мы сидим на портретах жен декабристов, Е. Бакуниной. На висках длинные локоны, а на затылке шиньон.  Такие прически княжна и Вера носят на бал в ресторации. Прическа для бала может быть украшена перьями, цветами, драгоценностями.

     Лермонтов упоминает о множестве локонов в прическе княгини, о ее густых волосах. Замужняя женщина ее возраста должна была носить чепец и букли.  Она может быть одета как Софья Апраксина, или сестра Пушкина, или Долли Фикельмон.

    Костюмы женщин этого времени очень живописны. Часто используется вышивка. Лермонтов пишет, что Мери одета по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего. В сцене у колодца на ней будет серое платье жемчужного цвета, красновато-бурые изящные ботинки. Мери увлекается  Англией, одевается по-английски романтично: широкая юбка, очень тонкая талия, корсет, воланы и кружева. Ей необходима также амазонка – платье для верховой езды в сцене с поцелуем, бальное платье с открытыми плечами, персидская шаль для ночной сцены, зонтик для прогулок.

    Одежда Веры и княгини более строгая. Шляпки они носят с высоким донышком. Типа кибитки. Они почти закрывают лицо. Такая шляпка у Веры, когда она сидит в гроте. На иллюстрации Шмаринова такая шляпка на Мери. К сожалению, не соответствует  эпохе рисунок Врубеля. Такую узкую юбку будет носить Анна Каренина в конце века.

    Косметикой в то время почти не пользовались. В сцене бала у провинциальной барыни будет мушка на лице. Героини 30 годов бледны и нежны. Вера больна чахоткой. А Мери страдает из-за Печорина. Нужно уделить много внимания гриму глаз. У Веры голубые глаза, у Мери – бархатные, у Белы – глаза горной серны. В моде того времени французские духи. Печорин замечает, что от Мери «повеяло ароматом, каким дышит записка милой женщины». Разумеется, фильм не передаст запахи, но для создания атмосферы они необходимы.

    4. Кинопробы.  Кто в вашем классе мог бы сыграть роль…? Обсуждение кандидатур на роли Печорина, Грушницкого, Вернера, Азамата, княжны Мери, Веры, Белы. Аргументация текстом.

    5. Подведение итогов работы.  Оценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Школьная киностудия ЭРГО"

    Участники проекта посредством информационных технологий привлекают внимание общественности к позитивным и негативным социальным явлениям, социально значимым проблемам, способствуют их решению. О...

    Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

    Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

    Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

    Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

    Актером можешь ты не стать, но радостно учиться будешь! Школьная киностудия и ее роль в образовательном процессе

    Данная статья, написанная в соавторстве с Мариной Петиковной Ованесян, рассказывает о нашем опыте использования театральных технологий в образовательном процессе и внеурочной деятельности, а также о с...

    Презентация к циклу уроков по роману "Герой нашего времени"

    Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (уроки 1-2)...

    Система уроков по роману "Герой нашего времени"

    Система уроков по роману "Герой нашего времени"...

    Методическая разработка урока обобщения и повторения грамматических времен.

    На уроке применяются ИКТ. Игра- презентация в виде теста по грамматике на сравнение двух видовременных форм....